#Арт-обзор за неделю 21.11. -28.11.19

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова Артефакты. Из цикла «Аппликации» 1993

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова
Артефакты. Из цикла «Аппликации», 1993

21.11.19. Галерея ГУМ-Red-Line представила групповой проект «Recycle or die», в котором объединены работы 15 участников в разных медиа и посвящен он темам ресайклинга, экологии, избыточного потребления и токсичных активов. Название звучит намеренно ультимативно, подчеркивая, что понятие «экология» стало неотъемлемой частью современной современной картины мира и имеет самый широкий спектр значений от экологии окружающей среды, природы и планеты до экологии информации и экологии отношений. В современном мире экология претендует на статус абсолютной, универсальной этики, безразличной к социальной, расовой, территориальной либо конфессиональной принадлежности. «Неэкологично» в текущем контексте равняется «неэтично». Название также обращает внимание на то, что проект и авторские высказывания в нем не предполагают абсолютной серьезности экоактивиста, но содержат и элемент ироничного отношения к вере в безграничные возможности человека на все влиять и все изменять. Участники выставки: Сергей Сапожников, Ирина Корина, Аристарх Чернышёв, Алексей Лука, Александр Голынский , Мария Агуреева, Анна Титова, Арсений Жиляев, Дмитрий Ребус, Мария Шарова и Дмитрий Окружнов, Neal Small, Дуня Захарова, Егор Крафт, хореографическая группа ZH V YU с перформансом «Сад». Куратор: Елена Баканова. Выставка работает до 17.12.19.

 

 Фотографии предоставлены галереей ГУМ-Red-Line

26.11.19  East Meets West Gallery в Центре дизайна ARTPLAY представила выставку «Живая и неживая конструкция». Эта выставка открывает серию выставок с общей темой Живая и неживая природа . В ней демонстрируются графические и станковые работы московских художников Юлии Малининой и Ильи Серегина, которых объединяет выход за рамки конкретного фигуративного тематического рисунка и живописи в философское обобщение. Структурная основа произведений Юлии Малининой – архитектура, в особенности постиндустриальной эпохи, имеющая не только символическое значение, определяющее соотношения эпох и времен, но и выходящая на уровень эпического обобщения. С одной стороны, автор с ностальгией и грустью показывает утратившие свою функциональность огромные индустриальные объекты, а с другой, – приветствует их переход в ранг памятников эпохи сопоставимых с музеями.

Илья Серегин в представленных на выставке работах также выбирает довольно скупую цветовую гамму. Выбирая в качестве главной темы пейзаж, Илья Серегин и в нем остается в рамках строгого стиля минимализма. В последних графических и станковых работах его «визуальная геометрия» становится разнообразнее.

Интересен поиск и эксперимент с материалом в в объектах Марии Калмыковой и Максима Проценко. Когда им стало тесно в рамках традиционного скульптурного материала, то в ход пошли отходы древесного производства, камни, металлические стержни, гвозди и разное другое вторсырье. Дизайнерский и структурный подход к пластическому образу часто реализуется у художников в совместных работах. Мария Калмыкова: «Работать в паре мне необычайно интересно, так как каждый из нас вносит свою лепту в создание общего произведения… Работы, сделанные совместно мы подписываем – М+М, что создает некоторый игровой момент». Куратор выставки: Татьяна Палеева. Выставка работает в Центре дизайна «ARTPLAY» по 26.12.19.

Фотографии предоставлены East Meets West Gallery

27.11.19 Мультимедиа Арт Музей представил выставку «Мест нет» китайского фотографа Ву Гоюна (Wu Guoyong) – проект, иллюстрирующий тезис о том, что самая прекрасная идея, доведенная до абсурда, может привести к катастрофе. Это – рассказ о кладбищах прокатных велосипедов, за несколько лет практически поглотивших страну на волне пропаганды здорового образа жизни и заботы об окружающей среде. Велошеринг (совместное использование велосипедов), который китайцы считают одним из «Четырех новых великих изобретений», возник в период массового предпринимательства и инноваций. Концепция велошеринга как экологически чистого вида транспортной системы получила широкую поддержку. В крупных городах насчитывалось около двадцати семи миллионов велосипедов разных цветов – в зависимости от бренда, – и вскоре они буквально заполонили общественные пространства. Лишь в сентябре 2017 года, после того, как на городских улицах образовались стихийные свалки, власти начали вводить ограничения. Вследствие этого большинство велошеринговых компаний закрылось. Депозиты на сумму в несколько миллиардов юаней уже никогда не вернутся к клиентам, а велосипеды, стоившие десятки миллиардов юаней, превратились в городской мусор. Эти события подтолкнули китайского фотографа Ву Гоюна к созданию масштабного проекта «Мест нет», он объездил более 50 кладбищ прокатных велосипедов и зафиксировал увиденное с помощью фото- и аэросъемки, видео и технологии виртуальной реальности. Благодаря которому его имя стало известно во всём мире. Утром 26 июля 2018 года сайт sohu.com опубликовал фотографии и видеозаписи Ву Гоюна.  Их увидели сотни миллионов пользователей интернета, под фотоснимками появились тысячи комментариев. Проект «Мест нет» показал, что самая благая идея, связанная с защитой окружающей среды или пропагандой здорового образа жизни, но не продуманная до конца, может привести к катастрофическим последствиям. Куратор: Мария Лаврова. Выставка работает до 26.01.20.

 

 

 Фотографии предоставлены Мультимедиа Арт Музеем, Москва

27.11.19 Мультимедиа Арт Музей  впервые в Москве представил ретроспективную выставку звезды итальянского и мирового современного искусства Лучо Фонтаны, созданную в сотрудничестве с Фондом Лучо Фонтаны. Экспозиция, включающая более 60 работ художника из Фонда Лучо Фонтаны, итальянских музеев и частных коллекций, дает возможность проследить эволюцию творчества художника от фигуративных работ к абстракциям, разрушающим традиционное представление о картине. Творчество Фонтаны — это не просто огромный набор инновационных приемов в использовании бесконечно разнообразных пластических материалов. Это глубокое философское размышление об окружающем нас безграничном универсуме и о том месте, которое в нем занимает стремительно меняющаяся под напором научно-технического прогресса человеческая цивилизация, а также рефлексия над тем, что есть глубинный смысл понятия «свобода».

Фирменные дыры (buchi) на работах Лучо Фонтаны были для художника выходом в новое, бесконечное измерение. Свет, обнаруженный за пределами пространства холста, оказался выходом в космос. Идеи Фонтаны о том, что искусство может предвосхищать научные открытия так же, как научно-технический прогресс не может не влиять на художественное творчество, артикулированные в подписанных им манифестах, проявляют свою провидческую силу. Первый космический спутник будет запущен СССР в 1957 году, десять лет спустя после «космических прорывов» Лучо Фонтаны. За освоением космоса Лучо Фонтана будет следить внимательно и страстно. Одну из представленных на выставке в МАММ работ, «Пространственная концепция. Ожидание» (Concetto spaziale, Attesa) 1965 года, художник подписал: «Мягкая / посадка / русских на Луне… / Космическая эра». Параллельно с поисками новой свободы за пределами холста, в сороковые годы Фонтана продолжал работать как скульптор. На выставке в МАММ представлены четыре скульптуры этого периода, а также двенадцать керамических распятий, раскрывающих глубокую взаимосвязь духовных и художественных поисков художника. В 1958 году Лучо Фонтана начал свой самый известный цикл, «Разрезы» (Tagli), над которым работал до конца своей жизни. В этом цикле в картинах, объединенных названием «Пространственная концепция. Ожидания» (Concetto spaziale. Attese), появляются легендарные разрезы (tagli), которые стали кульминацией его духовных поисков и пластической презентацией его веры в бесконечность. Кураторы: Анна Зайцева, Ольга Свиблова. При участии Государственной Третьяковской галереи и Музея современного искусства «Гараж». Выставка работает до 23.02.20.

 

Фотографии предоставлены Мультимедиа Арт Музеем, Москва

27.11.19 Мультимедиа Арт Музей представил проект Франциско Инфанте и Нонны Горюновой «Метафора, метафизика, метаморфоза». На выставке показаны ранняя живопись, графика, эскизы проектов, позволяющие погрузиться в творческую лабораторию Инфанте, и цикл «Артефакты», над которым художник в соавторстве с Нонной Горюновой работает более сорока лет. Франциско Инфанте — лауреат Государственной премии РФ 1996 года, признанный классик современного российского искусства, один из ярких представителей советской неофициальной культуры.

Размышления над метафизическими проблемами мироздания, поиск собственного художественного языка, способного выразить бесконечность вселенной, определили путь художника с ранней юности до сегодняшнего дня. Он не устает повторять: «Мир не только бесконечен, но и таинственен». Его графика, его абстрактные картины начала 1960-х годов ломают сетку общепринятых канонов советского искусства. Выставка в МАММ впервые показывает работы Франциско Инфанте этого периода в максимально полном объеме, включая его знаменитый мобиль «Пространство-Движение-Бесконечность».  Полемизируя с претензиями русского авангарда на тотальное переустройство жизни, общества, каждого конкретного человека и природы, Инфанте артикулирует другую парадигму художественного сознания. Двадцатилетний художник другой эпохи, уже второй половины XX века, проблематизирует миф о бесконечной власти индивидуума над другими, в том числе над природой. В последующих циклах «Артефакты» и «Продолжения», где Франциско Инфанте и Нонна Горюнова создают  инсталляции в природных ландшафтах, художники развивают идею гармонизации человека и природы. Внедряя в природный мир созданные ими искусственные объекты, художники выстраивают тотальную инсталляцию. Они выбирают уникальную и единственную точку съемки, которая дает возможность зафиксировать на фотопленке рождение визуальной метафоры – артефакта. Артефакты Франциско Инфанте и Нонны Горюновой отражают красоту и гармонию, возникающие в результате нового типа взаимоотношений природного и искусственного, где нет места доминированию одного над другим. В одном из своих интервью Инфанте говорил: «Художник творит для преодоления непреодолимого, ради самого божественного замысла человека, приоткрывая тайну устройства нашего мира, утверждая радость такой встречи». Выставка работает до 16.02.20

 

 

Фотографии предоставлены Мультимедиа Арт Музеем, Москва

27.11.19 Галерея «Файн Арт» представила выставку Ванды Вертинской «Мерцание». В экспозиции дебютного проекта абстрактные фотоколлажи, живопись, объекты, видео. Ванда не приписывает себя к какой-то одной стране и позиционируется как человек мира Она обучалась в Белорусской Академии искусств, в Великобритании – рисованию в виртуальной реальности, мастер классы и уроки  брала  у тайских, бельгийских, и мексиканских художников и скульпторов, изучала африканскую скульптуру в Париже, то есть подверглась  мультикультурному влиянию. И это нашло отражение в ее творчестве. Куратор: Ирина Филатова. Выставка работает до 15.01.2020.

Фотографии предоставлены галереей «Файн Арт»

28.11.19 ЦТИ «ФАБРИКА» в зале «оливье» представила выставку Татьяны Шерстюк «72 оборота вокруг единственного и неповторимого». Современное общество диктует, что все мы должны быть независимы. Манифестации о мужском и женском равноправии, свободе выбора того самого – «единственного и неповторимого» уже более ста лет. Тем не менее, присутствует доля мистики, когда вопрос касается поиска своей «второй половины». Но что же такое «ваша вторая половина»? Значит ли это, что сами по себе мы не целостны? Мы воспитаны в культуре, которая питает чувство собственной неполноценности в отсутствии этой самой половины, в которой и заключается наше «счастье» и обретение покоя. В тоже самое время существуют практики, предлагающие обратиться с этим вопросом ко вселенной.Так ли это абсурдно, как кажется, искать свою вторую половину совершенно не там, и не так, как очевидно? Ритуалам подчиняются все сферы жизни: свадебный ритуал, похоронный ритуал, ритуал хождения на работу, ритуал поиска партнера, ритуал празднования дней рождений, ритуал рукопожатия и т.д. Ритуальное действие – это цикличное действие. Действие, повторяющееся по кругу. Круг символизирует бесконечность, совершенство и законченность. Одной из основных функций круга является разграничение внутреннего и внешнего мира. А так ли логичен и очевиден тот видимый реальный внешний мир, в который мы привыкли верить, что мы готовы отсечь все «нелогичные» методы действий?  Автор тестирует на себе современные магические ритуалы для поиска своей пустоты и поиска сущности своей второй половины, и предоставляет результаты на обозрение публики. Сам ритуальный процесс поиска, становится более существенным, чем результат поиска, ведь процесс ритуала бесконечен и подчиняется идеальной форме круга. Автор: Таня Шерстюк.

В съемках принимали участие: Устина Яковлева, Наташа Тазбаш, Татьяна Сушенкова, Наталия Пурко, Диля Демиденко, Таня Шерстюк. Оператор: Денис Мустафин. Проект стал победителем VI Сессии программы Фабричные мастерские (Центр творческих индустрий “Фабрика”) в номинации “Выставка на фабрике». Выставка так же вошла в параллельную программу 8-й Московской Биеннале Современного Искусства. Выставка работает до 15.12.19.

Фотографии предоставлены автором проекта Татьяной Шерстюк

26.11.19. Галерея КультПроект представила выставку Валерия Орлова «Фотография». «При помощи инструмента-камеры я только закрепляю ощущения происходящего события в реальном, видимом «физическом» мире, фиксирую происходящее. В фотографии я практически связан по рукам и ногам с физической реальностью этого мира. В ней изобразительный образ – это отображение, а не выражение моих ощущений…» – Валерий Орлов. Выставка работает в арт-пространстве Cube до 15.12.19. 

Валерий Орлов, "Фотография"

Валерий Орлов, “Фотография”

Фотографии предоставлены галереей КультПроект

28.11.19.  Галерея «Промграфика» представила выставку «В ВЕКТОРЕ» художника Павла Слуцкого. Векторная графика – это предельно краткое художественное высказывание. Вектором можно оперировать в любом жанре и формате, решать любые изобразительные задачи, но требования краткости и символичности едины. Вектор всегда – знак, афиша, упаковка. Базовая профессия Павла Слуцкого – промышленная графика, графический дизайн. Эта выставка –  объединение дизайнерского и артистического видения, воплощение прикладных практик в том, что называют изобразительным искусством. Выставка работает до 02.12.19.

 

Фотографии предоставлены автором

26.11.19. В Архитектурном клубе арт-квартала «Гостиный Двор» прошла пресс-конференция 45-го Российского Антикварного Салона.  Юбилейный 45-ый Российский Антикварный Салон впервые в своей истории открылся в Гостином Дворе на Ильинке. Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МККААД) отмечает 15-летний юбилей и представляет на Салоне некоммерческую выставку «Тренды коллекционирования в России». Антикварный Салон в Гостином Дворе открыт для посещения 27.11. – 01.12.19.

27.11.19 Московский музей современного искусства совместно с SDV Arts & Science Foundation представили выставку «This Is Not a Book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке».  В рамках одного проекта представлены два собрания коллекционера: современного искусства и редких изданий философских трактатов. Представляя собой синтез искусства, философии и науки, экспозиция выставки поделена на две части: редкие издания трактатов великих философов XVII–XX вв. и работы современных российских художников самых разных направлений. Участники проекта: Андрей Бартенев, Дмитрий Гутов, Иван Горшков, Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Константин Звездочетов, Дмитрий Каварга, Ирина Корина, Андрей Кузькин, Олег Кулик, МишМаш, Дмитрий ::vtol:: Морозов, Гоша Острецов, Павел Пепперштейн, Виктор Пивоваров, Александр Повзнер, Тимофей Радя, Леонид Соков, Валерий Чтак и другие. Участники выставки вступают в диалог с редкими философскими трактатами Бэкона и Декарта, Канта и Гегеля, Гуссерля и Витгенштейна и других философов, представленных в зале музея в качестве артефактов. Многие арт-объекты из коллекции Дмитрия Волкова так или иначе связаны с событиями из его жизни, и идеей выставки стало приглашение посетителей прямо в сознание коллекционера. Такое решение позволяет проследить неразрывную связь философии и искусства – двух ключевых медиумов человеческой мудрости. Аудиозапись – живой саундтрек выставки с голосами художников, куратора, коллекционера и световой фокус, выделяющий определенные объекты из полумрака направляют зрителя по прописанному сценарию. Выставку сопровождает параллельная программа встреч с художниками, чьи работы представлены в Образовательном центре ММОМА, а также дискуссии с философами о значении и развитии философии в современном мире. Куратор: Федор Павлов-Андреевич. Архитектор: Катя Бочавар.  Выставка работает в Образовательном центре ММОМА до 26.01.20.

 

Фотографии предоставлены Московским музеем современного искусства

Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: