#Арт-обзор за неделю 2.07-9.07.20

 

С постепенным переходом арт-жизни из онлайна в оффлайн мы возвращаемся к привычным Арт-обзорам.

03.07.20. «Открытый клуб» представил произведения Андрея Гончарова (1903—1979), классика книжной иллюстрации, обладателя международной премии Гутенберга. Выставка знакомит с работами из семейного собрания наследников художника. В экспозицию входят иллюстрации, портреты, эскизы к монументальным композициям, этюды обнажённой натуры, живопись и архив документов.

Андрею Гончарову принадлежат слова – «графика – служанка жизни». Он знал и чувствовал необъятный спектр возможностей графического искусства и использовал их в полную силу. Книга, по мнению мастера, от обложки и шрифта до выходных данных сделана художником. Андрей Гончаров создал иллюстрации к произведениям Гёте, Островского, Тургенева, Есенина, Блока и многих других.

Живопись представлена работами, на которых автор запечатлел своих домашних, лиричные пейзажи и натюрморты. Личное, интимное переживание художника превалирует над физической действительностью и сюжетом.

Многочисленные театральные этюды Гончарова — важный этап творчества художника. Он оформлял спектакли во МХАТе, Театре им. Моссовета. Созданный им визуальный ряд к произведениям Шекспира считается классикой русской иллюстрации. Выставка работает по 14.07.20.

Фотографии предоставлены галереей «Открытый клуб»

 

03.07.20. В Подземном музее в «Зарядье» открылась выставка, посвященная 90-летию художника Ильи Глазунова в рамках цикла #три_. Илья Гдазунов — Народный художник СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» и почетный член Королевских академий изящных искусств Мадрида и Барселоны, обладатель Золотой медали Пикассо, высшей награды ЮНЕСКО, «за вклад в мировую культуру и цивилизацию». «Мне иногда кажется, что я прожил сто жизней, но все они, и счастливые, и кошмарно-трагические, объединены одним понятием: моя жизнь в жестоком ХХ веке», — слова Ильи Глазунова из вступления к книге воспоминаний. В июне 2020 года исполнилось 90 лет со дня рождения художника. В центре экспозиции Подземного музея по традиции проекта три картины мастера: «Достоевский. Ночь» (1985), «Легенда о царевиче Димитрии» (1991) и «Иван Грозный» (1999). Эти работы раскрывают главные темы в творчестве Глазунова: трагические моменты русской истории и мир духовных исканий Федора Достоевского. Мультимедийная часть выставки знакомит с биографией художника. В экспозицию вошли фрагменты документальных фильмов с участием Глазунова, где он рассказывает о своем творчестве, и кадры театральной постановки, для которой он создал декорации. Выставка работает по 19.07.20.

Илья Глазунов «Легенда о царевиче Димитрии» (1991)

Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью Парка «Зарядье»

 

03.07. 20. Государственный музей Востока представил выставку «Нам родина пристанище дала». Экспозиция приурочена к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и продолжает серию выставок Государственного музея Востока на тему «Художники в эвакуации». Выставка знакомит с произведениями художников, оказавшихся во время войны в эвакуации в Средней Азии, а также местных живописцев и тех, кто приехал туда до войны. В экспозиции представлены живописные и графические произведения, созданные в военные годы в Ташкенте, Самарканде, Коканде, Фергане. На выставке экспонированы работы широко известных художников: Павла Бенькова, Роберта Фалька, Александра Волкова, Меера Аксельрода, Александра Лабаса, Зинаиды Ковалевской, Петра Никифорова и других. Впервые в музее представлены новые поступления графической серии Александра Лабаса — листы из цикла «Ташкент», ранее не экспонировавшиеся.  Куратор выставки: Млада Хомутова. Выставка работает до 09.08.20.

Беньков П.П. Чайхана на Регистане. Узбекистан, Самарканд. 1944 год.

Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока

 

03.07.20. В галерее «Беляево» Объединения «Выставочные залы Москвы» в рамках основной экспозиции выставки «Мозаичные коллекции. Острова» открылась выставка «COVIDOVO LETO». Коронавирус можно назвать главной темой 2020 года. Пандемия затронула всех в той или иной степени. Каждый художник по-своему воспринимает и осмысляет окружающую действительность, будь то радостные моменты или сложные периоды. На выставке «COVIDOVO LETO» представлены произведения художников-мозаичистов, которые делятся своим видением ситуации, чувствами, ассоциациями и образами, воплотив их в жизнь посредством искусства мозаики. На выставке т представлены работы Александра Корноухова, Феликса Буха, Алины Баталиной, Анны Бутиной, Татьяны Дубовской, Анны Замулы, Бориса Зинкевича, Ирины Кучменко, Антона Стриженко, Юлии Пухаревой, Алексея Жучкова, Марии Скурихиной. Куратор выставки: Ирина Кучменко. Выставка работает до 02.08.20.

Фотографии предоставлены галереей «Беляево» и куратором Ириной Кучменко

04.07.20. В новом пространстве галереи Osnova открылась выставка-диалог художников Андрея Богуша и Никиты Алексеева «Why this moon?». Это совместный проект галереи Osnova и галереи Iragui, и он отражает дух нового времени, когда, руководствуясь особенно важными сейчас принципами «солидарность» и «взаимодействие», в пространстве Osnova выстроен диалог двух художников, представленных двумя галереями. Андрей Богуш и Никита Алексеев – два художника и поколения. С одной стороны, художник, занимающийся производством изображений, которые распространяются и потребляются в сети. С другой – классик московского концептуализма второго поколения. Их объединяет образ, который становится первичным. В холстах и графике Никиты Алексеева и работах Андрея Богуша важен промежуток между смыслами, короткое замыкание, которое происходит, когда один образ сталкивается с другим. В творчестве Никиты Алексеева присутствует текст, но он не становится ведущим. В работах Никиты Алексеева, представленных на выставке Why this moon? главным становится образ, его ощутимость. Если в графических листах она непосредственно появляется в изображенных объектах – камнях, деревьях, то на монохромных холстах – это только смутное ощущение, постепенное погружение при рассматривании.

Практика Андрея Богуша вдохновлена «цифровым состоянием» изображений. Создавая свои произведения на основе множества «схваченных» снимков (автор заостряет внимание на процессе take photograph), которые распространяются и потребляются через социальные сети или издательские платформы, художник привязывает новые непривычные смыслы к тому, что, казалось бы, может увидеть каждый. В бесконечной серии Proposals потоки изображений наслаиваются друг на друга и становятся абстрактными, превращаясь в негативы реальности. Сотрудничество в рамках выставки «Why this moon?» строится на взаимоподдержке, которая получает новое прочтение в период кризиса. Выставка работает до 06.08.20.

Фотографии предоставлены галереей Osnova

 

07.07.20. Государственный музей Востока представил выставку Амшея Нюренберга, приуроченную к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.  На выставке представлено более 50 работ художника: графика, живопись, рисунки и наброски из записных книг. Экспозиция продолжает серию выставок Государственного музея Востока на тему «Художники в эвакуации». Амшей Нюренберг дважды бывал в Средней Азии. Первый раз — в начале 1920-х — Самарканде и Ташкенте, куда поехал для изучения, зарисовок и реставрации памятников средневековой архитектуры. Второй его приезд на Восток — это эвакуация в Ташкент в годы Великой Отечественной войны. Работы этого периода и будут представлены на выставке. В основном это графика — произведения на бумаге в техниках акварели, пастели, цветного карандаша, туши с размывкой, а также два живописных этюда, выполненных маслом на картоне. Тонкие изящные рисунки художника созвучны графике старых мастеров. Лишь несколько композиций непосредственно связаны с военной тематикой. В отличие от своего первого путешествия на Восток — во второй приезд в Среднюю Азию Амшей Нюренберг практически не изображал величественные памятники средневековой архитектуры. Немного в произведениях художника этого времени и пустынных мест восточного города. Пейзажи Нюренберга населены людьми и передают их настроение. Куратор выставки: Млада Хомутова. Выставка работает до 09.08.20.

Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока

 

06.07.20. Государственная Третьяковская галерея представила выставку «НЕНАВСЕГДА. 1968–1985». Этот выставочный проект-исследование задуман как вторая часть трилогии, посвященной послевоенному советскому искусству и включающей в себя выставки о трех исторических периодах — оттепели, застое и перестройке. «НЕНАВСЕГДА…» ставит целью проанализировать индивидуальное и массовое сознание этого времени на материале художественных произведений. Это первая попытка подобного анализа в отечественной музейной практике. Также впервые советское искусство конца 1960-х – середины 1980-х годов рассматривается в контексте мировой проблематики постмодернизма. Выставка посвящена периоду советской истории, который со времен перестройки стали обозначать как эпоху застоя, что подразумевало в первую очередь фактор стагнации в экономике и политической жизни. Но это определение может показаться некорректным, если говорить о культуре того времени, чрезвычайно насыщенной интеллектуальными спорами, поисками и открытиями. Советская культура приняла вызов постмодерна, но не смогла выдержать его напор в условиях закрытого общества и старых управленческих механизмов. Экспозиция построена по принципу демонстрации действия и противодействия, где действием становится общая идеологическая риторика, а противодействием — различные модели бегства от реальности. Выставка включает в себя восемь разделов, в которых раскрываются ключевые темы эпохи: «Ритуал и власть», «Соц-арт», «Религиозный мистицизм», «Деревня», «Детство», «Сообщества», «История и остановленное время», «Исчезновение». В выбранных темах феномены официального искусства соотносятся с феноменами андеграунда и альтернативной культуры по принципу кривых зеркал. В каждом разделе собраны варианты эскапизма, способы обмануть время, чтобы выйти за пределы советской реальности и еще дальше — за пределы реальности как таковой. В экспозиции выставки собрано около 450 экспонатов из 34 российских музейных и частных собраний. К выставке издан каталог, который выложен в онлайн-продажу. Каталог содержит статьи ведущих критиков и искусствоведов, культурологов разных поколений. В рамках проекта подготовлена культурно-образовательная программа. Она включает Zoom-дискуссии, лекции, кинопоказы. На образовательном портале Третьяковской галереи «Лаврус» публикуется спецпроект. Кураторы: Кирилл Светляков, Юлия Воротынцева, Анастасия Курляндцева. Выставка работает в Новой Третьяковке в залах 60–62 по 11.10.20.

Фотографии Cabinet de l’art

 

07.07.20. Галерея Ruarts представила выставку — первый галерейный проект московского художника Zoom, чьи работы в течение последних лет регулярно появляются на улицах столицы, привлекая внимание прохожих злободневным содержанием и радикальной формой.

Zoom — псевдоним анонимного московского уличного художника, известного активным трафаретным бомбингом (нелегальная практика). В качестве инструментов для своих проектов художник использует различные материалы в зависимости от задачи: трафареты, постеры, малярный скотч, аэрозольные баллоны. Фоном для работы художника может служить как стена, так и ограждающий баннер на заборе. Сфера особого внимания Zoom — работа с городской фактурой, «грязная красота» мегаполиса. Характерной компонентой сюжетов Zoom является ирония или сатира. Художник использует образы из наследия советских времен и Голливуда, а также из современных медиа, время от времени дает комментарии на актуальные политические события. Среди официальных работ Zoom участие в проекте II Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» «#проект64: НЕ/ЗАВИСИМОСТЬ» в павильоне «Оптика» на ВДНХ (2016), выставке «Войти в историю» в Музее Москвы и проекте «Части стен» в ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург) в 2018 году.

«Wasted/Впустую» — возможно, самая актуальная выставка этого сезона. Задумав проект еще в 2019 году, Zoom представлял его как размышление о возможном антиутопическом будущем – своего рода предостережение человечества о страшных последствиях текущего безответственного использования природных ресурсов и нескончаемого перепроизводства. Однако сегодня пост апокалиптическая картина мира оказалась реальностью.  В работах, подготовленных для выставки «Wasted/Впустую», Zoom наглядно демонстрирует, как бесконечное потребление товаров сегодня сплетается с поглощением непрерывного информационного потока, который захлестывает обывателей, судорожно пытающихся впитать в себя как можно больше медиаконтента (работы «Инфожрач» и «Море медиа»). Современный человек оказывается одновременно погребен как под материальным мусором, так и под информационным. Люди безрассудно обращаются с ресурсами планеты, считая, что, когда Земля придет в негодность, ее можно будет выкинуть на помойку и купить взамен новую. Но вот мы видим, как планета «отвечает нам тем же» – готовится стряхнуть с себя человека, выбросить его в урну. И если еще совсем недавно нам казалось, что скоро мы погрузимся в виртуальное пространство и найдем там безопасное прибежище, то после массовой изоляции стало очевидным, насколько мы привязаны к физическому, материальному миру, который вот-вот окончательно разрушится на наших глазах. Радикальный пессимизм художника сочетается в его практике с прямым обращением к зрителю с помощью знакомых всем медийных образов и грубых техник. Работы Zoom для этой выставки сделаны из предельно «нехудожественных» материалов: пластиковых бутылок, ржавых металлических бочек и контейнеров, журнальных обрезков и кабельных проводов. Все это направлено на то, чтобы произвести максимально жесткий и эффективный удар по массовому сознанию – по мнению художника Zoom, сегодня это единственный способ заставить человека опомниться.

Куратор: Алексей Партола. Художник по звуку: Егор Сухарев. «Выставка “Wasted/Впустую”, на мой взгляд, предлагает всем нам посмотреть ещё раз вокруг себя, на наш мир, на современный уклад, социальные отношения, дистанции, ценности и прежде всего на нас самих. Мы стали свидетелями тотальной неопределенности и хрупкости мировой системы координат. Сегодня переосмысление укоренившихся ценностей и того, что действительно важно, актуальны как никогда», — куратор выставки Алексей Партола. Выставка открыта для посещения с 10 июля по 30.08.20.

Созданный Алексеем Партола и @3astudio сайт, где можно вручную воссоздать самые известные работы Zoom в городе

 

Фотографии предоставлены Галереей Ruarts

 

07.07.20. На Винзаводе прошел летний вечер вернисажей, галереи вновь открыты для посещения. Многие из них представили новые выставки. Галерея XL представила выставку художника и скульптора Александра Повзнера «кусство». Александр Повзнер -выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества (1993 — 1997),  Московского Государственного художественного института им. Сурикова (1997 — 1999),  Института проблем современного искусства (2008 — 2009). По словам автора, название выставки — это просто часть слова «искусство», «на огрызке сточенного карандаша». На выставке «кусство» представлены масштабные произведения Повзнера: серия изображений примерно 3/3 метра, выполненных гуашью на крафтовой бумаге, а также гипсовая скульптура «Художник». «Герои работ, парами или поодиночке, застыли в оцепенении или замешательстве, в предельных или тупиковых ситуациях, в паузах между слов, перед необходимостью разрешить противоречие. Они или давно замолчали, как «Идол» и «Забор-дерево-забор», или боятся издать звук, как «Девушка за дверью», или ещё не сообразили, что сказать, как «Лошадь, которую оседлала другая лошадь» и как «Сложный гость» перед открытой дверью. А «Художник» пробил одну реальность и попал в другую», — Александр Повзнер. Все работы, представленные на выставке, выполнены в течение года: июнь 2019 — июнь 2020 гг. Выставка работает до 15.08.20.

Фотографии предоставлены автором Александром Повзнером

Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: