#Арт-обзор за неделю 14.11. -21.11.19

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Майлз Олдридж Работа по дому #7 2008 © Miles Aldridge / Courtesy of Christophe Guye Galerie

Майлз Олдридж Работа по дому #7 2008 © Miles Aldridge / Courtesy of Christophe Guye Galerie

14.11.19.  В музее современного искусства «Гараж» объявили победителей грантовой программы для художников до 35 лет, работающих в сфере актуального искусства, на 2019/2020. Грантовая программа Музея «Гараж» комплексно поддерживает молодых российских художников с 2012 года и в настоящий момент является единственной инициативой подобного рода в стране. Задача программы – обеспечить молодым авторам финансовую поддержку, что позволяет им направить творческие ресурсы на развитие профессиональных навыков и расширение области исследовательских интересов. С 2019 года грантовая программа для художников, работающих в сфере актуального искусства, осуществляется при поддержке партнера Музея – компании «Ингосстрах». В 2019 году в конкурсе приняли участие 348 художников, из которых экспертным советом были отобраны 7 победителей. Приоритетными критериями при выборе являются работа с новыми материалами и формами, неординарность мышления и убедительность художественных решений. Лауреатами грантовой программы для художников, работающих в сфере актуального искусства 2019/2020 стали: Алиса Горшенина (г. Нижний Тагил); Анастасия Вепрева (г. Санкт-Петербург); Василий Кононов-Гредин (г. Киров); Полина Канис (г. Москва); Софья Скидан (г. Москва); Заурбек Цугаев (г. Грозный).

Фотографии предоставлены PR-делом Музея «Гараж»

 

15.11.19. ARTIS PROJECT совместно с ARTIS GALLERY представили свой проект «Реальные игры» – путешествие по мирам виртуальной и дополненной реальности современных художников. Участники выставки: Алексей Андреев, Софья Караулова, Гоша Точечник, Валерия Мордашова, Елизавета Кудрявцева, Оскар Шторм, Ася Добровольская, Алексей Неретин, Филипп Игумнов, Ксения Грабыня. Игры в самых разных проявлениях и формах сопровождают человека на протяжении всей жизни. Сегодня, когда перед социумом не так остро стоит вопрос выживания, как проживания ярких эмоций, игра становится важным механизмом, позволяющим получать новые впечатления, поменять мировоззрение.  Арт-уикенд «Real Games» прошел в Цехе Красного ЦСИ «Винзавод», 16-17.2019.

 

Фотографии предоставлены ARTIS PROJECT

 

15.11.19. В музейном комплексе «Новый Иерусалим» в Истре была представлена выставка «Шагал: между небом и землей». В экспозиции представлено 239 работ Марка Шагала из музейных и частных коллекций трех стран – России, Франции и Беларуси. На выставке представлены живопись, графика и гобелены художника. Куратор проекта – приглашённый эксперт в комитете Марка Шагала в Париже, заслуженный работник культуры РФ Екатерина Селезнева. Идею выставки выражают слова самого Марка Шагала: «Живопись мне казалась каким-то окном, через которое я улетал в другой мир». Выставка работает по 08.03.20.

Фотографии предоставлены музейным комплексом «Новый Иерусалим» в Истре

16.11.19. В галерее «ЗДЕСЬ на Таганке» Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась персональная выставка московского художника Романа Ермакова «Танцующая ось пятого измерения». Этот проект представляет собой реализацию желания автора показать возможность и даже необходимость появления в Москве новой городской скульптуры. Это своеобразное предложение по развитию public-art в городе и исследование городского пространства, с целью обогащения визуального имиджа Москвы. В течение последнего год Роман занимался поиском новых форм, параллельно исследуя город на наличие локаций для будущих скульптур. На выставке представлены модели будущих скульптур, 3D визуализация городских пространств с размещенными в них скульптурами и видео-арт. Выставка работает до 08.12.19.

 

Фотографии Cabinet de l’art

18.11.19. ГМИИ им. А.С. Пушкина в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков представил выставку «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1», посвященную 180-летию изобретения фотографии. Куратор: Ольга Аверьянова, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина. На выставке представлены уникальные образцы трех редких технологий в истории фотографического искусства, которые не только не позволяли тиражировать произведения, но и явились первыми в своем роде – первым фотографическим изображением, первой цветной фотографией, первым моментальным отпечатком. В экспозицию входит 115 работ, существующих в единственном экземпляре, из музеев Франции, Австрии и России. Среди авторов: Луи Дагер, Сергей Левицкий, Леон Жимпель, Антонен Персонна, Стивен Шор и Хельмут Ньютон. Датой изобретения фотографии считается 19 августа 1839 года, когда на заседании Академии наук был обнародован доклад о технологии, придуманной французом Луи Жаком Манде Дагером и названной его именем. Франция открыла всему миру секрет фотографии, и мир с удивлением впервые увидел свои отражения. Автохром считается первым цветным процессом фотопечати. Он был запатентован во Франции изобретателями кинематографа братьями Люмьер в 1903 году. Поляроидные отпечатки стали первым способом получения мгновенных цветных изображений. Метод был запатентован в 1947 году и получил массовое распространение в 1970-х – 1980-х. Единичный цветной отпечаток на готовой карточки Polaroid в своем роде оказался предшественником цифровой фотографии – результат съемки можно увидеть моментально. На протяжении своей 180-летней истории фотография воспринималась как тиражный способ создания изображений. Взаимоотношения линз, химических реагентов и света с воспроизводимой натурой создали новое искусство. Искусство технологии, где первыми из первых стали дагеротипия, автохром, поляроид. Единичные фотографии оказались столь же уникальными, как рукотворные произведения художников. Спецификой экспозиции «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» является новый взгляд на феномен фотографии, на ее качества как произведения искусства, неповторимого в своем роде.

Ольга Аверьянова, куратор выставки, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина:

«На всем пути своего развития фотография выстраивает сложные отношения с реальностью, которые, как оказалось, могут быть и настоящими, и «фиктивными». В этих отношениях и заключена формула фотографии: бесконечная иллюзорность реальности и вымысла, искусства и жизни.» 

Выставка работает до 26.01.20.

Фотографии предоставлены пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина

19.11.19. Галерея Промграфика представила выставку «ВОПРЕКИ» –  акварельные работы двух авторов объединённых общей судьбой: Константина Полякова и Елены Осиповой.  Каждый автор имеет свои формальные стилистические предпочтения и свой взгляд на мир. Вдохновение для творчества оба художника черпают из личных впечатлений, размышлений и восхищения бесконечной гармонией природы. Елена Осипова в своих акварелях уводит в мерцающий мир нюансов, чувственных порывов, тонких градаций, передающих ощущение пробуждения света и цвета. 

Живопись Константина Полякова наполнена акварельными экспериментами, поездки в Индию обогатили, расширили его палитру и привели к новым творческим открытиям. Куратор: Константин Поляков. Выставка работает до 24.11.19.

Фотографии предоставлены куратором, участником выставки Константином Поляковым

19.11.19. ЦЕНТР ВОЗНЕСЕНСКОГО представил мультимедийный проект «ПОЭТ И ЛЕДИ», посвященный многолетней дружбе Андрея Вознесенского и Жаклин Кеннеди-Онассис, знаменитой Первой леди США. Выставка раскрывает тему дружеских отношений, вплотную связанных с мировой историей. Куратором проекта выступил Сергей Николаевич, главный редактор журнала «Сноб». Основным сюжетом проекта стала дружба Вознесенского с семьей Кеннеди и знаковыми фигурами американской культуры – драматургом Артуром Миллером и его женой – фотографом Инге Морат, поэтом Алленом Гинcбергом, писателем Куртом Воннегутом и многими другими. В центре экспозиции – личности Андрея Вознесенского и Жаклин Кеннеди-Онассис. Она включает историко-литературную часть с уникальными архивными фотографиями и первыми американскими изданиями Андрея Вознесенского на двух языках, аудиозаписи его выступлений в Библиотеке Конгресса. Два других зала занимает театральная инсталляция знаменитой квартиры Жаклин на Пятой авеню и психоделическая комната с современным видео-артом, переосмысливающим поп-арт 1960- х.  Фэшн-видеоинсталляцию создал театральный видеохудожник Михаил Заиканов. Архитектор выставки: Юлия Наполова.  Выставку сопровождает издание книги «Поэт и Леди» – совместный проект «Редакции Елены Шубиной» и Центра Вознесенского. Презентация книги состоится в рамках ярмарки Non/Fiction 5 декабря 2019 года в Гостином дворе. В рамках проекта пройдут лекции, встречи и программа кинопоказов.  Выставка работает до 14.03.30.

 

Фотографии предоставлены Центром Вознесенского

20.11.19. Центр фотографии имени братьев Люмьер впервые в России представил ретроспективную выставку британского fashion-фотографа Майлза Олдриджа«Король цвета» – именно так его называют в мире глянца, создает обложки  для таких журналов, как Vogue, Harpers Bazaar, GQ, Vanity Fair, Numéro, The New York Times и The New Yorker с 1995 года по сей день. Вписываясь в эстетику глянцевых журналов, соответствуя всем визуальным характеристикам представления общества о красоте, Майлзу удается критиковать идеалы современного мира и ту систему, частью которой они являются. Олдридж всегда помещает в кадр женщину: красивую, сексуальную, сильную. При этом часто она оказывается в ситуациях или местах, акцентирующих наделенные ей обществом роли: жены, матери, домохозяйки, любовницы. Идеальная femme fatale предстает перед зрителем как объект потребления, часть мира консюмеризма.

Олдридж очень тщательно продумывает и выстраивает свой собственный мир. «…Майлз Олдридж в глубине души режиссер…Его герои – актеры и актрисы…Выстраиваемые им мизансцены очень реалистичны и скрывают в себе драму, напряжение, панику и трагическое желание», – пишет Мэрилин Мэнсон в предисловии к альбому Олдриджа The Cabinet. Свою работу Майлз всегда начинает с серии рисунков и полароидных снимков, которые являются важной частью его творческого процесса, сказывается влияние отца Майлза Алана Олдриджа, который был известным иллюстратором, автором дизайна обложек the Beatles, the Rolling Stones, the Who и Элтона Джона. Сам Майлз некоторое время работал иллюстратором и несколько лет занимался режиссурой видео клипов. Переломным для него стал 1995 год, когда фотографии, которые он сделал для своей подруги модели увидел редактор британского Vogue. Так, по воле случая, Олдридж стал фэшн-фотографом. В 2016 году Майлз сделал несколько фотографических серий в сотрудничестве с известными современными художниками. Одна из таких серий – результат совместной работы Майлза и Маурицио Каттелана, будет представлена на выставке в Центре фотографии. Работы Майлза Олдриджа хранятся в собраниях таких крупных музеев как Национальная портретная галерея, Британский музей, музей Виктории и Альберта (Лондон), Международный центр фотографии (ICP) (Нью-Йорк). В рамках открытия выставки пройдет творческая встреча с Майлзом Олдриджем, а также авторская экскурсия, организованные при поддержке Фонда Still Art. Выставка работает до 23.02.20.

Фотографии предоставлены Центром фотографии имени братьев Люмьер

20.11.19. Галерея ARTSTORY представила выставочный проект «Моисей Фейгин. И смеюсь, и плачу», приуроченный к 115-летию со дня рождения художника, последнего представителя русского авангарда, который прожил 104 года (1904–2008). Моисей Фейгин стал связующим звеном с революционными новаторами-авангардистами начала XX века; пройдя через «советский период», освоив и переработав традиции и идеи середины прошлого столетия, он осознанно пришел на рубеже тысячелетий к современному искусству. Творчество Моисея Фейгина долгое время делилось на работу в «портретном цехе» для заработка и живопись для души. Свой собственный стиль художник выработал достаточно поздно – в конце 1950-х гг. Когда художнику исполнилось 103 года, фамилия Фейгина была внесена в Книгу рекордов Гиннесса как «самого старого работающего профессионального художника». Часть экспозиции занимает специально созданный лабиринт, символизирующий серпантин жизни и творческого пути художника. Экспозиция включает живопись и графику из собраний семьи художника и галереи ARTSTORY, а также некоторых других частных коллекций. В организации выставки участвует дочь художника – Анна Моисеевна Фейгина, большой друг галереи. В экспозиции представлены знаковые работы автора, в том числе те, которые экспонировались на выставках в ГМИИ имени А.С. Пушкина, Третьяковской галерее и других музейных пространствах, а также произведения, которые представлены зрителям впервые. Моисей Фейгин признавался, что хотел бы написать веселую картину, но из этого ничего не получалось. «Ты думаешь, что это ты делаешь искусство, а на самом деле искусство делает тебя», – говорил мастер. Выставка работает по 16.02.20.

Фотографии предоставлены Галереей ARTSTORY

21.11.19. Фонд IN ARTIBUS и Государственный Эрмитаж представили выставку «Тканое великолепие. Шпалеры XVI-XVII веков». Куратор: Татьяна Лехович.  Выставка впервые представляет ранее не экспонировавшиеся в Москве произведения вышивки, шпалерного ткачества и майолики из частного собрания основательницы фонда In Artibus Инны Баженовой и коллекции Государственного Эрмитажа. В фонде In Artibus будут показаны шпалеры на исторические, библейские, пасторальные и аллегорические сюжеты, раскрывающие основной спектр иконографических мотивов фламандского ткачества XVI века. Задача выставки – знакомство не только с исторической технологией производства шпалер – оригинальных безворсовых стенных ковров с изображениями, – но и научно-популярный экскурс в их традиционную иконографию. Поэтому в качестве сопроводительного материала будут показаны гравюры того же времени на аналогичные сюжеты, керамические панно и блюда XVI-XIX веков, а также мультимедийные материалы с дополнительной информацией. В рамках образовательной программы выставки Татьяна Лехович, ведущий специалист по истории шпалерного ткачества, хранитель коллекции тканей и шпалер Государственного Эрмитажа, прочтет курс лекций, посвященных истории шпалерного производства в Европе XVI-XVIII веков. Выставка работает до 29.02.20.

Фотографии предоставлены Фондом IN ARTIBUS

Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: