Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи
10.10.19. WHO I AM Gallery представила выставку Li-Mi-Yan&Sadovsky «Rethinking» — дуэт российских художников Лилии Ли-Ми-Ян и Катерины Садовски. В экспозиции представлены работы из переработанного пластика. Li-Mi-Yan&Sadovsky исследуют внутренние человеческие и социальные темы, вопросы смерти, деформации, насилия человеком над другими, природой или самим собой. Художники вторгаются в пространство природы с цифровыми изображениями на полимерных материалах, сравнивая этот арт-жест с физической и ментальной травмой всего человечества. Их разносторонний подход раскрывается в работе с различными художественными медиа (фотография, скульптура, инсталляция, живопись, видео, звук), внедрении в общественные и природные пространства, включении социальных инициатив в собственные арт практики. В дополнение к экспозиции по инициативе WHO I AM Gallery организован благотворительный проект: специально к выставке в пространстве галереи будут размещены арт-боксы, куда посетители смогут приносить свою одежду, которая будет передана в благотворительные фонды. В рамках выставки Li-Mi-Yan&Sadovsky совместно с брендом WHO/AM представят лимитированную капсулу одежды, в которую интегрированы элементы из переработанного пластика, разработанные тандемом дизайнеров бренда и художницами. Выставка продлится до 01.11.19.
Фотографии предоставлены WHO I AM Gallery
10.10.19. Открытый клуб представил выставку графики Сергея Бархина. Экспозиция построена ретроспективно, представлены книжные иллюстрации разных лет, в том числе «Как нарисовать птицу» Жака Превера, к произведениям Томаса Манна, Чосера и других писателей. Архитектор и писатель, художественный руководитель Большого театра, сценограф, во многом определивший облик МТЮЗа, основатель кафедры в ГИТИСе, Сергей Бархин проиллюстрировал множество книг. Выставка работает по 20.10.19.
Фотографии предоставлены Открытым клубом
11.10.19. В Арт-пространстве Cube состоялся октябрьский Арт-викенд, открылись восемь выставок. Главное пространство заняли художники-студенты Британской Высшей Школы Дизайна. Выставка «Одержимость» — это 26 взглядов 26 художников на коллекционирование и собирание. Художники собирали и собирают объекты по разным причинам — это и реквизит студии, и источник вдохновения, и ссылка на свои работы, и сувениры, и инвестиции. Выставка работает по 28.11.19.
Фотографии предоставлены Еленой Благославовой
Другие галереи, расположенные в пространстве Cube, открыли свои выставки. В том числе:
— галерея «КультПроект» представила выставка «Точка роста» Устины Яковлевой, Семена Агроскина и Елены Слобцевой. Новая выставка галереи «КультПроект» отсылают к теме зарождения жизни. Авторы пытаются заглянуть в тайны мироздания, и представить свою версию зарождения органического мира, отпечатки которого Семен Агроскин извлекает с помощью формообразования из пластической массы. Устина Яковлева представляет тему своими вышивками и графическими работами на холстах, которых вскрывают закономерности формирования органических форм от простейших до самых сложных. Елена Слобцева в своих произведениях рассуждает на тему порядка и хаоса. Выставка работает по 13.11.19.
Фотографии предоставлены галереей «КультПроект»
— в PA Gallery открылась выставка Антона Конюхова «М4*. Степень отражения». Работы Антона Конюхова напоминают об условности отражений и о том, что мы описываем и видим все исключительно «искаженно» — и это нормально. Особый «сплав», покрывающий холсты художника, вступая во взаимодействие с пространством, перегенерирует отношения внутри этого пространства. А зритель, оказываясь перед работой Конюхова, становится не столько частью произведения, будучи отраженным в нем, сколько частью взаимоотношений между работой и пространством. Проект представлен в галерее до 01.12.19.
Фотографии предоставлены PA Gallery
— InGallery представила проект «Escape». На территории Cube.Moscow создано уникальное пространство для взаимодействия художников семиотически различных видов искусств: пластических (живопись Арсения Блинова и скульптура Ольги Муравиной) и пространственно-временных (арт-группа Фикция). В своих живописных работах Арсений Блинов совмещает различные техники, основным мотивом творчества художника является человеческое тело, его соотношение с пространством.
Фотографии предоставлены InGallery
14.10.19. Московский музей современного искусства представил первый масштабный проект Йоко Оно в России. Проект «Небо всегда ясное» включает в себя знаменитые текстовые «Инструкции», реэнэктменты классических перформансов художницы и ее видео-работы. Выставка предваряет юбилей Московского музея современного искусства и проходит в рамках XIV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория». Партнер проекта — Фонд Ruarts. Йоко Оно — одна из важнейших фигур в концептуализме 1960-х, представитель международного движения Fluxus, чьи работы повлияли на развитие перформанса, хэппенинга и видео-арта. Проект в ММОМА ставит несколько задач: рассказать о ключевых элементах, определяющих творческую жизнь Йоко и переосмыслить отношения художника и посетителя в пространстве музейной институции. Зритель выставки в ММОМА вместе с художником отвечает на вопрос о смысле искусства и его политической и социальной ангажированности, о возможных границах искусства и о своих собственных. Частью выставки стал интерактивный проект, посвященный дискриминации и основанный на письме-обращении Оно, в котором она призывает женщин написать на родном языке откровенное признание о моральном, физическом или любом другом насилии и прислать фото своих глаз. Собранные тексты и фотографии будут представлены в экспозиции в ММОМА; впервые проект был реализован совместно с Художественным музеем Рейкьявика в 2016 году. Принять участие в проекте можно, заполнив форму на сайте ММОМА. Сбор анкет полностью анонимный. В рамках проекта организован паблик-ток с куратором выставки, директором Музея современного искусства Аструп-Фернли (Осло) Гуннаром Б.Квараном, обширная публичная программа для взрослых и детей. Также к открытию московского проекта приурочен каталог. Проект Йоко Оно продолжает программу музея по реализации персональных выставок зарубежных художников с мировым именем и поддержке взаимоотношений с международными культурными институциями и посольствами разных стран. Выставка проходит по адресу ММОМА Петровка 25 до 24.11.2019.
Фотографии предоставлены отделом общественных связей MMOMA
15.10.19. Новая Третьяковка представила выставку «ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ» — масштабную ретроспективу творчества Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927), одного из значимых художников второй половины XIX – первой четверти XX века, открывшего пленэризм в русской пейзажной школе, предложившего новую трактовку евангельских сюжетов, ставшего предтечей искусства Серебряного века и воспитавшего плеяду ярких живописцев рубежа веков. В приуроченную к 175-летию художника экспозицию входит свыше 150 произведений, среди которых театральные эскизы, архитектурные проекты, световой театр-диорама; архивные документы и фотографии более 20 живописных и графических произведений учеников В.Д. Поленова из 14 музейных собраний и 4 частных российских коллекций.
Куратор выставки: Элеонора Пастон. Предыдущая выставка произведений Поленова состоялась в Третьяковской галерее 25 лет назад. Цель представленного проекта — показать творчество Поленова во всем многообразии, представить все области искусства, к которым он обращался помимо живописи: театр, архитектуру, музыку. Всем им посвящены специальные разделы выставки, которая строится по тематическому и хронологическому принципам. Одним из ключевых в экспозиции стало монументальное полотно «Христос и грешница («Кто из вас без греха?») 1887 года, предоставленное Русским музеем. Картина впервые более чем за 130 лет привезена в Москву. В экспозицию включены жанровые произведения и портреты мастера. Широко представлено его пейзажное творчество 1870–1910-х годов. Крупнейшие искусствоведы и историки искусства, начиная с Игоря Грабаря и Алексея Фёдорова-Давыдова, считали творчество Василия Поленова «сложным и противоречивым». Причину этого они видели в разностороннем даровании художника.
Поленова называли «рыцарем красоты» и «идеалом духовного аристократизма». Для молодых художников была привлекательна сама его личность, «единственного, в полном и лучшем, не одиозном смысле слова, джентльмена-европейца и аристократа», как писал Л.О. Пастернак. Потомок старинного дворянского рода, Василий Дмитриевич стал своеобразным связующим звеном между искусством романтизма начала XIX века, передвижничеством и неоромантизмом рубежа XIX–XX веков. Василий Поленов был просветителем и гуманистом. Он доказал своей жизнью, что служение искусству и желание совершенствовать мир помогают пережить любые потрясения. Поленов был добровольцем на Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, в 1890-е основал в своей усадьбе в Борке первый музей в деревне, в 1920-е сделал для просвещения местных крестьян световой театр-диораму «Путешествие вокруг света». Она предоставлена на экспозицию Государственным мемориальным историко-художественным и природным музеем-заповедником В.Д. Поленова, и на выставке диораму можно посетить по сеансам. К выставке подготовлены обширная образовательная программа и многочисленные издания. Компания Samsung Electronics выступила техническим партнером проекта, предоставив для выставки «Василий Поленов» необходимое оборудование. Начиная с этого проекта Государственная Третьяковская галерея объявляет о технологическом партнерстве с Samsung Electronics. Выставка открыта с 17.10.19 по 16.02.20, Крымский Вал, 10, залы 60–61.
Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи
16.10.19. Галерея «Файн Арт» представила персональную выставку Тимофея Смирнова «Абонент снова в сети». Проект включает 20 работ, написанных карандашом на бумаге или холсте иногда с включением акриловых красок. Это, главным образом, смартфоны, отличающиеся между собой обоями. Что наша жизнь? – Смартфон! Лицо современного человека часами, минутами, годами обращено к экрану телефона. Вместе с этим и сам смартфон наблюдает за своим обладателем («Глаза дома»), быстро распознает его интересы, его основные маршруты передвижения и даже становится собеседником с голосом, например, Алисы. Тимофей Смирнов построил свой проект как диалог человека и его смартфона. На выставке планируется презентация книги Тимофея Смирнова «Фотореализм в России. Смотреть и видеть», которая получила грант Российского Научного фонда. Куратор: Ирина Филатова. Выставка открыта до 21.11.19.
Фотографии предоставлены галереей «Файн Арт»
16.10.19. Галерея HSE ART GALLERY представила персональную выставку Александра Джикии – художника, профессора, архитектора и руководителя направления «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. На выставке «Настоящее прошлое» показаны произведения из раннего цикла творчества художника, датируемые 1981-1983 годами. В это время он сам еще был студентом и активно искал свой собственный авторский стиль. Ранние работы отражают искренние эмоции молодого художника, который только начинает свой путь и испытывает восхищение и от своей силы, и от того, что ждёт его впереди. Спустя почти 35 лет Джикия, представитель пост-советской андеграундной художественной сцены, хорошо известный в России и Европе своими абсурдистскими, порой мрачными, но всегда невероятно точными графическими работами, считает работы, созданные в тот период, лучшими из всего, что он когда-либо делал. Выставка работает до 23.10.19.
Фотографии предоставлены HSE ART GALLERY
16.10.19. Московский музей современного искусства и консалтинговая компания по продвижению молодых российских художников Smart Art представили персональные выставки двух современных художников: Анастасии Потемкиной «Когда цветы не отбрасывают тени» — рассказ об утопии и Дарьи Иринчеевой «Непрерывная функция».
Выставка Анастасии Потемкиной «Когда цветы не отбрасывают тени» описывает новую цивилизацию мира будущего, основанную на равноправии подходов к познанию и взаимному уважению различных видов. Экспозиция представляет собой тотальную инсталляцию, созданную по принципу мозаики, где общая картина видна только при правильном сочетании всех частей. Куратор: Андрей Паршиков.
Дарья Иринчеева в своем проекте «Непрерывная функция» исследует среду обитания современного человека и его ежедневную рутину. Выставка возникает из переживания тотальности и необратимости некоторых процессов в общественной и частной жизни, искажающих представления человека о самом себе и об окружающем мире. Художник заостряет внимание на распространенном сегодня симптоме — полном тревоги и беспокойства ощущении, что единственным и непрерывным режимом человеческого существования является работа. Куратор: Алексей Масляев.
Выставки Анастасии Потемкиной и Дарьи Иринчеевой продолжают стратегическое партнерство компании Smart Art и Московского музея современного искусства, направленное на поддержку молодого искусства. Обе выставки работают до 17.11.19.
Фотографии предоставлены PR-отделом ММОМА
17.10.19. Altmans Gallery представила экспозицию, посвященную 150-летию выдающегося французского художника, лидера течения фовизм (от фр. fauve — дикий) Анри Матисса «Страсть к цвету». «Страсть к цвету» – первая моновыставка литографий художника в Москве. В экспозиции представлены основные этапы творческого пути Матисса: от культовых работ, среди которых созданный специально для особняка коллекционера С.И. Щукина «Танец», до смелых колористических и ритмических экспериментов, нашедших воплощение в серии «Джаз». Среди экспонат есть редкие работы художника. Главная задача экспозиции – показать работу мастера с цветом в поздний период творчества. Центральное место на выставке занимают литографии аппликаций, созданные художником в период с 1938 по 1954 гг. После тяжелой операции в 1941 году Матисс обратился к технике декупажа (от фр. découper – вырезать). В основе экспозиции – 31 литография из художественных сборников «Verve» разных лет (в том числе из альманаха, выпущенного после смерти художника и полностью посвященного творчеству Матисса). Экспозиция дополнена 2 более ранними работами из серии «Десять танцовщиц». В рамках выставки пройдет образовательная программа: мастер-классы и лекции, посвященные творчеству и судьбе Матисса, новым направлениям в искусстве рубежа XIX-XX веков, а также художественной жизни того времени в целом. В середине ноября состоится специальный показ документального фильма телеканала BBC о творчестве Анри Матисса с комментариями Наталии Семёновой. Куратор выставки: Наталья Туколкина-Охота. Выставка работает до 05.12.19.
Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель