Арт-обзор 9.06-16.06.22

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

09.06.22.  В Подземном музее парка «Зарядье» открылся новый проект цикла SOVRISK #напотоке. В этот раз в пространстве музея представлен авторский проект московского художника-иллюстратора Петра Скляра «Словографика». Петр Скляр – художник, иллюстратор, филолог и путешественник, выпускник факультета журналистики МГУ (2008 г.). В 2013 году во время поездки на Соловецкий архипелаг он услышал от местных жителей выражение: «В последнем костюме карманов не будет». Серьезность темы в сочетании с поэтичностью формулировки произвели на него сильное впечатление и подтолкнули к созданию первых иллюстраций. Это стало фундаментом для формирования полноценной творческой концепции. Так в 2014 году появился проект «Словографика», включающий на сегодняшний день больше 250 иллюстраций к пословицам и поговоркам, а также к цитатам исторических деятелей и к крылатым выражениям из фильмов.

Экспозиция включает более 30 работ, показывая основные темы проекта: «житейские» и морские пословицы, цитаты знаменитых писателей, ученых и исторических персонажей. «Как можно визуально отобразить меткое народное наблюдение? Отдельно взятый рисунок или сюжет будут служить отображением лишь единичного случая, в то время как пословицы и поговорки отображают целое общественное или нравственное явление. Наилучшим художественным решением мне представляется сочетание буквенного текста и художественного образа, являющегося в данном случае лишь вспомогательным инструментом. Иными словами – словографика» – Петр Скляр. Выставка работает до 14.08.22.

Петр Скляр, Удача любит смелых

Фотографии предоставлены парком “Зарядье”

09.06.22. «Открытый клуб» представил выставку работ Натальи Нестеровой. На выставке «Курорт» показаны полотна первой половины двухтысячных и второй половины десятых – начала двадцатых годов. Экспозиция объединена темой отдыха в разных его формах: отдыха курортного, танцев, чтения в уютном гамаке, купания, вкушения вкусной пищи и созерцания природы. «Миф об отдыхе» Натальи Нестеровой сложно вплести в определённую исторически-социальную действительность: синий современный купальник женщины, сидящей на пляже, контрастирует с довоенной гимнастёркой персонажа на другом полотне. В цикле «Лето, осень, зима» танцующие люди просто меняют одежду согласно сезону и продолжают плясать. Они живут в своей магической реальности, где танец не прекращается никогда. Персонажи Нестеровой наслаждаются процессом «ничегонеделания». Выставка работает по 21.06.22.  

Фотографии предоставлены галереей «Открытый клуб»

 

10.06.22. В московской усадьбе дворян Вишневских, официальной штаб-квартире нового аукционного дома – «Аукционного дома клуба коллекционеров графики», состоялся пресс-показ выставки «Клуба коллекционеров графики», приуроченный к открытию собственного аукционного дома, совладельцами которого являются основатель «Клуба коллекционеров графики», искусствовед Сергей Подстаницкий и Степан Вишневский, правнук знаменитого коллекционера XX века Феликса Вишневского. По мнению основателей Дома создание новой площадки на внутреннем рынке откроет для русских коллекционеров множество интересных артефактов и окажет положительное влияние на развитие культуры. Главная идея нового аукционного дома состоит в доступности искусства для всех благодаря ценовому диапазону лотов и возможности участвовать в торгах онлайн. На предаукционной выставке демонстрируются работы русских и зарубежных мастеров XVI-XXI века, объединенные темой анималистики. Многие произведения ранее хранились в частных собраниях и широкой аудитории никогда не показывались. Старейшее произведение –  обрезная гравюра XVI века «Иоав коварно убивает Амессая» руки Ганса Вейдица.

«Иоав коварно убивает Амессая», Ганс Вейдиц II половина XVI века

Особое место в теме анималистики занимают зарисовки в батальном жанре.    

По словам владельца аукционного дома: «Если взять классическое изобразительное искусство, популярность батального жанра в Европе в 19 веке дала стимул для развития анималистики. Войны, “люди скачут на конях” – перед художниками была поставлена задача научиться хорошо, анатомически точно изображать животных. При Петербургской академии художеств были построены специальные павильоны, куда приводили коней, чтобы рисовать их с натуры. У нас на аукционе будет много вещей, связанных именно с лошадьми и их вкладом в военную историю»

Офицер Белик

                                                     

Первые публичные торги «Аукционного дома клуба коллекционеров графики» состоятся 17 июня 2021 года. Владельцы подчеркивают, что это максимально открытое мероприятие, вход свободный. Предаукционная выставка открыта для посещения по 17.06.22.

Фотографии предоставлены пресс-служба аукционного дома

 

11.06.22. The 3-rd floor gallery открыла выставку «Глушь», которая продолжает знакомить зрителей с произведениями современных российских художников. В экспозиции представлены произведения Анастасии Богомоловой, Евгении Войнар, Серафимы Сажиной и Яна Тихоненко, исследующих взаимодействие человека и природы, тему воспоминаний и детства. Выставка-ностальгия перемещает зрителя в пространство вне времени, где знакомые с детства вещи, приобретают мистический оттенок, а природа средней полосы становится одушевленным персонажем со своими секретами. Выставка работает до 11.07.22.

Евгения Войнар «Папа»,  2021, проект «Сад»

Фотографии предоставлены The 3-rd floor gallery

13.06.22. Krokin gallery представила выставку «Сад камней» Марины Рин. Само название Сад камней (карэсансуй) в буквальном переводе с японского означает «сухие горы и воды». И если в прошлый раз в фокусе интересов автора был образ воды («Aqua» – название выставки), то сегодня – это камень, точнее «Сад камней». «Взаимосвязь двух авторских высказываний очевидна. Перед нами единая художественная программа и выверенная в своих координатах система, что отличает директорию искусства Марины и её стратегию. Новые произведения это наглядно демонстрируют, определяя авторское высказывание чёрно-белой, лишённой цвета живописью, оперирующей исключительно базовыми константами. 

Если говорить о доминанте её искусства, о многолетней idée fixe, то это интерес к миру материи, её природе, с непременным арсеналом визуальных признаков – игрой поверхности, структурой и, безусловно, энергией, неведомым образом сжатой внутри кристаллической решётки.

Этот акцент на природе материи – элемент, но очень важный в приоритетах её художественных установок, её «артистического исследования», где главное в ином. Она мыслит в категориях единого действа, где явлен не просто предмет, а смоделированное пространство, создающее некое силовое поле. Ей интересна ситуация, контекст и ракурс восприятия. Марина Рин говорит о «видимом», с одной стороны. С другой же, автор подвергает сомнению сам факт присутствия этого «видимого» в реальности, обращаясь к эстетическим принципам «сада камней», подстать которой, умозрительной осью экспозиции становится «невидимый» камень, затерянный в белом волнообразном пространстве визуализированной пустоты «Сада». Марина увлечена парадоксом взаимодействия и слияния мира материального и иллюзорного, когда отвлечение от очевидного, от физически определённого переходит в двухмерность её живописи. Именно так она её понимает, её местоположение и значение в контексте общего замысла и в соотношении с присутствием рукотворного объекта.

Этим объектом оказывается камень (реальный-нереальный, неважно). Он – знак и символ. Он – принципиальнейший строительный материал неба и земли. Здесь открывается бездна, а камень образ-архетип вбирает в себя обилие смыслов, выходящих вовне, за внешний контур формы и материи в категории культуры и цивилизации» – куратор Александр Петровичев. Выставка работает до 03.07.22.

Фотографии предоставлены Krokin Gallery

13.06.22. Музей Москвы и галерея «Триумф» представили проект «Мыслящий ландшафт», посвященный художественному исследованию окружающего пространства и поиску новых форм взаимодействия с ним.  На выставке представлены живопись, архитектура, скульптура, фотография, видеоарт. Экспозиция объединяет работы более двадцати российских художников разных поколений, в том числе таких известных авторов, как Игорь Шелковский, Юрий Аввакумов и Александр Бродский. По словам куратора Юлии Аксеновой, понятие ландшафта рассматривается сегодня как средоточие памяти и культурной идентичности. В нем оказываются зашифрованы исторические, политические и социальные процессы – неповторимые грани нашего коллективного и личного опыта. В свою очередь, искусство дает нам ключ к прочтению заложенных в ландшафте смыслов и активно вовлечено в процесс его интерпретации. Часть произведений была создана специально для выставки. Среди них – фасад дома в технике «блуждающих стен», выполненный архитектором Евгением Ассом как оммаж творчеству Александра Константинова, надувная скульптура Ивана Горшкова, размышляющего об образе земли, и многочастная инсталляция Антона Ольшванга, собранная из отлитых из серебра растений и теневых портретов ночных деревьев, застывших на свитках советской баритовой бумаги. Проект «Мыслящий ландшафт» – часть большого художественного исследования концепции пространства, которая волнует художников и кураторов на протяжении нескольких лет. Художники-участники выставки: Агентство сингулярных исследований (Анна Титова, Станислав Шурипа), Юрий Аввакумов, Мария Арендт, Евгений Асс, Александр Бродский, Дмитрий Венков, Роман Головко, Екатерина Голубина, Иван Горшков, Ольга Давыдова, Дмитрий Жуков, Дуня Захарова, Ольга Зубова, Дмитрий Каварга, Василий Кононов-Гредин, Александр Константинов, Максим Ксута, Александр Морозов, Антон Ольшванг, Николай Полисский, Егор Плотников, Николай Рындин, Ева Хелки, арт-группа «Синий суп», арт-группа «Художественное уединение» (Илья Вознесенский, Олег Елисеев, Алексей Кононенко, Ирина Корина, Евгений Куковеров и Ольга Петруненко), Анастасия Цайдер, Владимир Чернышев, Ольга Чернышева, Антон Чумак, Игорь Шелковский, Устина Яковлева, Stain (Сергей Титов, Александра Гаврилова). Куратор: Юлия Аксенова. Выставка работает до 21.08.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея Москвы

14.06.22. Музей «Ясная Поляна» в усадьбе Л.Н. Толстого в Хамовниках в Москве провел пресс-встречу, посвящённую открытию Шестого международного театрального фестиваля «Толстой». Шестой театральный фестиваль под открытым небом «Толстой» пройдет в этом году с 8 по 10 июля в музее-усадьбе «Ясная Поляна». Тема фестиваля этого года – «Детство». Программа фестиваля включает работы разных форматов: от традиционной драмы до спектаклей-променадов, а также проекты, созданные специально для фестиваля в рамках резиденции «Сила слова» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Фестиваль этого года отличает расширенная детская программа и впервые появившаяся музыкальная программа. Тема «Детство» приурочена к 170-летию публикации одноименной повести Толстого и 160-летию венчания Льва Николаевича и Софьи Андреевны (23 сентября 1862) – то есть начала семейной жизни писателя. Руководитель фестиваля – прапраправнучка писателя Екатерина Толстая. Программный директор – театральный критик, помощник художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова Павел Руднев. «Сквозной темой фестиваля стало детство. Радости и травмы детства сделали Льва Толстого художником, а отчий дом Ясная Поляна стал как питательной базой творчества, так и золотой клеткой для Льва Николаевича. Театр пытается разобраться в этих противоречиях, и в Ясной Поляне снова будет тесно от эмоций. Серьезный театр для взрослых, легкий жанр для семейного просмотра, волшебные детские зрелища и игры — всего будет как всегда много и на разный вкус» – Павел Руднев.

В день открытия 8 июля, а также 9 июля Театр им. Вахтангова покажет свой главный спектакль этого сезона «Война и мир» в Ясной Поляне – месте написания романа. Впервые спектакль Римаса Туминаса будут играть под открытым небом. На сцену на территории усадьбы писателя выйдут Сергей Маковецкий, Владимир   Симонов, Евгений   Князев, Ирина Купченко, Людмила Максакова и другие.

Резиденция «Сила слова» проходила в этом году в Казани и Ясной Поляне. В течение недели резиденты общались с сотрудниками музея и семьей писателя, изучали архивы и проводили время в усадьбе. Все реализованные проекты будут показаны на фестивале, а в дальнейшем появятся в репертуаре трупп. Куратор резиденции – Евгения Петровская. Резидентами 2022 стали независимый театр «Мастерская Брусникина» и режиссер Алина Насибуллина, команда режиссера из Новосибирска Полины Кардымон, команда спектакля-альманаха «ЛЕС»  из  Санкт-Петербурга и фонд «Живой город» из Казани.

В расширенной детской программе этого года – серия мастер-классов по истории театра, тематические развивающие настольные игры и семь спектаклей. Режиссер Иван Пачин и драматург Мила Денева совместно с Тульским ТЮЗом создадут спецпроект «В поисках синей птицы» — спектакль-променад для детей с родителями по маршруту из нескольких станций, которые вовлекают их в процесс создания театра, а в финале предлагают выйти на сцену в качестве актеров. Театр кукол для всей семьи Karlsson Haus из Санкт-Петербурга представит несколько спектаклей. Билеты появятся в продаже на сайте фестиваля 20 июня в 15:00. Подробная программа на сайте фестиваля

Фотографии предоставлены pr-службой Фестиваля

 

15.06.22. Центр Творческих Индустрий «Фабрика» представил выставку «Адаптанты» – проект о выживании и о выживших в новом мире. Идея выставки вдохновлена спекулятивной фантастикой Джеймса Блиша, писавшего о модифицированных людях – адаптантах – появившихся в невозможных условиях и ставших единственными способными выжить существами. На выставке будут представлены работы более 30 художников. В выставке участвуют: Евгений Аверин, Гала Андреева, Нат Апанай, Мария Архипова, Оксана Афанасьева, Дарья Близнюк, Анастасия Воронкова, Тамара Джапаридзе, Наталья Ершова, Екатерина Жингель, Роман Казус, Анна Кислова, Кирилл Клоков, Роман Коновалов, Андрей Кузнецов, Катерина Лукина, Дмитрий Лиховцев, Вера Петрова, Екатерина Попченко, Наталья Подунова, Настя Ростова, Алексей Рябов, Юлия Санжаревская, Варвара Силантьева, Татьяна Сириус, А.С., Алексей Сухов, Шамиль Шааев, Олег ЭХО, Юлия Якубович, Bonzha, Siren. В день открытия был показан перформанс Дианы Галимзяновой. Кураторы выставки: Виктория Закудрявская, Евгения Мельникова, Дарья Семенова, Мария Амелина, Мария Федотова, Ольга Сельващук, Светлана Дорогина. Научный консультант: Александра Данилова, искусствовед, куратор, старший преподаватель РГГУ. Выставка работает до 10.07.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой ЦТИ «Фабрика»

15.06.22. Галерея Pennlab представила инсталляцию фотографа, художника, куратора и преподавателя Владислава Ефимова «Вокруг леса», состоящую из фотографий, которые встроены в специально сконструированные объекты, задающие зрителю различный темп и способы их рассматривания. Выставка посвящена опытам наблюдения над зеленой поверхностью леса, его природой и структурой. Поверхность леса говорит о его величии, детали определяют течение его жизни. Движение сквозь лес дает инструменты для отделения зон допустимой неразличимости от тех мест, где пристальное наблюдение вносит некоторую ясность в понимание тайной жизни кустов и деревьев. Выставка сопровождается бесплатной публичной программой, включающей в себя лекции автора инсталляции, а также концерты композитора Олега Макарова: исполнитель Олег Макаров (художник и композитор электронной музыки), поет Мария Бавыкина романсы на стихи Заболоцкого, видео Владислава Ефимова. Выставка работает до 31.07.22.

Фотографии предоставлены галереей Pennlab

16.06.22. В Культурном центре ЗИЛ состоялось открытие итоговой выставки «Harmonium» участницы шестой художественной резиденции Gogova Foundation, некоммерческого Фонда поддержки современного искусства и культуры, основанный Марианой Губер-Гоговой в 2016 году. Проект Александры Нестёркиной был представлен осенью 2021 года в поселке Буково (Нижний Архыз). Художница использует естественные материалы (дерево, камень, мех, рога животных и многие другие), дополняя их формами из глины или воска. Главные темы ее искусства – эстетика природного, руины, магизм. Основным сюжетом работ становится взаимодействие органического и неорганического начала, природного и искусственного. Работы Нестёркиной можно разделить на два типа. Первые – скульптуры, созданные как будто для антиутопического ландшафта будущего, которые художница называет про себя «маленькими трагедиями». Вторые – небольшие объекты из глины, напоминающие археологические находки. Оба типа по сути являются руинами. Руина – одно из важных понятий творческого мира художницы, соединяющее в себе элегическое восприятие природы и страх перед технологизированным миром будущего. Художница размышляет над вопросом единства, образуемого элементами триады «природа-человек-космос». Работы, созданные во время пребывания Нестёркиной на территории Специальной астрофизической обсерватории РАН в Нижнем Архызе, выявляют скрытые взаимосвязи в видимом нам мире. «Harmonium» – полноценная космогоническая конструкция, в которой найденные вокруг Нижнего Архыза объекты соседствуют с созданными из локальной глины фигурами, логично продолжающими художественные исследования художницы и в то же время напоминающими артефакты скифского звериного стиля. Наслоение архаичных культур и цивилизаций, советских руин, научно-космической исследовательской деятельности, животного мира и повседневного быта склыдывается в калейдоскоп впечатлений, образов, знаков, фрагменты которого Нестёркина фиксирует в своих работах. Обманчивая простота найденных объектов и керамических скульптур Александры Нестёркиной становится отголоском тех времен, когда космосом был весь мир, постигавшийся не разумно, но чувственно. Куратор: Анна Журба. Выставка работает до 10.07.22.

Фотографии предоставлены Gogova Foundation Artists Residency

16.06.22. Арт-пространство «Alma Mater» начало свою деятельность с представления выставки «Проекция», которая объединяет произведения пяти художников из собрания основателя галереи и куратора выставки, коллекционера Екатерины Кудрявцевой. В экспозиции представлено около тридцати полотен авторов из разных стран: Кристиана Мгассы (Россия), Костаса Папакостаса (Греция/Британия), Люси Свободы (Чехия), Димитры Гривас (Греция) и Лилии Chi Li Шигаповой (Россия). По словам Екатерины Кудрявцевой выбор произведений для выставки был определен ее постоянным интересом к экспериментам художников в области абстракции и неоэкспрессионизма, к развитию этих направлений в XXI веке.  Беспредметность по-прежнему дает неограниченные возможности для творческого самовыражения, объединяя стихийность чувств и философию самопознания, позволяя современным авторам открывать нам новый взгляд на мир. В планах галереи наряду с организацией выставок – проведение лекций, мастер-классов, дискуссий и музыкальных мероприятий. Выставка работает до 31.08.22.

Лилия Chili Шигапова

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

16.06.22. Фонд Ruarts представил выставочный проект «Все в сад!». В экспозиции собраны работы 60 авторов из коллекции фонда Ruarts и частной коллекции Марианны Сардаровой. Среди авторов: 01001011 Studio, 0331с, Даниил Антропов, Евгений Антуфьев, Любовь Налогина, Мария Арендт, Елена Артеменко, Татьяна Ахметгалиева, Андрей Бартенев, Константин Батынков, Сергей Бордачев, Сергей Борисов, Вита Буйвид, Александр Виноградов, Владимир Дубосарский, Дмитрий Журавлёв, Данила Поляков, Александр Егоров, Анатолий Ерин, Анна Желудь, Александр Захаров, Анатолий Зверев, Айдын Зейналов, Борис Кочейшвили, Вероника Кудашова, Женя Миронов, Дамир Муратов, Иван Найнти, Маяна Насыбуллова, Велена Никова, Ирина Петракова, Ирина Полин, Елена Попова, Леонид Пурыгин, Оскар Рабин, Михаил Рогинский, Михаил Розанов, Семен Файбисович, Артем Филатов, НикитаХодак, Игорь Шелковский, Александр Шишкин-Хокусай, Кир Эсадов, Владимир Яковлев, Nobuyoshi Araki, Franko B, Pablo Benzo, Paul Chang, Ruud Van Empel, Peter Fischli, David Weiss, Jefferson Hayman, André Kertész, Robert Mapplethorpe, Shirin Neshat, Nootk, Erwin Olaf, Irving Penn, Margriet Smulders, Spencer Tunick, Kimiko Yoshida.  Обширная выставка «Все в сад!» исследует различные уровни значения и символизма цветов в искусстве. Цветок – объект восхищения, способ получения эстетического наслаждения, аллегория быстротечности жизни, то, чем каждый желает обладать, пусть и на короткий срок. Магистральной линией в проекте проходит мысль о внутреннем саде, его обретении и культивации. Это настолько же интимное пространство для побега и медитации, сколько место, в котором сосредоточены все энергии, которые питают нас. Поиск гармонии между миром и человеком определил основное содержание работ. Художественное осмысление тем памяти, зеркальности раскрывает дополнительные уровни восприятия, многие из которых относятся к амбивалентности человеческого существования. Настало время погрузиться в себя, тщательно взращивать мысли и эмоции, поговорить о красоте, шрамах, привязанности и корнях, чтобы обрести новые смыслы и нравственные парадигмы. Автором цветочных композиций, дополняющих и усиливающих концепцию выставки, стал художник-флорист Полина Ченцова, она превратила пространство Фонда в настоящий сад, где переплетаются понятия внутреннего и внешнего. Цветовые акценты и контуры стен проецируют множество спонтанных образов, каждый из которых вступает со зрителем в самостоятельную игру. Изображение цветка слишком легко ассоциируется с представлением о безобидной красоте, тем не менее художники адаптируют тривиальные на первый взгляд цветочные мотивы, помещая их в контекст социально-критического, феминистского, политического и медиа-рефлексивного искусства. Куратор выставки: Катрин Борисов, арт-директор фонда Ruarts. Выставка работает до 27.11.22.

Фотографии предоставлены Фондом Ruarts

16.06.22. В своем новом пространстве галерея К35 представила выставку «Человек телесный» – непредвзятое исследование тематики телесности в искусстве, а также человеческих представлений о себе и других: от классических традиций до современного взгляда. Среди художников-участников выставки: Алиса Горелова, Алексей Кокорин, Татьяна Кондратенко, Вильгений Мельников, Андрей Новиков,  Виктор Сергей, Наталия Спечинская. Каждый из авторов по-своему раскрывает тематику телесности: у кого-то она обрастает ироническим подтекстом, кто-то окутывает её почти сакральными смыслами. Интерес к теме телесности постоянно возникает в течение хода развития истории искусства. При этом отношение к ней с каждым новым этапом претерпевает значительные трансформации.  Существует точка зрения, что самые радикальные из них произошли в последние 100 лет. Человечество прошло долгий путь – от создания примитивных образов первобытных скульптур к восприятию тела в качестве объекта для полноценных чувственных исследований. Экспозиция выставки «Человек телесный» предлагает погрузиться в заявленную тему через работы 7-ми современных авторов, работающих в разных медиа.

Скульптура из дутой стали художника Вильгения Мельникова, яркие графические работы Наталии Спечинской, подвешенные в воздухе монументальные полотна Алисы Гореловой раскрывают тему телесности через динамические композиции, художники Алексей Кокорин, Андрей Новиков и Татьяна Кондратенко с точностью и искренней заинтересованностью демонстрируют сцены с отдыхающими у воды, работы художника Виктора Сергея свидетельствуют о том, что для него «Тело» является объектом поклонения, гордо демонстрируемым миру. Выставка работает до 20.07.22. 

Фотографии предоставлены галереей К35

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.