Арт-обзор 6.10-13.10.22

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

06.10.22. КРОКИН ГАЛЕРЕЯ открыла выставку живописи и графики 2021- 2022 годов Александра Мареева (Лим). «Автор выставки «Коммунизм и буддизм» – одно из знаковых и загадочных явлений в искусстве 90-х. «Когда все часы ушли в сторону», а происходящее в социуме не поддавалось логическому осмыслению, культура ответила парадоксами и своеобразием в стереотипе поведения. Но далеко не каждый парадокс из богемы оставил после себя уникальный, только ему присущий след в искусстве. Мареев, пребывающий в те дни в самом «центре циклона», и сегодня остаётся абсолютно своим среди художников, чьё искусство стало уже классикой. Стилистика его произведений меняется, но сохраняется присущая Марееву особая эстетика, – сложный эликсир куртуазного жеста и чего-то очень личного, не поддающегося какой-либо идентификации, почти экзистенциального, обитающего «на грани». От ставших уже классикой каллиграфических «комариков» и «рыцарей» Мареев если и не отходит, то начинает активнее работать с натурой, чередуя походы на пленэр с фиксацией умозрительных видений несущих в себе отголоски диковинной традиции генетически близкого художнику корейского искусства и постсоветского агитационного плаката, сделанного вручную. Отсюда и сложный эликсир смыслов и форм в новой выставке Александра Мареева (Лим) – “Коммунизм и буддизм”.», – куратор Крокин галереи Александр Петровичев. Выставка работает до 06.12.22.

Фотографии предоставлены Крокин галереей

07.10.22. Художники-участники Сообщества 22 в Галерее Дамирова в Москве представили выставочный проект «Настроение путешественника»

«Путешествуют обычно или куда-то или откуда-то, ведь иногда совсем неважно куда, главное прочь. В настроении путешественника всегда есть что-то магическое, ты уезжаешь одним человеком, а возвращаешься совершенно другим, а у самого радикального типа путешественника вообще нет определенного плана и намерения куда-либо приехать. В путешествии важен сам процесс, развитие способности смотреть на мир по-другому, и это почти болезнь, заразившись которой, практически невозможно излечиться до конца жизни» – этим руководствовались, так действовали и это хотели показать в своих новых работах авторы-участники выставки. Этим побуждая и своих зрителей, меняя свою оптику и взгляд, пройтись по ночным улицам «незнакомого» родного города, помня, что все мы здесь чужаки и пассажиры. География создания работ – Ульяновск, Казань, Москва, Мурманск, Нижневартовск, Тверь, Тбилиси, Челябинск. Участники выставки: Ольга Аксенова, Ирина Гулякина, Тома Имасс, Катарина Лав, Ксения Куприна, Анастасия Марковская, Артем Мунтян, Анна Пряхина, Олег Семёновых, Ольга Сорокина, Настя Шабалина, Альфия Шамсутдинова, Светлана Дёмина. Кураторы: Ирина Гулякина, Олег Семёновых. Выставка работает в выставочном пространстве Галереи Дамирова до 29.10.22. 

Фотографии Cabinet de lart

10.10.22. Парк Малевича при поддержке Третьяковской Галереи открыл экспозицию современного искусства под открытым небом. В экспозицию входит семь объектов, созданных в разные годы всемирно известными художниками, классиками неофициального искусства 1960-1970-х годов, а также уже получившими международное признание художниками последующих поколений: Франциско Инфанте-Арана, Вячеславом Колейчуком, Леонидом Тишковым, Аристархом Чернышевым и Игорем Шелковским. Вдохновленные идеями русского авангарда, произведения современных художников переосмысляют наследие XX века. Экспозиция открывает серию партнерских проектов Московской области и крупнейших культурных институций России. 10 октября состоялся пресс-показ проекта с участием куратора Ирины Горловой и художников Франциско Инфанте, Леонида Тишкова и Аристарха Чернышева. Проект в Парке Малевича призван раскрыть связь места с Казимиром Малевичем через исследование и рефлексию его идей и философии.

Современный классик российского лэнд-арта и кинетического искусства Франциско Инфанте-Арана в своих «артефактах» объединяет искусственные объекты – символы технической части мира и природу – символ бесконечного начала. Его пространственный лабиринт «В чаще» внедряется в природу, трансформирует «абсолютное пространство» в объект и объем, который всегда существовал, но был растворен в органическом хаосе природы. В свою очередь, масштабный объект из цикла «Жизнь квадрата» одновременно отражает и «поправляет» природу, вписывая хаос органики в геометрически правильную форму. Объект является новым вариантом исторического артефакта 1970-х годов и был специально воссоздан к выставке.

Произведения одного из пионеров кинетического искусства в России, художника и архитектора Вячеслава Колейчука наследуют идеям конструктивизма, его «Реконструкция механической самонапряженной структуры Карла Иогансона», собранная из стальных труб и тросов одновременно и пример гениального инженерного решения.

«Античная голова» Аристарха Чернышева из корпоративной коллекции АО «ИНТЕКО» в контексте выставки символизирует собой поверженный академизм – главного врага всех авангардистов.

«Человек сидящий» Игоря Шелковского происходит из серии, над которой художник работает с начала 2000-х годов. Один из главных исследователей творчества Шелковского Евгений Барабанов настаивает на важном различии между философией конструктивистов и пластическим сознанием Шелковского, в основе которого – «человек как «мера всех вещей». И неслучайно именно «Человек» встречает посетителей парка Малевича.

Для посетителей экспозиции подготовлен аудиогид «При чем тут Малевич?». Маршрут объединяет и комментирует объекты, раскрывая авторский замысел и связь творчества современных художников с идеями русского авангарда. Экспозиция открывает серию партнерских проектов Московской области и крупнейших культурных институций России. Расположенный в Одинцовском районе недалеко от Барвихи и Немчиновки парк Малевича открылся в декабре 2020 года как площадка для длительного экспонирования средового искусства и паблик-арта XX-XXI вв.

Листайте галерею>>>

Фотографии предоставлены pr-сопровождением проекта

11.10.22. В Музее-усадьбе Муравьевых-Апостолов открылась юбилейная выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль». В атмосфере русской усадьбы свои работы представляют 70 художников, работающих в различных жанрах – живопись, скульптура, предметный дизайн, керамика, шелкография, но объединенных идеей русского стиля. Основатель выставки Элина Туктамишева: «Русский стиль соединяет в себе культурную самобытность всех народов и этнических общностей России, хранит в себе сакральность обрядов и передает многообразие русских культурных кодов». Традиционно выставка представляет не только работы признанных мэтров, но и открывает новые имена. «С каждым годом наша выставка прирастает новыми участниками, оригинальными самобытными молодыми авторами, которые исследуют русский стиль и хотят реализовываться в этом направлении. Мы рады, что наша выставка становится для них проводником в мир актуального искусства. За пять лет мы стали крупнейшей площадкой для единомышленников, объединенных любовью к русскому стилю, русской культуре и желанию сохранить коды русского стиля», – Элина Туктамишева. В программе выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль» запланирована масштабная параллельная программа, подробнее на сайте выставки: https://tryntrava.com/. Выставка работает до 21.10.22.

Фотографии предоставлены pr-сопровождением проекта

11.10.22. Галерея Фонда развития русской культуры КРАФТ-ПАВЛОВА представила выставку памяти Станислава Каракаша «Наше время».

После развала Советского Союза создавались новые формы взаимоотношений художников со зрителем, появилось множество частных галерей и их художникам понадобился последний шаг, который бы оформил эти взаимоотношения в более или менее внятную систему представления зрителям художественной жизни страны.  Результативный завершающий шаг осуществил вновь назначенный генеральный директор Центрального Выставочного зала (Большой Манеж) Станислав Юрьевич Каракаш.  Станислав Каракаш (1943-1921), будучи государственным чиновником от культуры обеспечивал художественной среде определенное развитие в течении почти 11 лет, вплоть до гибели здания Манежа в пожаре 2004 года.

Одним из проектов стала художественная ярмарка АРТ МАНЕЖ, вслед за ярмаркой АРТ МАНЕЖ возник и одноименный антикварный салон, многие из зрителей становились вскоре коллекционерами.  Не избежал этой участи и сам Каракаш. В стенах Манежа существовала галерея, которую возглавляла замечательный московский искусствовед Ирина Мелешкевич (1956-2020). В своих предпочтениях галерея ориентировалась на профессиональных художников, уже известных, со сложившимися творческими биографиями. Среди них Наталья Нестерова, Татьяна Назаренко, Владимир Брайнин, Ирина Старженецкая. Но были и те, кто получил особенно успешное развитие в стенах галереи: Лев Табенкин, Татьяна Ян, Дмитрий Крымов, Дмитрий Иконников, Андрей Бартенев. Всего в коллекции Каракаша находится сегодня более 60 работ, она представляет срез художественной жизни этого десятилетия. Прошло уже почти 20 лет с тех пор, как не существует галереи «Манеж» и сегодня выставка коллекции под названием «Наше время» – это возможность взглянуть сквозь призму прошедших лет на частный случай, как на характерный и очень важный признак времени. В экспозицию, посвященную памяти Станислава Каракаша, включен раздел фотопортретов.  Стас Каракаш заказал востребованному тогда фотографу и его большому другу Льву Мелихову портреты художников, которые представлены на выставке в отдельном зале. Куратор проекта: искусствовед Наталья Сопова. Выставка работает до 30.10.22.

Фотографии предоставлены pr-сопровождением проекта

12.10.22. Галерея ARTSTORY представила выставочный проект «Александр Кабин. Fatum». В экспозиции объединены живопись, объекты, инсталляции, видео, созданные специально к новой выставке. О названии проекта Александр Кабин говорит: «В переводе с латыни fatum это рок, судьба… Об этом и пытаюсь размышлять в своих работах. Здесь fatum представлен метафорически, как через реалистичные образы пространств, ландшафтов, интерьеров, предметов так и через абстрактные фактуры и цвета. Принятие и непринятие неизбежности, предопределенности в водовороте событий, в том числе, и через призму настоящего времени». В новом проекте Александр Кабин приоткрывает дверь в свою мастерскую, позволяя зрителю стать частью творческого процесса. Инсталляция «Исповедь художника» (живопись и видео) – через образ пространства мастерской зритель увидит мир художника, закрытый для большинства. Это fatum художника как летописца своего времени.

В импровизированной мастерской Кабина (исталляция «Исповедь художника») играет музыка, написанная музыкантом Денисом Лисицыным. Художник объясняет: «Музыка для меня – если и не источник вдохновения, то очень важная часть творческого процесса». В этом проекте художник обращается к переосмыслению целого пласта архивных и личных фотографий и хроник, чтобы обнаружить среди них паттерны (схемы-образы), знакомые нам всем, срабатывающие на уровне генетической памяти. Александр Кабин определяет свое направление как экспрессивный реализм, подчеркивая эмоциональную составляющую восприятия своего творчества. Граница между личным и общим в его работах размывается, они наполнены рефлексией, к которой зритель может подключиться, узнать что-то новое про мир вокруг и про самого себя. Выставка работает по 04.12.22.

 

А_Кабин_Интерьер_2022

Фотографии предоставлены галереей ARTSTORY

12.10.22. Галерея Люмьер на Большой Полянке представила первую в России персональную выставку «Голландская палитра» фотографа Пола Брунса. В состав проекта входят крупноформатные композиции из серий «Urban Tapestries», «Patterns in Perspective» и «Transformations», над которыми автор работал последние годы. В основе творчества Пола Брунса – архитектурная фотография, которую автор воплощает в абстрактных визуальных образах. Путешествуя по городам Нидерландов, странам Европы, Америки, Азии, Пол Брунс «собирает» узоры, цветные включения городского ландшафта и создаёт собственную уникальную палитру. Для автора важно преодолевать повседневную реальность и утилитарную составляющую зданий, поэтому яркие и выверенные композиции показаны вне контекста окружающей среды. Реалистичность фотографий Пола Брунса подчёркивается крупным форматом работ, представленных в рамках выставочного проекта «Голландская Палитра». Цвет, ритм и геометрия – основные элементы авторского стиля, благодаря которым Пол Брунс достигает графичности и экспрессии кадров. В своих визуальных исследованиях городского пространства автор открывает абстрактную, ритмичную поэзию архитектуры – «Я надеюсь, что благодаря моей работе зрители научатся ценить и наслаждаться визуальной музыкой, которая нас окружает». Выставка работает до 26.02.2023.

Фотографии предоставлены  галереей Люмьер

13.10.22. На площадке «Суперметалл» состоялся запуск галерейного проекта платформы современного искусства Форма, созданной основателями фестиваля Форма – куратором Юрием Кассиным и продюсером Екатериной Кассиной. Первым проектом платформы стало открытие персональной выставки «Природа и гуманизм» одного из узнаваемых современных российских медиа-арт художников, выпускника Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко Гриши Сельского, преподносящего современные технологии с изрядной долей юмора. В рамках экспозиции Гриша Сельский тестирует возможность применения к миру природы инструментария из цифрового мира. Используя узнаваемые образы из цифровой культуры, от хэштегов до соцсетей, художник следит за искажением пространства окружающей среды. Основная тема экспозиции – исследование эмоциональной реакции человека на диалог антропоцентричных технологий и биосферы. Гигантские дигитальные холсты и скульптуры, живописные неоновые рамы – идеальная среда для современного потребителя культуры. Если Энди Уорхол непосредственно обращался к условной «продуктовой корзине», то сегодня объектом потребления становится «продукты производства» отдельной личности. По словам Гриши Сельского, сегодня создаётся среда нового обитания общества, гуманная к технологиям и человеку, происходит апроприация реактивных элементов дизайна, маркетинга и превращение их в часть природного ландшафта. Куратор выставки: Юрий Кассин. В рамках выставки пройдет параллельная программа мероприятий, которая будет объявлена в социальных сетях Формы. Выставка работает по 13.11.22.

Фотографии предоставлены pr-сопровождением проекта

13.10.22. Kupol Gallery совместно с Катериной Lime Blossom представили персональную выставку художницы «Атропос» в выставочном пространстве Сube.Moscow. В экспозицию входят работы, созданные художницей за последние пять лет. Катерина Lime Blossom работает в графике, текстиле, живописи, инсталляции и перформансе. Выставка в пространстве Kupol Gallery – осмысление времени, непреодолимого течения жизни и судьбы человека. Создавая работы, Катериан Lime Blossom исследовала переживание качеств времени и со-бытийного ряда. Однако после стало понятно, что результатом исследования стала куда более широкая область. В работах проявляется многомерность, повторяемость, неизбежность и необратимость со-бытия, путь проживания тяжести телесности и физичности, затрагивается область «женского делания» и своего рода ритуальности. Прежде всего это выражается в выбранном художницей подходе: переосмысление вышивальных практик, обращение к домотканым полотнам, льну и конопле; работа с традиционным для наших территорий цветом: красным, черным, белым; повторяемость и ритмичность мотивов, одинаковых, но в то же время различающихся, проявляющих их хаотическую сущность. Работы дополняет натяжение нитей под весом камней, их художница привезла из путешествий по Кавказу. Камни выступают метафорой памяти и хранителем информации. Экспозиция объединяет рукотворные и природные формы, отсылая к единению материального и духовного. Разнообразность фактур и размеров, плотности и легкости складывается в многомерность человеческого проявления. Катерина включена в список наиболее революционных дизайнеров Black Sheep NJAL, получила грант Российской Палаты Моды и провела показ на MBFW. В 2020 г. участвовала в кураторской секции Salon ACME в Мехико в рамках Недели современного искусства Мексики. В 2022 г. вошла в число восьми художников, представляющих Universal University на платформе TEO, выбранных комиссией TEO by Cosmoscow на основании open-call. Выставка работает до 10.11.22.

Фотографии предоставлены автором Катериной Lime Blossom

13.10.22. Галерея «Триумф» представила две новые выставки:

– персональную выставку Антона Кушаева «Дрожь земли». В своих проектах и работах художник исследует визуальные коды истории искусства и собственную логику изображений. Работы Кушаева стремятся демистифицировать обыденное и одновременно порождают новую мифологию. Фигуры объединяются в многочастные конструкции, напоминающие формы архитектурного декора или советского монументального искусства, но кажущиеся шаткими и ненадежными. В серии «Дрожь земли» Антон использовал найденные или специально приобретенные ткани, свидетельства определенной материальной культуры. Одни из них взяты целиком, на других проступает шов, образуя своего рода наслоение, излом. За счет фактуры ткани и следов шитья работы приобретают скульптурность и создают напряжение. Красный цвет стал одним из ключевых элементов нового проекта: по словам художника, он соответствует цвету «раскаленного состояния реальности» и передает ощущение тревоги и неустойчивости. Когда дрожит земля, рушатся здания, а сохранившиеся руины, такие же памятники ушедшего времени, продолжают влиять на настоящее.

– выставку Славы Нестерова «Восемь песен», в которую вошли работы из новой одноименной серии. В основе проекта лежит философия Владимира Бибихина о Гиле (hyle), где материя понимается как лес, а лес – как общая стихия. Нестеров обращается к образу леса как территории темных сказок и создает мир, отсылающий к уральским, славянским и скандинавским легендариумам. Одновременно лес рассматривается художником как метафора сетевой структуры, определяющей наше восприятие мира. Нестеров родился в Перми, и визуальный язык новых работ заимствует элементы Пермского звериного стиля и местной храмовой деревянной архитектуры. Однако их персонажами становятся не библейские персонажи или древние бестиальные покровители Урала, а иные. Дерево же воплощает идею тайного течения истории, скрытых мотивов и конспирологического мышления. Деревянные объекты Нестерова логически симметричны. Изображенные фигуры задают ритм и символизируют вечный круговорот, постоянный переход сущностей из одного состояния или качества в другое. Его воплощение видится даже в муравьиных кругах – для художника этот пример силы судьбы стал одним из ключевых образов проекта. Несмотря на кажущуюся мрачность, в мире, который конструирует Слава Нестеров, есть место надежде, а выбраться из лабиринта «леса» представляется возможным.

Выставки работают до 06.11.22.

Слава Нестеров Из серии «Восемь песен» 2022 Дерево, эпоксидная смола, карандаш

Фотографии предоставлены галереей «Триумф»

13.10.22. Центр Визуальной Культуры Béton провел творческую встречу с художниками Валерой и Наташей Черкашиными. Темой встречи стал проект Черкашиных «Глобальный андеграунд», работы из которого представлены на групповой выставке «Фотомонтаж. Исправленная правда» в ЦВК Béton.  Идея проекта Валерия и Наташи Черкашиных – показать культурологические особенности подземных транспортных систем разных стран и городов, а также сделать возможным виртуальное передвижение по «глобальной системе метро», с посещением наиболее ярких и характерных станций 33 стран мира. В каждой стране метро является показателем технического уровня эпохи и культуры страны в период его создания. В то же время, каждый город создает свою специфическую атмосферу в метро, свой культурологический пласт, свое оформление метро, а пассажиры метро являются типичными жителями данного города. Уже сделано около 100 работ по 24 странам мира. Работа над проектом продолжается. Представляемая ЦВК Béton выставка «Фотомонтаж. Исправленная правда» исследует практики монтажа в искусстве фотографии. Метод художественного творчества является наиболее эффективным с точки зрения демонстрации разницы между условной действительностью и субъективными реальностями, которая провоцирует человека к исправлению «правды». Среди множества прикладных инструментов «исправления правды» фотография и другие «технические» средства выражения играют особую роль. Задолго до современных возможностей компьютерной постобработки фотографы привносили в условно правдивые реальности своих работ те или иные исправления – в том числе с помощью монтажа. В советское время искусство фотографии нередко становилось инструментом идеологического противостояния. С помощью отбора сюжетов, их постановки и монтажа можно было визуализировать тезисы идеологических рассуждений так, чтобы они выглядели убедительно. Творческая интеллигенция же стремилась внести коррективы в советскую «правду», которая в своем воплощении устраивала отнюдь не всех. Сегодня советские методы искусства агитации и пропаганды попросту меркнут в сравнении со своими преемниками. Они сами стали объектами творческого «исправления», в стремлении не только порвать с навязываемыми искажениями действительности, но и создании собственной альтернативы ей. Современные художники также представляют свою модель реальности. Выставка работает до 30.10.22.

Фотографии ЦВК Béton

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: