Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
01.12.23. В Москве в доходном доме Афанасьевых (1914, арх. Езерский С.Д.), где в 1950-1960-е гг. на двух этажах размещалась мастерская скульптора Эрнста Неизвестного, открылось арт-пространство ADEM (AUTOUR DE MOI) – креативная студия, воплощающая в жизнь эстетические и творческие идеи на стыке искусства и коллекционного дизайна. К открытию пространства приурочена презентация первой капсульной коллекции ‘Balance’ дизайнера и архитектора Полины Дицман, а также открытие персональной выставки графических и живописных работ Светы Ефремовой ‘EDEM’ при участии Shilo Gallery, московской pop-up галереи современного искусства, основанной в начале 2021 года арт-дилером Игорем Шиленковым. Праправнучка известного русского художника XIX века Ивана Кузьмича Макарова Света Ефремова училась в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, Академии акварели С.Андрияки и в РГХПУ им. С.Г. Строганова. Работает с различными средствами выражения, среди которых рисунок, живопись, мозаика, стекло, сценография и искусство костюма. Полина Дицман, основатель и креативный директор пространства Autour de moi (ADEM), работает как архитектор, интерьерный и предметный дизайнер. Экспозиция демонстрирует, как в камерном пространстве могут работать и дополнять друг друга предметы искусства и дизайн. Полина Дицман стремится передавать атмосферу, в которой предметы становятся продолжением самого пространства, работая с интерьером как единое целое. В представленных работах проекта ‘EDEM’ Света Ефремова переносит чувственный опыт в форму художественного высказывания, сопоставляя его с узнаваемыми кодами истории искусств. Художница реагирует на вымышленные и действительные происшествия и связанные с ними переживания, не присваивая им никаких значений кроме чувственных. Любая работа имеет контекстуальное значение, и ее восприятие зависит от места, в которое помещено произведение, и от точки зрения наблюдателя, которому предлагается по-своему интерпретировать увиденное. На открытии также прозвучал аудиальный перфоманс Александра Василенко.
Фотографии предоставлены Shilo Gallery
05.12.23. В торговом центре BoscoVesna представили яркий паблик-арт проект. Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ/Санкт-Петербург, дизайнер, художник, куратор, член Союза художников России Андрей Люблинский и студенты ВШЭ создали арт-елки для BoscoVesna. 15 новогодних инсталляций представляют собой оригинальные авторские елки. Новогодний декор этого года стал полноценным арт-проектом – выставкой актуального дизайна и профессиональным конкурсом. Проект показал, что создать на базе обычной искусственной елки привлекающий внимание объект дизайна, несущий при этом глубокое художественное высказывание, не просто. «Мы поставили перед собой действительно масштабные и амбициозные цели. Даже для опытного специалиста придумать стоящую идею и реализовать ее в материале непросто. С учетом наших сжатых сроков мы, по сути, решаем сверхзадачу, работая с проектами начинающих дизайнеров, которые еще не получили весь объем необходимых знаний и навыков. А им нужно сделать не просто проект в графике, а воплотить его в объеме, в реальном материале. У многих ребят ещё ни разу в жизни не было возможности вывести свои проекты с бумаги или с экрана в реальный мир — мир фактур, мир объёма, мир широкой аудитории, которая будет взаимодействовать с их произведениями. Работы увидят тысячи посетителей. Так что для каждого участника это огромный шаг вперед. А для гостей BoscoVesna, надеюсь, это повод поднять себе настроение перед праздниками благодаря великой силе современного искусства», – Андрей Люблинский. По словам организаторов, елки у студентов получились очень разные – нежные, дерзкие, яркие и саркастичные. Две елки спроектировал Андрей Люблинский.
Фотографии Ольги Серегиной
05.12.23. В отеле Pentahotel Moscow, Arbat состоялось открытие выставки «ZOIKA в Москве» петербургской художницы ZOIKA по случаю пятилетнего юбилея отеля. Загадочная художница из Петербурга создает свои картины из текста посредством самобытного леттеринга, не умея при этом читать. Орнаментальные полотна вырастают из заголовков и надписей, которые художница находит вокруг себя. ZOIKA постоянно живет в психоневрологическом интернате, где ее и встретили кураторы Евгения Штиль и Стас Багс. С 2018 года ZOIKA является участницей объединения «Новые городские художники».
В экспозицию персональной выставки художницы ZOIKA в Москве вошли работы, выполненные в период с 2018 по 2023 год, а также новая живописная серия, созданная специально для проекта. Манера ZOIKA формировалась под влиянием петербургских художников уличной волны. Взаимодействие с текстом стало для художницы попыткой вербального контакта с внешним миром и способом познания его многообразия. Выставочный проект «ZOIKA в Москве» создан специально по случаю празднования пятилетия отеля Pentahotel Moscow, Arbat. Работы художницы на время заменили часть постоянной экспозиции, своим присутствием меняя привычное пространство. Экспозиция охватывает всю ресторанную и библиотечную зоны отеля, выставка открыта не только для постояльцев Pentahotel Moscow, Arbat, но и для всех желающих познакомиться с работами автора.
Искусство является важным элементом деятельности отеля Pentahotel Moscow, Arbat. С момента его открытия в декабре 2018 года на стенах расположилась коллекция работ таких авторов, как Сергей Карев, Мария Костарева, Иван Глазков, Антон Тотибадзе и других. В 2021 году отель запустил резиденцию для художников совместно с галереей ART & BRUT, благодаря которой коллекция отеля пополнилась работами Никиты Зимова, Алины Золотых, Артема Брюхова, Николая Кошелева. С начала декабря постояльцы и посетители могут погрузиться в мир художницы ZOIKA и поиграть в увлекательную игру с образами и текстами, которые она помещает на своих работах. Куратор выставки: Петр Иванов. Выставка открыта для свободного посещения по 31.01.24.
Фотографии предоставлены куратором
05.12.23. Галерея PENNLAB представила выставочный проект «Sublime landscapes/Гибридные ландшафты» Лары Федотовой – фантастическое сочетание цвета от провокативного художника, для которого медиа фотографии основной инструмент высказывания. Каждый лист этой цветовой сюиты уникален: Лара работает над ними в технике бескамерной фотографии [фотограммы], когда изображение создается в полной темноте непосредственно над листом фотобумаги, далее вспышка освещает результат «темной магии», а проявка фиксирует изображения. Федотова соединяет работу в студии с материальными воплощениями символов четырех стихий (огня, воды, воздуха и земли) и виртуальное сотрудничество с нейросетью, выполняющей заказ художницы по генерации изображений. Художник интегрирует в классические фотограммы цифровые изображения, полученные по запросу «sublime landscape, primary nature [возвышенный пейзаж, первозданная природа]». Лара Федотова работает с фотографией, видео, объектами, звуком, инсталляцией, выбирая наиболее точное, поддерживающее идею, сочетание инструментов: от поисков новых технологий до обращения к старинным фотографическим техникам и работе с нейросетями. Победительница конкурса «Взлет» (2018), Международного фестиваля фотографии «Фотопарад»(2017), участница XV Красноярской Биеннале Современного искусства (2023), VI Московской Биеннале Современного искусства (2015), выставки «Интервенции. Действуй по правилам и без» в Главном штабе Эрмитажа в Санкт-Петербурге (2018), участница программы «Друзья Сводов» фонда v-a-c, Факультета выходного дня МСИ «Гараж» (2017), проекта «Артмастерская XXI» (2019), выставки номинантов Московской Артпремии (2020), Фотомесяца в Белграде (2019), резиденции POLYPHONIZE на Кипре (2021) и других выставок в России и за рубежом. Выставка работает до 18.01.24.
Фотографии предоставлены галереей
05.12.23. В экспериментальном пространстве Музея AZ AZ/ART в палатах XVII века — доме Нарышкина-Рагузинских на Маросейке в рамках проекта «Системы мимикрии» открылась вторая по счету выставка «Живые скульптуры». Куратор проекта – художник, искусствовед Александр Дашевский. В рамках выставки «Живые скульптуры» представлены работы Владимира Янкилевского, Вадима Сидура, Игоря Шелковского, Гриши Брускина, Андрея Кузькина, Петра Дьякова, Елены Филаретовой, Надежды Антышевой, Владимира Козина, Петра Белого, Никиты Селезнева и других. Смысловое поле выставки «Живые скульптуры» располагается между тремя сериями образов. Первая серия связана с темой утраты, пересмотром собственных границ, физического или личностного расщепления. Вторая серия образов отсылает к оживающим изваяниям и окаменевающим людям — устойчивому сюжету в искусстве и мифологии, артикулирует парадоксальную связь между телом и скульптурой. Третья серия образов показывает, как из разрозненных фрагментов, утрат и травм, формируется новая идентичность и цельность, новое представление о себе и своих границах. Задействованные в этом механизмы культуры абсорбируют и обобщают индивидуальные, порой трагичные истории, формируют новый глоссарий, синтаксис и тропы внутри языка, используемого носителем для самоописания. Александр Дашевский, куратор проекта: «”Живые скульптуры” — вторая часть выставочного сериала “Системы мимикрии”. На этот раз пространство AZ/ART наполнится фрагментами статуй, эпох и воспоминаний. Скульптуры будут оживать, тела — каменеть, а античные обломки продемонстрируют свою текучесть. В финале зрителя ждет большой музейный торжественный реликварий, где из частей прежних травм формируется новое тело культуры». Опорными точками экспозиции становятся инсталляция Петра Белого «Caput mortuum», состоящая из бетонных объектов, похожих на обломки античных статуй, и большой стеллаж, напоминающий то ли реликварий, то ли открытое хранение скульптуры, то ли склад вещдоков. Одна из стен пространства превращена архитектором проекта Михаилом Масловым в хранилище с различными фрагментами скульптур-тел.
Мимикрия становится формальным приемом, кураторским ходом, когда выставочный проект маскируется то под научное исследование, то под тематическую ретроспективную экспозицию, то под игру в ассоциации. В живой природе маскировка не всегда обозначает визуальное слияние с фоном. Многие животные используют крупный яркий рисунок, мешающий внешнему взгляду воспринять их как целое, выделить границы и размеры тела. Подобные эволюционные способы уклонения от зрительной идентификации, описанные учеными, нашли применение в военном деле. Каждая из трех выставок цикла «Системы мимикрии» исследует отдельный вид мимикрии, ищет его поэтический аналог в социальном поведении и языке современного искусства. Сознательно используя ненадежный метод аналогий, проект пытается искать рифмы между периодами, прошедшими со времени формирования советского неофициального искусства. Хотя каждое время уникально и исторические ситуации при всем внешнем сходстве не повторяются, существует множество случаев, когда одна эпоха надевает костюмы другой, поэтому примеры мужества, хитрости и стойкости отечественных художников второй половины XX века могут быть вдохновляющими, ценными, востребованными и сегодня. Первая выставка «Глаз видящий, всевидящий, невидящий» проходила в сентябре-ноябре 2023 года, а третья — «Вне эксплуатации» — запланирована в марте. Над проектом работали: генеральный директор Музея AZ и AZ/ART Наталия Опалева, куратор проекта Александр Дашевский, архитектор экспозиции Михаил Маслов. Выставка работает до 18.01.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея AZ
05.12.23. Галерея pop/off/art представила персональную выставку Эрика Булатова, одного из ключевых авторов современного российского искусства, с которым pop/off/art сотрудничает с момента своего основания – 2004 года. Проект, приуроченный к 90-летию Эрика Булатова и станет первой галерейной выставкой художника в России. До этого галерея pop/off/art выступала как партнер его крупнейших музейных проектов, работала с архивом художника и предоставляла для выставок ряд произведений из частных собраний. В экспозиции выставки «Exit – Exit» представлено более 20 графических листов Эрика Булатова 2017-2022 годов, которые показаны впервые. Название проекта происходит от фразы «Exit – Exit», используемой в центральной группе произведений экспозиции. Выступая основополагающей частью работ, текст формирует визуальную и смысловую последовательность: «Вперёд», «Всё не так страшно», «Друг вдруг враг», «Exit – Exit». К проекту планируется издание каталога с интервью художника 2023 года и текстом философа, исследователя искусства Игоря Чубарова. Выставка работает до 18.02.24. Куратор выставки: Ольга Попова.
Фотографии предоставлены пресс-службой галереи
05.12.23. Центр Artplay представил инсталляцию – «Точка отсчета» Алексея Луки, известного переосмыслением традиций конструктивизма в городском пространстве. Работа Алексея Луки завершает формирование основной коллекции музея под открытым небом в год 20-летия Artplay. С 2003 года Центр дизайна и архитектуры Artplay превратился из локального сообщества творческих партнеров в один из креативных кластеров Москвы. Здесь открыт первый в России Центр цифрового искусства и создан образовательно-культурный проект «Открытый музей». Генеральный директор Управляющей компании Artplay Дарья Устинова: «За 20 лет пройден огромный путь – от не слишком формализованного клуба для своих – тех, кто еще в начале 2000-х разглядел шик старой промышленной архитектуры и влюбился в кирпичи, на пространстве в 10 тыс. кв.м – до серьезного, заметного даже в масштабах Москвы девелоперского проекта в 10 раз большей площади. Несмотря на то, что сейчас Artplay представляет из себя вполне «взрослую» компанию, – с бюджетами, налогами, отчетностью, регламентами, – главной нашей задачей остается поддержание живой и вдохновляющей атмосферы на площадке. Интеграция искусства в ежедневный контекст – важнейшая составляющая концепции Центра дизайна, и именно об этом наш проект «Открытый музей» – в нем творчество лучших современных художников максимально приближено к зрителю. Коллекция Открытого музея собиралась порядка 15 лет, с момента переезда в Сыромятники, и как нам кажется она будет интересна всем посетителям, включая профессионалов в искусстве». 1 декабря в Центре дизайна ARTPLAY стартовал проект «Электрическая поэзия». Посмотреть новые работы и посетить Открытый музей можно бесплатно в часы работы ARTPLAY. Составить собственный маршрут по территории помогаю карты и описания на сайте.
Фотографии Ольги Серегиной
05.12.23. Галерея современного искусства a—s—t—r—a представила персональную выставку Гоши Острецова «Готовый мир будущего от РОБОБЮРО». Новый проект, созданный в рамках работы программы ColLab 2023 мастерских Центра художественного производства «Своды» Дома культуры «ГЭС-2», представляет зрителям фантасмагорический мир идей художника. Любимые и постоянные герои Острецова — роботы, роботизированные члены «нового правительства», одновременно и объекты и субъекты этого мира. «Для меня молния – это символ искусства, как огонь свыше, приручённый человеком не для тепла или приготовления пищи, а для продолжения светового времени, отдохновения после дневной охоты. И вот тогда, вспоминая рабочий день, человек начал создавать изображения сначала горелой палкой «углём», потом перешло к более стойким материалам», – Гоша Острецов. Выставка работает до 22.01.24.
Фотографии предоставлены галереей
06.12.23. В особняке Морозовых в партнерстве с pop-up галереей Grabar Gallery открылась выставка, посвященная теме желания. Название отсылает к стихотворению поэта Серебряного века Саши Чёрного «Два желания», которое созвучно нашему времени. Одних это время побуждает на новые свершения, других – на глубокую рефлексию и бездействие. В выставке принимают участие художники Людмила Баронина, Анна Быстрова, Юлия Вирко, Мила Гущина, Дарья Киселёва и Ульяна Подкорытова, Родион Китаев, Саша Нестёркина, Николай Онищенко, Александра Паперно, Ростан Тавасиев, команда «ТОЙ». На открытии состоялся перформанс «Хор исполнения желаний». Художники-участники представляют свои размышления о желаниях сегодняшнего дня — собственных и чужих — через живопись, современную скульптуру, аудио и видеоинсталляции. Желания часто связаны с детством, когда ждешь их исполнения самым чудесным образом, потом желания становятся или совсем прозаичными, или все более замысловатыми и призрачными. Многие из работ созданы специально для выставки «Два желания» и вступают в диалог с пространством особняка. Саша Нестёркина создала собственную версию утраченной люстры в одном из залов, Николай Онищенко устроил в старинной библиотеке вечеринку, на которую невозможно попасть, а художницы Дарья Киселёва и Ульяна Подкорытова фантазируют на тему недосягаемого праздника. Выставку «Два желания» можно будет посмотреть в свободном режиме с картой и аудиогидом: его записал актер Евгений Цыганов. Для тех, кому интересно услышать рассказ не только об экспозиции, но и об архитектуре и интерьерах особняка Морозовых, Креативное бюро «Глазами инженера» в партнерстве с Grabar Gallery проведут серию специальных экскурсий. Для входа в особняк с собой необходимо взять удостоверение личности. Куратор: Кристина Романова.
Фотографии предоставлены Grabar Gallery
06.12.23. Онлайн-галерея Elephant in the Louvre и Twelve Reasons Boutique Hotel представили выставку «12 взглядов». Проект Elephant in the Louvre создан выпускниками Московской школы современного искусства (MSCA) Рузанной Оганесян, Юлианой Инжеватовой и Ириной Глазковой в 2021 году, является победителем независимой премии в области современного искусства «Новый белый» в номинации «Медиа года» и премии за выдающиеся достижения студентов и преподавателей Universal University UAWARDS 2022 в номинации «Лучший развлекательный проект».
Произведения художников галереи интегрируются в эклектичные интерьеры особняка XIX века, который исторически связан с искусством, и напоминают о том, что отель – это шаг от привычного, место смены оптики, где каждого ждут новый вид из окна, новые встречи, новый взгляд, обостряющий восприятие своей личной истории. Взгляды авторов галереи, куратора выставки и отеля на искусство, выраженные через разные медиумы, техники и материалы, собираются в пазл. Всего интервенция насчитывает более двадцати произведений, которые, как «секреты», расположены по всему пространству. Бутик-отель Twelve Reasons был открыт в историческом особняке, памятнике архитектуры в марте 2023 года, выставка «12 взглядов» – первое арт-событие для отеля, в планах которого развивать это направление и активно сотрудничать с художниками. На выставке «12 взглядов» минималистичные объекты-артефакты выпускника «Открытых студий» ЦСИ «Винзавод» Дани Пирогова из бетона и проволоки дополняются магическими фотографиями застывшей реальности Жени Миронова, номинанта премий им. Кандинского и им. Кончаловского, и монохромной теневой керамикой коллаборации Ульяны Агбан и резидента испанской Montemero Art Residency Оли Махно. Пространство отеля украшают скульптуры-талисманы Сергея Судакова, невесомая работа постоянной участницы ярмарки Cosmoscow Дарьи Неретиной, работы участницы London Art Biennale 2021 Дарьи Клементьевой, также резидентки «Открытых студий» ЦСИ «Винзавод» Мары Пилясинской, Ольги Аксеновой и Алины Магомедовой. «Выставка работ современных художников является логичным продолжением истории отеля, связанной с искусством: в конце XIX века в его здании располагалась скульптурная мастерская, поэтому ключевым элементом оформления до сих пор является бережно сохраненная нами при реставрации лепнина, которая сейчас украшает фасад, потолки и стены номеров», –генеральный директор отеля Марина Знаменская. Куратор выставки: художник Ольга Махно. Выставка работает по 31.01.24.
Фотографии предоставлены галереей
06.12.23. Музей им. А. Рублева представил выставку «Иконописные редкости». В экспозиции представлены уникальные произведения конца XVII – начала XX века, выходящие за рамки обычного иконографического репертуара русского церковного искусства. На выставке собраны как иконы редких сюжетов, так и произведения, отличающиеся неожиданными вариантами традиционных изображений или уникальными и непривычными деталями их композиций. Основную часть экспонатов выставки составляют иконы конца XVII – начала XX века из частного собрания И.А. Сысолятина. Они дополнены раритетными произведениями из коллекции Музея имени Андрея Рублева, некоторые из них были специально отреставрированы к этому событию. Многие редкие сюжеты пришли в русскую иконопись в Новое время, когда происходили существенные изменения в религиозной жизни российского общества, проявившиеся, в том числе, в возросшем интересе к Священной истории, богословию и догматике. Источником необычных композиций часто служили произведения классической западноевропейской живописи, известные в России благодаря гравюрам, литографиям и фототипиям. География создания этих произведений чрезвычайно широка – от Оружейной палаты до отдаленного Севера и Сибири. Новое время представлено столичными и региональными памятниками. Большую группу составляют старообрядческие иконы, происходящие как из широко известных, так и малознакомых художественных центров (Палех, Мстёра, Выг, Романов-Борисоглебск, Гуслицы, Сызрань, Невьянск, Калуга, старообрядческие поселения Верхневолжья, Румынии и Литвы). Большой интерес представляют подписные работы московского иконописца Ивана Полякова, холуянина Михаила Сивкова, красноярского мастера Тимофея Ростовцева. Кураторы выставки: главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела Н.И. Комашко и ученый секретарь ЦМиАР М.И. Яковлева. Выставка работает до 25.02.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой музея
07.12.23. В Alina Pinsky Gallery открылась выставка «Group Show», где представлены произведения художников галереи и многие работы показаны впервые. Экспозиция объединяет работы художников, тяготеющих к экспрессионизму и передаче эмоционально-чувственного восприятия через цвет и форму разных направлений и периодов. «Group Show» представляет работы Наталии Турновой, Игоря Скалецкого, Наташи Хабаровой и Евгения Музалевского, а так же Игоря Шелковского, Михаила Чернышова, Татьяны Андреевой, редуцированную и Алены Кирцовой. Выставка работает до 05.02.24.
Фотографии предоставлены галереей
07.12.23. 07.12.23. В честь своего девятнадцатого дня рождения галерея Ruarts представила выставку-праздник «С любовью!» московского художника GIWE. Галерея, основанная в 2004 году коллекционером Марианной Сардаровой на протяжении многих лет, представляет российских и зарубежных художников, включая участников движения «уличной волны». GIWE c 2000 года работает как граффити художник, занимается исследованием современного человека, стандартизации жизни, копирования и подражания, что находит отражение в его практике. Работая преимущественно со стразами, художник размещает их на холстах, гобеленах, фарфоре, жостовских подносах, таким образом, поэтизируя быт и жизнь улиц.
Выставка «С любовью!» – это размышление об образе среднестатистического человека, документирование желаний и страстей. От сцены к сцене герой GIWE встречается с соблазнами современного мира: его окружают атрибуты успешной жизни. Художник усилил пустоту сюжетов стереотипных кадров, используемых в массовой культуре для отображения счастливой жизни, эффектной избыточностью сияющих кристаллов. «Я отношусь к своему Герою с любовью, потому что для меня он находка и открытие, как для орнитолога или биолога найти новый вид птицы, бабочки в экосистеме мира. При этом я не критикую его, не оцениваю и не сравниваю с другими видами. Принимаю его таким какой он есть. Рад возможности наблюдать за ним, вдохновляясь его жизненной силой и энергией. Известно, что виды часто формируются, исходя из особенностей среды того или иного региона, и проект для меня уже в какой-то степени и есть эта экосистема из моих впечатлений, в которой сформировался мой Герой», – GIWE. Китч, клише, гротеск, доведенные художником до предела – это возможность за неумолимым сверканием увидеть настоящего себя и природу собственных желаний. На выставке будет демонстрируется киноработа GIWE «Megamix» – короткометражный фильм 2018 года, снятый на телефон, косвенно рассказывающий о творчестве художника и освещающий процесс формирования его Героя. Куратор: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов. Выставка работает до 28.01.24.
Фотографии предоставлены галереей
06.12.23. Галерея ГУМ-Red-Line представила выставку Михаил Молочникова «Небесный ветер». Ретроспективная экспозиция представляет несколько графических серий, коллажи, скульптурные объекты и книги художника (artist’s book) – всего более 60 произведений автора. «Михаил Молочников представляет собой пример рисовальщика, для которого процесс создания графического рисунка сродни медитации. Его графика напоминает некий воздушный поток, прорисованный и насыщенный отражениями разных миров и сущностей. Сплетаемые в воздушную сеть графические образы сами по себе являются смыслом, в котором не стоит искать дополнительных концепций. Между тем в процессе созерцания произведения Молочникова позволяют легко войти в мир авторских визуальных прозрений и получить гармоничное пружинистое чувство, напоминающее воздействие свежего обновляющего ветра», – куратор выставки Марина Федоровская. Выставка работает до 01.02.24.
Фотографии предоставлены pr-службой проекта
07.12.23. На выставке «В свете рампы: художественный дивертисмент в Галерее Мамонтовых» собраны в едином пространстве произведения из коллекции Мамонтовых, так или иначе связанные с театром. В первую очередь – это эскизы декораций и костюмов для театральных спектаклей, в разные периоды созданные мастерами, с именами которых связан расцвет русского искусства на родине и за рубежом. В общей сложности на выставке показаны работы двадцати шести художников. Непосредственно театральная часть представлена двадцатью девятью спектаклями, из которых с 1905 по 1956 год одиннадцать были поставлены в России и восемнадцать за рубежом. На выставке собраны работы художников, с чьим творчеством мы ассоциируем расцвет культуры «Серебряного века». В экспозиции собраны произведения разных жанров – портреты, натюрморты, пейзажи, в том числе портрет прославленной балерины Тамары Карсавиной Натальи Гончаровой и оперной дивы Ксении Держинской в образе Ярославны Михаила Нестерова, дружеская пародия на Всеволода Мейерхольда Николая Ульянова и веселые скульптурные шаржи Кукрыниксов; пейзажи Евгения Лансере, Василия Денисова, Ивана Билибина, Николая Калмакова, пастораль Сергея Судейкина; букеты цветов Константина Горбатова, Константина Терешковича, Сергея Судейкина, закулисная сценка раннего Михаила Ларионова, лоскутная футуристическая композиция Кирилла Зданевича. Все эти произведения, собранные вместе, как номера дивертисмента, создают особую атмосферу, знакомую театралу – игра и мистификация, всплеск эмоций и ощущение праздника. Ряд работ показан впервые. Согласно замыслу кураторов, пространство галереи стало сценой, на которой разворачивается действие, и в нем «участвуют» не только произведения живописи и графики 1-й половины ХХ века, но также удачно дополняющие концепцию выставки работы современных художников: кинетическая инсталляция с веерами Владимира Мартиросова, макеты костюмов к опере А. Бородина «Князь Игорь» в Мариинском театре Юрия Харикова, серия декоративных тарелок Екатерины Лукьяновой к проекту «Русские сезоны. XXI век», посвященному реконструкции балетов Сергея Дягилева. Вход по предварительной записи по телефону. Выставка работает по 02.03.24.
7.12.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель