Арт-обзор 3.02-10.02.22

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

*В связи с осложнившейся эпидемиологической ситуацией заранее уточняйте условия посещения и приобретения билетов на официальных сайтах музеев и галерей.

03.02.22. В ГМИИ им. А.С. Пушкина 03 и 05 февраля прошли перформансы в исполнении «Фонема-хора». Посетители музея имели возможность присоединиться к музыкальной экскурсии по выставке Жан-Юбера Мартена «Бывают странные сближенья…». В основе перформанса лежит карта-партитура, которая определяет звучание каждого зала выставки.  Выступление состоит из продуманного ряда пространственных музыкальных пьес. Каждая пьеса, подобно экспонатам выставки Жан-Юбера Мартена, обусловлена предыдущей и предвосхищает последующую. Звук не призван напрямую проиллюстрировать отдельные экспонаты – он занимает периферийное положение в качестве фона и остаётся только в поле возможного опыта. Музыкальный материал отражает архитектурные особенности Пушкинского музея, а также подчеркивает акустические свойства его залов. «Фонема-хор» работает в уникальном авторском жанре – опера «алибретто», который подразумевает работу с чистым звучанием речи и языка, без использования текста. Музыканты, оставаясь зрителями выставки, используют элементарные техники, создавая особое звучание и колорит для каждого раздела экспозиции. Музыкальная экскурсия построена на встречах визуального и звукового искусств. Перформанс дает импульс к пробуждению воображения и расширению пространства открытий.

Состав хора: Евгения Фомина, Ева Тардес, Максим Илюхин, Михаил Цыпин, Людмила Данилова, Алина Тангатарова, Михаил Минерал, Дарья Баюн, Борис Лесной. «Фонема-хор» – это социальный музыкальный проект под руководством композитора, аудиохудожника и режиссера Бориса Лесного, ученика Владимира Горлинского, резидента галереи-мастерской «ГРАУНД Солянка».  Хор объединяет профессионалов и любителей экспериментальной вокальной музыки. Музыкальная практика хора строится в рамках исследования теории тембрального (шумового) консонанса. Отправной точкой исследований служат материалы Международной фонетической ассоциации (IPA).

Фото: Антон Баклыков

Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

05.02.22. В галерее «ЗДЕСЬ на Таганке» открылись две выставки:

«Лаборатория стрит-арта», представляющая работы мастеров граффити и их учеников в стиле нео-арт, основанном на слиянии искусства и массовой культуры. Выставка объединяет в одном пространстве работы художников, преподавателей «Лаборатории Стрит-арта», таких как: Василий Грино, Илья Бодров, Валентин Поткин, Илья Кейс, Дмитрий Левочкин и учеников Лаборатории. Сюжеты картин, выполненные в стиле нео-арт, вдохновлены комиксами, мультфильмами, музыкой. Для нео-арта характерны яркие цвета, ирония и сатира, прямолинейность смыслов, использование самых разных приёмов и техник. Во время вернисажа состоялся перформанс: московские райтеры превратили одну из стен галереи в арт-объект. Организатор: школа граффити и дизайна «Лаборатория Стрит-Арта». Куратор: Прокудин Владимир и Ирина Шухмина. Выставка работает до 28.02.22.

Фотографии Cabinet de lart

– персональная выставка Натальи Костеневой «Муза на подушке». Меньше всего автора интересует реализм в искусстве. Реальность должна лежать в замысле, но не как не в выражении. Наталью волнует то, как устроен человек, его животная природа, механизм добра и зла, как в человеке может совмещаться в одно время гуманизм и насилие, ложь и любовь. На выставке представлена серия крупноформатных полотен, выполненные в смешанных, экспериментальных техниках, за период 2017 по 2020 годы. Работы Натальей – это замысловатые сюжеты, передаваемые через вихрь эмоций, переплетенных со страхом и бурлящей человеческой сущностью. В них читается неопределенность и бесконечная тревога за завтрашний день. Куратор: Ксения Горбатюк. Выставка работает до 28.02.22.

Фотографии Cabinet de lart

07.02.22. Третьяковская галерея представила выставку «Граждане космоса» Антона Видокле, американского художника русского происхождения, сооснователя группы e-flux и редактора одноименного журнала. Проект «Антон Видокле. Граждане космоса» исследует влияние космизма, течения русской религиозно-философской мысли, на XX век, наводя на мысль о его актуальности в наши дни. Видокле впервые соприкоснулся с философией русского космизма в 2012 году в беседах с Борисом Гройсом и Ильей Кабаковым. Позднее совершил путешествия на Алтай, в Казахстан и другие страны и регионы России и бывшего СССР с целью изучения ментальности и интеллектуальных традиций. К настоящему времени Антон Видокле сделал семь фильмов, которые основаны на текстах Николая Фёдорова, Василия Чекрыгина, Владимира Вернадского, Валериана Муравьева и Александра Святогора. Также Видокле инициировал переводы на английский язык и публикации исторических текстов русских космистов, а также статей современных авторов, увлеченных этой темой. Его проекты демонстрировались на международных выставках documenta 13 и 56-й Венецианской биеннале, а представленные в Новой Третьяковке фильмы были показаны на Бергенской ассамблее, Шанхайской биеннале, Берлинале, Биеннале в Кванджу, Центре Помпиду (Париж), Тейт Модерн (Лондон), Музее Гараж (Москва) и на многих других ведущих художественных площадках. Объединяя фильмы, инсталляцию, исторические исследования и обширную событийную программу, проект акцентирует внимание на парадоксальном и экстатическом образе мышления, свойственном космизму. В центре выставки находится кинотрилогия «Бессмертие для всех», снимавшаяся Антоном Видокле в течение пяти лет, начиная с 2013 года. Фильмы демонстрируются в специально сконструированном кинотеатре в 38 зале Новой Третьяковки. Важная часть выставки – доступные по qr-кодам комментарии к более 40 произведениям из постоянной экспозиции Новой Третьяковки, которые имеют отношение к философии космизма или интерпретируются в этом ключе. Пройдя по залам музея, зритель может убедиться, как много работ, созданных художниками ХХ века, так или иначе связаны с темой отрыва от Земли и преодоления смерти. Выставку дополняет «хронология русского космизма» от 18 века до наших дней, а также цикл публичных мероприятий, подготовленный специалистами Федоровской библиотеки, и кинопрограмма от фестиваля экспериментального кино MIEFF. «Трилогия Антона Видокле – это не иллюстрации к философии русского космизма. Фильмы предлагают зрителю практический виртуальный опыт бессмертия, отрицая опыт смерти через отрицание кино», – Кирилл Светляков, куратор выставки. В «Бессмертии для всех» соединяя эссе, документальный жанр и перформанс, Антон Видокле цитирует труды основателя космизма Николая Федорова и других философов и поэтов. Его блуждающая камера ищет следы влияния космизма на останках искусства, архитектуры и инженерии советской эпохи, переходя из степей Казахстана в московские музеи. Музыка Джона Кейла и Эльен Радиг сопровождает эти изображения, воскрешая в памяти тоску по связанности, социальному равенству, материальной трансформации и бессмертию. Снятый в Сибири и Казахстане, в Москве и Архангельской области, первый фильм трилогии «Это Космос» (2014) состоит из коллажа идей неоднородных протагонистов движения, в том числе Николая Федорова. Федоров, среди прочих, верил, что смерть есть ошибка – изъян в общем замысле человека. «Коммунистическая Революция была вызвана Солнцем» (2015) обращает внимание на поэтическое измерение солярной космологии советского биофизика Александра Чижевского. Снятый в Казахстане, где Чижевский находился в заключении и позднее в ссылке, фильм представляет его исследования о влиянии солнечного излучения на человеческую социологию, физиологию, политику и экономику в формах войн, революций, эпидемий и прочих потрясений. «Бессмертие и Воскрешение для Всех!» (2017) – размышление о музее как пространстве воскрешения, что было центральной идеей для многих мыслителей Космизма, ученых и авангардных художников. Снятый в Государственной Третьяковской галерее и других столичных музеях, фильм рассматривает музеологические и архивные техники собирания, реставрации и консервации как средства для материального возрождения жизни. Публичная программа выставки, состоящая из лекций, дискуссий и ридингов, станет продолжением ее художественного высказывания. Фестиваль экспериментального кино MIEFF подготовил специальную программу кинопоказов, которые пройдут в кинотеатре Иллюзион. В нее войдут фильмы объединения «Вверх!», Маши Годованной, Сергея Шутова, работы Видокле последних лет, а также советские кинокартины, по-разному обращающиеся к вопросам космизма. Показы бесплатные, по регистрации. Куратор программы: Дмитрий Фролов, куратор фестиваля MIEFF. В рамках выставки «Граждане космоса» в Новой Третьяковке состоится презентация одноименной книги издательства «Ад Маргинем» под редакцией Николая Смирнова. Это сборник эссе исследователей, философов и художников, которые разделяют интерес к творчеству Видокле и/или русскому космизму в контексте современной философии и искусства. В числе авторов – Франко «Бифо» Берарди, Элизабет Повинелли, Кети Чухров, Борис Гройс, Анастасия Гачева, Марина Симакова, Арсений Жиляев и др. Куратор: Кирилл Светляков. Выставка работает по 03.04.22 в Новой Третьяковке, зал 38, залы постоянной экспозиции.  

Кадр из фильма Антона Видокле «Это Космос», 2014

Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью Третьяковской галереи  

 

09.02.22. Крокин Галерея представила персональную выставку Андрея Хрещатого «Прото / πρῶτος». Автор укоренён в традиции академического искусства и в силу персональной биографии, и в силу внутренних приоритетов в реализации художественных задач. Искусство Андрея Хрещатого, искусство особого напряжения, дисциплины и внутреннего порядка, что естественно для художника, пребывающего в координатах академизма. В данном случае речь не о форме, с присущими ей атрибутами, а о содержании, обозначенной лаконичным названием «Прото». Префикс «прото» (πρῶτος) в переводе с греческого означает  изначальный, первобытный, предваряющий. Подобного рода обращение к началу, к прототипу свойственны именно академизму как принципиальной составляющей европейской культурной традиции, её дискурса. Академизм естественным образом обращается к корневому, к первоосновам, к культу, не выходя в пространства немыслимого, хаоса и распада. Андрей Хрещатый в своей программе приближается к этому рубежу, находя допустимый компромисс, сопряжённый с иной содержательной установкой, предопределённой современным пространством смыслов и диалогов, применяющим иной язык и акцентирующий уже не форму как таковую, а технологию и новую материальность. Ему интересен процесс – в парадигме игры, он «лепит» квази-цифровых трансформеров, моделируя «древний ужас» зооморфной архаики из «пикселей» синтетической материи. Выставка работает до 06.03.22.

Фотографии Cabinet de lart

10.02.22. Московский музей современного искусства представил выставку «Начало мира и вчерашние события» в рамках программы Образовательного центра ММОМА «Коллекция. Точка обзора» – долгосрочной выставочной программы, разработанной специально для Образовательного центра MMOMA в дополнение к серии масштабных тематических экспозиций. Ее отличает фокусный и камерный подход к изучению и демонстрации музейных фондов, а также значительно более динамичный ритм показа. Название новой выставки представляет собой фрагмент описания лавки старьевщика, которое встречается у Бальзака в «Шагреневой коже». В этой иконической фигуре XIX века символически раскрывается образ опытного и вместе с тем одержимого наблюдателя, собирателя, коллекционера. Этот образ лег в основу проекта, построенного на произведениях из собрания ММОМА, и сформировал его характер. Сама же выставка представляет собой камерную зарисовку о ракурсах взаимодействия созерцания и осязания и способах их прочтения. Тактильность визуального опыта стала точкой отсчета для работы над экспозицией проекта. Произведения для выставки собраны по принцу «наслоения», ассоциирующегося с археологическими и архивными исследованиями. Особенность подобной системы зрительного восприятия предполагает сфокусированное внимание к деталям, погружение в частности. Разглядывание и отслеживание создают рамку толкования повседневности, в которой проступает сомнение в статичности, неизменности ее облика. В экспозиции представлены знаковые произведения отечественных авторов XX столетия, в том числе, работы Вадима Захарова и Арно Мора, Бориса Турецкого и Игоря Макаревича, Нины Котел и Владимира Сальникова, Натальи Зинцовой, группы «Провмыза» и др. Куратор: Мария Доронина. Выставка работает в Образовательном центре ММОМА до 27.03.2022.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

 

10.02.22. Московский музей современного искусства совместно с Посольством Швеции в России представил выставку «Пустошь грез» Ильвы Вестерлунд и Матса Адельмана, ставшую первым проектом, осуществленным в рамках специальной программы «Северный травелог: художники Швеции в ММОМА» –программы персональных экспозиций восьми художников, которые живут и работают в Швеции. Каждый проект состоит из одной инсталляции или цельной серии работ в новой авторской интерпретации, учитывающей пространство музея и российский культурно-исторический контекст. Выставки пройдут в течение 2022-2023 гг на разных площадках MMOMA, в том числе в Образовательном центре и Музее Вадима Сидура – в экспозиционных залах и неожиданных локациях. Оглядываясь на богатую традицию записок иностранных путешественников о России, кураторы программы предлагают художникам, выросшим в Швеции или приехавшим в эту скандинавскую страну в сознательном возрасте, побывать в Москве, показать свои работы в непривычном окружении, поделиться возникшими наблюдениями и комментариями.
Программа реализована в партнёрстве ММОМА с Посольством Швеции в России. Программа задумана, как творческое путешествие вдоль северных широт, которое в течение целого года воплощают художники Швеции в восьми персональных проектах на разных площадках ММОМА. Сюжеты, над которыми размышляют художники во время пребывания в Москве, непосредственно связаны с их жизнью в Швеции, но обнаруживают при этом любопытные параллели с российской действительностью не только на уровне географии и климата, но и в том, что касается социальных и общечеловеческих вопросов. Среди участников программы, реализованной вместе с Посольством Швеции – Матс Адельман и Ильва Вестерлунд, Мерич Альгюн, Петра Бауэр, Гунилла Клингберг, Маттс Лейдерстам, Оливия Плендер, Салад Хилоуле.

Основанием для художественного проекта шведского творческого дуэта Ильвы Вестерлунд и Матса Адельмана стало изучение природной среды поля Ерва в пригороде Стокгольма – уникальный пример биоразнообразия. С 2016 года авторы проводят наблюдения, исследуя птиц, биотопы, водные объекты и следы человеческой жизнедеятельности в данной местности. В творческом методе художников нет установки на «энциклопедический проект». Основная идея авторов – дать голос окружающему ландшафту с его обитателями, передать чувствительность места к изменениям и разломам. В совместном выставочном проекте Ильва Вестерлунд и Матс Адельман создают пространство особой видимости – они сокращают дистанцию между различными агентами, являющимися частью общей экологии. Кураторы программы: Анна Арутюнян, Андрей Егоров, Мария Линд. Куратор выставки: Анастасия Нефедова. Выставка работает в Образовательном центре ММОМА до 13.03.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

10.02.22. В ГРАУНД Солянка состоялось открытие групповой выставки молодого международного и российского искусства «Апофения». Термин «апофения» был введен немецким неврологом и психиатром Клаусом Конрадом в 1958 году. Слово происходит от древнегреческого ἀποφαίνω, что означает «высказываю суждение, делаю явным». Согласно Конраду, апофения обозначает измышление взаимосвязей между несвязанными друг с другом в действительности вещами. Это состояние может проявляться не только у людей, страдающих психическими расстройствами, но и у здоровых. Пребывание в постоянном стрессе и нарастающей тревоге толкает людей к спекулятивным и умозрительным схемам, обостряет тягу к оккультным практикам и обрядам с целью внести порядок в возникший хаос. Ученые и философы пытаются объяснить подобную склонность человека видеть взаимосвязи в случайных феноменах. Американский философ Дэниел Деннет видит в этом проявление адаптивной функции природы человека. Швейцарский ученый Питер Брюггер полагает, что способность устанавливать связи между неочевидными вещами – условие творческого процесса.

Выставка «Апофения» – серия сюжетов, рассказывающих о человеке в состоянии апофении. Стремление находить фантомные связи там, где их нет, склоняет общество к излишней мнительности и суеверности, толкает к альтернативным знаниям и искажению реальности. С другой стороны, апофения как свойство прослеживать определенные закономерности и смысл в разнородных явлениях, присуща художнику как визионеру, становится необходимым условием творчества, который побуждает человека на создание новых форм. На выставке представлены видеоинсталляции, живопись, эзотерическая атрибутика и объекты.

Участники: Табита Резер, Алексей Бевза, Элис Бертран, Режан Петаван, Алиса Горшенина, Ася Заславская, Диана Капизова, Даша Кузнецова, Хо Гуй.

Автор идеи: Моника Норс. Кураторы: Моника Норс, Майя Нестеренко. Выставка организована при поддержке фонда «Сфера». Выставка работает до 03.03.22.

Фотографии предоставлены галереей ГРАУНД Солянка

10.02.22. ГРАУНД Солянка при партнёрстве с галереей pop/off/art представила «Сад» – персональную выставку графики Виталия Пушницкого. Выставка приурочена к изданию одноименной авторской книги художника, вобравшей в себя размышления о жизни, смерти, искусстве, человеке. Живописная серия, представленная на выставке, развивалась параллельно с написанием книги.

«Я задумал текст и к нему я думал подобрать какие-то иллюстрации. Мои фигуративные работы не подходили, потому что каждая фигуративная работа – это отдельная история, но мне требовалось общее состояние, которое поддержало бы не отдельные сюжеты, а текст целиком. Я решил сделать живопись небольшого формата, несущую в себе образы природы, воспоминаний и отсутствие конкретных тел. Главное в этом то, что она фрагментарна, как мир, который так же бесконечно длинен и изменчив, наши глаза, наше сознание никогда не могут вместить его целиком.» – Виталий Пушницкий

11 февраля в рамках выставки в 19:00 пройдет авторское чтение книги «Сад». Выставка работает до 03.03.22.

Фотографии предоставлены галереей ГРАУНД Солянка

10.02.22. Галерея Люмьер представила проект «Осколки» российского художника, лауреата международного конкурса фотожурналистики World Press Photo Данилы Ткаченко на основе его новых серий «Планетарий» (2020), «Утопленники» (2021) и «Мель» (2021), над которыми автор работал последние годы, продолжая исследовать тему границ исторической памяти с помощью фотографической документации. Данила Ткаченко путешествует по России и другим странам бывшего социалистического блока, отыскивая в современной повседневности следы советской утопии – словно осколки прошлого. Высказывание Данилы: «Призраки живут не во времени, но в пространстве, которое продолжает существовать, наполняясь новой жизнью», отражает его сегодняшний художественный поиск. Для реализации своих творческих идей Данила Ткаченко использует формат типологии, берущий истоки в Дюссельдорфской школе фотографии. Несмотря на кажущуюся формальность метода, в каждом своём проекте Ткаченко всегда идёт от замысла – показать разрушение идеи великой империи. На выставке представлено 30 авторских отпечатков, которые раскрывают замысел этих серий. Выставка доступна к просмотру только в рамках экскурсионной программы и работает до 04.09.2022.

Фотографии предоставлены галереей Люмьер

 

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться: