Арт-обзор 29.09-6.10.22

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

30.09.22. В Государственном Институте Искусствознания открылась выставка «Люди – Знаки» художника Игоря Ширшкова. В своем выставочном проекте Ширшков представляет портреты известных людей: «Герои портретов – люди искусства, замечательные художники, искусствоведы. Они стали знаковыми фигурами моего времени, и – знаками отдельных художественных явлений или, как сейчас говорят, культурных трендов. По аналогии: Ренуар знак импрессионизма, Матисс и Пикассо знаки модернизма, а Виталий Пацюков может быть назван знаком нонконформизма как главный автор конгениальных этому явлению текстов. Люди-знаки требуют смены оптики. В построение портретов внедряются «фирменные» пластические концепции проектов «Движение белого» и «Линия пятно», когда линия создается из пятен и становиться не линией, а пространством. Пространством смысла – в том числе. Линия-пятно – основа и композиционного строя, и инструмент абстрагирования физиогномики лица в знак. Знак не терпит иронии, что предполагает умышленное возвращение к традиционной поэтике портретного образа, вновь актуализированной метамодернизмом, что составляет один из его многих парадоксов. Проект «Люди-Знаки» не закончен, он в развитии. И задачи его закончить не стоит». Выставка работает до 21.10.22.

Фотографии Cabinet de lart

03.10.22. Третьяковская галерея представила один из самых ожидаемых проектов нового сезона – выставку-премьеру своей коллекции артефактов, связанных с именем Сергея Павловича Дягилева (1872–1929). Выставка «Дягилев. Генеральная репетиция» в Новой Третьяковке приурочена к 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева и стала возможна благодаря важнейшим приобретениям музея за последние три года. Третьяковской галерее удалось приобрести за рубежом уникальную коллекцию из 20 сценических костюмов к балетам первых дягилевских сезонов. В экспозиции представлено 13 из них, а также знаменитые черные пуанты Тамары Карсавиной и сапоги половецкой девушки к балету «Половецкие пляски». Эти экспонаты являются основными акцентами выставки и главной ее сенсацией. Костюмы исполнены по эскизам Льва Бакста, Николая Рериха, Александра Головина, Наталии Гончаровой, Анри Матисса и представляют не только художников, но и изготавливавших костюмы мастеров: от безымянных вышивальщиц до звезды пошивочного цеха Варвары Каринской, знаменитой российской и американской художницы по костюмам. В 2009 году Третьяковская галерея организовала крупную выставку «Видение танца», приуроченную к 150-летию «Русского балета Сергея Дягилева». За прошедшее время специалисты музея провели разносторонние исследования фонда Галереи, связанного с темой «Русских балетов…», был накоплен значительный научный материал, приобретены новые художественные артефакты – таким образом позволительно образно назвать нынешнюю выставку «генеральной репетицией» будущего исследовательского центра Сергея Дягилева, который откроется в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу после его реконструкции. Художественный критик, организатор выставок, автор статей и книг, один из создателей объединения и журнала «Мир искусства», гениальный балетный антрепренер, Сергей Дягилев кардинально изменил роль и место балета в культуре и обществе. Знаменитые «Русские балеты…» произвели настоящую революцию в театральной сфере, их танцовщики и хореографы создали балет ХХ века, а художники определили принципы оформления спектаклей, актуальные и сегодня. Выставочный проект показывает ключевые этапы деятельности «Русского балета Сергея Дягилева», эволюцию репертуара, поиски и трансформацию стиля постановок. Третьяковская галерея обладает одной из самых значительных в мире коллекций, связанных с «Русским балетом Сергея Дягилева» – с их парадной и скрытой от зрителя сторонами. В 1989 году из Франции Галерея получила уникальное собрание произведений Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, переданное по завещанию его второй жены – Александры Ларионовой-Томилиной. Вместе с живописными и графическими работами в музей поступили архив, библиотека и огромная личная коллекция Ларионова. Из этой коллекции в экспозиции представлены эскизы костюмов и декораций, аутентичные фотографии балетных спектаклей и репетиций, портреты хореографов Леонида Мясина, Сержа Лифаря, Михаила Фокина и знаменитых артистов балетаТамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой, Анны Павловой, Ирины Бароновой и других. Среди редких экспонатов на выставке – шрифтовые афиши «Русского балета Сергея Дягилева», театральные программки. Интересная часть проекта – материалы, связанные со знаменитым театральным задником, выполненным в 1908 году Николаем Рерихом для балета «Половецкие пляски». Выставку сопровождает образовательная программа, а также своеобразный путеводитель по выставке – издание «Дягилев. Генеральная репетиция».  Кураторы выставки: Евгения Илюхина, Ирина Шуманова.  Дизайн экспозиции: Сергей Чобан, Александра Шейнер. Выставка работает в залах 39–42 Новой Третьяковки по 05.02.23.

листайте галерею >>>

Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью Третьяковской галереи  

 

03.09.22. Nadja Brykina Foundation в честь 90-летия художника Валерия Юрлова в день его рождения представила персональную выставку «Видеть себя».  Выставка работает по 26.11.22. Интервью Валерия Юрлова и комментарий Нади Брыкиной по ссылке: https://cabinetdelart.com/intervyu/valerij-yurlov-intervyu-s-hudozhnikom/  

Фотографии Cabinet de lart

03.10.22. В Малом зале Российской государственной библиотеки для молодежи состоялась презентация групповой выставки «Простые техники», посвящённой размышлению о технике коллажа как о метафоре человеческой жизни. В экспозиции собраны скульптуры, видео, саунд-арт и аналоговые коллажи, раскрывающие тему взросления, поиска своего места, эмоциональности по отношению к себе и другим, окружающей действительности. Куратор выставки Мария Бурмистрова: «Фрагментарность окружающей действительности становится все более и более явной: научное знание из привычных категорий дробиться на небольшие сферы исследования, типы медиа разрастаются и распадаются на отдельные направления вроде подкаста или видеоблога. Все вокруг дробится на все меньшие и меньшие части, стремясь, кажется, к единице, которая будет способна отличаться от общего. Техника коллажа становится идеальной метафорой окружающей реальности: художники вырезают одно слово из газетного заголовка или берут лишь руки, глаза из портрета человека. Они создают новый, многослойный образ, способный отзываться повседневности. Однако, в отличии от окружающей действительности, которая стремится к единичности, цель художников воссоздать что-то целое, собранное из различных фрагментов. Они создают героев (причем не важно, одушевленных или нет), которые говорят со зрителем из позиции пересобранного. Мир этих героев очень похож на наш, но их комментарии не носят фрагментарного характера. Несмотря на кажущуюся простоту техники коллажа, работы сильны в своей идентичности, в них есть узнаваемые символы, иногда спрятанные за метафорами». Выставка работает до 14.11.22.

Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью РГБМ

04.10.22. В московской галерее современного искусства ASKERI GALLERY состоялась презентация выставки российского художника Павла Полянского «Her name is summer». Поп-культура, цифровизация, роботизация и взаимодействие с природой – излюбленные темы живописи Полянского. Лаконичная серо-белая колористика, близкая к сепии, или даже Средневековой гризайли, позволяет художнику достичь ассоциации изображения с фотографией и добиться максимальной реалистичности, несмотря на порой абсолютно сюрреалистичный сюжет. Работы Павла Полянского – это конструктор из множества знакомых отсылок сегодняшнего дня. Это и мультсериалы, и документальные фильмы о далеких племенах и северных уголках Земли, и последние разработки в сфере высоких технологий. Например, сразу в нескольких картинах появляются всем известные роботы-собаки от Boston Dynamics, VR-очки и голограммы. Многие работы представляют собой умелую сатиру на общество потребления, к которому относят современных людей. Новая серия работ художника представляет собой рефлексию об ушедшем лете, как одного из самых ярких и приятных периодов года. Лето – открытая метафора мечты. Как и прежде, красивый женский образ является смыслообразующим на картинах Полянского. Вокруг него формируется особая реальность, наполненная иллюзией спокойствия и фантазийных возможностей. В новой серии художник также активно задействует образ собаки – как символа свободы, искренней радости и дружелюбия. Являясь репрезентацией природы во взаимоотношениях естественного и техногенного, человеческого и животного, собака (настоящий далматин или усовершенствованный робопёс) становится связующим звеном между этими аспектами современного мира. Разрыв же между реальностью и фантазией художник демонстрирует с помощью ярких цветовых пятен, гармонично встроенных в черно-белые миры. Выставка работает по 21.10.22.

Фотографии предоставлены ASKERI GALLERY

05.10.22. Галерея К 320 представила выставочный проект художника, архитектор Сони Бондаревой «_я не уверена что понимаю что происходит_», посвящённый исследованию феномена депрессии. Художник обращается к трудам Марка Фишера, Франко Берарди, Жан-Поля Сартра, Виктора Франкла и на основании анализа депрессии как социально-политического, экзистенциального и психиатрического феномена Соня создаёт своеобразное пространство личной изоляции, где человек может оградиться от внешнего мира, побыть наедине с самим собой, обратиться к своим эмоциям здесь и сейчас. Согласно статистике, расстройства депрессивного спектра являются одними из наиболее часто диагностируемых расстройств личности на сегодняшний день. Часто наблюдается комбинация депрессии с другими психическими симптомами, например, тревогой и паническими атаками. По мнению исследователя феномена депрессии Фишера, депрессия и прочие расстройства личности являются не чем иным, как свидетельствами социальных и культурных разложений общества. По Берарди, депрессия – это перманентное сильное ощущение отчужденности, охватывающее все сферы социальной, экономической и политической жизни, вызывая огромное количество симптомов-психопатологий. Депрессия разрушает привычный мир человека, отдаляет и отчуждает его от общества и самого себя. В своём проекте Соня предлагает представить, что депрессия и другие расстройства личности можно воспринимать не как обязательно негативные патологии, а как сигналы нашего подсознания, которые демонстрируют, что были запущены процессы определения своей идентичности и психологического становления личности. Художник предлагает взглянуть на депрессию и сопровождающие ее тревогу, панику, нервозность как на некие маркеры, свидетельствующие о том, что в человеке все ещё сохраняется то гуманное и живое, что делает его человеком и самостоятельной социальной единицей. В своём проекте автор не предлагает однозначной интерпретации или определенного подтекста, а лишь побуждает к тому, чтобы ощущать и чувствовать – быть теми, кто мы есть сейчас, и не бояться этого. Выставка работает до 19.10.22.

Фотографии Cabinet de lart

06.10.22. Государственный музей Востока представил выставку «Мир северной женщины. Аана Зверева – Народный художник Якутии».

В экспозиции, приуроченной к 100-летию образования Якутской АССР, собрано свыше 100 экспонатов: изготовленные А. Зверевой исторические реконструкции национальной женской одежды, украшений, рукавиц, сумочек для хранения швейных принадлежностей и других предметов женского обихода XVIII – XIX веков. В состав выставки включены также авторские работы художницы – ковры и настенные панно с фигуративными и абстрактными композициями. Аана Зверева живет в Республике Саха (Якутия) и работает с мехом и тканью, кожей и бисером. Она шьет, вышивает, и недавно возродила практически забытый вид традиционного женского творчества якутов – текстильную мозаику кыбытыы.

Обращение к старинным якутским художественным традициям – главное направление в творчестве Зверевой. На рубеже 1980-90-х годов она стала одним из инициаторов возникшего среди сибирских художников движения по возрождению старинных приемов шитья, резьбы по дереву, ювелирного дела. Понимая, что эту работу нельзя вести без сотрудничества с искусствоведами и культурологами, Аана Николаевна создала проект «Преемственность – через фонды музеев мира». Реализуя эту идею, она познакомилась со многими отечественными и иностранными музейными коллекциями и на базе Национального художественного музея Республики Саха открыла первую в Якутии творческую студию народного декоративно-прикладного искусства. Детские годы Ааны прошли в тайге, в крохотной юрте с земляным полом и окошком, в которое вместо стекла был вставлен кусочек льда. «В детстве меня окружали первозданная природа и простые люди, не избалованные жизнью. Было время, когда я стеснялась говорить, что выросла в глухомани, но теперь горжусь тем, что в моей памяти живы традиции многих поколений моих сельских предков», – Аана Зверева. Кураторы выставки: Аана Зверева, Михаил Бронштейн. Выставка работает по 13.11.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Государственного музея Востока

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: