Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
31.07.21. В Басманном дворе открылась выставка скульптур «КРЕПОТА». В открытом пространстве культурно-делового кластера скульпторы Павел Белан и Илья Гуреев представили свои скульптуры, объединив их одним общим названием с отсылкой к модному сериалу, развивая при этом самые разные темы. Экспозиция погружает зрителя в диалог-размышление авторов о «нарастающей архаике, язычестве-христианстве, пограничности, зазеркалье, поиске тверди, структурном хаосе, внезапности смерти, весне, Вечной весне в одиночной камере…». Выставка работает до 30.09.21.
Фотографии предоставлены автором Павлом Беланом
03.08.21. Государственный музей Востока представил выставку скульптора Альфиза Сабирова «Аю бала». Название выставка получила в честь одноименной скульптуры автора «Аю бала», в переводе с тюркского «дитя медведя». В экспозиции собрано более восьмидесяти работ художника – скульптуры в бронзе и гипсе, ювелирные украшения, графические листы, ковры. Художник создал собственную мифологию, подробно разработанную и воплощенную во множестве образов. Это мир богов и воинов, восточных принцесс, животных-тотемов, рожденных воображением художника. На открытии прошла презентация первого аромата духов – новый формат погружения в мир легенд Альфиза Сабирова. Работы Альфиза Сабирова отличаются разнообразием форм и объемов, неожиданными сочетаниями материалов и фактур. Куратор выставки: Мария Филатова. Выставка работает до 03.10.21.
Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока
04.08.21. В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылась выставка графики XVIII века. В экспозиции представлено 80 графических листов, некоторые из которых до этого момента ни разу не экспонировались в музеях. Выставка «Графика XVIII века. Выставка произведений из частных коллекций» подготовлена музеем-заповедником «Царицыно» совместно с Клубом коллекционеров графики, основанным год назад известным московским собирателем искусства и куратором Сергеем Подстаницким. По мнению куратора, графика эпохи Просвещения сильно отличается от графики других исторических периодов. Изящество, легкость, высокий уровень мастерства, ставший ответом на растущий спрос в обществе, вольный выбор героев и тем – все это характеризует даже не столько саму графику, сколько XVIII век в целом. При этом коллекционируют графические произведения этого периода очень немногие. «Коллекционировать графику трехсотлетней давности можно только по любви» – Сергей Подстаницкий – «Куда проще собирать графику XX века, к примеру. Вы покупаете лист начала 1920-х годов, храните его, год от года он дорожает, становится ценнее, а вы – богаче». С рисунками Франсуа Буше или Томаса Лоуренса, великих художников XVIII века, дела обстоят иначе. Они стоят тысячи долларов сегодня и будут стоит столько же через пятьдесят и через сто лет. Из представленных на выставке экспонатов можно увидеть листы, происходящие из коллекций русских художников Константина Сомова, Павла Радимова и Николая Соболева, генерал-майора русской императорской армии Николая Саблукова (автора знаменитых «Записок» о времени правления Павла I), князя Николая Орлова (чрезвычайного посланника и полномочного министра при Бельгийском дворце во времена правления царя Николая I), династии графов Шереметевых, а также Барбары Пясецкой-Джонсон (вдовы миллиардера Джона Сьюарда Джонсона – наследника корпорации Johnson&Johnson) и Королевской академии художеств в Кенинсберге, упраздненной в 1945 году после присоединения Восточной Пруссии к СССР (коллекция академии оказалась рассредоточена по всему по миру, и последние десятилетия медленно оседает в частных собраниях). Всего в работе выставки участвуют 11 российских коллекционеров, некоторые из которых впервые предоставили для экспонирования графические произведения из своих личных собраний – хрупкие, требовательные в хранении, выполненные карандашом, акварелью и особо популярной в XVIII веке пастелью и дожившие до наших дней лишь благодаря заботе нескольких поколений коллекционеров. Выставка работает до 17.10.21.
Фотографии предоставлены pr-службой музея-заповедника «Царицыно»
04.08.21. Московский музей современного искусства в рамках программы Образовательного центра ММОМА «Коллекция. Точка обзора» представил новый проект «Учебник русского», посвященный анализу тех визуальных форм и образов, которые известны каждому советскому человеку с самого детства, и их отражению в современном искусстве. Выставка представляет возможность поразмышлять о диалоге трех систем – педагогической ретро-модели, рефлексии современного художника и чистой фантазии ребенка. Для выставки были выбраны произведения из коллекции ММОМА, затрагивающие социальные проблемы, в основе которых лежат сформированные поколениями архетипы. Так образы природы напоминают об ответственности за экологию, военные сюжеты – о теневой стороне вооруженного насилия. Эти темы подняты в работах Николая Антипина, Евгения Вахтангова, Ирины Наховой, Анатолия Осмоловского, Андрея Ройтера, Айдан Салаховой и других. Специальной частью выставки стало сотрудничество с детской студией ММОМА. В экспозиции представлены рисунки учащихся, которые – на выбор зрителя – могут открывать или логически подытоживать выставку, а в небольшом фильме авторы этих работ рассказывают об их отношение к темам, поднятым и во «взрослом искусстве». Для нескольких поколений, получивших среднее образование в СССР, учебник русского языка стал своего рода судьбоносной книгой, которая знакомила детей с изобразительным искусством. В специальной части издания, посвященной классике отечественной живописи, публиковались работы таких художников, как Васнецов, Левитан, Чуйков, Пластов, Решетников и других. По произведениям искусства ученики писали сочинения о памяти, прошлом, труде, семье, природе и т.д. Несколько меняя взгляд на общие понятия и ценности, сегодня система образования использует те же методы. Современное искусство может ответить на ряд фундаментальных вопросов, пересекающихся с тематическим рядом из старого учебника. Ведь молодые художники, воспитанные уже в постсоветское время, используют в своих работах набор прежних символов и идей. Выставка работает в Образовательного центра ММОМА до 26.09.21.
Фотографии предоставлены pr-службой pr-службой ММОМА
04.08.21. Образовательный центр ММОМА представил выставочный проект «Формы художественной жизни. Conflict Check» – первый проект программы «Формы художественной жизни. Третье место». Conflict check – понятие из корпоративной практики, проверка вероятности конфликта интересов перед установлением отношений с контрагентом. Первая выставка после переформатирования превратилась в групповое высказывание нескольких самоорганизованных инициатив из разных городов и стран о конфликте и несогласии как обыденности художественного производства и движущей силе политического дискурса. К участию пригласили самоорганизации, которые пережили конфликтные ситуации, повлиявшие на их работу, а также тех, кто последовательно занимается исследованиями и проблематизацией конфликтов, коммуникационных поломок, устройства художественной среды. Кураторы программы: Анна Журба, Сергей Бабкин. Выставка работает до 26.09.21.
Фотографии предоставлены pr-службой ММОМА
05.08.21. Галерея «Триумф» представила персональную выставку «Небесная пустошь» участницы группы «Север-7», Европейской биеннале современного искусства Manifesta 10 (2014) Анны Андржиевской. В экспозицию вошли живописные и графические работы, а также инсталляции. В своих работах художница совмещает традиционную живопись и техники стрит-арта, использует цветные гелевые ручки, золотые маркеры, медовую акварель. Анна работает в сюрреалистичной манере, образы напоминают фантастические цветные сны – край оживших цветов и растений, причудливых зверушек и тайных знамений. Она создает эпос своих произведений из различных знаков и символов, которые заимствует из карт Таро, книг «Красота форм в природе» Эрнста Геккеля, «Кабинет природных редкостей» Альберта Себы, «Символы и эмблемата»… Символы в работах Андржиевской являются сложно построенными ребусами. В новом проекте «Небесная пустошь» Анна обращается к теме встречи с самим собой лицом к лицу, без тени самообмана и ложных иллюзий. Каждый из персонажей ее работ находится в состоянии катарсиса, вызванного кризисом самовосприятия. С одной стороны, это болезненный процесс, ведь реальность может оказаться и, скорее всего, окажется далекой от привычной картинки идентичности, которую нам рисовало наше сознание. С другой, – это своего рода спасательный круг, ведь, по словам самой художницы, «это как очнуться от сна за рулем автомобиля до того, как съехал с обочины или выскочил на встречную полосу». Выставка работает до 29.08.21.
Фотографии предоставлены галереей «Триумф»
05.08.21. Галерея «Триумф» представила персональную выставку Аси Маракулиной «Больше никогда», в которую вошли инсталляции, работы на ткани и графика. Название проекта «Больше никогда» обращает зрителя к моментам (само)ограничения, установлению рамок и запретов, которые декларируются, но зачастую тут же нарушаются. И тогда жесткий отказ превращается в согласие, а строгие ограничения становятся всего лишь правилами свободной игры, творчества или любой другой деятельности, которая существует, чтобы от этих запретов освободиться. Ведь порой, чтобы преодолеть страх, нужно назвать его, изобразить, прочувствовать и отпустить. Творчество Аси Маракулиной инспирировано собственными отличающимися друг от друга в разное время чувствами, эмоциями, состояниями ума. Художница продолжила свои предыдущие исследования индивидуальной памяти и переживаний, ранее представленные в проектах «Комната отдыха» и «Железные нотки». Эти выставки Ася посвящала каким-то определенным темам в рамках проработки внутренних состояний и ощущений, будь то детские и подростковые эмоции или же попытки сформулировать свои чувства, меняющиеся в зависимости от пространства, в котором она находится. В представленной экспозиции художница совместила работы из ее предыдущих серий с новыми, не ограничивая их одной четко сформулированной темой. Пространство нижнего этажа галереи, в котором разворачивается экспозиция, становится своего рода метафорой бессознательного в психоаналитической интерпретации. Это потаенное место внутри каждого человека, в котором прячутся страхи, подавленные, невыраженные и скрытые эмоции, нежелательные воспоминания. Все то, что невозможно было выразить наяву в силу разных причин – бессилие, стыд, обиду, усталость, гнев, зависть. Выставка работает до 29.08.21.