#Арт-обзор 29.01-4.02.21

 


Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

REVENGE OF THE GOLDFISH

29.01.21. В день рождения ЦТИ Фабрика состоялось открытие site specific выставки Марины Звягинцевой. Марина –  один из основоположников паблик-арта в России. «Запертые чувства» превратили пространство зала Оливье в большую квартиру, заполненную картинами и инсталляциями периода изоляции весны 2020 года. «…Квартира стала для нас сакральным местом, у нас изменилось отношение к этому замкнутому пространству весь мир превратился в спальный район» – Марина Звягинцева.  На выставке представлены семь интерактивных инсталляций. Все предметы-убранство жилого помещения приобретают иной смысл. Так, в настоящем холодильнике вместо продуктов разместились бутылки с меланхолией, тревогой, депрессией, радостью. Кровати в спальне стали морским побережьем… Под картинами на стенах не привычные названия, а перечень гормонов – так художник закодировала определенную эмоцию. Один масштабный объект построен на улице: клетка, внутри которой расположен стул – предложение гостям выставки зайти внутрь, почувствовать запертые эмоции и отпустить их –  способ очищения от прошлого стресса. Выставка работает до 28.02.21.

Марина Звягинцева. “Упаковка эмоций”

Фотографии предоставлены ЦТИ Фабрика

 

29.01.21. На «Фабрике» представлен исследовательский проект «Музей Съедобной Земли» Машару (Нидерланды / Россия). Машару, с корнями в России, кандидатской степенью в области математики и кибернетики, сейчас живет в Нидерландах и последние 9 лет работает в области современного искусства и социального дизайна. Художественные и научные работы Машару были представлены и опубликованы в разных странах, в том числе в Нидерландах, России, Испании, Франции, Германии, Дании, Австрии, США. Проект «Музей Съедобной Земли» возник в 2012 году. Геофагия – это феномен поедания земли или почвоподобных материалов, таких как глина и мел. Это древняя духовная и целительная практика, которая является неотъемлемой частью культуры в ряде стран Африки, Азии и Южной Америки. Например, в Индонезии, Гане, Нигерии и Суринаме различные образцы глины продаются на рынке как съедобные продукты.  В настоящий момент музей насчитывает порядка 400 видов земли из более чем 30 стран, которые были собраны в исследовательских поездках или заказаны в специализированных интернет-магазинах.  «Музей Съедобной Земли» предлагает зрителям пересмотреть собственные знания о еде и культурных традициях, а также исследует предпосылки и причины феномена поедания земли, пользу и вред, которые могут быть связаны с этой практикой. Посетители выставки могут познакомиться с историей этой традиции в разных странах, увидеть и попробовать образцы глины.

Сайт Машару (ССЫЛКА)
Сайт Музея Съедобной Земли (ССЫЛКА)

 

01.02.21. Третьяковская галерея представила монографическую выставку классика отечественного искусства ХХ века, одного из лидеров «Бубнового валета», знаковой фигуры времен оттепели – Роберта Рафаиловича Фалька (1886–1958). В экспозиции собрано около 200 лучших произведений художника из 19 музейных собраний, включая зарубежные, и 24 частных коллекций. Масштабная ретроспектива дает полное представление о творческом пути художника – от ранних импрессионистических работ 1905–1909 годов до произведений 1950-х, и определяет место и роль мастера в русском искусстве. В начале ХХ века Роберт Фальк был в ряду «ниспровергателей» традиций, а затем оказался их хранителем и проводником. Он прошел через этапы неопримитивизма, сезаннизма и кубизма, а в начале 1920-х обратился к старым мастерам. Преподавал во ВХУТЕИНе, а затем с 1928 по 1937 год жил во Франции. 

Особая роль Фалька в истории русского искусства заключается в том, что он стал посредником между европейской живописью и русским искусством 1910–1920-х, с одной стороны, и зарождающимся искусством периода оттепели, «нонконформизмом» с другой, потому что для многих неофициальных художников он был классиком, через которого осуществлялся контакт с настоящими живописными традициями.

Куратор выставки: Татьяна Левина. Архитектура выставки: Евгений Асс, Ольга Аистова. Выставка работает до 23.05.21.

Фотографии Cabinet de l’art

 

02.02.21. Галерея pop/off/art представила персональную выставку художника Альберта Солдатова «Обезьянка не видящая зла». Альберт Солдатов, лауреат премии Кандинского, более известный по своим видео-работам, мыслит формами искусства новых медиа. Художника интересует современный культурогенез, возникающий под воздействием новых технологий, и его проблемы: глобализация, постправда, интернет-зависимость. Исследуя социальную активность в виртуальной реальности, Альберт Солдатов выбирает для своего проекта язык эмодзи и практики YouTube-блогеров. Однако для художника это не просто симптом упрощения инструментов коммуникации, а визуальное воплощение кризиса идей. Вместе с видео в экспозиции представлена новая живописная серия. В своих картинах Альберт Солдатов, приверженец postdigital art, использует технику напыления акриловыми баллонами для достижения гладкой живописной плоскости, которую можно воспринимать в качестве экрана телефона, компьютера или телевизора. Название выставки «Обезьянка не видящая зла» – артикуляция древнего буддийского символа, преображенного в эмодзи, потерявшую связь с религиозным учением. «Могу ли я представить себя в виде эмодзи и чего бы тогда я хотел, чтобы я видел?» – задает вопрос Альберт Солдатов.  Выставка работает до 25.02.21.

Фотографии предоставлены галереей pop/off/art

02.02.21.  В галерейном центре «Артефакт» «Коллекцiонеръ Клуб» представил выставку живописи и графики художников русского зарубежья начала ХХ века «До встречи в Париже».  Многие произведения из коллекций членов арт-клуба показаны в рамках выставки впервые. Экспозиция включит около 40 картин, созданных всемирно известными русскими художниками, жившими и работавшими в Европе после 1917 года. Среди авторов работ: Константин Коровин, Зинаида Серебрякова, Константин Сомов, Александр Бенуа, Сергей Виноградов и другие художники, покинувшие Россию. К художникам русской эмиграции принято относить мастеров, родившихся на территории Российской империи до 1917 года и проживавших за границей в период между двумя мировыми войнами, судьба и творчество которых связаны с Россией и русской культурой независимо от места рождения, национальности, религиозных убеждений, политических взглядов. Столица Франции стала крупнейшим центром русской эмиграции в 1920-х – 1930-х годах. А творчество русских эмигрантов за границей в совокупности составило такое явление, как искусство русского зарубежья. Интереснейшие истории создания картин, представленных на выставке, содержатся в каталоге, изданном к проекту.

Проектом «До встречи в Париже» «Коллекцiонеръ Клуб» начинает активную выставочно-просветительскую деятельность, рассчитанную на широкий круг зрителей. «Члены-экспоненты нашего арт-клуба – опытные коллекционеры и это большая удача, что они позволят общественности познакомиться с частью их собраний. Благодаря предоставленным работам мы имеем возможность узнать что-то новое о художниках, их создавших и поделиться этими знаниями с посетителями выставки», Севон и Рубен Язычьяны, основатели и руководители «Коллекцiонеръ Клуба». Выставка работает по 28.02.21.

 

К.Коровин “Париж. Ночное_кафе”, 1929 г.

Фотографии предоставлены пресс-агентом Валерией Галлай

 

02.02.21. В галерее Jart открылась выставка Ники Черняевой «Я иду тебя искать ». Куратор проекта – Андрей Паршиков.

Нескольких живописных серий, представленных на выставке, объединены темой саморепрезентации человека в социальных сетях. Ника Черняева исследует процесс поиска себя в пространстве новой виртуальности, вопросы о том, каким образом люди хотят быть видимыми в обществе по ту сторону экрана, какие возможности для этого предоставляет современная цифровая среда и какие вызовы возникают перед пользователями в этих условиях. Создавая себя заново в параллельной реальности социальных сетей, человек выстраивает между собой и миром всё новые уровни маскировки. Подмена содержания визуальностью вполне логична для мира соцсетей, где видимость часто затмевает всё остальное. Каждая из четырёх серий, включённых в выставку, раскрывает указанную проблематику под своим углом. Проект «Тиндермен» говорит сам за себя.  Серия «Асаи» – тоже своего рода портреты пользователей. Она названа в честь популярного в инстаграме блюда здорового питания, очень красивого на вид, но в реальной жизни не всегда вкусного. Серия «2020» включает в себя работы, написанные по мотивам изображений из папки «Сохраненное» в инстаграме художницы. Серия, давшая название всей выставке, «Я иду тебя искать», сделана на основе собственных селфи художницы. Выставка работает по 28.02.21.

Фотографии предоставлены галереей Jart

03.02.21. Мультимедиа Арт Музей, Москва представил выставку «Между воображением и реальностью» американской художницы Сэнди Скогланд. Сэнди является ключевой представительницей жанра tableau photography, «постановочной» или «сконструированной» фотографии. Сэнди Скогланд родилась в 1946 году в штате Массачусетс. Еще в начале 1980-х годов, задолго до появления программы Photoshop, Скогланд представила миру снимки своих невероятных сюрреалистических инсталляций, которые сразу же принесли ей международную славу. Переломным моментом в творчестве Скогланд стало лето 1977 года. Тогда художница жила в меблированном трейлере на ферме, проводила в нем большую часть времени, занимаясь фотографией. «Кукольный» интерьер дома, имитировавший богатое убранство, вдохновил Скогланд на создание серии фотографий «Размышления в доме на колесах». Эта серия привела Сэнди к переосмыслению принципов концептуального искусства и поискам нового художественного стиля. Её завораживали «стерильные» изображения, создававшие образ «американской мечты», внимание привлекали снимки еды в глянцевых журналах, то «как ловко реклама манипулировала сознанием потребителя». В серии фотографий «Натюрморты» 1978 года художница иронизирует над стратегиями создания рекламных образов. Тема еды становится одной из важнейших в творчестве Скогланд: «В конце концов, едят все». В 1980 году Скогланд сделала одну из своих самых знаменитых фотографий «Радиоактивные кошки», ставшую символом направления tableau photography. Снимок положил начало ее работе с инсталляциями и их последующей фотофиксацией. На первый взгляд может показаться, что кадр выполнен с помощью Photoshop, однако в действительности ярко-зеленые животные на снимке – это скульптуры, собственноручно вылепленные художницей из глины. Культовая фотография «Месть золотой рыбки» – сюрреалистический образ, размывающий грань между сновидением и реальностью. «Моя работа напоминает об истории Франкенштейна, в которой люди создали нечто, что вышло из-под контроля и поглотило их», – Сэнди Скогланд.  Куратор: Мария Лаврова. Проект представлен Paci Contemporary Gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия. Выставка работает до 28.03.21.

Фотографии предоставлены Мультимедиа Арт Музеем, Москва

 

03.02.21. В рамках «Фотобиенале-2020» Мультимедиа Арт Музей, Москва представил выставку «Репортажи» французского фотографа-документалиста Паскаля Мэтра. Всерьез фотографией Паскаль увлекся еще  на службе в армии, в фоточасти. А с работы фотокорреспондентом журнала Jeune Afrique началось его фотографическое путешествие длиной в четыре десятилетия  – сначала вглубь Африканского континента и далее по странам Африки, Южной Америки, Азии, Ближнего Востока и Европы. Паскаль Мэтр сотрудничал с самыми известными мировыми журналами, выпустил несколько книг в крупнейших издательствах, не раз становился обладателем престижнейших наград в области фотожурналистики. Так, за фоторепортаж, посвященный участникам Мексиканской революции, в 1987 год он был удостоен премии World Press Photo. Фотограф никогда не делал постановочных кадров, но многие работы Паскаля Мэтра напоминают живописные полотна, оставаясь при этом документом. Снимки Паскаля Мэтра удивительно кинематографичны, он работал в самых горячих точках планеты – рассказывал зрителям о жизни, культуре и традициях разных народов, раскрывая причины кровопролитных войн и суть международных политических конфликтов. Сам фотограф с присущей ему скромностью рассказывает о своей работе так: «У меня профессия в общем простая. Пожалуй, самое трудное – добраться. Физически оказаться в тех местах, где происходит что-то интересное. А когда добрался, нажать на кнопку не так уж и трудно». Паскаль Мэтр принципиально не использует цифровую камеру. В день он снимает в среднем по пять пленок, и часто из одного репортажа он отбирает всего два-три удачных снимка – они попадают в книги и на выставки. Остальные служат лишь иллюстрациями к текстам в СМИ.

Кураторы: Анна Зайцева, Сириль Друэ. Выставка организована при поддержке Посольства Франции в России и Французского Института в России, при участии Le Figaro Magazine. Выставка работает до 28.03.21.

Niger, 2007
Camions de migrants dans le désert du Ténéré. Des milliers de voyageurs clandestins, partis en majorité
du Nigeria, du Ghana et du Mali, traversent ce redoutable désert pour aller chercher du travail en Libye et dans les pays de l’Union européenne.
A migrants’ truck in the Tenere Desert. Thousands of people, mostly from Nigeria, Ghana and Mali cross the daunting desert hoping to find work in Libya, and to reach Europe.

Фотографии предоставлены Мультимедиа Арт Музеем, Москва

 

03.02.21. Мультимедиа Арт Музей, Москва представил выставку Паруйра Давтяна «Откровение чудесного пруда». Индивидуальное творчество Паруйра Давтяна тесно связано с его деятельностью в составе художественных объединений «Эдельвейс», «Купидон» и «Царь горы», где Давтян вместе с Юрием Альбертом, Виктором Скерсисом и Андреем Филипповым исследует феномен современного искусства и его методологию. В творческом объединении «Купидон» художники работают над тотальными инсталляциями, в группе «Эдельвейс» создают перформансы, в артели «Царь горы» занимаются живописью, переосмысляя ее шедевры в концептуалистском ключе. Каждую свою выставку Давтян видит, как продолжение и развитие концепции Сада – организованного, рукотворного пространства, возделываемого художником на всем протяжении его деятельности. Название новой выставки – «Откровение чудесного пруда» – взято из письма Клода Моне, много лет ухаживавшего за садом вокруг легендарного пруда с кувшинками, запечатленного на сотнях его картин. Моне уже выступал референтной фигурой для проектов творческого объединения «Купидон» и артели «Царь горы». Выставка состоит из трех частей и воспроизводит своим пространственным устройством сад Моне с прудом в качестве композиционного центра. Первая часть, инсталляция «Цветы зла в омуте добра» (2020), помимо отсылки к «аллегорическому» проекту 2017 года, представленному в ММАМ, последовательно представляет этапы деконструкции, которой Давтян подвергает импрессионистическую живопись. Во второй части, инсталляции «Плод Моне» (2020), Давтян деконструирует знаменитые импрессионистские полотна, раскладывая их на элементарные составляющие. Художник дает ироничный ответ на вопрос, что есть настоящее искусство и как оно устроено, и обнажает невозможность сохранить тождественность информации при ее передаче воспринимающему субъекту. Инсталляция «Плод Моне» окружена графическими работами из цикла «Элементарий» (2017—2020), использующими настоящие гербарии и образующими метафорическую модель сада. Друзья привозили Моне редкие растения для украшения его сада. Таким образом, сад становился плодом коллективного творческого усилия. Многочисленные отсылки к работам других художников, программный интерес к возрождению коллективного, артельного принципа работы художников превращают проекты Давтяна в остроумную, многоуровневую игру, с вовлечением в нее зрителя, очаровывая его, мистифицируя, провоцируя на создание собственных интерпретаций увиденного. Куратор: Анна Зайцева. Выставка работает до 28.03.21.

Фотографии предоставлены Мультимедиа Арт Музеем, Москва

 

03.02.21. Мультимедиа Арт Музей, Москва представил выставку Валерия Чтака «Могло бы быть гораздо хуже». Чтак начал участвовать в выставках в 2002 году и с самого начала стал узнаваем. Его визуальный язык соединяет в себеэстетику граффити, стрит-арта и комиксов. Цветовая палитра всегда почти монохромна: черный, белый и серый. Визуально лаконичные работы включают тексты на разных языках – по образованию Чтак – библиотековед. Язык, любой, –  это способ концептуализации мира и инструмент его понимания. Многообразие языков и алфавитов в каждом проекте Чтака репрезентирует многообразие миров, которые мы сами производим и в которых живем, возводя в ранг объективной реальности. В мире, переполненном информацией, искусство Чтака противостоит вере в то, что всему можно и нужно искать логическое, а следовательно – универсальное объяснение,  что мир вообще поддается пониманию и переводу на некий язык. Именно с иллюзорностью таких установок и работает Чтак в своем искусстве.

«Меня спрашивают: „Что это значит?“ Да ничего это не значит! Вы когда-нибудь слышали, что есть произведения искусства, которые могут ничего не значить специально? Они сделаны так, чтобы вы, увидев пустоту, – на картине, на выставке, – увидели пустоту в себе, своей голове и начали ее понимать», – Валерий Чтак. Все искусство Чтака о том, что ничего не видно, ни сразу, ни потом. О том, что непонимание имеет свою онтологическую ценность. И относиться к этому, как и ко многому другому, нужно стоически. «Могло бы быть гораздо хуже». Куратор: Анна Зайцева. Выставка работает до 28.03.21.

Фотографии предоставлены Мультимедиа Арт Музеем, Москва

 

03.02.21. Мультимедиа Арт Музей, Москва также представил

выставку одного из ярких представителей современной документальной фотографии Александра Стринадко «Накануне перестройки». Работы, вошедшие в выставку «Накануне перестройки», недавно пополнили собрание МАММ. Персональную выставку фотографа музей представляет впервые. Выставка «Накануне перестройки» представляет работы, сделанные Стринадко в 1983—1984 годах в Донецке, Запорожье и Одессе. Куратор: Анна Зайцева. Выставка работает до 28.03.21.

групповую выставку «Тень души, но заостренней чуть», в экспозиции которой представлены такие  известные мастера современного искусства , как AES+F, Сергей Братков, Эрик Булатов, Илья Кабаков, Тимофей Парщиков, Михаил Рогинский, Игорь Самолет, Иван Чуйков и другие. Выставка работает до 28.03.21.

также МАММ продлевает выставку легендарного Календаря Pirelli. Автором 47-го выпуска Календаря стал звездный итальянский фотограф Паоло Роверси.

Фотографии предоставлены Мультимедиа Арт Музеем, Москва

 

04.01.21. В Музее-усадьбе Ф. И. Шаляпина был представлен совместный выставочный проект Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО и Российского национального музея музыки «Мир Венской оперы». Выставка австрийского фотографа Лоиса Ламмерхубера «Мир Венской оперы» – это рассказ об одном из самых известных оперных театров мира – Венской государственной опере.  Это история, которая разворачивается за пределами зрительного зала, и показывает внутреннюю жизнь театра, скрытую от посторонних глаз. За каждой постановкой стоит множество талантливых мастеров, их труд и вдохновение. Рассказчики этой истории – фотограф и издатель Лоис Ламмерхубер и Доминик Мейер, директор Венской государственной оперы с 2010 по 2020 год. Ежегодно на протяжении десяти лет они вместе создавали фотокниги о разных аспектах жизни театра. Лоис Ламмерхубер – фотограф, основатель издательства Edition Lammerhuber, лауреат множества премий в области фотоискусства. Доминик Мейер в разные года возглавлял Венскую государственную оперу, Парижскую оперу, Лозаннскую оперу, Театр на Елисейских полях в Париже. Выставка работает до 25.04.21.

Фотографии предоставлены пресс-службой Российского национального музея музыки

 

04.02.21. В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева Министерство культуры Российской Федерации и Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представили выставку «Nikita Makarov: in propria persona» – художник «собственной персоной» (так переводится латинское название выставки). Представленный проект – это попытка автора, мастера пейзажа и яркого представителя московской академической школы живописи, осмыслить события истории и мировой опыт живописи через призму собственных пластических исканий, диалогов и пересечений с искусством ХХ века.

Никита Макаров: «…Это желание познать глубинные процессы гармонии мира и человека в нем, или без него. Достигнуть медитативного, созидательного состояния, и в нем стать демиургом-соучастником прошлого, а не немым созерцателем настоящего…». Макаров работает в редкой технике темперы на деревянной основе, приближенной к русской средневековой живописи.

В своих работах он вступает в своеобразный диалог с яркими представителями французского постимпрессионизма и американского модернизма Пьером Боннаром, Жоржем Сера и Эдвардом Хоппером. Параллели сопоставлений живописного языка этих художников, выбранных Никитой Макаровым в качестве наставников и собеседников, создают интересный многоаспектный диалог. На выставке представлены около 30 работ, в основном это прибрежные и городские виды разных регионов Италии и Испании, написанные художником в течение последних двух лет. Куратор выставки: Дарья Котлярова. Выставка проходит при поддержке Kleinewelt Architekten и Итальянского Института культуры в Москве. Выставка работает по 07.03.21.

Никита Макаров. “Вечернее солнце. Большой Канал”, 2020

Фотографии предоставлены пресс-агентом проекта Валерией Галлай

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: