Арт-обзор 28.10-4.11.21

 

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

В связи с осложнившейся эпидемиологической ситуацией заранее уточняйте условия посещения и приобретения билетов на официальных сайтах музеев и галерей.

“Стрелок”, 2020 г

 

28.10.21. Государственный музей Востока и Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи представили выставку «Кубачи – Зирехгеран. Исторический портрет древнего города». На выставке представлено более 200 экспонатов из Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, а также десятки предметов из частных собраний. Экспозиция дополнена аудио- и видеоматериалами, цифровыми изображениями, тематическими фотографиями и графикой из фондов музея. Выставочный проект рассказывает про самобытную историю древнего города Зирехгерана–Кубачи, ту культурную среду, в которой родилось всемирно известное златокузнечное дело и другие промыслы. Экспозиция построена как путешествие в мир Кубачи и кубачинцев, которое начинается с архитектуры, каменных домов, украшенных необычными резными рельефами. На выставке представлено 34 каменных рельефа, в которых отражены архитектура, фрагменты строений, панорама аула. Куратор выставки: Джамиля Дагирова. Выставка работает по 01.12.21.

Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока

 

29.10.21. Nikolskaya Gallery представила персональную выставку «Луг» российских художников Светланы и Александра Рощенко в POP UP MUSEUM. Узнаваемая техника работ пары – живопись масляными и акриловыми красками на холсте, которая сочетает реалистичные фигуративные композиции с абстрактным дриппингом и отпечатками живых растений на поверхности картины. На протяжении творческого пути художники неизменно работают вдвоем, объединяя как идеи, так и физические силы для создания масштабных проектов. Важным аспектом процесса появления новой картины является работа с натуры. Центральные сюжеты картин сосредоточены на красоте дикой флоры и проблеме единения человека с природой. Концептуально работы Рощенко обращены к исследованию психологического портрета человека, основанного на личном эмоциональном опыте художников. Нередко в композиции появляется фигура стрелка, подчеркивающая уязвимость растительного мира и его зависимость от действий человека. Оружие здесь воплощает мыслительный, а не физический процесс. В пейзажах, где фигура стрелка отсутствует, напряжение передается динамикой мазка и яркой, искрящейся палитрой красок. В качестве единой философии всех работ «Луг» предстает символом разнообразия трав, подобного различным качествам человека, а также символ жизненного пути, где широкий луг противопоставлен узкой проторенной тропинке. Кураторы выставки: Пахомова Юлия, Никольская Ирина. Выставка работает в БЦ NEO GEO в музее POP UP MUSEUM до 29.11.21.

Фотографии предоставлены авторами

03.11.21. В залах СХР в Западном крыле Новой Третьяковки открылась выставка «Искусство труда» в рамках Фестиваля идейного позитивного искусства «Время, вперед!», который был создан несколько лет назад для привлечения внимания широкой аудитории к потенциалу аграрного и индустриального секторов, к важности рабочих профессий, значимости достижений в этих сферах.

В экспозицию выставки в стенах Новой Третьяковки вошло почти 200 работ участников ежегодного открытого конкурса. Участниками стали художники в возрасте от 17 лет до 81 года, профессионалы и любители. Победителей в каждой из номинаций объявили в день официального открытия проекта. В рамках выставки пройдут экскурсии и будет работать тематический лекторий. Вход на все мероприятия Фестиваля свободный. Куратор проекта: Елизавета Баранова. Выставка работает по 12.12.21.

Фотографии предоставлены пресс-службой Фестиваля

 

03.11.21. В Новой Третьяковке открылась для посещения выставка М.А. Врубеля.  В экспозиции представлено более 300 произведений из 17 музейных и частных коллекций. Третьяковская галерея обладает самым крупным собранием работ художника и на этой базе выступает «объединителем Врубеля». Более 100 работ поступило в экспозицию выставки «Михаил Врубель» из Государственного Русского музея (Санкт-Петербург). Выставка работает до 08.03.22.

Новая Третьяковка

 

03.11.21. В Театре Практика (пространство второго корпуса Музея Москвы) СМИ был представлен мультимедийный театрально-выставочный проект SOLARIS режиссёра Дмитрия Мелкина и арт-группы ППСС. Проект Театра Практика SOLARIS с ноября 2021 и до осени 2023 года превратит пространство 2 корпуса Музея Москвы в место, где развернутся спектакль режиссера Дмитрия Мелкина и выставка арт-группы ППСC (Павел Пепперштейн, Соня Стереостырски) с элементами дополненной реальности, разработанными группировкой Immerse Lab. Действие, погружающее в виртуальную вселенную, будет проходить в Музее Москвы раз в месяц, на четыре дня полностью меняя пространство Провиантских складов. Зрители смогут сами выбирать, какое измерение посетить: приобрести билет можно будет либо на выставку, либо и на спектакль, и на выставку. Проект SOLARIS становится частью репертуара Театра Практика, с лета 2021 года, переехавшего в Музей Москвы. SOLARIS проходит в рамках Года науки и технологии, которым объявлен 2021 год.

«Солярис», знаменитый фантастический роман польского писателя Станислава Лема, описывающий взаимоотношения людей будущего c разумным океаном другой планеты, произвел фурор в СССР и во всем мире. На его основе был снят великий фильм Андрея Тарковского, получивший Гран-при Каннского фестиваля 1972 года. В год 100-летнего юбилея автора романа, SOLARIS возвращается в уникальном мультижанровом формате, в котором соединяется театр, современное искусство и дополненная реальность.

Цель проекта – обрисовать проблематику ближайшего будущего, стремительно становящегося настоящим: искусственный интеллект, связанные с ним фобии, страх другого и вытекающие из всего этого вопросы этического характера.

Адаптацию фильма «Солярис» Дмитрий Мелкин разработал совместно с драматургом Екатериной Бондаренко. В команду проекта также входят номинант «Золотой маски» художник Александр Барменков, хореограф Александр Андрияшкин, саунд-дизайнер Дмитрий Павлюков и группа Race To Space. В спектакле заняты актёры: Владимир Мишуков, Игорь Миркурбанов, Сергей Епишев, Мириам Сехон, Александра Черкасова-Служитель, Кристина Соболева.

Race to Space

Дмитрий Мелкин

«Тарковский, «Солярис» в особенности – материал из далекого детства. Вспоминается ч/б картинка на дачном телеке. Один из центральных мифов двадцатого века – порождающий сущности океан – в двадцать первом веке представляется метафорой цифровой эпохи. Солярис по своей конструкции – мелодрама в космосе: в центре — драма фантома, а малодушие и слабость человека следствие героики, которая разрабатывалась с архаических времен. И если античный герой выбирал судьбу-погибель оставаясь героем в веках, то сегодняшний герой это успешный эго-проект, запускающий очередной стартап. Наши SOLARIS – возможность посмотреть на героя в другой перспективе, поменять точку зрения», – Дмитрий Мелкин.

 

В рамках проекта проходит первая музейная выставка новой арт-группы ППСC (Павел Пепперштейн, Соня Стереостырски) «Музей подсознания Москвы», которая становится отдельным измерением проекта. Десять масштабных работ художников выполнены в жанре phygital – каждый холст на выставке открывает портал в дополненную реальность, где сны и галлюцинации города обретают форму и плоть. Войти в дополненную реальность посетители выставки смогут с помощью специально разработанного группировкой Immerse Lab приложения Solaris app, доступного на всех платформах.

 «Мыслящий океан планеты Солярис заглядывает в самую глубину подсознания своего гостя, достаёт оттуда самое пугающее и желанное – и делает реальным. Выставка SOLARIS – это погружение в это бессознательное города, в сны и галлюцинации урбанического организма, в «Музей подсознания Москвы», – Павел Пепперштейн.

Павел Пепперштейн

Проводником в мир переосмысления «Соляриса» выступает виртуальный голосовой помощник Алиса от Яндекса, которая прокладывает дорогу между микрокосмом чувств и глобальным космосом. Оказавшись внутри специальных геометрических конструкций, воздействующих посредством звука и света, посетители выставки смогут получить уникальный чувственный опыт, услышав совершенно новые тексты, созданные нейросетью при многократном копировании и переосмыслении первоисточника. Алиса создала тексты на основе отрывков из сценария к фильму «Солярис» Андрея Тарковского, рефлексии художника Павла Пепперштейна и адаптивного текста пьесы, которую увидит зритель. К отрывкам можно будет вернуться и после посещения выставки, попросив Алису на своем устройстве включить «Метасолярис». Партнером театрально-выставочного проекта Театра Практика выступают Музей Москвы, Департамент культуры г. Москвы, «Амедиа Продакшн», «Blavatnik Family Foundation», Польский культурный центр.

4 ноября пройдет онлайн-показ на портале Культура.рф. 5 ноября пройдет премьерный показ мультимедийного проекта SOLARIS. Дополнительная информация на сайте проекта: https://solarismoscow.ru/

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта SOLARIS

 

05.11.21. и 06.11.21. Электротеатр, после организованного пресс-показа, представляет публике одну из двух премьер ноября. «Два портрета» – это режиссерская работа музыканта, поэта, перформера Алексея Круглова, известного по экспериментам в области современного джаза. В основе его работы лежат два мистических текста XIX века, связанных с темой портрета: последнее и неоконченное прозаическое произведение Михаила Лермонтова «Штосс» и роман «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Открытый финал «Штосса» позволяет уйти в иллюзию, где главный герой Лугин становится лордом Генри, превращая Дориана Грея в свое альтер эго. Тема «жизни портрета», поиска себя и своего внутреннего голоса стала ключевой для обоих произведений, смыкающихся в драматическо-перформативное сочинение. В спектакле звучат фрагменты из поэтического сочинения Круглова «В подражание Овидию», отсылающего к «Метаморфозам» древнеримского поэта, народный плач в исполнении Марии Нефёдовой, используются фрагменты воображаемого радиоспектакля и рассказы из реальной жизни актеров Алеси Сковоринской и Сергея Животова. Музыка Алексея Круглова использована здесь в двух ипостасях: фри-джаза и электроакустики, находящей свое отображение в анимации Веры Шароновой; сам музыкант импровизирует в области extended vocal. Импровизация на контрабасе: Дмитрий Храмцов. Импровизация на фортепьяно: Алеся Скворинская. Режиссер, художник-постановщик: Алексей Круглов. Композитор, саунд-дизайнер: Алексей Круглов. Видеохудожник, мультипликатор: Вера Шаронова. Автор видеоработы «Призрак»: Сергей Животов. Консультант по пластике и сценическому движению: Карина Несмеянова.

Фото: Олимпия Орлова

 Фотография предоставлены PR-службой Электротеатра

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

 

 

Поделиться: