Арт-обзор 27.07-3.08.23

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

27.07.23. Галерея Serene открыла новое пространство в арт-треугольнике Москвы района Остоженки групповой выставкой «Work in Progress», где представлены работы 12 художников: Вики Кошелевой, Jolie Alien, Гаянэ Аветисян, Оли Австрейх, Светланы Цепкало, Евгения Шишкина, Антона Бунденко, Владимира Глынина, Александра Гордеева, Никиты Кроко, Мартина Коваленко, Аркадия Петрова. Work in progress – это наше постоянное состояние, когда мы хотим дочитать еще одну книгу, просыпаться на еще один час раньше, доделать еще одну деталь. Саморазвитие превращается в гонку, с которой мы не всегда можем справиться. Часто сам процесс интереснее и продуктивнее, а результат вообще недостижим. Этот путь приятнее идти в окружении близких тебе по духу людей. В новой выставке зафиксирован сам момент «пути», а не финального идеального результата. В экспозиции собраны работы очень разных, но близких по духу художников, с которыми работает и дружит Serene Gallery. Выставка работает до 01.09.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

27.07.23. В Российской академии художеств открыт для посещения выставочный проект, посвящённый столетию со дня рождения московского живописца, заслуженного художника РСФСР, народного художника РФ, действительного члена РАХ Эдуарда Георгиевича Браговского (1923-2010). В экспозиции представлены все жанры: пейзаж портреты, натюрморты, сюжетне композиции. Художник писал то, что его окружало, что он любил: близких людей, свою семью, природу средней полосы России, передавая на холсте свои собственные чувства, впечатления и ощущения. Он был одним из представителей поколения «шестидесятников», изменивших развитие отечественного изобразительного искусства в эпоху «оттепели». В основу ретроспективной экспозиции вошли многочисленные произведения, характерные для разных периодов творчества автора. Для Браговского цвет служил, бесспорно, основным средством выразительности, пластической формой. Это область, в которой живописец чувствовал себя особенно уверенно. На протяжении долгих лет мастер менялся незначительно, стремясь не изменять своей натуре, природному свойству. Традиционная форма портрета получила в его искусстве новую трактовку. Художнику было интересно средствами живописи показать духовную связь модели с окружающей средой, поэтому в картину он всегда вводил часть интерьера или отдельные предметы, которые раскрывали привычки и интересы человека. Оригинальность Браговского-живописца ярко сказалась в области пейзажа. Почти все пейзажи художник писал на пленэре, а потом завершал композиции в мастерской. Поэтому в них присутствует и непосредственное жизненное впечатление, и внутренняя цельность образа, наполненного художественным воображением. Искусство художника высоко оценивали его современники. Так о нём писал Гелий Коржев: «Без чувства радости и восторженного удивления перед жизнью Эдуард Георгиевич не берёт кисти в руки. Это чувство для него обязательное, и это чрезвычайно ценное его качество. Художник радости – довольно редкое явление: таким надо родиться. Нести же зрителю мажорное светлое восприятие окружающего – трудное, но очень нужное людям дело. Однако радость ощущения у Браговского отнюдь не однозначна. У него есть картины с низким серым небом, почти монохромные. Но если вы сумеете войти в “мир Браговского” и внимательно вглядитесь в него, вы уйдёте с хорошим настроением и чувством благодарности к художнику за приобщение к прекрасному». Выставка работает в Выставочных залах Российской академии художеств до 13.08.23.

Э.Г. Браговский (1923-2010). Жаркое лето. 2002 г. Холст, масло. 110×150

Фотографии предоставлены пресс-службой академии

27.07.23. В Государственном музее Востока работает выставка «Тайна кубачинского браслета». Проект рассказывает о трех представителях знаменитой кубачинской династии Магомедовых-Изабакаровых. На выставке представлено более 130 работ Заслуженного художника России Манабы Магомедовой, 16 работ её супруга Кадыра Изабакарова и более 200 произведений их дочери, Заслуженного художника Дагестана Лейлы Изабакаровой. В экспозицию вошли экспонаты из Государственного музея Востока, Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи, а также из частных собраний. Куратор выставки: Лидия Рославцева. Выставка работает до 27.08.23.

Кадыр Изабакаров_Настенная композиция «Конь»_1987 год_латунь, чеканка, выпиловка, эмаль

Фотографии предоставлены пресс-службой музея

01.08.23. В Галерее искусств Зураба Церетели МВК РАХ состоялось открытие первой выставки Восьмого межрегионального проекта «Живописная Россия». Межрегиональный проект «Живописная Россия» с 2016 года проводится ежегодно и направлен на популяриза­цию современной российской станковой живописи. В этом году тема проекта «Современность традиций». В проекте участвуют как известные мастера, члены РАХ Зураб Церетели, Виктор Калинин, Алексей Суховецкий, Виктор Глухов, Анатолий Любавин, Константин Петров, Юрий Калюта, Виктор Русанов, так и молодые художники, последователи реалистической школы живописи, в том числе – стажеры и выпускники Творческих мастерских РАХ. Экспозиция выставки состоит из трех разделов, посвященных городской среде обитания, портретам современников и образам природы России. В общей сложности на выставке представлено более 100 работ. Станковая живопись имеет глубокие традиции в российском искусстве, каждая эпоха вносит свой вклад в развитие этих традиций, изменяя и преображая их. Задача данного проекта продемонстрировать эти тенденции, нащупать то новое, что происходит в этом процессе и показать это зрителям. Руководитель проекта: Евгений Ромашко. После Москвы выставка отправится по маршруту «Ижевск–Киров». Выставка работает до 10.09.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой Творческого союза художников России

02.08.23. В Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие выставки, посвященной жизни и творчеству легендарного спортивного фотографа Льва Бородулина. Экспозиция приурочена к 100-летию со дня рождения мастера. Организаторами выступили Еврейский музей и Израильский культурный центр «Натив» при Посольстве Государства Израиль в РФ. Экспозиция состоит из пяти разделов, которые отражают основные периоды творчества Льва Бородулина: от ранних работ и формирования авторского языка до хрестоматийных спортивных фотографий и документальных снимков, созданных после переезда в Израиль. На выставке впервые демонстрируются последнее видеоинтервью фотографа и воспоминания его сына Александра, которые позволяют узнать больше о личных качествах и характере Льва Бородулина. Легенда мировой фотографии, обладатель золотой медали за достижения в жанре спортивного снимка, Лев Бородулин стал настоящим новатором в профессии. Его учеба в Московском полиграфическом институте пришлась на годы Великой Отечественной войны: в 1941 году, после первого курса в Московском полиграфическом институте Бородулин ушел на фронт. Он был награжден медалями «За оборону Москвы» и «За взятие Берлина», вернулся с войны и закончил обучение. Годы спустя Лев Абрамович стал одним из ведущих фотографов самого главного на советском пространстве периодического издания — журнала «Огонёк». Его снимок с летних Олимпийских игр 1960 года, размещенный редактором на обложке, подвергся критике члена Президиума ЦК КПСС Михаила Суслова. На фото «С вышки» спортсменка запечатлена со спины в момент прыжка. Снимок казался слишком вольным, лишенным подлинного содержания. Бородулина стали обвинять в формализме, однако этот случай прибавил к его репутации характеристику авангардиста, что в период оттепели стало для фотографа приобретением.

В 1973 году Бородулин переехал в Израиль. Он продолжил снимать спортивные мероприятия, а также повседневный быт Израиля. Как и во время жизни в СССР, Бородулин много путешествовал, сохраняя впечатления в фотографиях.

Фотографии Льва Бородулина продавались на престижных аукционах Sotheby’s и Christie’s, английский ежегодник «Photography Year Book» признал его звездой мировой фотографии (1964), японская газета «Асахи» назвала «лучшим фотографом года» (1967), а в 1971 году Бородулин был награжден золотой медалью в области спортивной фотографии. Лев Бородулин был одним из первых коллекционеров фотографии. Его коллекция считается одним из крупнейших частных собраний советской фотографии, в котором можно найти снимки Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Евгения Халдея и других легендарных мастеров. Кураторы выставки: Майя Кацнельсон, Мария Гадас. Выставка работает до 17.11.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой Еврейского музея и центра толерантности

02.08.23. Галерея классической фотографии представила выставку современного искусства «Игра в квадрат». Выставка представляет работы, в которых авторы используют геометрические или упрощенные формы в своих абстрактных или фигуративных произведениях. В экспозиции собраны скульптура, фотография, графика, живопись, динамические и концептуальные объекты. Тема «игры» рассматривается как в узком формальном соответствии, так и в широком смысле, как игра человека с миром квадратных метров и квадратных пикселов, квадратных корней уравнений. «Современный человек живет в созданном им мире, неестественных, с точки зрения живой природы вещей и процессов. Человечество вплотную подошло к доработке самого себя. Робототехника и дополненная реальность пока что находятся на начальном этапе, но скоро станут нашим миром, еще одним пространством возможностей, каким уже стал интернет.  В рамках проекта «Игра в квадрат» на выставке будут показаны произведения, где тема «игры» рассматривается как в узком формальном соответствии, так и в широком смысле, как игра человека с миром квадратных метров и квадратных пикселов, квадратных корней уравнений ( и от всего этого квадратная голова… ). Могут ли художники поместить все эти уровни в свою игру формальную или концептуальную, дать нам ощутить проблематику сегодняшнего дня? На этот вопрос отвечает каждый из авторов этой выставки, отвечает по-своему» – куратор Олег Арнаутов. Помимо кураторского отбора Олега Арнаутова, в рамках проекта был объявлен конкурс для всех, кто хотел бы принять участие в выставке. Жюри конкурса отобрало лучших из них. Несколько работ победителей вошли в экспозицию. В день открытия был представлен музыкально-живописный перформанс «4 стихии» художника Олег Арнаутов и музыканта Ильи Лолейта создадут совместное произведение. Созданные во время перформанса произведения и видео стали частью экспозиции. В рамках выставки запланированы мастер-классы, концерты. Куратор: Олег Арнаутов. Выставка работает до 17.09.23.

Фотографии предоставлены куратором

 

03.08.23. Галерея «Открытый клуб» представила выставку к 70-летию художника Василия Власова. Василий Власов — живописец, график, иллюстратор, куратор всероссийских и международных выставок международного объединения «Книга художника». Образный язык Василия Власова индивидуален, его работы — полифоническое звучание «невидимого», нематериального наполнения человеческой жизни. Каждая работа – это сплав глубокого медитативного созерцания и размашистой, бесстрашной свободы в композиции и обращении с материалом. Выставка в «Открытом клубе» представляет графические произведения художника — станковые серии, иллюстрации к сказкам, стихам В. Маяковского, В. Хлебникова, текстам М. Погарского, Э. Щац. Особое, формообразующее место в экспозиции занимают «книги для глаз». Термин, придуманный художником, как нельзя лучше отражает поиск пластической выразительности книги как организма, как объёмного, комплексного произведения искусства. Работы «Книга рыб» и «Книга наПРУТствий» отходят от условностей формата и представляют собой уже не столько графические, сколько скульптурные произведения. Василий Власов: «Книга художника субъективна, многоголосна, не ограничена в материалах, выстраивает своё пространство вне правил, не застрахована от случайностей, свободна в средствах выражения, неоднородна по форме. Это всё неотъемлемая часть элементов, которые дают возможность человеку осуществить создание своей книги, с её неповторимым языком, при условии, что её создаёт художник. В этом исключительность творческого процесса. Для такой книги, идущей из прошлого в будущее, критерием может быть только одно — она должна нести в себе художественный образ. Образность — её козырь…». Выставка работает по 15.08.23.

Фотографии предоставлены автором Василием Власовым

 

03.08.23. КРОКИН ГАЛЕРЕЯ в рамках параллельной программы персональной выставки Александра Джикии в Российской Академии Художеств, открытие которой состоится в конце августа, представила в стенах галереи выставочный проект «Жесть. 2.0». Александр Джикия: «Чем можно объяснить название этой выставки «Жесть» – подростковым жаргоном или металлургической терминологией? И тем, и другим. Жесть это материал, но материал, подразумевающий, определённое содержание, а в потенциале своей выразительности, выходящий на уровень многосложной метафоры. Мы зачастую не воспринимаем всей тонкости и наполнения современной нам лексики. Но будучи по жизни ценителями русской словесности, подбираем практически отброшенное по недомыслию слово и, обтерев с него пыль досужих представлений, раскрываем его с необычного ракурса, блистающее острыми металлическими краями и неожиданным звучанием. Жесть имеет свой звук, похожий на скрежет. Я в очередной раз возвращаюсь к общим соображениям о смысле жизни как в недобрые старые времена. Возвращаюсь к разговору о личном, даже о слишком личном, «вырезанном» из достаточно небезопасного материала, именуемого не то «жизнь», не то «жесть» с поднебесным грохотом и рисунками цвета запекшейся крови. Я возвращаюсь к реальности, к той реальности, к чему мы имеем непосредственное отношение. Жесть с его отражающей поверхностью, сообразна зеркалу, отражающему эту реальность, а кривизна зеркала определяется нашей индивидуальностью. Я вернулся к жести своих давних сюжетов и смыслов, потому что кончилось время фальшивого золота. Наступило время настоящего железа». Выставка работает до 03.09.23.

Фотографии предоставлены галереей

 

03.08.23. Организаторы фестиваля «Ночь заводов» представили концепцию и программу события. Фестиваль пройдет 12 августа в 16 регионах России.  Всего в «Ночи заводов» примут участие 18 индустриальных объектов, каждый из которых всего на одну ночь откроет свои двери для зрителей и проведет разноформатные культурные мероприятия. «Ночь заводов» 2023 реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Газпромбанка. Регистрация на события и подробная программа по ссылке: https://zaart.timepad.ru/events/future/

Блиц-интервью главного продюсера и организатора фестиваля Марии Туркиной для Cabinet de lart

Ольга: Мария, как родилась идея фестиваля? И в чем ее суть? Это уникальный опыт или есть преценденты проведения подобных фестивалей у нас, в других странах?

Мария: Фестиваль вырос из онлайн акции, проведенной в 2020 году на территории Урала членами команды Уральской индустриальной биеннале.  На данный момент у этого мероприятия нет российских аналогов как по масштабу (география фестиваля охватывает всю страну – от Калининграда до Дербента), так и по узкой теме – работе с промышленным наследием. Конечно, некоторые большие предприятия успешно работают с повесткой промышленного туризма, и вы, например, можете записаться на экскурсию. Однако, для многих наших участников это первый опыт открытия своей территории для зрителя. И мы рады, что они не стали ограничиваться одним форматом, а попробовали подойти комплексно и нешаблонно: театральные променады, перформансы, выставки и лазерные шоу — через разноформатные культурные события зрителю будет предложено разнообразное полное представление о промышленном наследии. Суть фестиваля заключается именно в этой уникальности и новом опыте: как для зрителей, так и для самих участников. Любой человек может выбрать точку в своем городе или рядом и «открыть» для себя действующее предприятие, руинированный объект или креативный кластер так же, как и индустриальные объекты «откроют» для себя зрителя.

Ольга: Как вы выбирали участников фестиваля? Есть ли критерии отбора для обеих сторон – и принимающих площадок, и кураторских групп/художников?

Мария: Опен-колл на участие в фестивале собрал более 90 заявок от заводов со всей страны из которых организаторами было отобрано 18 участников. Все они были распределены по трем группам исходя из опыта работы команды индустриального объекта с темой культурного производства и, разумеется, из бюджетных ограничений (проект реализуется на грант ПФКИ). Мы хотели выявить, кто, как и с какими индустриальными объектами работает по всей стране, а также показать разнообразие объектов, поэтому отбирали по следующим критериям: а) по формату (водонапорная башня, кинотеатр, ткацкая фабрика); б) по состоянию (руины Большой ивановской мануфактуры, креативный кластер «Октава» и действующее предприятие компании Сибур в Тобольске); в) по командам, которые работают с объектом (АНО, ООО); г) географически (Калининград, Дербент, Урал и тд). Это было важно для комплексного изучения – кто, как и с какими индустриальными объектами работает по всей стране.

Ольга: Была ли разработана единая концепция для всех площадок или здесь тоже соблюден принцип вариативности?  

Мария: Если говорить о реализации проектов, то для первого уровня разрабатывала концепцию и реализовала проекты кураторская группа dreamlaser из Нижнего Новгорода (мировой лидер в области мультимедийных технологий). Для второго уровня концепцией занималась команда кураторов от Лаборатории новых медиа, а вот реализовали участники самостоятельно, привлекая к этому непосредственно кураторов. Участники так называемого третьего уровня встраивали свои соственные мероприятия в событийную сетку фестиваля.

Важно сказать, что изначально у фестиваля предполагалось “классическое кураторство”, однако в процессе опен-колла мы поняли насколько разные участники к нам приходят, с разными задачами, проблемами, аудиторией. Это значит, что мы не можем им предложить универсальный инструмент. Ведь нашей команде хотелось бы, чтобы фестиваль не был колониальным, а приходил только туда, где есть запрос на работу с культурным инструментарием, чтобы этот инструментарий был эффективным, и команда могла им пользоваться и после ночи.

Так появилось понимание, что для первого уровня мы точно хотим предложить свет как медиум, а для второго  – театральные практики. Почему? Для первого уровня важно было вхождение в художественное сообщество, видимость в нем как точка возможностей, поскольку участники думают над развитие в этом направлении: разработке арт-пространства или культурных событий на территории. Во втором уровне у нас самое большее количество действующих предприятий для которых актуальна повестка промышленного туризма и открытие своей территории на постоянной основе для зрителя – у этих участников подготовлены стандартные экскурсионные туры, участие в фестивале и работа с кураторской группой Лаборатории новых медиа даст им возможность создать уникальные театральные променады по территории, которые смогут существовать в несколько измененном состоянии и после события. Выбрав медиум, мы выбрали команды – одни из лучших в обозначенной области.

Ольга: На какую аудиторию вы ориентировались, разрабатывая программу? Как будете собирать отклики и на какой эффект рассчитываете?

Мария: Аудитория фестиваля очень разная. В первую очередь это непосредственно жители городов-участников фестиваля, интересующиеся культурным досугом. Это мероприятия для них и о них в каком-то смысле, ведь заводы некогда были сердцем городов. Во вторую большую группу входит профессиональное сообщество из архитектурной и урбанистической сфер, а также команды, работающие с индустриальным наследием. Ну и, конечно, арт-сообщество: сотрудники музеев и художники, которые предлагают новые варианты развития объектов индустриального наследия.

Для меня будет показательным, если действующее предприятие продолжит работать со сферой культуры и искусства в формате мероприятий или более серьезно, в формате действующего арт-пространства с круглогодичной программой (а уже сейчас есть такие предпосылки); после привлечения внимания к руинированному объекту это выльется в возможность изыскания средств на его восстановление или консервацию; а главное участники, познакомившись друг с другом, начнут реализовывать совместные проекты: кластеры и заводы, руины и группы энтузиастов.

Чтобы получить отклик, нужно в первую очередь создать условия для диалога: между фестивалем, участником и зрителем. И я верю, у нас этот диалог получится!

Ольга: Фестиваль «Ночь заводов» 2023 планируется как разовое мероприятие? Или ваша цель сделать такой фестиваль традиционным в нашей стране? Если так, то как будет дальше выстраиваться политика его проведения – что ждать гостям следующим летом и как могут принять участие в следующем событии заинтересованные площадки и творческие группы?

Мария: После фестиваля на сайте вы сможете ознакомиться с информацией о всех объектах, команде и мероприятиях, которые пройдут на заводах 12 августа – у вас в руках будет первая глава индустриального каталога, и который, мы очень надеемся, мы будем пополнять ежегодно.

Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля

 

3.08.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: