Арт-обзор 27.01-3.02.22

 

 

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

*В связи с осложнившейся эпидемиологической ситуацией заранее уточняйте условия посещения и приобретения билетов на официальных сайтах музеев и галерей.

 

01.02.22. В Парке Малевича в Одинцово открылся лэнд-арт проект. Парк Малевича создан в 2021 году. Площадь парка 366,5 га. Авторы проекта – архитектурное бюро Basis Architectural bureau. В архитектуре парка используются геометрические формы, квадрат, круг, треугольник, и зеркальные поверхности. Спортивный кластер стал функциональной зоной парка.  

Проект «Белый лес» в Парке Малевича продолжает выставочную стратегию галереи JART демонстрировать синтез современного искусства и окружающей среды, в котором искусство экспонируется как в галерейном, так и в общественном пространстве, и может быть символично связано друг с другом. Архитектуру парка дополняют инсталляции Григория Орехова, Алексея Луки и группы «Художественное уединение» (группа «Обледенение архитекторов», дуэт «ЕлиКука», Ирина Корина и Ольга Петруненко).  Лэнд-арт Григория Орехова «Никуда / Nowhere» представляет собой красную ковровую дорожку из полипропилена длиной 250 метров, протянувшуюся в заснеженном лесу. Полотно кажется бесконечным в окружении природного пейзажа. «Новую инсталляцию Григория Орехова можно сравнить с работами Эрика Булатова, но реализована она не на живописной плоскости, а в парке Казимира Малевича, что придает произведению дополнительный смысл – уход автора в геометрическую абстракцию, при сохранении в целости исходной реальности» – Михаил Сидлин, критик. В основе работы «Точка опоры» Луки – образ старого фундамента, который в равном соотношении сделан из найденных художником материалов, отсылающим к старым домам и постройкам, и из новых материалов. Опираясь на свое архитектурное образование и собственные исследования фактуры и геометрии урбанистических пространств, для Парка Малевича художник создал композицию из деревянных элементов. Художник приглашает поразмышлять над тем, поглощает ли природа старые памятники и руины, или, наоборот, они поглощают ее, а может быть, в этом взаимном поглощении рождается органичное единое целое. «Портреты деревьев» «Художественного уединения» – монументальный живописный проект – два шестиметровых холста с изображением елей, сосен и коряг трансформируют пространство заснеженного Парка Малевича в белые футуристические выставочные залы. Официальным музыкальным партнером проекта «Белый лес» стал аудиосервис СберЗвук. Проект, подготовленный при взаимодействии Министерства культуры Московской области и галереи JART, будет представлен до 01.03.22.

 

 

Фото представлены галереей JART
Фото Сabinet de l’Art

 

01.02.22. В залах Российской академии художеств состоялось открытие персональной выставки народного художника России, академика и члена президиума РАХ, Первого вице-президента Творческого союза художников России, заведующего кафедрой академической живописи МГХПА им. С. Г. Строганова Евгения Ромашко.  Выставка «Магия пленэра» посвящена 60-летию художника. В экспозицию входят работы, написанные за последние 10 лет. В своих произведениях Евгений Ромашко несёт традиции реалистической натурной школы живописи, созвучные творчеству таких авторов как Михаил Абакумов и Григорий Чайников. Работы наполнены светом, рефлексами, движением и внутренней жизнью. В творчестве художника можно выделить несколько ведущих тем: пейзаж Москвы с ярким отпечатком настоящего времени; малые города России; страны и города зарубежья; природный ландшафт, в основном средней полосы. Часто в работах можно встретить повторяющиеся полюбившиеся места и сюжеты. Автор работает исключительно с натуры и стремится сохранить даже в больших многосеансовых холстах свежесть и живость звучания красок. Выставка работает по 13.02.22.

Евгений Ромашко

Фотографии представлены пресс-службой ТСХР

 

01.02.22. Коллекцiонеръ Клуб  в зале галерейного центра «АРТЕФАКТ» представил выставку «РОДНАЯ РЕЧЬ. Школа русского пейзажа». В экспозицию выставки входят шедевры из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых работы Ивана Айвазовского, Василия Поленова, Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Исаака Левитана, Льва Лагорио и многих других известных пейзажистов. «Родная речь. Книга для чтения» – советский учебник начальных классов, содержащий произведения русских писателей и репродукции картин русских и советских художников, воспроизводившихся в нем с 1946 года, которые в те годы рассматривались как уникальная программа постижения искусства со школьной скамьи начальных классов на всем пространстве СССР. Пейзажу отводилась доминирующая роль. Одним из характерных явлений русской культуры XIX – XX веков был литературный центризм, который укреплялся постепенно и был свойственен разным сферам, в том числе и тем, где сильно́ изобразительное начало. Искусство приобретало идеологическую определенность, и «требовало слов», поиска «национального» в искусстве, и мерой «натуральности» этого искусства был не визуальный образ, а слово, способное его описать. «Русское искусство требует слов. Так нас приучили. С тех пор как мы писали сочинения по репродукциям картин передвижников в школе, мы точно знаем: в этом деле без длительных объяснений не обойтись. Это правило, воспитанное практикой XIX века, мы распространяем и на русский авангард, и на советский официоз, и на советский же «второй авангард». Иногда кажется, что в русском изобразительном искусстве слов вообще больше, чем визуальных образов, впору каждой картине в музее выдавать специальную брошюру. И в ней будет не про то, как написана эта картина, а про что она написана» – Кира Долинина.  Трансформация повествования происходила постепенно. Основная цель выставки – продемонстрировать тематическое и стилистическое разнообразие российского пейзажа конца XIX – первой половины XX веков. Первые художники пейзажисты конца XVIII – начала XIX века ориентировались на принятую в европейском академизме сухую идеализацию. Это не удивительно, поскольку все преподавание живописи в Академии художеств велось приглашенными европейскими мастерами. Чуть позже русская пейзажная живопись ушла в русло романтизма, эта тенденция сохранилась вплоть до конца XIX века. Обращение к «национальному» в пейзаже стало важным шагом на пути к становлению реалистического художественного метода, который в наибольшей мере проявился во второй половине XIX века и был связан с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. Отказ от академической и романтической идеализации ландшафта в живописи привел к укреплению позиций реализма, развитию практики плэнера и этюда. Развитие практики пленэров, наблюдение за сиюминутной изменчивостью природы, знакомство русских художников с творчеством французских импрессионистов, привело в конце XIX века к формированию особого течения в русской живописи, так называемого «русского импрессионизма», который, хотя и базировался на технических достижениях французских художников, но тем не менее в России имел свое собственное лицо. В русском импрессионизме преобладала реалистическая материальность. Произведения русских импрессионистов наполнены буйством цвета, динамикой пастозных мазков, натуралистическим вниманием к материальному объекту и предельной живописностью. Став символами «национального» в русском пейзаже, произведения художников – пейзажистов отправились на страницы книги для чтения для младших классов «Родной речи», название которой в настоящее время воспринимается многими с определенной долей иронии, через призму прошлого, с налетом ностальгии и сентиментальности, мысленно возвращая в детство, к первому знакомству с картинами великих русских художников из собраний Третьяковской галереи и Русского музея. Коллекцiонеръ Клуб на своей выставке приглашает совершить это «путешествие в детство», в красоту России, в те детские переживания, знакомые многим поколениям советских людей, когда они, будучи первоклассниками писали сочинения по изображенным в «Родной речи» репродукциям картин.  «Члены-экспоненты нашего арт-клуба – опытные коллекционеры и собиратели искусства, и это большая удача, что они позволят общественности познакомиться с произведениями из их частных собраний. Благодаря предоставленным работам мы имеем возможность узнать много нового о художниках, их создавших и поделиться этими знаниями с посетителями выставки»  – Рубен Язычьян, генеральный директор Коллекцiонеръ Клуба. Выставка работает по 27.03.22.

Фотографии представлены Коллекцiонеръ Клубом 

 

02.02.22. Музей русского импрессионизма совместно с Ельцин Центром и Энциклопедией русского авангарда представил в Москве выставку «Авангард: на телеге в XXI век» – реконструкцию масштабной экспозиции авангардного искусства, забытой в Вятской губернии сто лет назад. В экспозиции показаны более 100 произведений ярких представителей русского авангарда из собраний Вятского художественного музея, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Слободского и Яранского краеведческих музеев. Ранее проект уже был представлен в Ельцин Центре в Екатеринбурге и Вятском художественном музее в Кирове. Он обращается к событиям бурного послереволюционного времени, когда советская власть активно сотрудничала с художниками-авангардистами, видела в них движущую силу для продвижения коммунистических идей и приобретала их работы для столичных и региональных музеев. В октябре 1921 года на 3-ю передвижную художественную выставку в город Советск Вятской губернии (Кировской области) привезли более 300 произведений из Вятки, Москвы, Петрограда и Казани. Беспрецедентный по числу и составу работ смотр должен был продолжиться в других городах губернии. Через месяц шедевры на телегах отправили в соседний город Яранск, где из-за проблем с финансированием и начала осенней распутицы они были оставлены в местном музее и забыты почти на 100 лет. Объединенные усилия Ельцин Центра и команды Энциклопедии русского авангарда позволили частично воссоздать 3-ю и две первые художественные выставки в Советске и показать редкие произведения из фондов региональных музеев, рассказать о художественной политике советской власти в первые послереволюционные годы и о деятельности кураторов-энтузиастов, которые в непростое для страны время устраивали выставки авангардного искусства.

Тимофеев Василий. Зима. 1918. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых

Экспозиция продолжит серию проектов Музея русского импрессионизма о художниках-авангардистах и выставках русского искусства первой трети XX века. Представлены заново открытые шедевры Василия Кандинского, Александра Родченко, Николая Фешина, Ивана Клюна, Александры Экстер и других мастеров.

В экспозиции Музея русского импрессионизма впервые представлена отреставрированная двусторонняя картина «Композиция» Алексея Моргунова, на спасение которой с помощью краудфандинговой кампании на Planeta.ru было собрано 983 056 рублей. Редкая работа соратника Казимира Малевича была обнаружена кураторами выставки в собрании Слободского краеведческого музея в аварийном состоянии. За три месяца в проекте по сбору средств приняли участие более 800 человек.

Алексей Моргунов. _Композиция_ до реставрации. Лицевая сторона. МБУК Слободской музейно-выставочный центр.jpg

Кураторы выставки: Андрей Сарабьянов (Москва) – искусствовед, куратор, издатель, исследователь русского авангарда, автор-составитель «Энциклопедии русского авангарда» (в соавторстве с В. И. Ракитиным); Наталья Мюррей (Лондон) – искусствовед, куратор, лектор лондонского Института искусства Курто; Анна Шакина (Киров) – искусствовед, кандидат искусствоведения, директор Вятского художественного музея им. А. М. и В. М. Васнецовых; Анастасия Винокурова (Москва) – ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма. К выставке издан расширенный каталог на основе ранее выпущенного издания. Выставка работает по 22.05.22.

 

Кандинский Василий. Акварель № 5. 1919. Яранский краеведческий музей

Музей русского импрессионизма представил подготовленный в партнерстве с арт-логистической компанией Fineartway спецпроект «Искусство перевозки искусства» –  концептуальное продолжение выставки «Авангард: на телеге в XXI век». Это рассказ о процессах, которые остаются вне поля зрения посетителей – от упаковки и перевозки картин до монтажа и демонтажа экспозиций. На третьем этаже музея расположены интерактивные объекты и работы современных художников: Миши Most, Валерия Чтака, Джейкоба Якубова и Григория Цветкова. В 1920-е годы экспонаты передвижных выставок часто перевозили на телегах, а в качестве упаковочного материала использовали обычное сено и грубо сколоченные деревянные короба. Сегодня в распоряжении музеев спецтранспорт и профессиональное оборудование. Cпецпроект рассказывает, почему специальные ящики могут стоить несколько десятков или даже сотен тысяч рублей и как безопасно транспортировать хрупкую гипсовую скульптуру, картину на холсте или графический лист под стеклом, а также почему перевозка искусства – это тоже искусство. В экспозиции представлен графический эскиз работы «TRANSPORTATION» российского стрит-артиста Миши Most из серии «Будущее Прошлого / The Future of the Past», созданной для оформления автомобиля арт-логистической компании Fineartway. Впервые показана инсталляция Валерия Чтака «Anarquismo individualista», в которой в качестве холстов выступают деревянные ящики. Она отсылает к творчеству художников-авангардистов, использовавших в своих произведениях доски, куски обоев, линолеум. Нестандартным материалам отдает предпочтение и Джейкоб Якубов. Выполненный в виде воздушно-пузырьковой пленки бетонный объект «Pop It»  становится «символом непостоянства вещной среды, в которой нет ничего, кроме воздуха».

Частью выставки является также видеоперформанс «packing-unpacking», представляющий этапы упаковки и экспонирования предметов искусства: от вскрытия климатического ящика до развески в музейных залах. Кураторы проекта: Дарья Урядова, координатор выставочных проектов Музея русского импрессионизма, и Диана Моцонашвили, управляющий партнер арт-логистической компании Fineartway. Выставка работает по 22.05.22.

Фотографии представлены пресс-службой Музея русского импрессионизма

 

03.02.22. Галерея Ruarts представила персональную выставку автора из Санкт-Петербурга Виталия Чистякова. На выставке «Чистые объекты» в галерее Ruarts будут представлены ранние графические серии художника и ряд больших живописных холстов, а также совсем новые работы, написанные во время новогодних праздников. Виталий творит без ограничений, следуя инстинкту, полностью погружаясь в процесс. Сам он называет свое искусство «предметным». Формы на полотнах Чистякова изображены с помощью простых плоскостей цвета, но псевдо-абстрактные образы легко считываются: художник пишет конкретные объекты из своего окружения – кресла, банки, ложки, спички и другое, а Чистяков рисует линиями, которые группируются в цветовые пятна, его движение кисти особенно хорошо видно в пастелях. Постепенно цвета приобретают автономию, и возникает то самое «безграничное» красное, желтое, пурпурное, синее. Финальное изображение получается благодаря многослойному наращиванию цветных масс. Созданные образы Виталий называет «чистыми», смещая фокус с внешней формы на природу вещей, их истинное, идеальное состояние. Возникает и другая параллель, возможно, бессознательно, из-за схожести с фамилией он пишет «чистые», сугубо личные, «чистяковские» предметы. «К такой чистоте и силе обобщения стремились художники русского авангарда, черпая вдохновение в иконе, лубке, примитиве и наивном искусстве. Здесь само искусство громогласно, языком форм, рожденных легко и свободно, являет себя», – комментирует живопись Чистякова арт-критик Глеб Ершов. С 2018 года Виталий Чистяков является резидентом объединения «Новые городские художники». Проект находит изолированных от мира самобытных авторов и предлагает рассмотреть творчество художников с особым социальным опытом в контексте современного искусства. Благодаря поддержке объединения Чистяков стал полноправным участником современной арт-сцены. Выставка работает до 27.03.22.

Фотографии представлены галереей Ruarts

 

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться: