Арт обзор 26.01-3.02.23

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

2.01.23. В пространстве арт-платформы Cube.Moscow открылись новые выставки:

PA Gallery открыла в большом зале Cube.Moscow первую в России персональную выставку Анны Казьминой «Транскодирование» – более 50 работ в различных медиа: несколько масштабных инсталляций, видео-арт, объекты в смешанной технике, а также скульптура, живопись и графические работы, созданные художницей за последние несколько лет и подготовленные специально для проекта. Куратор: искусствовед Ольга Турчина.

Анна Казьмина «Транскодирование»_PA Gallery. (

Галерея Syntax представила новый проект Валерия Чтака «Я это уже рассказывал». Уже традиционно выставку художника  сопровождает не кураторский текст, а загадочное письмо.

Что хочешь_ Холст, акрил 2023

Галерея «КультПроект» представила выставку Алексея Ланцева «Колористические дуэты». Работы Алексея Ланцева оптимистичны. С одной стороны они герметичны и большей частью безлюдны, а с другой «впускают» зрителя, позволяя его взгляду «присваивать» и наслаждаться этим пространством. Путешествия, часть нашей жизни: ментальные, виртуальные, реальные… Цветовые сочетания – колорит служит одним из средств художественной выразительности произведения живописи и определяет психолого-эстетическое воздействие картины на зрителя. Кураторам проекта Ирине Солнцевой и Юлии Манусевич хотелось создать определенную атмосферу, в этот пронзительный и холодный сезон, дать возможность зрителям оказаться в гармоничном состояние.

Вечер в порту 2022

Arts Square Gallery представила выставку работ Владимира Мигачёва «Энтропия пространства». Это продолжение одноимённой выставки, прошедшей совсем недавно в галерее в Санкт-Петербурге. На уровне сюжета энтропия в работах художника обретает форму природных катаклизмов: наводнений, пожаров, ураганов. Они – метафора социальных потрясений и настроений внутри общества. Здесь вслед за теорией просвещённого катастрофизма, предложенной Жаном-Пьером Дюпюи, художник ставит вопрос «так ли случайно природное зло?». «Отравленность» сознания, эмоциональное выгорание и гнетущая неизвестность изображаются художником через формальные средства – флоуресцентные свечения, инверсию цвета, «прорывы» пространства, которые художник также применяет к сетке пространственных координат степного южного пейзажа.

Offline. 2019.

Галерея и арт-магазин Cubed представила выставку «Артист(ка)», посвященную выдающимся художницам, актрисам, певицам и всем женщинам, реализующим творческий потенциал в профессии. Выставка под кураторством основательницы галереи Елены Крыловой состоит из работ московских художников Марины Беловой и Алексея Политова, Кати Белявской, Ляли Вагановой, Саши Егорова и Андрея Логвина. Специально для выставки московская художница Катя Белявская создала паттерн, используя фрагменты как своих работ, так и работ Марины Абрамович, Яеи Кусамы и Трейси Эмин, превращенный в выставочном пространстве в обои. Её портреты Вивьен Вествуд, Миуччи Прады, Эльзы Скиапарелли и Коко Шанель из серии «Nekolkhoz», показанной в Cubed и Art Vesna в 2022 году, также участвуют в выставке. Художница Ляля Ваганова представит портреты певиц из серии «Цветные личности» и анатомический рисунок из своего нового проекта.  Два портрета-маски Марины Абрамович и Яеи Кусамы созданы художником-карикатуристом Сашей Егоровым специально для Cubed. «Женская серия» 2017 года арт-дуэта Марины Беловой и Алексея Политова состоит из ироничных плакатов про женский труд в фирменном лубочном стиле художников. Иронию и нежность по отношению к женщинам, их отношение к миру, творчеству и мужчинам передадут плакаты-мемы художника Андрея Логвина. В марте выставка «Артист(ка)» переместиться в лекционное пространство Cube.Moscow, где станет декорацией̆ для одноимённой̆ стенд-ап-арт-лекции про женское искусство от Елены Крыловой.

«Артист(ка)»_Cube

Галерея M.A.R.S.H представила выставку Василия Кроткова «Взгляд и протяженность». Каждое художественное направление или стиль представляет собой определенную аберрацию взгляда. Художник предлагает зрителям по-новому увидеть привычные предметы. Кубофутуризм как определенный тип взгляда предлагает в качестве такой аберрации время, которое, проникая под поверхность изображаемой вещи, деформирует ее. Работы, представленные на выставке, предлагают погружение в стихию времени, от бытовых предметов, постепенно искажающихся по мере приближения к событию священного, которое само по себе всегда оказывается вневременным, и обратно, к спокойным устойчивым вещам мира.

Небо

Галерея «МассАрт» представила групповую выставку «Вам сколько грамм воздуха?». В ней принимают участие художники Оля Австрейх, Ася Заславская, Алина Клаванская, Вадим Тишин, KATRIN. Один из самых ранних древнегреческих философов Анаксимен считал, что воздух – первооснова всего сущего, первовещество, архэ. Все стихии происходят из него путем сгущения или разрежения. Воздух всегда вокруг нас. Между снежинок, между капель дождя, между строк, между пузырьков шампанского. Иногда кажется, что его не хватает. Тогда говорят: «захватило дыхание», «задохнуться от счастья», «ловить ртом воздух» etc. Но это безопасно, потому что воздух всегда вокруг нас.  Воздух – это дыхание, обнимающее весь мир. В рамках экспозиции представлены живопись, графика, работы из бисера, керамические и интерактивные фарфоровые объекты. Помимо экспозиции, в программе планируется перформанс «Предчувствие следующих весен», когда художник в вечернем платье закрасит стену в черный цвет, и далее будет игра, сценарий которой заранее не известен. Даты будут объявлены позже.

Алина Клаванская «Кто-то и где-то», 2022

Most Wanted Gallery продолжает проект Лехи QJay «Куджейная» – фантазия на тему того, что было бы, если бы 25 квадратных метров галерейного пространства превратились в комнату художника. Леха добавит в интерьер новые работы. В галерее «ЛУЧ» продолжает работу выставка Кирилла Кипяткова «Небо и море», в лектории Cube.MoscowРустама Хамдамова «Нечаянные радости» из частного собрания Ольги Шепельской от галереи Kupol, а в стенде Kupol – выставка Вадима Тишина Á la Russe. В Altmans Gallery продолжается выставка «Невозможное прикосновение», в которой соединены работы художников прошедших веков и современное искусство: от Рембрандта, Франсиско Гойи до модернистов и современных авторов.

Выставки работают до 25.02.23

Фотографии предоставлены пресс-службой арт-платформы Cube.Moscow

 

30.01.23. В Галерее ИГУМО представлен персональный проект междисциплинарной художницы Евгении Стерляговой. В экспозиции работы разных лет, объединенные темой механики создания и запечатления образа, его динамики и взаимодействием со зрителем. По мнению куратора Ольги Тумановой: «Художница фиксирует момент поиска смысла в беспредметном, вечное желание распознавать образы, считывать силуэты, додумывать и искать объяснения». Евгения пришла в современное искусство из сферы фотографии. Именно поэтому одна из ее тем в художественной практике та, которую она стремиться раскрыть в представленных работах. В экспозиции персональной выставки «Фата-Моргана» образ представляется неуловимым и распадающимся. Скорости, на которых мы проживаем непростое настоящее будто не позволяют нам фиксировать и удерживать надолго образы, как истинные, не искажённые. Фотографии, цифровые коллажи, видео, gif, объекты дополняет саунд специально созданный для выставки полихудожником, композитором, музыкантом Григорием Бродским. Выставка работает до 17.02.23.

Фотографии предоставлены автором

31.01.23. В московской галерее современного искусства ASKERI GALLERY состоялось открытие выставки южнокорейского художника Кван Йонг Чана  «The old new stories – Aggregations». Долгие годы художник провел в поисках самого себя, а в результате нашел уникальный культурный код и воплотил его в авторской технике, соединяющей прошлое, настоящее и будущее в единое целое. Работая со старинной шелковичной бумагой, исписанной мемуарами, письмами и отчетами, Кван Йонг Чан бережно, но настойчиво поднимает вопросы о национальной идентичности, любви к Родине и важности исторической памяти. Экспозиция в ASKERI GALLERY посвящена поиску себя, собственных корней, принадлежности стране и семье в гораздо большем смысле, чем об этом принято говорить. Старинная бумага обретает новую жизнь, старые иероглифы начинают рассказывать новые истории: о мире, в котором мы живем сейчас, но который однажды также превратится в историю. В 2022 году работы Кван Йонг Чана были представлены на Венецианской биеннале. Работы для презентации в галерее в Москве были лично отобраны Кван Йонг Чаном. Выставка работает по 20.02.23.

 

Фотографии предоставлены галереей

31.01.23. Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представили персональный проект художника и куратора Шамиля Шааева «Неотменимая модальность видимого». Выставка проходит в рамках Программы поддержки молодого искусства ММОМА. В работах, представленных на выставке, Шамиль Шааев обращается к феномену взгляда с точки зрения истории и мифологии античности. Античность верит, что глаз проясняет видимое: прямой взгляд способен транслировать объятие, власть, агрессию, желание, а отказ от взгляда или его отведение – принятие, смирение, покорность. Название выставки отсылает к цитате из романа Джеймса Джойса «Улисс», в котором автор также обращается к античности, а именно – к поэме Гомера «Одиссея». Выставка «Неотменимая модальность видимого» –  это исследование чувственности, доведенной до максимума двумя эмоциями: страхом и наслаждением. Шааев в своих работах передает три образно схожих феномена: сна, смерти и наслаждения. Образы смерти, забвения и сексуального влечения оказываются зависимы от акта «смотрения», который только размывает границы между ними. В экспозиции представлены живопись на холстах и иконных досках, графика, объекты с элементами из керамики и текстиля. Серия «Долгие сны», посвященная разрушенному городу Помпеи, показывает андрогинных героев, которые скованы то ли экстазом, то ли сном, то ли смертью. В серии «У тебя слишком липкие руки» Шааев изображает фиговые листья, которыми обычно прикрывают наготу библейские и античные герои, и руки церковных скульптур. Руки, с одной стороны, канонически связаны с молитвенными ритуалами, с другой стороны, служат для того, чтобы закрываться от чужих взглядов. Куратор: Алиса Николаева. Куратор программы поддержки молодого искусства ММОМА: Дарья Камышникова. Выставка работает в ММОМА, Гоголевский бульвар,10 до 05.03.23.

01.02.23. Галерея «Квартира S» совместно с дизайн-центром Artplay открыла коллективную выставку «Старое и новое», посвященную явлению ученичества в самом широком смысле этого слова. Художники-участники выставки были выбраны по итогам Open Call. Куратор: Мария Графутко«Любой новый художественный опыт неизменно несёт в себе часть накопленного культурного кода. Стремление построить всё по-новому, с нуля всегда является лукавством. Эта выставка – о важности осознанной апроприации и аккумуляции всего прошлого опыта, и я считаю, что выстроенная нами экспозиция полностью отвечает этой идее». Выставка работает до 28.02.2023.

Курочко_Красное и черное

Фотографии предоставлены галереей

02.02.23. РОСИЗО в Центральном Манеже представляет масштабный межмузейный выставочный проект «ДК СССР» – выставку, приуроченную к 100-летию со дня образования СССР. Тринадцать тематических разделов выставки представляют восемь видов искусства советского периода: архитектуру, живопись, скульптуру, графику, кино, театр, музыку и фотографию. Проект реализуется при поддержке Министерства культуры РФ, при участии ведущих музейных институций. Экспозиция «ДК СССР» соответствует логике устройства советского Дома Культуры и делится на независимые залы – «выставки в выставке». Каждый из разделов самодостаточен, является пространством диалога со зрителем, погружает в отдельное направление культурной жизни советского периода. 

Выставка из более 700 предметов, представляя советское искусство  раскрывает идею Домов культуры, появившихся именно в СССР. Идея народного дома конца XIX века оформилась в самом начале советского периода, в 1920-е года, в совершенно новую форму – Дом культуры (ДК), который стал символом нового времени. Концептуально ДК мыслились как лаборатории советской культуры, где каждый человек имеет возможность взаимодействовать с искусством, заниматься самообразованием и самовоспитанием. В основу выставки положены две основные концепции Домов культуры. Это идея синтеза искусств, когда в одном пространстве объединяются выставочные залы, театр, кинотеатр, концертный зал, библиотека-читальня и художественные мастерские, а также идея активного участия каждого человека в культурной жизни страны. 

Кураторами разделов выступили приглашенные специалисты, руководители современных культурных институций. Среди них Зельфира Трегулова (Третьяковская галерея), Евгения Петрова (Русский музей), Александра Селиванова (Музей Москвы), Ксения Кокорина (Музей архитектуры), Наталья Мокрицкая, Алла Есипович-Рогинская, Ирина Горлова (Третьяковская галерея), Наталья Козырева (Русский музей), композитор Алексей Ретинский, Ольга Галактионова (РОСИЗО), Дина Иващенко (РОСИЗО), Андрей Райкин (РОСИЗО).

Фотография очереди. 1961-1970. Театр Современник

Впервые в Москве на выставке «ДК СССР» в галерее скульптур представлена часть мозаик Надежды Ходасевич-Леже, которые были подарены художницей Советскому Союзу и с момента передачи Дубне не покидали площади перед городским Домом культуры. 

Также впервые публично экспонируются оригинальные эскизы проектов Мавзолея В.И. Ленина из Российского государственного архива социально-политической истории. Они были присланы на рассмотрение комиссии по увековечиванию памяти В.И. Ленина в рамках конкурса 1-й ступени. Участником этого конкурса мог быть абсолютно любой человек. 

В трех разделах, которые рассказывают о художественных течениях в искусстве 1920–30-х годов, о суровом стиле и беспредметном искусстве 1960-х годов представлена живопись Кузьмы Петрова-Водкина, Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Александра Самохвалова, Павла Филонова, Гелия Коржева из Русского музея. Здесь же можно увидеть работы Таира Салахова, Эрика Булатова, Франциско Инфанте-Арана из Третьяковской галереи. 

В экспозиции – 90 листов оригинальных иллюстраций и обложек к детским книгам из обширной коллекции книжной графики, принадлежащей Русскому музею. Большинство рисунков, которые давно признаны классикой, являются наглядным примером успешного поиска нового пластического облика советской детской книги.

Оригинальный эскиз женского костюма Сергея Эйзенштейна и костюм Фигаро из Театрального музея им. А.А. Бахрушина представлены в разделе, посвященному театру и советскому зрителю. 

Специально для выставки «ДК СССР» композитор Алексей Ретинский написал музыкальное произведение, которое звучит в отдельном зале и сопровождается архивной видеохроникой. Он же выступил куратором раздела, посвященного развитию советской звуковой культуры.

Один из разделов выставки рассказывает о формировании архитектурной типологии ДК. Отдельно представлены оригинальные эскизы архитектурного конкурса на строительство Дворца Советов – масштабного невоплощенного проекта. В разделе фотомастерской собраны более 50 работ Евгения Халдея – портреты советских людей, для которых и создавались ДК. Отдельный раздел экспозиции посвящен ВХУТЕМАСу. Также выставка рассказывает о советском кино и индивидуальных чертах кинематографа каждой из союзных республик.

Кураторы проекта: Алина Корень, Антон Горланов.

Фотографии предоставлены PR-агентством Бедуш & Маренникова

 

02.02.23. Галерея JART представила персональную выставку Апанди Магомедова (Махачкала, Республика Дагестан), одного из ведущих современных дагестанских художников, народного художника Республики Дагестан, члена Союза художников России. Работая в авторском жанре «рельефная живопись», Апанди черпает вдохновение в горах и орнаментах народного искусства, в традициях и истории своего края. «Произведения живописи, скульптуры, другие художественные объекты, а также перформансы Апанди соотносятся со стилистикой абстрактной геометрии, искусством первичных структур, имеющей убедительный бэкграунд в мировом современном искусстве. В этом контексте он находит своё достойное место. Однако стилистическое сходство отнюдь не раскрывает — что и свойственно современному искусству — всех глубин и специфики творчества художника. Не менее стилистики работ Апанди для зрителя, как и для самого художника, оказывается важен многообразный личный опыт автора — культурный, экзистенциальный, психологический, а также его стремление и умение упорядочить этот опыт», Леонид Бажанов, модератор и куратор выставки «Уровни художественного порядка».

2 февраля с 16:30 до 18:00, был проведен круглый стол, посвященный постколониальными практикам в современном искусстве, влиянию традиции на работы локальных художников, актуальности и эскапизму их творчества, а также фактуре, материалам и паттернам. Куратор выставки «Уровни художественного порядка»: Леонид Бажанов. Выставка работает до 28.02.23.

Апанди Магомедов. Из проекта _Мавлид

Фотографии предоставлены pr-службой галереи

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: