Арт-обзор 22.02-29.02.24

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

 

Егор Кошелев, Болотный маяк, 2022

 

27.02.24., VLADEY совместно с OVCHARENKO представили персональную выставку Егора Кошелева «Второй тайм»  вслед за масштабным совместным проектом ММОМА и OVCHARENKO «Гештальт художника или внезапная ретроспектива». Две персональные выставки в Москве, которые проходят одновременно, говорят о востребованности автора, о точном попадании работ художника в растерявшегося от происходящих событий зрителя. Владимир Овчаренко: «Художнику Егору Кошелеву есть что показать и рассказать российскому зрителю. И этот рассказ через картины непрост. На дворе 2024 год. Сначала выставка «Гештальт художника или внезапная ретроспектива» в Музее на Гоголевском, и теперь то, что в спорте называют «Второй тайм», решающим на самом деле, показывается во VLADEY на Неглинной.  Возможно, это то искусство, что 150 лет назад могло называться «отверженным», а сегодня бьет прямо в эмоциональную десятку, заставляет спорить, думать, страдать и не соглашаться».  Специально для выставки выпущен озвученный художником аудиогид с подробным рассказом о каждом произведении. Также на выставке работают медиаторы, которые знакомят зрителей с экспозицией и работами. Произведения, представленные на выставке «Второй тайм», не вошли в музейную экспозицию на Гоголевском бульваре и остались стоять в тотальной инсталляции «Хранилище». Но второй тайм – всегда решающий, самый зрелищный и захватывающий. «Второй тайм» продолжает диалог с художниками прошлого, который ведёт Егор Кошелев. Случайные произведения, оказавшиеся в одном выставочном пространстве, составляют единое высказывание – какое именно, предлагается угадать зрителю.  Егор Кошелев: «Мне не раз приходилось выступать куратором, а подчас и вынужденным цензором своего искусства. Происходит это так — в процессе работы над очередным проектом какая-то часть произведений, причем из числа важных, даже особо дорогих для художника, из окончательной экспозиции самим же им исключаются. Причин масса, а итог один — путь картин к зрителю оказывается закрыт. Вот и копятся они в мастерских да хранилищах, отлученные, забытые, потухшие и покоробленные от осознания своей культурной неуместности, тихонько подставляя в поддержку друг другу свои натруженные холщовые спины. Пусть эти страдальцы, отверженные и изгои заполнят галерейные стены хотя бы вторым составом, раз уж в основном им места не нашлось. И, возможно, увидев эти сокрытые до недавних пор вещи во всей их полноте, зритель скажет — и они имеют смысл!». Выставка работает до 17.03.24.

 

Фотографии предоставлены галереей

 

27.02.24. SISTEMA GALLERY представила три новые выставки:

«Единство. Гармония. Красота. Академия прошлого». Выставка стала первой ретроспективой Юрия Шабельникова, одного из ключевых художников «южнорусской волны» 1980–1990-х годов. Куратор: Надя Октябрь. В экспозицию вошло свыше 20 картин и объектов из ключевых серий 2000-х годов: «Солдатам труда», «Конец фильма», «Реквием воли» и «Эзотерический футбол», среди которых представлены работы из коллекции Московского музея современного искусства. Серии около 10 лет не показывались в России, а вместе никогда не экспонировались. Выставка предваряет будущую музейную ретроспективу художника, которая позволит наиболее полно представить и осмыслить его творческое наследие. Название выставки Юрия Шабельникова отсылает к первой монохромной серии художника «Некроакадемия» 1995 года, где вынесенный в название слоган «Единство. Гармония. Красота» был высечен из железа. Слоган является постулатом академического канона, его тоталитарной формы, жесткость которой обусловлена в том числе ее главными сюжетами — историческими. Представленная на выставке живопись и графика Юрия Шабельникова 2000-х годов, монохромная, кинематографичная, создает ощущение торжественности и фатальности. Серии связаны с размышлением о цикличности истории. В живописи и графике Юрия Шабельникова, построенных по классическим канонам, напряжение и динамику задают стремительные широкие мазки и линии. Изобразительная манера художника объединяет академическую советскую школу и глубокие познания в искусстве русского авангарда и западной живописи второй половины XX века. Выбор масштабного формата работ отражает подавляющую тяжеловесность эпох, где человек либо не важен, либо подобен безликому монументу. Серый цвет, лейтмотивом проходящий через творчество обоих авторов, Шабельников называет «туманом прошлого», он показывает, что перед нами нечто бывшее или идущее к своему концу. Безжизненное, холодное, но еще наполненное энергией исторических символов.

 

Юрий Шабельников, Из серии «Конец фильма», 2007-2008

 

«В тишине города». В экспозиции представлена новая серия живописи из 13 картин Иры Ленсберр. Куратор: Надя Октябрь. «В тишине города» автор показывает нам эстетику серой повседневности и пронизывающую меланхолию большого города, непарадной его части. Художник отлавливает случайные сцены бытования «на районе», в которых непонятно: реально или показалось… Серия выглядит как лента фотографий в телефоне, снятых на бегу, фотографий, которые остаются лежать непонятно зачем в памяти устройства, оставляя  ощущение тревожной атмосферы, не только в сюжетах, но и в самих пространствах окраин. Это город, наполненный тревожными образами, в глазах современного уставшего человека, который всем должен и ничего не успевает, даже когда все сделано. Ира Ленсберр: «Эмоции у меня в спектре какой-то меланхолии городского наблюдателя, мне в принципе нравится вот это состояние, когда ничего не происходит, когда вокруг тишина и фоново шум города и ты остаешься в некоем спокойном опустошении. И есть тревога, которая в тебе всегда, если ты вырос в большом городе невротиком. Но когда ты уже пресытился всем этим напряжением, происходящим вокруг, то останавливаешься и ловишь расслабление, смотря на времянку рабочих в парке в тумане утреннем».

 

Ира Ленсберр, Авто в розовом зале, 2024

 

«Медиапаразит». Экспериментальный проект группы barkal x wiiu wiiu собрал интерактивные видеоскульптуры, инсталляции, объекты, напечатанные на 3D-принтере, цифровые работы и видео-арт. Куратор: Надя Октябрь. Проект «Медиапаразит» связан с переживаниями на тему влияния информационного поля на сознание человека, как оно трансформирует нас, кодируя ход мыслей и направляя наши действия. Наиболее известным исследователем, работавшим с этой теорией, является Маршалл Маклюэн, в 1964 году он выпустил книгу «Понимание медиа: внешние расширения человека». Маклюэн рассматривал средства коммуникации не просто как способ передачи информации (в его время это были телевидение и радио), а как технические системы, являющиеся внешним «продолжением» нервной системы человека, определяющие его поведение, выбор, мышление. Книга обрела новую популярность с распространением компьютеров и интернета в 1990-х годах, ее базовые тезисы не теряют актуальности до сих пор, только форма и глубина воздействия медиа на сознание усиливаются. Находясь в полном слиянии с цифровыми технологиями и медиа, современный человек, перегруженный информацией, постепенно начинает испытывать тревогу, ощущать, как они парализуют его личность, блокируют его собственную волю. Художники развивают идею, что таким образом формируется новая форма жизни, порожденная симбиотическим и паразитическим сосуществованием цифрового мира и человека. Пока психика человека находится в оцепенении, цифровой мир, развиваясь и расширяясь, обретает больше самостоятельности в процессах своей работы, например, искусственный интеллект может программировать сам себя, создавая непредсказуемые алгоритмы. В проекте «Медиапаразит» художники barkal x wiiu wiiu стремятся создать ощущение субъектности, постепенного доминирования технологий в этом симбиозе с человеком. Экспозиция напоминает храм, где расставлены алтари нового культа, это логово «роя» — главенство новой формы жизни, где человек не более чем объект, потерявший позиции своего антропоцентристского главенства, ему оставлено место на кровати в углу. Таким образом, проект также связан с более широкой темой постчеловеческого будущего, в котором могут иметь место неизвестные до сих пор преобразования материи. Все три выставки работают до 07.04.24.

 

barkal x wiiu wiiu. Из проекта «Медиапаразит», 2024, накатка на плексиглас, печать, 150 х 100 см

 

28.02.24. Галерея-мастерская ГРАУНД Солянка проводит 1-ю ГРАУНД Биеннале.  Каждую биеннале ГРАУНД планирует посвятить теме, наиболее полно отражающей новые тенденции и актуальные направления в современном искусстве. В этом году это тема текстиля – «Текстиль в современном искусстве». То, что вчера казалось исключительно прикладным искусством, в сегодняшних художественных практиках выходит на передний план — текстиль как медиа получил распространение в инсталляциях, скульптурах, сайт-специфик объектах, уличном искусстве, перформансах. Именно этому — демонстрации возможностей и роли текстиля в произведениях современных художников целиком посвящены два этажа галереи-мастерской ГРАУНД Солянка. Слово текстиль — производное от textere (лат.), что означает «плести, переплетать». Выражение «ткань жизни» издавна употреблялось для обозначения всего живого мира. Переплетения, связи, объединения невозможны во вневременном контексте. «Берегите время — это ткань, из которой сделана жизнь», — эти слова принадлежат писателю Сэмюэлю Ричардсону. Пытаясь объять необъятное — прошлое, настоящее и будущее, биеннале фокусируется на трех сегментах: «ткань прошлого» — использование апсайкл-материалов; «ткань настоящего» — взаимодействие традиционных техник с новыми формами; «ткань будущего» — связь текстиля и технологий. 1-ю ГРАУНД Биеннале организаторы посвятили тем нитям, которые связывают нас воедино, и, независимо от местонахождения, объединяют искусством и во имя искусства. Параллельная программа: 23 марта, 13 и 20 апреля: «Коллективное ткачество» – коллективные практики с Кристиной Пашковой в рамках 1-ой ГРАУНД Биеннале
Художница Кристина Пашкова предлагает участникам мероприятия соткать гобелен. 6 апреля: «Перфиннале»показ арт-а-порте в рамках 1-ой ГРАУНД Биеннале. Перформативный показ объединит носимые произведения современных художников, использующих в своих работах текстиль. Участники: Елена Крылова, Гоша Острецов, Катика, Данила Поляков, Алла Перова, Ольга Попова, Ольга Божко, Арт-группа NONSNS, Роман Ермаков, Андрей Бартеньев, Екатерина Козырева & Катя Бочавар. Выставка в рамках 1-ой ГРАУНД Биеннале работает по 09.05.24.

 

Фогографии предоставлены ГРАУНД Солянка

 

28.02.24. Московский музей современного искусства АРТ4 представил выставку «Горкома графиков». Создатель музея коллекционер Игорь Маркин: «У меня давно было две мечты. Первая – выставить графику, которую я все время собирал даже фанатично, но давно не видел. Вторая – чтобы выстроились очереди в музей до самого Кремля. И тут на ум пришел Горком графиков». Московский Горком художников-графиков на Малой Грузинской, 28 (1975–1991 гг.) – независимый профсоюз художников, каждую выставку которого посещало до 90 тысяч человек. Сохранились фотографии гигантских очередей из жаждущих увидеть что-то отличное от повседневного, когда все вокруг было запрещено. Главным секретом успеха Горкома графиков стало точное попадание проекта в контекст времени. В коллекции АРТ4 представлены многие из вошедшей в Горком графики группы «20 московских художников» – нонконформисты Зверев, Немухин, Рабин, Харитонов, Яковлев, Штейнберг, Булатов, Плавинский и другие. Хронологический порядок экспозиции даёт возможность зрителю постепенно погрузиться в историю — от современности в глубину 20 века. На выставке впервые собрана разом большая коллекция графики АРТ4: как известные графические серии, так и работы, которые никогда не доставались из запасников музея и, возможно, уже забылись его основателем. Важной частью проекта также являются работы из собрания коллекционера Антона Козлова и независимых современных российских художников. Выставка работает до 30.03.24.

 

Фотографии предоставлены ART4

 

29.02.24. Elohovskiy Gallery в партнерстве с галереей «Пальто» представила выставку «Балаган Пальто».  Галерея «Пальто» основана в 1996 г. художником Александром Петрелли и группой «Перцы». «Пальто» – уникальное явление для арт-сцены, деятельность проекта можно определить и как перформанс, и как художественную галерею. Александр Петрелли экспонирует небольшие по формату произведения на подкладке своего пальто, которое он распахивает перед публикой на вернисажах и других культурных событиях. Большинство произведений, выставляемых в «самоходной» галерее, создавалось специально для нее. Со своим проектом Александр Петрелли показал более 500 экспозиций, в том числе в рамках международных ярмарок современного искусства. В 2010 году проект был номинирован на Премию Сергея Курёхина в категории «Искусство в общественном пространстве». В 2015 году юбилейная выставка Галереи «Пальто» прошла в Музее Москвы, в 2022 в пространстве Cube. Масштабная выставка в Elohovskiy Gallery – это групповой проект, собравший более 300 разноплановых работ от 30 современных российских художников с сохранением традиционной для галереи-партнера формы экспонирования работ на подкладе пальто. Экспозиция погружает посетителей в эстетику советского быта, гармонично переплетающегося с новыми дизайнерскими решениями и современным искусством: залы галереи на время стали комнатами. Путешествие по комнатам таит в себе много сюрпризов, но в то же время дарит ощущение безопасности и уюта. Каждая комната имеет особый характер. Посетителю предлагается «примерить» обстановку всех помещений и найти то, что ему по душе.  Выставка работает до 01.04.2024.

 

Фотографии Ольги Серегиной

 

29.02.24. Галерея К35 представила персональную выставку петербургской художницы Наталии Спечинской «Ложные воспоминания». Экспозиция объединяет живопись, графику, скульптуру и выполненный специально к выставке масштабный арт-объект художницы. Плюшевый медведь из детства, напарник в детских играх стал главным героем, вокруг которого построена экспозиция. Выставка-погружение, квест по воображаемым мирам художницы, разворачивается на границе реальности и фантазии, подлинных воспоминаний и фантомных образов. Главный герой и сопутствующие персонажи кочуют между разными медиумами, в которых работает художница. Использование уникальных авторских техник и яркая игра с цветом помещают медведей Наталии Спечинской в поле объектов актуального искусства, сохраняя при этом эмоциональные отсылки к личному прошлому каждого зрителя. «Символы защищенности, вынимаемые нами из детства – паркет, старые шкафы и кресла, доски полов дач – воспоминания, помогающие не улететь в вихре и скорости ритма реальности нового времени. На этот случай они у нас – якорьки имитации нормальности и стабильности. Медведь, по-моему, самый яркий символ и воспоминание из раннего детства. Кто не спал, прижимая его к себе – и.о. друга, защитника и мамы, – когда родители выключали в комнате свет. Медведи по-прежнему могут исполнять эти обязанности: они по-прежнему тот самый символ, но дабы не обнажать свою сентиментальность и лирическую трогательность воспоминаний, скрываются под маской контемпорари интерпретации, под маской изменения тактильности и цвета. Калейдоскоп цветных медведей – словно ложные воспоминания – воскрешает забытые ощущения, бесстрашно исполняя свою новую роль», – Наталия Спечинская. Выставка работает до 14.04.24. 

 

Фотографии предоставлены галереей

 

29.02.24. В музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников». Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и представляет его не только как на величайшего автора, но прежде всего уникального масштаба Мастера – наставника, сформировавшего целую плеяду выдающихся художников. Василий Кузнецов, министр культуры и туризма Московской области:«Выставка, созданная в год 180-летия со дня рождения Ильи Ефимовича Репина, расскажет посетителям о том, насколько важна в искусстве роль наставничества. Наверняка для многих посетителей станет открытием то количество известных имен русских художников, которые зазвучали благодаря мастерской Репина и при его поддержке. 20 музеев и 4 частных собрания со всей страны предоставили на выставку свои работы, чтобы рассказ получился наиболее полным и интересным. Уверен, что на эту выставку в подмосковную Истру стоит съездить всем, кто интересуется русским искусством». Оставляя за скобками хрестоматийные работы Репина, этот проект переводит фокус на процессы творческого поиска и становления, взаимоотношения Мастера и его младших коллег, их параллельное развитие и взаимное влияние. В экспозицию площадью почти 2000 кв.м. вошли 110 работ из собраний 20 музеев России и 4 частных коллекций, включая музей «Новый Иерусалим», Третьяковскую галерею, ГМИИ им. Пушкина, Русский музей, Музей русского импрессионизма, Ярославский художественный музей, Новгородский музей-заповедник и другие. Куратор выставки: искусствовед Ксения Новохатько. Выставка построена на визуальных сопоставлениях, выявляющих доподлинно известные и предполагаемые куратором взаимосвязи, а также раскрывает широту многообразия творчества как самого художника, так и его многочисленных учеников. В основе повествовательной структуры проекта лежат три ключевых принципа Репина, которые также вынесены в названия разделов: «Тело так тело», «Учитесь у природы» и «Идите своим собственным путем». Ксения Новохатько, автор концепции, куратор выставки: «Наша выставка — это не просто восхитительная живопись, это эмоциональное погружение и путешествие по пути художника. Важную роль в нем занимают воспоминания учеников Репина, которые рассказывают очень личные истории наблюдения за Мастером и общения с ним. Они дают объемную картину характеров и времени, оказываясь удивительно современными. Переплетение живописных работ формирует внутреннюю драматургию выставки,  усложняясь от первого “натурного” зала к третьему, где открывается настоящий калейдоскоп творческого поиска и человеческих отношений». К выставке будет выпущен каталог и серия сувенирной продукции. Также проект будет сопровождать обширная параллельная программа: лекции, тематические экскурсии, образовательные занятия, мастер-классы и другие мероприятия.Генеральным партнером выставки выступила группа компаний «Просвещение».Архитектура проекта: бюро Юлии Наполовой PS Culture. Выставка работает до 28.07.24.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

 

29.02.24.  В Музее Москвы состоялось открытие выставки «Политехнический музей: приближая будущее», посвященной истории одного из старейших научных музеев мира. «Выставка представит не только полуторавековую историю Политехнического музея, но и расскажет о его деятельности по сохранению и приумножению научно-технического наследия, популяризации имен отечественных ученых, инженеров, конструкторов и изобретателей. Надеюсь, что наши посетители смогут вместе с нами заглянуть в будущее и придать новый импульс движению музея», – директор Политехнического музея Дмитрий Кожанов. Первую коллекцию музея составили экспонаты Политехнической выставки 1872 года. Богатейшее собрание, на протяжении всей своей полуторавековой истории музей использовал для популяризации научно-технических знаний: экскурсии по экспозиции и выставкам, занятия для школьников и студентов с демонстрацией уникальных экспонатов, публичные лекции и кинолектории, открытые научные дискуссии. История Политехнического музея на выставке представлена в широком контексте развития отечественной научной, инженерной мысли и культуры. Героями экспозиции стали основатели музея и выдающиеся ученые и изобретатели: Анатолий Богданов, Дмитрий Менделеев, Игорь Сикорский, Павел Яблочков, Александр Лодыгин, Константин Циолковский, Иван Артоболевский, Ари Штернфельд и многие другие. Специальный раздел выставки посвящен истории Большой аудитории Политехнического музея, открытой в 1907 году. Здесь проводились заседания Всероссийских съездов естествоиспытателей и врачей, литературные и религиозные диспуты, выступали поэты и философы, проходили концерты Сергея Рахманинова и Генриха Нейгауза, джазовые и бардовские посиделки. Со сцены Большой аудитории звучали стихи и проза «шестидесятников». Предметный ряд выставки дополняют редкие экспонаты из фондов Музея Москвы. «Мы продолжаем сотрудничество с Политехническим музеем и представляем уже второй совместный выставочный проект, такое взаимодействие позволяет обоим музеям расширить свою оптику и взглянуть на прошлое, настоящее и будущее Москвы и страны по-новому. Для нас как для городского музея эта выставка – в первую очередь возможность посмотреть на историю столицы через призму главного технического музея страны», – генеральный директор Музейного объединения «Музея Москвы» Анна Трапкова. Выставка работает до 09.06.24.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

 

29.02.24
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: