Арт-обзор 21.12-29.12.23

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

 

Фёдор Хиросигэ «Побег», 2019-2022

 

21.12.23. Галерея-мастерская ГРАУНД Солянка представила два выставочных проекта.

«Станция Планетянин», выставка творческого союза «Планетянин»Евгения Гриневича и Натальи Куликовой. Художники творческого дуэта «Планетянин» воссоздали свою мастерскую в формате тотальной инсталляции в ГРАУНД Солянке. В экспозиции представлены произведения в различных жанрах и техниках, которые создавались на протяжении многих лет и собирались в мастерской, которую художники так и называют — «Станция Планетянин». Евгений Гриневич и Наталья Куликова: «Это место постепенно стало пристанищем самых разных персонажей, предметов и артефактов, — говорят художники объединения, сформированного ими в 2005 году. — Многодельные предметы полностью выполнены нашими руками. Планетяне формируются в свою легенду. А нам в свою очередь хотелось бы вывести своих Планетян к людям. Экспозиция напоминает театр, в котором зритель становится его частью. Цель — интегрировать зрителя в экспозицию, а экспозицию в зрителя. Так, зритель сам становится экспонатом. Фигуры Планетян — антропоморфные. Они визуально смешиваются со зрителями в одно сообщество. Все вместе они смотрят друг на друга, на вас, на экран и одновременно являются предметом чьего-то внимания. “Станция Планетянин” — место, где мы соприкасаемся с фантастикой, реальностью, мифами и сказкой. Это место, где происходит загадочный, не совсем понятный, праздничный ритуал. Зритель оказывается в сказке, он должен удивляться и улыбаться, задумываться, всматриваться, делать селфи, кривляться, смеяться». За годы совместной работы, начиная с 2003 года, Евгений Гриневич и Наталья Куликова осуществили множество проектов в области искусства и издательского дела. В 2007 году они основали «СамЫздательство Планетянин», к настоящему времени выпустившее в свет около сорока малотиражных авторских книг, некоторые из которых также представлены в экспозиции. Название «Планетянин» художники выбрали потому, что являются жителями планеты Земля, а также потому, что они ищут и открывают новые планеты. По их замыслу, «Планетянин» — это художественный образ, рассказчик, говорящий на своем артистическом языке, который, однако, всем понятен.

«Большой аттрактор Горшкова», выставка воронежского художника Ивана Горшкова. В результате сложного комбинирования материалов и новых высокотехнологических процессов — сканирования, оцифровывания, обработки, программных деформаций, 3D технологий — печати и фрезеровки, в том числе роборукой, Горшков создал из слэбов дуба и плит ясеня деревянные рельефы и круглые скульптуры из больших пней-корневищ, а также малые формы из пластика, покрытые аквапринтом. Иван Горшков: «Еще в далеком 2018 я заинтересовался постановками сложных настольных композиций из недолговечных материалов, и мечтал найти способ воплотить эти натюрморты в контрастном монументальном материале. Это и есть главный мотив нынешней выставки — мимолетные сюжеты отсканированных натюрмортов или случайные интернет-картинки обретают форму в плитах из ясеня или в дубовых корневищах. Всё это создает ощущения парадоксального, невозможного предмета. Все работы на выставке являются частью типичной для меня стратегии последних лет —“генератор счастливых случайностей“, когда произведение появляется в результате некой выстроенной цепочки обстоятельств».

Выставки работают до 18.02.24.

Фотографии предоставлены пресс-службой ГРАУНД Солянка

21.12.23. В выставочном пространстве арт-платформы Cube.Moscow открылось 13 новых выставок. В большом выставочном зале представлены три новых арт-проекта: «Оливье» – новогодняя выставка-ярмарка от галерей-резидентов Cube.Moscow, «Ёлочка, гори!» – выставка арт-объектов, созданных в коллаборации с компанией BONTEL, специализирующейся на производстве противопожарного оборудования, разными художниками; в том числе участниками проекта стали Валерий Чтак, Кирилл Кто, Гоша Острецов, Людмила Баронина, Катя Белявская и др., а также персональная выставка Анны Пепе «Три судьбы» от WHO I AM Gallery. Одновременно открылись четыре новые pop-up выставки: ArtWay – «Владимир Агапов: ранние работы», коллективная выставка «Искусство на тарелке», персональная выставка Сена Бейона «Изобилие», персональная выставка Полины Ястребовой «Сезон нарциссов». Свои новые проекты представляют галереи-резиденты Cube.Moscow: Mon Art, Kupol Gallery, M.A.R.S.H., Arts Square Gallery, КультПроект. КультПроект представляет выставку Арона Зинштейна «Танцующий город». Арон Зинштейн известный российский художник, живущий в Санкт-Петербурге, что во многом определяет сюжеты его картин. Его работы — эмоциональные и наполненные цветом впечатления от увиденного. Сам автор определяет свой стиль как романтический экспрессионизм – «Я начал писать в этой технике в 1980-е годы. Основная часть работ связана с моим окружением. Я изображаю своих друзей, родственников, дочь Аню, и, конечно, пейзажи Петербурга, без которого не мыслю своего существования. Я вписался в него как художник, и город дает мне творческие силы». Выставки работают в Cube.Moscow до 21.01.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой Cube.Moscow

23.12.23. Галерея современного искусства Anna Nova в Санкт-Петербурге представила персональную выставку Фёдора Хиросигэ «Лисий огонь» — путешествие по мирам авторской мифологии художника, где переплетаются отечественные и восточные культуры. Образ огня в этом странствии освещает путь героев и становится главным посредником между измерениями. Название выставки отсылает к гравюре «Лисьи огни в последний день года у железного дерева в Сёдзоку в районе Ози» японского художника Утагава Хиросигэ. Вглядываясь в лунный пейзаж, наполненный лисами и огнями, Фёдор Хиросигэ создаёт авторский ремейк этого произведения, превращая лисиц в богоподобных Бодхисаттв, путешествующих между различными мирами. Вдохновляясь японским фольклором, буддийскими представлениями о перерождении и образами китайской литературы, Здесь всё не то, чем кажется – эстетика манги и советского монументализма сливаются воедино. Из родных берёз складываются врата Тории и тибетские книги, красноволосая девочка становится лисицей, а всепоглощающий огонь вдруг оборачивается очищающей стихией. «То, что помогает понять нам работы Фёдора Хиросигэ – это их непостоянство, обманчивость видимого, возникающая из скромных природных материалов и их внутренних свойств. Увёртливость образов Хиросигэ, особенно там, где плоское изображение желает вырваться в мир объёма, наделяет его художественный мир силой, объединяющей отечественную материальность и восточную духовность. Берёзовые тории перестают быть такими чужими, сближая синтоистское пространство духа и узнаваемый древесный орнамент», –историк искусств и исследователь культурных связей между Россией и Японией Виктор Белозёров. Выставка работает до 25.02.24.

Фотографии предоставлены галереей

25.12.23. Omelchenko gallery  предсивила выставку Анастасии Омельченко  «Nomade». Экспозиция представляет из себя промежуточный итог 10-летнего художественного исследования экзистенциального кочевничества в поисках смысла. Используя академические методы изображения, художник создает картины-метафоры, построенные на образах Другого. В своих работах Анастасия исследует амбивалентность человеческого присутствия в пространстве. Художника волнует не только социальное неравенство и экологическая проблематика, но и политическая нестабильность, переживаемая через призму внутренней миграции. Активистская позиция, вдохновленная культурным контекстом разных стран, выражается в живописной манере сияющего цвета и света. Выставка работает до 21.01.24.

Фотографии Ольги Серегиной

26.12.23. Московский музей современного искусства и галерея «Триумф» представили выставку Harvest Анатолия Akue. В основе проекта лежит идея работы с двумя эзотерическими системами — западной астрологии и древнекитайской БаЦзы — и исследование их влияния на человека. Выставка проходит в рамках совместной программы поддержки молодого искусства «Молодые львы». В проекте Harvest/(Урожай) Анатолий Akue размышляет над тем, как современный человек, обращаясь к эзотерике, может менять свое психологическое состояние, насколько эти практики актуальны в наши дни и какие результаты они могут приносить. В течение года художник изучал и практиковал две эзотерические системы, исследуя их влияние на личностный и художественный опыт в этот период. Результатом стали две новые живописные серии, созданные специально для выставки в ММОМА, а также блок документальной информации, накопленный в ходе исследования. Живописные работы художника, распределенные между двумя этажами музея, предваряет методический блок документальных материалов — в нем подробно рассказывается о ходе эксперимента и авторском методе. Выставку дополняет инсталляция, погружающая зрителя в мир мастерской художника, обычно остающейся вне поле зрения, и раскрывающая специфику художественных процессов, характерных для практики Анатолия Akue. Выставка работает в ММОМА, Гоголевский бульвар, 10/2 до 11.02.24.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

 

27.12.23. КРОКИН ГАЛЕРЕЯ представила выставку Марины Рин «Тот дикий лес». Это третья персональная выставка художницы в Крокин галерее, представлявшей её произведения на CosMoscow’23. На выставке показана новая серия крупноформатной графики. «Я не формулировала для себя изначально тему своей новой выставки, всё шло само собой. Неожиданным стимулом оказалось происходящее вокруг, с его избыточным потоком гнетущей информации. И я как, наверное, большинство художников всё это считываю и пытаюсь воспроизвести в своём сознании и в своём искусстве какую-то антитезу, убежище, заповедное пространство. Этим пространством для меня становится лес. Я ухожу в лес, в дикий лес, где из поля зрения исчезают последние атрибуты цивилизации, с её городом, с её неоднозначными благами. И где-то на уровне сознания я преодолеваю умозрительную границу и оказываюсь в особом пространстве безвременья. Всё внешнее оставалось вовне, а взгляд фокусируется на самом себе и на том, что предлагает мне реальность нетронутого леса, с его ветвями, кронами, корой, корягами. Попадая туда, начинаешь совсем иначе себя ощущать: смотреть и видеть; слушать и слышать не только то, что тебя окружает, но и самого себя. Я растворяюсь в его первобытных стихиях, в неожиданных в своих проявлениях энергиях, продуцирующих тревожную метафору особой реальности, соотносимую с лесом Данте, с выразительным архетипом уходящей европейской культуры, а может и цивилизации. Именно его цитата стала названием моей выставки.
Я не рисую лес как таковой. Мои работы это не штудии натуры, здесь иные акценты. Я воспроизвожу себя, свои состояния. И если говорить об аналогиях, то мне близок Карл Юнг с его трактовкой и восприятием леса как символа бессознательного, где дерево – индивидуальность, что формируется и обживает это пространство. А заплетенные в узлы тела деревьев моих графических листов, закрученные, в трещинах, с изломами продолжают расти благодаря самому главному своему качеству – железной воле к жизни
», – фрагмент интервью с Мариной Рин. Выставка работает до 21.01.24. 

Фотографии Ольги Серегиной

 

28.12.23. Галерея «Квартира S» совместно с «Рынком на Ленинском» при поддержке журнала Cabinet de l’Art представила выставку Татьяны Огильви-Стасевич «Взболтать, но не смешивать». В экспозиции представлены две серии работ художницы. Первая серия работ – коллажи, составленные из этикеток в жанре анималистика. В своих работах художница пытается отвлечь внимание от первоначального предназначения этикетки – обратить внимание покупателя на товар и продать его. Единственным продуктом, который теперь можно продать, остается разве что само произведение искусства. Вторая представленная серия работ – картины-антиподы. Каждый пейзаж из этой серии можно переворачивать на 180 градусов и смотреть снизу-вверх и сверху-вниз. По мнению автора – «это не картины-перевертыши, когда при перевороте получается другое прочтение изображения. Это две картины на одном полотне». Сюжеты работ – пейзажи: атмосферные английские сады и парки, фрагменты зданий. Выставка работает до 01.03.24.

Фотографии предоставлены галереей

 

29.12.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.