Арт-обзор 21.07-28.07.22

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

24.07.22.  В галерее К320 открылась персональная выставка Жени Шарвиной «СТОП-ИГРА». В экспозиции представлена живопись из новых серий,
настроение которых одновременно передается как игривое, и мрачноватое. «Часть работ создается в сюрреалистически-импрессионистической манере, отражая повседневные моменты, преломленные через сложно устроенную “волшебную призму” восприятия художницы. В этих абстрактно-волновых работах, портретах и зарисовках можно увидеть “спецэффекты” соединения несоединимого, связанные с бэкграундом в области американского кинематографа, где художница долгое время работала с трехмерной графикой визуальных эффектов. У живописных зарисовок Жени есть удивительное свойство соединения узнаваемого, бытового, реального и чего-то иного, уводящего за пределы повседневного опыта», – Екатерина Финкельштейн. Выставка открыта для посещений по договоренности по 10.08.22.  

Фотографии предоставлены галереей К320

25.07.22. В Еврейском музее и центре толерантности открылась фотовыставка «Чувство дома». Проект представляет работы 12 фотографов: Димы Жарова, Ольги Изаксон, Марины Меркуловой, Дарьи Назаровой, Юлии Невской, Владислава Некрасова, Станиславы Новгородцевой, Владимира Севриновского, Фёдора Телкова, Юрия Фокина, Станислава Чекмаева, Анастасии Яковицкой. Выставка организована совместно с исследовательским медиапроектом «Заповедник» о памяти и повседневной жизни в регионах России, созданный в 2016 году Фондом «Общественное мнение». Семнадцать историй выставки «Чувство дома» рассказаны в фотографиях о самых разных точках России. Но каждая история, представленная в экспозиции, показывает, как формируются эмоциональные связи с местом, которое человек называет «домом». Под словом «дом» может подразумеваться и родовое гнездо, где жили несколько поколений семьи, и переносной чум, и квартира детства, и номер в отеле, в котором пришлось остановиться на несколько месяцев. Разговор о доме может стать попыткой найти личные смыслы. Первый раздел – Родовое гнездо – посвящен людям, живущим из поколения в поколение на одном месте, и тем, кто ищет свои корни и родовые дома сегодня. Также специально к выставке снят фотосюжет о родовом гнезде – доме в Подмосковье, принадлежащем на протяжении десятилетий одной семье. Часть экспозиции Дома кочевников – о тех, кто привык жить без стационарных домов: о кочевниках Таймыра и Тывы, оленеводах Республики Коми и тульских цыганах. О том, как и почему даже самые убежденные кочевники перестают переезжать с места на место, оседают, обустраиваются, отправляют детей в школы и постепенно интегрируются в местные сообщества. Третья часть Ностальгия по дому повествует о переселенцах и людях, вынужденных покинуть свои дома. Через свои работы фотографы восстанавливают хронику создания Рыбинского водохранилища и показывают затопленные деревни, рассказывают об омских немцах, которым удается сохранять свою культуру вдали от Германии, и евреях, осевших в Еврейской автономной области. Раздел Мой дом – твой дом посвящен тому, как люди, переезжая в дом, построенный и обжитый носителями другой культуры, делают его своим местом. Это и поселок на берегу Финского залива, где раньше жил народ ижора, и восстановленные финские дома в Карелии. Последний раздел выставки – Сакральный дом – рассказывает о доме, как о сакральном месте, в экспозиции представлены фотоистории о старообрядческой церкви в Верее, буддийских домашних алтарях в Калмыкии, шаманских центрах в Тыве, о еврейском центре в Костроме. Куратор выставки: Нина Гомиашвили. Выставка работает по 30.10.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Еврейского музея и центра толерантности

 

25.07.22. В особняке Вишневских открылась предаукционная выставка Клуба коллекционеров графики. Всего на втором аукционе Клуба коллекционеров графики будет представлено 218 лотов графики от XVI до XXI века. Среди них — работы таких признанных художников прошлого как Илья Репин, Владимир Гау, Константин Крыжицкий, Иван Пуни, Михаил Ларионов, Федор Шехтель, Татьяна Маврина. И несколько современных художников, например, серия работ молодого художника Ивана Бекетова. В экспозиции представлены интересные работы. Например, акварельный эскиз костюма Дмитрия Стеллецкого, который оформлял спектакль Всеволода Мейерхольда «Царь Федор Иоаннович». «Этот лот уникален сразу по многим причинам. Во-первых, Стеллецкий – талантливый художник, который смог совместить русский стиль с модерном. Вторая причина – в огромной редкости работ Стеллецкого на открытом арт-рынке, особенно работ периода до Первой мировой войны. Если театральные эскизы Бакста, например, часто встречаются в продаже, то немногочисленная графика этого художника практически вся разобрана по музеям. И наконец, эта работа из личной коллекции легендарного Сергея Лифаря, которая впоследствии оказалась в собрании барона де Роде. Яркий представитель парижской богемы, друживший со всеми знаменитостями того времени от Шанель до музыкантов Rolling Stone, барон сам по себе — важный персонаж арт-жизни того периода. Именно вся эта абсолютно уникальная история делает акварель Стеллецкого крайне ценной для коллекционера», –  Сергей Подстаницкий, сооснователь Аукционного дома Клуба коллекционеров графики и основатель Клуба коллекционеров графики. А также уникальная для Филиппа Малявина работа, больше известного своими портретами, на которой изображена собака, спящая на флаге. Это карикатура, насмешка над советской властью художника, который не признал власть большевиков и эмигрировал на запад; портретная графика Ильи Репина. Открытый аукцион пройдет 30.07.22. Выставка открыта для свободного посещения по 29.07.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Клуба коллекционеров графики

26.07.22. Галерея современного искусства К35 представила выставочный проект «Простые вещи». Экспозиция собрала живопись, объекты, акварель и иллюстрации современных художников, среди которых: Антропова Нина, Байгалиев Саян, Войнар Евгения, Кокачева Александра, Леухин Вадим, Петровская Вера, Царева Катя, Яковлева Варвара. В центре внимания выставки оказывается обыденная действительность, мотивы которой знакомы каждому. Одним из способов борьбы с состояниями тревожности и беспокойства называют концентрацию на привычных, бытовых вещах, из которых состоит наша жизнь. Такая игра с мозгом помогает отвлечься от маниакального желания бесконечно следить за новостной повесткой, утопая в страхе и непринятии. Тема выставки раскрывается в двух направлениях. Одно из них посвящено произведениям авторов, работающих в области живописно-пространственных экспериментов. Так художник из Казахстана Саян Байгалиев делится наблюдениями, сделанными на собственной кухне. Он исследует возможности выхода за границы двухмерного мира, работая с классическими материалами – холстом и маслом. Заданная линия продолжается в картинах из серии «Мои комнаты», посвященных этике и эстетике чистого пространства, художницы из Краснодара Кати Царёвой и молодого автора из Санкт-Петербурга Александра Кокачева, выходящего за пределы частного.  Второе направление экспозиции уводит в сторону сюжетов с разнообразными бытовыми сценами. Художники Евгения Войнар и Вадим Леухин в своих картинах обращаются к собственным воспоминаниям, отмечая ценность и трогательность отдельных событий, которые могли остаться незамеченными в быстро меняющемся мире. Акварельные работы молодого автора из Екатеринбурга, Нины Антроповой, демонстрируют результат её ироничного наблюдения за повседневностью. Иллюстрации московского художника-мультипликатора Варвары Яковлевой и фаянсовые панно из серии «Школа жизни» петербургского автора Веры Петровской посвящены теме сложностей, с которыми сталкиваются жители мегаполиса. Вся экспозиция нацелена выявить мотивы, которые могут стать точками для соприкосновения совершенно разных людей, и помочь на время вспомнить о ценности простой жизни как таковой. Выставка работает до 28.08.22.

Фотографии предоставлены галереей К35

 

26.07.22. Московская школа современного искусства представила в 30/7 Gallery выставку первого экспериментального набора программы «Новые медиа в современном искусстве». Куратор: Анна Буали. В рамках проекта «Переходы. 2021-2022»  художники первого набора «Новых медиа» Надя Бахши, Ирина Букова, Хельга Греку, Polina Enuvesta, Анна Мусихина, Юрий Чернышев, Александр Шляхов с помощью технологий фиксируют изменения, которые лежат в области восприятия реальности, глубоких связей между людьми. Они невидимы, но остро ощущаются каждым человеком в период чувства конца истории. Художники занимают пространство галереи 30/7 Gallery тотальными высказываниями, выставку дополняет параллельная программа из перформансов, лекций, неформальных бесед и экскурсий. Вход на все события вокруг «Переходы. 2021-2022» в пространстве 30/7 Gallery свободный по регистрации. Выставка работает до 18.08.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой MSCA

26.07.22. В 5 Art Gallery открылся проект «Мост», представляющий собой основу выставочной деятельности 5 Art Group. В рамках данного проекта международные групповые и персональные выставки будут проходить параллельно в нескольких городах. Цель данного проекта – расширение границ выставочной деятельности российских и зарубежных художников. Первый МОСТ «переброшен» между Москвой и Ереваном. Культурный код – это уникальные особенности, глубоко укоренившиеся в национальном сознании и определяющие культуру. Несмотря на богатство информации, это может усложнять кросс-культурную коммуникацию из-за проблем в восприятии друг друга. Создатели 5 Art Gallery уверены, что искусство – это язык, на котором говорят все. Это средство коммуникации, понятное каждому. Именно поэтому кураторы галереи дают возможность художникам говорить через свои работы, вступать в коммуникацию со своим зрителем, ломая рамки и стирая границы. Кросс-культурная выставка молодых современных художников проходит в 5 Art Gallery Moscow в Москве и одновременно в галерее Art Kvartal в Ереване. В Ереване представлены работы 8 художников – резидентов 5 Art Gallery. На московской части Моста представлены 7 художников из Армении: HovHar, Sero, Koto, Zhora Gosparian, Artush Petrosian, Musho, Michael Tsaturyan. Выставка работает до 05.08.22.

Фотографии предоставлены 5 Art Gallery

28.07.22. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, продолжая серию персональных выставок авторов, творческий путь которых соприкасался с архитектурой, представил персональную выставку Аркадия Немова «OldNew: живопись, графика, объекты». Значительная часть жизни Аркадия Немова была связана с первой в Москве архитектурной школой «Старт». Благодаря его усилиям в школе была налажена экспозиционная деятельность. Из стен «Старта» вышло уже более 3000 выпускников и многие из них, продолжив образование, сегодня работают в ведущих архитектурных бюро мира. Аркадий Немов считал, что художник должен мыслить образно и самостоятельно. Ему повезло получить художественное образование в свободных студиях под руководством Алексея Семёновича Айзенмана в Университете Искусств имени Крупской, выработать собственный стиль. В экспозицию выставки Аркадия Немова в Аптекарском приказе входят работы разных периодов – ранняя графика, походные зарисовки, поздние абстрактные серии. Центральное место на выставке занимают монохромные, фактурные работы и объекты. «Художник ищет символы, а искусство всегда опирается на образ», говорил Немов. Его увлечение первобытным периодом жизни общества – это логичное желание найти универсальный язык творчества. Он собирал в руслах северных рек камни замысловатой формы, из которых составлял объекты с изображениями лиц людей и животных. Идею связи человека с природой художник продолжил в серии «Портреты камней», выполненной путем нанесения нескольких красочных слоев и процарапыванию изображений, по аналогии с техникой гравюры. Аркадий Немов нашёл метод, благодаря которому его работы оставляют ощущение, будто давно виденного, но забытого сюжета. Его профессиональный приём – формообразующая линия, обладающая собственной плотностью и различимой текстурой, особенное очарование его метода –точно выстроенный баланс, прослеживающийся как в ранних фигуративных, так и в поздних беспредметных работах. Куратор выставки: искусствовед Кирилл Алексеев. Выставка работает в Аптекарском приказе до 22.08.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея архитектуры

28.07.22. В галерее «Пересветов переулок» Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась выставка современной пленэрной графики «Уход в лес» художников Ивана Гудзловенко и Олега Симбата. Выставка проходит в рамках взаимодействия с самарской галереей «Виктория», где выставка была представлена весной этого года. «Уход в лес» – это не только про пленэры, но про освобождение от централизованных, канализированных потоков информации и способов их интерпретации. Это про стремление к свободе в искусстве и мышлении, широкий диапазон художественных средств и «незамыленный» взгляд, так важный для художника. Иван Гудзловенко и Олег Симбат живут в маленьком городке Чапаевске в Самарской области, тихая жизнь на периферии информационных потоков подталкивает художников к особым формам проживания искусства, и академический пленэр стал для них альтернативной формой постижения реальности. Велосипедные походы на реку Чапаевка и многочисленные протоки Волги для них не просто охота на пейзажные виды, а путешествия за экзистенциальными состояниями. Ночевка под открытым небом, рисование под дождем или снегом, моржевание, встреча с дикими животными, использование природных пигментов и коры деревьев открыли им новое измерение в пейзаже. Рисование оказалось прямо вовлечено в игру времен года, погодных условий, дуновения ветра, ночных звуков. Это особенное восприятие натуры как гармонического космоса, который созидает не только природу и рисунок художника, но и весь социальный мир, привело и к эмблематичности в работах Олега Симбата и к сюрреалистической сатире Ивана Гудзловенко. Куратор: Сергей Баландин.  Выставка работает по 04.09.22.

Фотографии предоставлены галереей «Пересветов переулок»

28.07.22. Галерея «Триумф» представила выставки Наоки Фуку «Исследуя разум» и Янины Болдыревой «Черный календарь»

В персональный проект японского художника Наоки Фуку «Исследуя разум» входят живописные работы, выполненные в своеобразной экспрессионистской манере и сочетающие жанровые и стилистические особенности графики и живописи. Наоки Фуку изображает острые, яркие чувства – каждый из персонажей серии олицетворяет какую-то эмоцию, либо изображен совсем безэмоциональным. Интенсивность чувств, которую художник помещает в свои картины, вдохновлена напряженностью и насыщенностью сегодняшней жизни. «Эту галерею выраженных чувств можно назвать ответом современной среде и блазированности, которая делает яркие ощущения приглушенными. Но все же, в нашем непредсказуемом мире есть место искренности и надежде», – утверждает Наоки Фуку. Экспрессия выражена и в технике работ. Наоки использует необычные инструменты и приемы: стучит по поверхности холста бамбуковой палкой и бьет кулаком, оставляя произвольные следы еще не высохшей туши или краски.

Фотографии предоставлены галереей «Триумф» 

Персональный проект Янины Болдыревой «Черный календарь» объединяет новую серию масштабных графических работ и инсталляцию в авторской технике. В серии «Черный календарь» условный текущий мир представлен в виде монохромной вселенной, персонажи работ пытаются сконструировать свой мир и приспособиться к реальности после апокалипсиса, люди обезличены, а устройство социума строго регламентировано. В своих проектах Янина Болдырева фиксирует переходные состояния человека и окружающего мира. Она принимает позицию наблюдателя, который пропускает события через личный опыт и обнаруживает созвучия и параллели. Янина начала работу над новым проектом после поездки за полярный круг в 2020 году. Научно-технический прогресс и его обратная сторона, страх перед природой и ее разрушительное покорение, необходимое сосуществование людей и временность связей между ними – эти противоречия, которые на Севере воспринимаются острее, приближают один из негативных сценариев развития современного мира. Использование битумированной бумаги, неэкологичного продукта нефтепереработки, стало символичным в контексте проекта. Это стало и испытанием: материал плохо впитывает краску, поэтому созданное изображения в процессе подвергается трансформациям.

Фотографии предоставлены галереей «Триумф» 

Выставки работают до 31.08.22.

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: