Арт-обзор 21.04-28.04.22

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

21.04.22. В галерее ГУМ-Red-Line открылась Выставка Достижений Современных Художников (ВДСХ). Кураторы проекта предложили ведущим галереям Москвы и Санкт-Петербурга выбрать по одному автору, творчество которого репрезентативно для каждой̆ из них. ВДСХ объединяет галереи совершенно разного формата, каждая из которых соответствует высокому уровню экспертности. Среди участвующих в коллективном проекте галеристов – Сергей Попов, Алина и Дмитрий Пинские, Алиса Богдонаяйте, Алина Крюкова, Георгий и Ирина Тотибадзе, среди представленных в экспозиции художников – Ринат Волигамси, Евгений Музалевский, Павел Пепперштейн, Александр Меламид, Валерий Чтак, Александр, Ольга и Катя Флоренские, Гоша Острецов, Сергей Дорохов, Petro. Выставка получилась цельной, благодаря выбору художников, сделанному галеристами, и, благодаря удачной компоновке, обрела внутренние связи, показала многослойность современного искусства и сохранила пространство для восприятия каждого из 17 авторских проектов. В соответствии с принципом построения выставки «одна галерея – один художник» каждая галерея имеет возможность смены экспозиции и покажет в течение выставки работы еще одного художника. В конце мая ГУМ-Red-Line представит ре-экспозицию проекта. Во время Выставки Достижений Современных Художников в галерее пройдут встречи с участниками проекта, открытые дискуссии, public talk и другие мероприятия. Кураторы: Игорь Казаков, Марина Федоровская. Выставка работает до 21.06.22.

Фотографии предоставлены галереей ГУМ-Red-Line

 

21.04.22. На Пречистенской набережной открылась новая галерея Sérene под руководством креативного агентства Glyph Creative Agency. Первым проектом стала групповая выставка «Light Plumage / Легкое оперение», на которой представлены молодые российские художницы: Вика Кошелева, Ирина Петракова, Азиза, Лиза Бобкова, Светлана Цепкало, Jolie Alien, Оля Австрейх и Саша Mademuaselle. Выставка включает в себя живописные работы, керамику, фотографии, а также металлическую инсталляцию. «Легкость, нежность, слабость – те стереотипы, которые часто приписываются женщинам. Современное общество всеми силами старается разрушить эти стереотипы. Слабым может быть кто угодно, несмотря на гендер. И сильным тоже… Искусство никогда не говорит напрямую, мы угадываем, интерпретируем, догадываемся самостоятельно. И за самыми яркими красками может прятаться сильное высказывание, которое человек не может произнести вслух.  Бывает любовь с первого взгляда, неизгладимое первое впечатление. Но только углубляясь, мы можем понять саму суть. И всегда должны помнить, что оперение создано для того, чтобы отвлечь. Защититься. И остаться в своем мире, не пустить туда внешнюю агрессию.» – куратор Александр Бланарь. Выставка работает по 01.06.22.

Фотографии предоставлены галереей

 

25.04.22. Галерея Алины Пинской представила групповую выставку «Вчера, сегодня, всегда» в честь 5-летия галереи. На юбилейной выставке экспонируются работы художников галереи нескольких поколений, как художников-нонконформистов, чей авторский стиль формировался в условиях замкнутой социокультурной среды, так и новые произведения молодых авторов, чье профессиональное становление начиналось в условиях мультикультурности, интернационализма и свободного арт-рынка. Советский нонконформизм разных направлений представлен работами Игоря Шелковского, Михаила Чернышова, Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, Риммы Заневской, Владимира Андреенкова, Александра Юликова. Всех этих художников объединяет увлеченность в разные годы идеями авангарда и аналитический подход к конструированию композиции на плоскости, и все они давно считаются классиками советского неофициального искусства второй половины ХХ века, а их работы находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музея современного искусства, Фонда Людвига в Вене, Центра Помпиду в Париже, Музея Зиммерли в Нью-Джерси и в других известных собраниях по всему миру.  Другим полюсом выставки стали работы последних лет молодых художников галереи – неоэкспрессионистская живопись Евгения Музалевского и Игоря Скалецкого, фотографии Тима Парщикова и графичные полотна-вышивки Дуни Захаровой. Организованная в пространстве «белого куба» экспозиция даёт возможность проследить если не преемственность художественных традиций и идей за последние пятьдесят лет, то их органичное сосуществование в рамках единого культурного поля. Помимо этого, на выставке представлены работы из коллекции галереи таких авторов как Серж Шаршун, Клод Бельгард, Эдгар Жилле и других. «Пятилетие, очень важная дата, пришлось на тяжелое время. Планы развития вынужденно корректируются, международные проекты с художниками пула галереи отменяются, интересная мартовская выставка сдвинута на неопределенное время… И тем не менее, работа в Москве продолжается, и галерея решилась сделать вернисаж к своему юбилею, собрать вместе любителей искусства и профессионалов, как бы заявляя: «Мы не можем предугадывать будущее. Но в настоящем должно оставаться место искусству», – основательница и директор галереи Алина Пинская. Alina Pinsky Gallery эксклюзивно представляет художников: Игоря Шелковского, Михаила Чернышова, Евгения Музалевского и Игоря Скалецкого. Помимо этого, галерея работает с такими авторами как Франциско Инфанте, Владимир Андреенков, Александр Юликов, Тим Парщиков, Дуня Захарова и другими. Выставка работает до 05.07.22.

Фотографии предоставлены pr-службой галереи

25.04.22. Московский музей современного искусства представил новую выставку «Механизм отчуждения» в рамках программы Образовательного центра ММОМА «Коллекция. Точка обзора». Проект обращается к одному из фундаментальных основ культурного мифа XX века – феномену отчуждения и энтропии, отрешенности и дистанцирования. В отечественной философии развитие феномена отчуждения относится к советскому и постсоветским периодам. Отправной точкой создания выставки стала беседа Андрея Монастырского и Иосифа Бакштейна о методологической специфике московского концептуализма. В их диалоге «механизм отчуждения» упоминается как один из примечательных элементов его художественного языка и трактуется как немедленное предельное отчуждение от собственной продукции, будь то произведение, или простое бытовое высказывание. У художников послевоенного периода и современных авторов данное значение трактуется иным образом: приобретает либо обобщенный характер, либо, наоборот, обостренный, где этот «механизм» оказывается средством побега или изоляции от слишком тяжелых, нестерпимых обстоятельств. Все этапы развития и различные варианты интерпретации данного феномена становятся ключевым объектом рассмотрения в представленном проекте. В пространстве экспозиции показаны произведения художников разных направлений второй половины XX века, состоящий из трех групп авторов: представители поствоенного искусства, концептуалисты 1970-х и наследники концептуалистов. Художники: Никита Алексеев, Пётр Беленок, Эрик Булатов, Николай Вечтомов, Аня Жёлудь, Илья Кабаков, Николай Козлов, Ирина Корина, Дмитрий Краснопевцев, Борис Матросов, Андрей Монастырский, Мария Наймушина, Ирина Нахова, Тимофей Парщиков, Дмитрий Пригов, Михаил Рогинский, Андрей Ройтер, Борис Свешников, Василий Ситников, Алёна Терешко, Эдуард Штейнберг, Владимир Яковлев. Программа запущена в конце 2017 года и реализуется сотрудниками-кураторами Научного отдела MMOMA. Авторы программы: Андрей Егоров, Анна Арутюнян. Куратор выставки: Ольга Турчина.  Выставка работает до 01.06.22.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

 

26.04.22. Московская галерея современного искусства ASKERI GALLERY представила выставку художницы Дарьи Котляровой «В невесомости». Свою новую серию работ Дарья посвятила космосу. Герои ее картин невероятно реалистичны, однако при этом ощутимо погружены в мир сновидений и безвоздушное пространство фантазий. Размышление о далеких мирах, планетах и созвездиях гармонично сосуществует со стремлением немного «заземлить» эти мысли, попытавшись примерить человеческую фигуру к необъятным просторам космоса. В каждой работе Котляровой зашифрован скрытый смысл. Сюрреалистическая фантазия соединяет стремления взрослого человека к прогрессу, и в мир детских игр и грёз. Для художницы это и трогательный оммаж работам знаменитого дедушки: Лев Котляров – заслуженный художник РСФСР, талантливый книжный иллюстратор и автор знаменитых юбилейных открыток, посвященных полёту Юрия Гагарина в космос. Поэтому тема космоса – в первую очередь семейная тема, объединяющая реальность и фантазию, прошлое и настоящее. Выставка работает по 20.05.22.

Фотографии предоставлены ASKERI GALLERY 

26.04.22. На Винзаводе открылась итоговая выставка седьмого сезона Открытых студий Винзавода «Что-то останется в памяти». На выставке представлены работы Анастасии Антиповой, Жанар Берекетовой, Сергея Бояринцева, Кати Грановой, Виктора Жданова, Сергея Карева, Анастасии Литвиновой, Юлии Скромной, Евгении Войнар, Михаила Рубанкова, Лизы Токаревой и Даши Головковой. Проекты художников размещаются в пространстве Открытых студий, а также в Бродильном цехе и Акцизном зале. Тема седьмого сезона – исследование. В своих произведениях художники размышляют об искусстве как способе познания мира, в котором исследование становится методом производства знания и формой его устройства. Алексей Масляев, тьютор седьмого сезона: «… В своих работах художники предлагают зрителям опыт соприкосновения с событиями, к которым они не были и не могли быть причастны. Они показывают, что возможность переживания прошлого обусловлена недостоверностью самого акта припоминания: что-то остается в памяти, что-то утрачивается навсегда. В названии выставки также заключена робкая надежда, что опыт пребывания в Открытых студиях, обусловленный особым форматом работы, новыми социальными связями, обсуждениями, спорами и профессиональными знакомствами, станет для резидентов памятным событием и важной компонентой их художнической идентичности». Выставка работает до 24.05.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Винзавода

 

26.04.22. Галерея «Файн Арт» открыла юбилейную выставку. 30 лет назад, 26 апреля 1992 года Марина Образцова основала галерею. «Файн Арт» сразу же начала выстраивать себя как культурную институцию и цивилизованный бизнес. В 90-е первостепенной задачей галереи было создание арт-рынка, формирование отношений с художниками, партнерами и коллекционерами. Продуманная эстетическая стратегия позволила галерее создать имя и пережить все кризисы и потрясения. «Название галереи выбрано не случайно – в стенах галереи выставлялись и классики неофициального советского искусства, и более современные, дерзкие молодые авторы, но их всех объединяло качество исполнения и стремление к большой красоте, к тому, что можно назвать современным «fine art»» – основатель галереи Марина Образцова. С 1992 до 2021 года бессменным куратором и идеологом галереи была Ирина Филатова, всегда державшая курс на поиск «файн арта» и молодых талантов. Вместе с Мариной Образцовой они с нуля создавали эту культурную институцию. «Мы меняемся и вступаем в новый этап развития: пришло время растить новое поколение художников и коллекционеров. Нашим подарком галерее стал ребрендинг, переход на современный визуальный язык, который близок профессионалам и понятен артсообществу, молодым художникам и коллекционерам. Новый облик призван расширить и обновить нашу аудиторию. Команда Winners agency создала для нас минималистичный дизайн, который не отвлекает внимания от искусства и не устаревает, как стремится не устаревать наша галерея. В основу концепции легла красная точка, которой помечают проданные произведения. Мы стремимся к продолжению опыта галереи, к применению ее экспертности, к тому, чтобы сделать отношения с художниками и коллекционерами более деловыми, сохранив при этом теплую творческую галерейную атмосферу. Новый дизайн задал нам вектор этого движения. В честь тридцатилетия мы решили открыть выставку, показывающую нашу обширную коллекцию, без подписей, без лишних слов, только самое ценное – наши любимые авторы и их произведения.» – Марина Образцова. Выставка работает до 22.05.22.

Фотографии предоставлены галереей «Файн Арт»

26.04.22. В РГБМ состоялся первый показ постоянной мультимедиа экспозиции, иллюстрирующей с помощью цифровых технологий и раритетных артефактов, движение книги как носителя знания от древнейших времён до наших дней, – МУЗЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КНИГИ. Крупнейшая федеральная библиотека для молодёжи, обеспечивающая читателям доступ к более чем 900 тыс. изданий, а также к Интернет-ресурсам и электронным библиотекам (свыше 1 млн. изданий), представила интерактивный аудиовизуальный проект, соединяющий эпохи и материальные предметы культуры, часть из которых экспонируются в ведущих музеях и библиотеках мира. МУЗЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КНИГИ – интерактивное выставочное пространство, позволяющее читателям совершать путешествие во времени, наблюдать как человечество собирало, сохраняло, передавало и воспроизводило информацию о себе посредством наскальной живописи, клинописи, пиктографии, а через тысячи лет – используя карманные персональные компьютеры, букридеры, планшеты и смартфоны. «Электронная книга вкупе с печатной является ключевым ресурсом публичной библиотеки. Логично и естественно, что именно библиотека становится площадкой для создания такого рода музея. Проект имеет собственную историю, потребовались годы, чтобы собрать воедино концепцию, коллекцию и цифровой контент», – Ирина Михнова, автор идеи, директор Российской государственной библиотеки для молодёжи. Авторы идеи: Ирина Михнова и Александр Пурник. Руководитель проекта: Антон Пурник.

Фотографии Cabinet de l’art

26.04.22. «Галерея Альперт» представила выставку «До горизонта», посвященную пейзажу, в расширенных символических образах и смыслах. Художник, отражая постоянно меняющийся окружающий его мир, интуитивно улавливает невидимые новые мелодии и настроения, подчас не отдавая себе в этом отчета, апеллируя в большей степени к чувствам, а не к логике и к четко сформулированным идеям. В выставке принимают участие: Инна Вольвак, Юлия Покровская, Мила Гаврилова, Кирилл Стрюков, Павел Боркунов, Марина Смирнова, Анна Гречина, Анастасия Блинова, Денис Ефименко. Кураторы: Инна Вольвак, Юлия Покровская. Выставка работает до 15.05.22.

Кирилл Стрюков

Фотографии предоставлены Галереей Альперт

27.04.22. В залах Новой Третьяковки Государственная Третьяковская галерея представила выставочный проект «Генрих Семирадский. По примеру богов», собравший около 100 живописных и графических работ художника Генриха Ипполитовича Семирадского (1843–1902), включая ряд произведений живописцев и скульпторов «круга Семирадского» – Бакаловича, Котарбинского, братьев Сведомских, Бронникова, Велионского – из российских и зарубежных музеев, а также нескольких частных собраний. Семирадский – один из наиболее знаменитых исторических живописцев своего времени, крупнейший мастер европейского академизма, работавший в стиле неогрек, поляк по происхождению, учился в Харькове и Петербурге, большую часть жизни работал в Италии. Современники называли его последним классиком искусства XIX столетия. Семирадский изображал античные образы и сюжеты так правдоподобно, что впоследствии по его картинам писали литературные произведения и снимали фильмы об античности. Графику, живопись и скульптуру второй половины XIX века дополняют работы современных художников – произведения авторов «Новой академии» Тимура Новикова, Валерия Кошлякова и фотографии Тимофея Парщикова «Times New Roman». Это дает возможность более объемно представить такое явление, как академизм, судьбу античной традиции и понятие красоты в изобразительном искусстве. Выставка работает до 21.08.22.

Фотографии Cabinet de l’art

 

27.04.22. В Москве открылась новая галерея современного искусства выставкой под кураторством Павла Пепперштейна. В двухэтажном особняке на Пречистенской набережной галерея Наковальня представила групповую выставку «Мифогенная Любовь Каст в комиксах». Меценатский проект под названием «Наковальня» открывают продюсеры кино и Youtube-шоу Илья Овчаренко и Дарья Волкова, а также видеоблогер Валентин Петухов (Wylsacom). Место выбрано не случайно – расположение в музейной миле, близость к историческим памятникам и центральная локация позволит большему количеству зрителей увидеть искусство. Выставки как признанных авторов, так и восходящих звезд российского современного искусства, будут меняться раз в два месяца. Планируется также онлайн-магазин, аукционы, дизайн-бюро NFT-проектов, консалтинг и медиа про культуру для просвещения широкой аудитории. Первая выставка приурочена к переизданию культового постмодернистского романа двух художников-авангардистов Павла Пепперштейна и Сергея Ануфриева «Мифогенная любовь каст», основателей и участников арт-группы «Инспекция „Медицинская герменевтика“», – в виде комиксов. Проект был придуман в соавторстве с художницей Соней Стереостырски: разным авторам раздали главы романа, чтобы они превратили их в комиксы. К работе были приглашены как профессиональные современные художники, так и настоящие комиксисты. Среди более 30 участников групповой выставки такие имена как Ринат Волигамси, Таня Пеникер, Иван Разумов, Сергей Ануфриев, Вова Перкин и Виктор Пивоваров. Илья Овчаренко, основатель: «Наковальня – это образ ремесла, настоящий русский знак. Искусство находится на стыке материального и духовного. Это искра, которая получается при ударе молотом о металл, она и есть та суть, которую мы хотим донести. Человека определяет дело. И это дело нужно делать. Потому что единственное, что мы сейчас можем в нашей биполярной реальности, когда старое уже не работает, а новое еще не изобретено – это лечиться делом. Мы сейчас формируем лекала для новых поколений. На этой наковальне рождается то самое дело, которое должно произвести человека в большую роль. А искусство заставляет это дело в себе каким-то образом пестовать и находить. Мы чувствуем, что искусство может облагородить, найти свое предназначение. «Наковальня» — это верстак для ремесла, в рамках которого можно создать великое». Выставка работает до 08.06.22.

 

28.04.22. Галерея JART при поддержке Stone Hedge в сотрудничестве с Творческим союзом художников России и Школой дизайна НИУ ВШЭ представила групповой проект «Правды нет» под кураторством Александры Сыреновой и Светы Керро. Выставка в стенах галереи подчеркивает недостоверность нашего восприятия через художественные произведения, показывает невозможность объективного восприятия реальности. Одним из центральных экспонатов выставки выступает паблик-арт-проект «Надувательство» в пространстве Art Residence – это две надувные работы Ивана Горшкова и Дианы Мачулиной. В выставке приримают участие Мария Волкова, Иван Горшков, Анель Ералиева, Анна Каплеева, Мария Кирица, Диана Мачулина, Викентий Нилин, Павел Отдельнов, Роман Сакин, Надежда Синозерская, Хаим Сокол, Соня Стереостырски, Екатерина Стерликова, «Художественное Уединение», Полина Штанько, Сергей Шеховцов. «На искажение восприятия влияют множественные факторы: эмоциональные и личные переживания, персональный жизненный опыт, воспоминания. Всё это неуклонно воздействует на суждения человека, заставляя действовать нелогично и иррационально. Часто произведения искусства обращаются к так называемой коллективной памяти – к тому, что общего было у нас. Кроме того, искусство использует знакомые всем образы, но меняет некоторые детали. Все эти приемы влияют на восприятие. Цель художественных галерей изначально была в том, чтобы погрузить публику в содержание, сохраняя при этом формальную дистанцию ​​между людьми и искусством, как за счет выстраивания физических запретов, так и за счет диктовки установленной для каждой работы интерпретации. В этой выставке вместо того, чтобы настойчиво направлять зрителя к задуманному умозаключению, мы предлагаем нестандартную, и временами некомфортную ситуацию. К каждой работе мы представили несколько возможных интерпретаций, чтобы расширить границы возможных смыслов, внесли в экспозицию посторонние объекты, чтобы стереть грань между искусством и неискусством, и создали запутывающую навигационную систему», – кураторы выставки Александра Сыренова и Света Керро. Выставка работает по 26.05.22.

 

28.04.22. В Государственном музее-культурном центре «Интеграция» имени Н.А. Островского открылась выставка новых живописных и графических произведений московского художника Алексея Ланцева, созданных в 2021-2022 годах. Выставочный проект художника «Возможное равновесие. Путешествия реальные и мысленные» объединяет работы, написаные на основе натурных этюдов, под впечатлением от путешествий по европейским и российским просторам: по Италии, Нормандии, Бретани, Ставропольскому и Краснодарскому краю, по Северному Кавказу и Дагестану в 2018-2021 годах. Автор много путешествует по миру и воспринимает окружающую его действительность с позиции современного человека, привычного к динамичному ритму жизни с быстрой сменой впечатлений, эмоций, которые он стремится запечатлеть на холстах и в графических произведениях, которые называет «живописью на бумаге».  В творчестве Алексея Ланцева присутствует дуализм, проявляющийся с одной стороны в почтительном отношении к наследию классического искусства, интересе к французской живописной школе, наследию советского искусства, в частности к ленинградской школе, с другой – в интересе к искусству ХХ века, с характерным для него тяготением к дерзким экспериментам с формой, цветом и светом, в интересе к авангардному искусству. Его живописные произведения и графические листы, этюды и рисунки всегда узнаваемы: они динамичны, но лишены суеты, чувственны и эмоциональны, цельны по форме и содержанию. Рядом с пейзажами на выставке представлена абстрактная живопись, в которой обращает на себя внимание музыкальное звучание цвета. Эти картины можно назвать этюдами, увертюрами и ноктюрнами – в них слышится то полифония симфонического оркестра, то яркие джазовые мотивы, то музыка современных композиторов-экспериментаторов. Музыкальность произведений художника подсказала необычную концепцию выставки, в которую вместе с живописными и графическими произведениями включена музыка современного композитора Федора Веткалова – автора сольных проектов, музыки к спектаклям современного танца и кинофильмам. Выставка работает до 29.05.22.

Фотографии предоставлены автором Алексеем Ланцевым

28.04.22. Pogodina Gallery представила выставку работ Анны Лапшиновой «HOME». Выставка состоит из новой серии работ Анны, выполненных в авторской технике, соединяющей графику, живопись и лайтбоксы. Объединяя пространство галереи в единую инсталляцию, художница погружает зрителя в собственное воспоминание. По словам Анны, это воспоминание о времени, когда она по-настоящему почувствовала себя дома. Мягкий свет лайтбоксов, подсвечивающий холсты изнутри, призван передать зрителю эфемерное ощущение счастья от созерцания солнечных лучей, пробивающихся сквозь тонкую материю оконных занавесок. В своем проекте художница стремится воссоздать то чувство безопасности и защищенности, какое можно испытать только дома, когда легкая ткань на окне становится самой крепкой броней, способной оградить от всех невзгод внешнего мира. «”Дом”- само это слово наполнено светом и теплом. “Дом”— это чувство защищенности в нашей бесконечно суетливой жизни, это уют и душевное спокойствие… В период хаоса, растерянности и непредсказуемости важно сохранить себя и своих близких. И дом – это то место, где мы можем быть искренними, честными и не бояться говорить то, что думаем. Очень хочется верить, что люди снова обретут потерянные дома, чувства покоя, безопасности и мирную жизнь», – Анна Лапшинова, удожница. Выставка работает до 29.05.22.

Фотографии предоставлены галереей Pogodina Gallery

 

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: