#Арт-обзор 21.01-28.01.20


Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Андрей Гросицкий. Ликующие краски. 2014

 

21.01.21. В галерее «Файн-Арт» была представлена выставка художника Анастасии Кузнецовой-Руф. Новая выставка «Так никто не делает» готовилась более двух лет и на ней Анастасия представляет 19 новых работ. Все работы выполнены в предпочитаемой автором технике – угольным карандашом на холсте, воспринимаемой объемной и цветной.  Узнаваемый почерк художника называют «вирированной живописью». Картины становятся наглядным повторением слов Марины Цветаевой: «Если вам скажут: «Так никто не делает» (не одевается, не думает и т. д.) – отвечайте: «А я – кто!» Выставка работает до 28.02.2021.

Анастасия Кузнецова-Руф, ЗЭ митинг

Фотография предоставлена галереей «Файн-Арт».

 

22.01.21. В Московском музее современного искусства открылась для посещения выставка Андрея Гросицкого «Вещность». Андрей Гросицкий сегодня воспринимается как один из ведущих авторов, работавших в русле концептуализации живописной пластики. Гросицкого принято упоминать в числе основателей отечественного «поп-арта». Куратор: Сергей Хачатуров. Архитектор: Влад Огай. В экспозиции представлены многочисленные работы из разных коллекций, более 120 произведений. Живопись, графика, а также предметы и объекты, которыми вдохновлялся художник, объединены одной кураторской идеей Сергея Хачатурова: показать искусство Андрея Гросицкого в разных сложных контекстах, от диалога с современниками до предчувствия идей метаязыка миллениалов сегодняшнего дня. Два первых зала представляют ключевые работы Гросицкого. Самые обычные Вещи на его картинах живут в необъятном пространстве и стремятся стать скульптурами. Особое место в пространстве занимает масштабная инсталляция Влада Огая «Космический ремесленник». Экспозиция третьего зала – это рассказ о трех принципиальных темах диалога Гросицкого с современниками. Первая тема «Шаблон» посвящена соотношению тиражности, типичности и уникальности представленной на картине или в скульптурном объекте вещи. Собеседниками Гросицкого стали Иван Чуйков, Юрий Злотников, Игорь Шелковский. Вторая тема «Сарказм» (в переводе с греческого «терзание плоти») связана с социальной ангажированностью искусства. Участниками этого диалога являются Борис Орлов и Виктор Пивоваров. Третья тема «Брутализм» свидетельствует об ответственности Гросицкого и его современников за понятие «честности» структуры, формы и материала. Этим трем темам во второй части выставки соответствуют три лейтмотива общения творчества Гросицкого с художниками нового поколения – Александром Голынским, Виталием Безпаловым, Артемом Филатовым, Владимиром Потаповым, Александром Цикаришвили, Владимиром Чернышевым, Нестором Энгельке. Выставка работает в ММОМА, Петровка, 25 до 14.03.21.

Фотографии предоставлены ММОМА

23.01.21. В Креативном кластере Басманный двор художественное объединение «побеги.» представило интерактивную выставку «ПЛАЗА». Выставка обыгрывает идею коммерческих отношений в сфере искусства, обращаясь к образу торгового центра – в выдуманном торговом центре «ПЛАЗА» активности от художников или произведения искусства обменивались на условную внутреннюю валюту – жетоны. Все проекты «ПЛАЗА» были разбиты на зоны, как в настоящем торговом центре. Музыкальная часть дополнила художественную. «побеги.» – художественное объединение, устраивающее ежегодные выставки современного искусства в лесу с 2018 года, последняя из них, под названием «леслеслес», прошла в августе 2020 года. Помимо выставок в лесу, объединение проводит межсезонье мероприятия на различных площадках Москвы. Первой городской выставкой подобного интерактивного формата был проект «Человек играющий» в январе 2020 года. В проекте «ПЛАЗА» приняло участие более 30 художников: Протей Темен, Маяна Насыбуллова, Андрей Кузькин, Ян Тамкович-Фриске и другие. В музыкальном лайнапе мероприятия были Денис Гасанов, Подъем на спуске, Костя Карп и Варвара Краминова (Хадн Дадн).

Фотографии предоставлены художественным объединением «побеги.»

25.01.21. В Третьяковской галерее открыта для посещения выставка «Алла Урбан. Из железа в каплю света» – первый большой персональный проект автора. Алла Урбан – художник, автор объектов и инсталляций, фотографических и видео- проектов. Родилась в Краснодарском крае. Живет в Москве. Окончила МГТУ им. А.Н. Косыгина, факультет прикладного искусства, Школу «Кино, Телевидения и Рекламы» Юрия Грымова, KLC School of Desigh, London. В представленной экспозиции – одиннадцать произведений Аллы Урбан разных лет: девять объектов и инсталляций, созданных с 2014 по 2020 год, а также два видеофильма. Экспозиция, следуя архитектуре зала, разбита на два условных уровня. Верхний – «черно-белый», в котором представлены работы из бумаги и гофрокартона и новая инсталляция «Волна», при прикосновении издающая музыкальное звучание.  И нижний – «цветной», построенный на столкновении монументальных работ различных конфигураций из меди, стали, алюминия. Выставка Аллы Урбан в Новой Третьяковке продолжает традицию монографических выставок, представляющих трансформацию такого классического вида искусства, как скульптура, в современном художественном пространстве. К выставке подготовлено издание-каталог, где в статье, посвященной творчеству Урбан, Александр Боровский, говорит о «чисто скульптурной ментальности» художницы, подчеркивая среди отличительных качеств ее искусства «архитектонику, композиционность, осмысленное масштабирование и особое отношение к материалу – его структуре, фактурно-тактильным качествам».  «Вся эта машинерия, технологии, ассортимент материалов, – все это направлено на то, чтобы делиться чем-то своим. Аурой. Идеями. Страхами и мечтами… её скульптуре есть о чем рассказать» – Александр Боровский, подчеркивая нарративность работ Аллы Урбан, представляет в издании-каталоге свою статью именно как «…попытку поймать нить этого разговора». Кураторы проекта: Ирина Горлова и Виталий Пацюков. Выставка работает в Новой Третьяковке до 08.03.21.

Фотографии Cabinet de l’art

25.01.21. Государственная Третьяковская галерея совместно с Центральным выставочным залом «Манеж» (Санкт-Петербург), ГМВЦ «РОСИЗО», Галереей «Триумф» при поддержке Благотворительного Фонда «Транссоюз» представили проект «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России», посвященный одному из самых значимых и в то же время наименее изученному направлению в истории российского искусства второй половины ХХ века. Экспозиция, в которую включены около 400 произведений, демонстрирует широкую панораму развития кинетического искусства в 1960–1970-х годах, прослеживая его связь с авангардистскими экспериментами начала века и художественными практиками современности. В основе кинетического искусства лежит идея трансформации: как художественной формы, так и самого процесса восприятия. Подвижность, изменчивость, нестабильность – определяющие качества для динамических произведений, преобразование которых происходит с помощью механических сил или визуальных эффектов. Возникнув одновременно в различных регионах мира в послевоенную эпоху, кинетизм был во многом связан с идеей реабилитации технического прогресса и формированием информационного общества. Экспозиция в Западном крыле Новой Третьяковки включает разнообразные формы и жанры кинетического искусства: мобили, самонапряженные конструкции, трансформирующиеся скульптуры, оптическую живопись, графику, коллаж, фотографию, видеопроекции, звуковые и световые инсталляции, интерактивные объекты. Выставка состоит из четырех разделов, в каждом из которых выявлены наиболее характерные черты кинетизма и показано развитие его основных идей. При этом цель создания герметичной структуры с четким делением между разделами кураторами при построении выставочного проекта не преследовалась.

Раздел «Лаборатория зрения» посвящен исследованию визуального восприятия и художественным экспериментам по расширению его возможностей. «Лаборатория искусствометрии» демонстрирует работы, для которых важны точный расчет и рациональная объективация художественного процесса. Раздел «Лаборатория среды» собрал проекты по переустройству окружающего пространства в области архитектуры, дизайна, театра. В «Лаборатории синестезии» представлены проекты, авторы которых используют мультисенсорный подход и реализуют идею всеобъемлющего произведения. 

Куратор: Юлия Аксёнова. Сокураторы: Анна Колейчук, Андрей Смирнов, Наталья Сидорова. Архитектор выставки: Ксения Лукьянова.
Выставка работает в Западном крыле Новой Третьяковки до 10.05.21.

 

 

Фотографии Cabinet de l’art

26.01.21. В Государственном музее Востока открылась выставка живописи «Лидия. Африканские сны» из частного собрания Олега Колосова.  Ретроспективная экспозиция посвящена Лидии Федоровне Архиповой (1914 – 1997). На выставке представлено около 30 живописных работ художницы. Отец Лидии Архиповой – известный до революции в богемных кругах афроамериканец Федор Томас. Судьбе Федора Томаса посвящена книга профессора Йельского университета Владимира Александрова «Черный русский». Лидия училась в художественном училище, затем в МГУ, в Художественном институте им. Сурикова. Большое влияние на её творчество оказала близкая дружба с художником Робертом Фальком. После окончания Суриковского института в 1950 году Лидия Архипова начала принимать активное участие во всех выставках молодых художников под псевдонимом «Архи. ЛФ». Имея возможность выезжать за границу в творческие командировки, Лидия Архипова неоднократно бывала в Индии и на Цейлоне, путешествовала по Италии, Испании, Франции, Северной Африке. Диапазон её творчества разнообразен. Художественный почерк отличается музыкальностью и яркой декоративностью живописи. Выставка подготовлена при поддержке международной некоммерческой ассоциации ROSSESWA и в сотрудничестве с АЭССА –Ассоциацией экономического сотрудничества со странами Африки. Куратор выставки: Дарья Ванюкова.   Выставка работает до 10.02.21.

Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока

26.01.21. Галерея Михаила Овчаренко Lazy Mike представила новую выставку в своем пространстве в Малом Кисельном переулке. Персональная выставка Романа Манихина «Курортный роман» отличается характерным для его работ позитивным настроем и красочностью. Выставка состоит из двух пространств: побережье и лесополоса. Глядя на работы Роман, сложно представить, что художник живет в том же окружении нашей действительности. Часть представленных живописных работ и скульптуры были созданы в сложный период 2020-го года. По словам Романа, настроение у него портится, наступает упадок сил только, когда он не работает, поэтому все его произведения излучают концентрированные эмоции, которые человек проживает на отдыхе, абстрагировавшись от реальности. Название «Курортный Роман» полностью отображает суть выставки. Картины Романа открывают возможность погрузиться в мир фантазий и чудес, наслаждаться солнцем, криком чаек, увлекаться и флиртовать – заводить «курортный роман», формируя свой мир эмоций и своё настроение. В обществе работ Романа Манихина стоит попробовать перестать контролировать и анализировать все подряд, а просто отдаться чувствам – ведь эмоции бесценны и часто это самый надежный критерий оценки. Работы Романа Манихина находятся в частных коллекциях в России, Италии, Турции, Дании, Швеции и США. Выставка работает по 15.03.21, посещение по договоренности на сайте галереи lazymike.art

Фотографии предоставлены LH Art Consultancy

 

27.01.21. В Галерее Классической Фотографии открылась выставка венгерского фотографа Петера Корниша «Течение времени». 

83-летний Петер Корниш – один из наиболее значительных авторов современной венгерской фотографии. На выставке «Течение времени» представлены знаковые для его творчества работы, которые отражают традиционную крестьянскую культуру последних 50 лет: от первых снимков на вечере традиционных танцев в Трансильвании в 1967 году до концептуальной серии последних лет, которая посвящена трансильванским женщинам, ищущим работу в Будапеште. Ретроспектива венгерского фотографа, наполненная магической аурой поселений Трансильвании и Прикарпатья, показывает мир, где время как будто остановилось: даже выбираясь на поиски работы в современный Будапешт, местные женщины продолжают носить традиционные платья. Но Корниш не только скрупулёзно фиксирует трансформацию традиционной и патриархальной деревни, которая происходила у него на глазах, но и размышляет над теми переменами, которые были вызваны глобальным историческим процессом, что несомненно выделяет его фигуру в современной венгерской фотографии и делает его творчество актуальным и в XXI веке. Выставка открыта для посещения до 28.02.21.

Также возможность посетить экспозицию и посмотреть работы Петера Корниша даёт виртуальный тур по выставке «Течение времени» (ССЫЛКА)

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: