Арт-обзор 20.07-27.07.23

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Маннанов Ренат – Trinitas. 2023, фотография на холсте, 75х100 (Мастерская Дениса Мишина)_F (1)

25.07.23. В Галерее искусств Зураба Церетели состоялось открытие выставки V Всероссийского форума молодежных творческих мастерских «АРТ-Мастерская XXI». Форум проводится Творческим союзом художников России с 2019 года. Проект предоставляет возможность молодым художникам из различных регионов России попробовать свои силы в коллективной работе под руководством мастеров изобразительного искусства. В экспозиции представлено более 120 работ, включающих в себя живопись, графику, скульптуру, инсталляцию и цифровое искусство. После завершения работы в Москве выставка отправится по маршруту: Казань – Саратов – Тольятти. Для реализации проекта в этом году создано семь молодёжных творческих мастерских из различных регионов России под руководством кураторов и художников. Общая тема всех мастерских – «Ноев ковчег», каждый из участников проекта представляет свой вариант её реализации. По словам руководителя проекта Константина Худякова, ключевая философская идея Ноева ковчега – выживание в условиях апокалипсиса: «Апокалипсис в данном случае может рассматриваться не просто как библейский потоп и угроза физического уничтожения человека, а как тотальный кризис моральных, духовных и общечеловеческих ценностей. Это идея глобального выбора для каждого: какие именно ценности сегодняшнего дня нам необходимо сохранить для будущего всего человечества». Выставка работает до 20.08.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой Творческого союза художников России

 

26.07.23. Московский музей современного искусства представил проект Георгия Кизевальтера «Художник-коллекционер» – историю о судьбе и творчестве некого «художника» и его необычной коллекции. Проект «Художник-коллекционер» проходит в Образовательном центре ММОМА в рамках исследовательских выставочных программ и продолжает стратегию музея по изучению русского искусства. В рамках выставки запланирована образовательная программа.

Представитель московского концептуализма, один из основателей и членов арт-группы «Коллективные действия» Георгий Кизевальтер, работающий с такими медиумами, как живопись, фотография, инсталляция и перформанс, в своем новом проекте обращается к приему «художник-персонаж». Сюжет проекта строится вокруг выдуманного «художника-коллекционера», решившего объединить практически забытые образы советской идеологии, воплощенные в почтовых марках, конвертах и открытках, с идеями модернизма. «Художник» начинает работу с трансформации почтовых марок и создания новых знаков почтовой оплаты. В процессе работы над проектом герой приходит к любопытному открытию — происходит «врастание» автора в образы и постепенный переход к самостоятельной живописи, основанной на подобном ребрендинге старых идеологических клише. В итоге, собрав целую «коллекцию» произведений, переосмысляющих канонические образы советского агитпропа, «автор» решил представить ее в музее. В экспозицию входит более 60 живописных и графических работ, видеофильм, инсталляция «Коллекционер», а также избранные экспонаты из Музея русской почты и Московского почтамта Почты России. Над проектом «Художник-коллекционер» Георгий Кизевальтер работал более 10 лет, все работы выставляются впервые. Куратор: Ольга Турчина. Выставка работает в Образовательном центре ММОМА, Ермолаевский, 17 до 27.08.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

26.07.23. «ГРАУНД Солянка» представила проект-буриме  – «Пропейзаж» – выставку про пейзаж в живописи, графике, видеоарте, рукоделии и звуке. Помимо литературной игры, термином «буриме» (фр. bouts-rimés «рифмованные концы») также называют игру с передачей видимой части рисунка следующему участнику. В серии выставок «Пропейзаж» в буриме играют художники и композиторы. Проект состоит из работ 15 авторов. Восемь художников и семь композиторов представляют своё высказывание на тему пейзажа. «Экспозиция дает нам представление, насколько разнообразным может быть художественный взгляд в рамках одного жанра. По моему мнению, в пейзаже яснее, чем в каком-либо другом жанре, можно разглядеть самого автора, проследить пути, которыми художник преобразует действительность в произведение искусства» – куратор Катя Бочавар. Схема взаимодействия визуальных и саунд-артистов в рамках проекта такова: на основе впечатлений от работ, созданных художниками в виде живописи, графики, скульптуры, фотографии, видеоарта, музыканты пишут свои композиции. Вследствие коллаборации формируется уникальное сочетание визуальных и звуковых ландшафтов. Становясь третьей частью разножанрового «буриме», зритель и слушатель замыкает эту «игру» – своеобразное восприятие каждого рождает собственные ассоциации. В пейзаж хочется войти, втянуться, стать его частью, и звуки способствуют этой вовлеченности. Мы движемся сквозь ландшафты, а они, в свою очередь, движутся сквозь нас, создавая музыкальный клип, звуковую аранжировку мест. Проект «Пропейзаж» – это путешествие в места, созданные художниками и музыкантами вместе.

Выставка работает до 24.09.23.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой «ГРАУНД Солянка»

27.07.23. В Галерее Краснохолмская Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась выставка «0,0: Безотходные искусство и дизайн», представляющая работы художников и дизайнеров, чья творческая деятельность связана с концепцией безотходного потребления. Понятие «Безотходное потребление» («Zero Waste») предложено в начале 2000-х экономистом Робином Мюрреем, стоявшим у истоков концепции безотходной циклической экономики. Этот вид экономики противостоит доминирующей сегодня линейной экономике, основанной на принципе «произвел-потребил-выбросил». Безотходная же экономика имитирует естественные циклы природы, не производящей неперерабатываемые отходы.

С каждым днем концепция «Безотходного потребления» становится актуальнее в связи с новыми вызовами эпохи антропоцена: перепроизводство товаров и мусорный коллапс, изменение климата и углеродный след, нехватка природных ресурсов, рост населения планеты и экологические катастрофы, связанные с деятельностью человека. «Zero Waste» или «Ноль отходов» – это новый экоосознанный стиль жизни и творчества, а также вид социального предпринимательства.

Новая выставка «0,0: Безотходные искусство и дизайн» демонстрирует работы художников, чья творческая деятельность смещает фокус внимания зрителя с эстетики на новую этику и базируется на пяти базовых принципах:

  1. Отказаться от ненужного (Refuse);
  2. Ограничить необходимое (Reduce);
  3. Опять использовать приобретенное (Reuse);
  4. Отдавать на переработку то, что не можешь уже использовать (Recycle);
  5. Отправлять в компост остальное (Rot).

В экспозицию вошли проекты, воплощающие и развивающие эти принципы: объекты искусства и дизайна, концепции и тексты, DIY устройства и технологии, фото и видео, инсталляции, онлайн-проекты, саундарт, смешанные медиа и другое. Среди авторов выставки – известные художники и дизайнеры, социальные инициативы, а также студенты и выпускники Школы Родченко и программы Artech НИТУ МИСиС.

Одновременно с основной экспозицией в SA))_gallery при Галерее Краснохолмская открылась новая звуковая инсталляция “~” художника Андре Свибовича.

Звуковая инсталляция “~” — это интерпретация звуковых природных ландшафтов, пока еще неподверженных антропогенному воздействию. Полевые записи, сделанные на многоканальные системы конденсаторных, гидро- и геодезических микрофонов, анализируются машиной и интерпретируются цифровым звуком. Во время воспроизведения инсталляции с периодичностью в минуту происходит переключение между оригинальной записью и ресинтезированной интерпретацией машины. Таким образом, художник размышляет о человеческом и машинном восприятии, и о том, верно ли вообще использовать подобную терминологию по отношению к машине, или мы можем говорить так только в контексте имитации человеческого восприятия машиной? Выставка работает до 15.10.2023

Фотографии предоставлены галереей

 

27.07.23. В Музее Москвы состоялось открытие выставки «Николай Рахманов. Цвет московской фотографии».  В экспозиции представлены десятки работ классика фотоискусства и официального летописца Москвы – никто не снимал так много и так масштабно город и архитектуру. Одним из первых он ввел в свою творческую практику цветную съемку, издал более 80 альбомов — от маленьких туристических книжечек до подарочных фолиантов, прославился подъемами

на кремлевские башни с тяжелейшим оборудованием. В 2022 году в собрание Музея Москвы поступил архив Рахманова — около 20000 негативов и слайдов.

На выставке представлено около 200 фотографий из архива Николая Рахманова. Тематически экспозиция разделена на четыре раздела: «Кремль» — виды кремлевских стен, башен и соборов; «Люди» — портреты москвичей и хроники городской жизни; «Город» — архитектурные съемки Москвы разных лет и «Биография» — цитаты, занимательные факты, домашние снимки автора, фотокниги и альбомы. Кураторы: Ольга Быдзан, Людмила Лейбишкис, Алиса Савицкая. Архитектор: Никита Гойнов. Выставка работает до 06.11.23.

Фотографии предоставлены PR-агентством Бедуш & Маренникова

 

27.07.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

 

Поделиться: