Арт-обзор 20.01.-27.01.22

 

 

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

*В связи с осложнившейся эпидемиологической ситуацией заранее уточняйте условия посещения и приобретения билетов на официальных сайтах музеев и галерей.

20.01.22. Во Всероссийском музее декоративного искусства состоялось открытие международного российско-американского проекта «Самое время снова запустить быструю коричневую лису… не так ли?». На выставке представлено 15 проектов из России и 15 проектов из США. Участники выставки представляют свою версию понимания мировых тенденций через объекты живописи, графики, скульптуры, фотографии, видео, интерактивных инсталляций. Организаторами проекта выступили «Творческий союз художников России» при поддержке Министерства культуры РФ и американский фонд «Kolodzei Art Foundation». В основу названия выставочного проекта кураторами был взят текст криптограммы, отправленный из США в адрес СССР в августе 1963 года и явившийся отправной точкой в поворотном моменте истории взаимоотношений двух стран. Вашингтон выслал в Москву текстовое сообщение: «Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку 1234567890». В этой фразе, на английском The quick brown fox jumps over the lazy dog  нет скрытого смысла, она содержит все буквы алфавита и, в связи со своей краткостью и достаточной осмысленностью, первоначально использовалась для проверки работоспособности пишущих машинок и телетайпов, сейчас же чаще применяется для отображения шрифтов и проверок компьютерных клавиатур. Но эта простая фраза, ставшая первым прямым контактом между США и СССР, послужила началом выхода из ядерного конфликта и холодной войны. Названием выставки кураторская группа обуславливает поиск новых форм во взаимодействие двух культур, так как язык искусства универсален. Кураторы российских проектов: Иван Колесников и Сергей Денисов.  Куратор американских проектов: Наталья Колодзей. Куратор специального проекта «Ледниковый период»: Евгений Семенов. Выставка работает до 20.02.22.

Фотографии Cabinet de lart

20.01.22. Всероссийский музей декоративного искусства представил выставку предметного и графического дизайнера Виктории Нурисламовой «Языковые конструкции» из цикла персональных проектов дизайнеров–победителей конкурса «Придумано и сделано в России». Проект «Языковые конструкции», в основе которой лежит авторский шрифт «Структура», представляет собой визуальную систему из плоскостных и объёмных объектов-высказываний. Каждый предмет коллекции, посуда, мебель, светильники, ковры, ткани, одежда, живопись, вазы, постеры, формируют визуальный язык дизайнера. Точкой отсчета коллекции стал модульный шрифт «Структура» Виктории Нурисламовой. В 2018 году шрифт получил награду престижного международного конкурса Type Directors Club New York. Шрифт был показан на 15 выставках по всему миру, вошел в лимитированное издание «Type Directors Club of New York. Typography 39» и в том же году опубликован в календаре Typodarium, ежегодно выпускаемом издательством Hermann Schmidt Mainz для профессионалов и любителей типографики всего мира. Собранный из физических акриловых модулей набор букв из плоской графики превратился в многослойные скульптурные формы. Дальнейшие эксперименты позволили дизайнеру сделать узоры, иконические иллюстрации и двухмерные макеты предметов повседневного быта. Из них, в частности, появился белый фарфоровый сервиз SLIP. 29 января пройдёт мастер-класс Виктории Нурисламовой «Создаём авторский шрифт». Выставка работает до 06.02.22.

Фотографии предоставлены автором

24.01.22. Галерея Е.К.Артбюро представила выставку живописи и графики Алёны Кирцовой. В экспозицию выставки «Водораздел» входят десять картин, несколько графических произведений и один объект, созданные в разные периоды творчества автора. Самая ранняя работа – геометрическая абстракция «Вид на набережную с Москворецкого моста ночью в начале весны» была исполнена в 1984 году. Впоследствии, пройдя через минимализм 1990-х, наиболее ярко раскрывшийся в масштабной серии «Путешествия», Кирцова вновь обратилась к геометризированным формам и сложной насыщенной палитре. Картина «Белое море. Водораздел» из серии «Север» определила название выставки. «Большая ВОДА с детства завораживает, пугает, затягивает, снится и уносит. Заполняет и растворяет всё, что может. Слоится пластами, цветами и смыслами. ФОНТАНЫ же – безопасная игра с тонкими слоями и раздумьями» – Алёна Кирцова. Для автора, однако, обращение к теме стихии воды оказывается лишь поводом погрузиться в стихию живописи. Несмотря на внешнюю схожесть с рациональным абстракционизмом, ее полотна представляют собой глубокий и эмоциональный эксперимент, в котором главным действующим лицом выступает сама краска. Выставка работает до 27.02.22.

БЕЛОЕ МОРЕ. ВОДОРАЗДЕЛ. Из серии_Север_. 2003-2010

Фотографии предоставлены ArtPR International

 

25.01.22. Галерея pop/off/art при сотрудничестве c галереей Anna Nova Gallery представила персональную выставку Влада Кулькова «Alucinao». Название может быть переведено с португальского как «галлюцинация». Однако фонетически оно обретает еще один важный смысл: может быть услышано зрителем как «Alley see now» («Аллея, которую мы видим сейчас»). Именно на основе этой фразы строится экспозиция. Аллея смыслов, выстроенная художником в пространстве галереи, обретает материальность в крупноформатной живописи на холстах и на бумаге. Автор вновь обращается к теме философских блужданий и поиска ответов на вопросы мироздания. Большинство работ, которые можно отнести к абстрактному экспрессионизму, созданы специально для проекта «Alucinao», в эксперименте люминесцентными красками, новыми текучими цветовыми сочетаниями, чувственной динамикой образов. Поиски нового здесь не вступают в спор с узнаваемым художественным языком Кулькова, а качественно преобразуют его: автор продолжает технично работать c иррациональными биоморфными формами и тонко чувствовать цвет, при этом в разы увеличивает амплитуду и размах своего творчества. Будучи изысканным колористом, Кульков обращается к цвету как к инструменту, способному воссоздать образы на грани галлюцинации и реальности. Выставка работает до 24.02.22.

Влад Кульков. Без названия 2020

Фотографии предоставлены галереей pop/off/art

 

25.01.22. Галерея OVCHARENKO представила выставку «Уют и Разумов» – совместный проект Ивана Разумова и творческого дуэта ППСС в составе Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски. «…Мы, мастера кисти, карандаша и мыши, вольно или невольно задаемся вопросом о том, каким может быть суммирующий образ наших дней. Да, мы задаемся этим вопросом, но не находим на него никакого внятного ответа. Даже и невнятного не находим! Единственное, что мы можем себе позволить – это в недоумении развести руками (или ногами). И это разведение рук и ног отображается в данной экспозиции (субинсталляции) в виде трех великолепных рам, чей облик буквально вопиет о том, что они предназначены обрамлять собой грандиозные полотна, с пронзительной проницательностью свидетельствующие о духе наших времен. Но (руководствуясь не столько скромностью, сколько честностью) мы дозволяем этим рамам обрамлять лишь пустоту белой стены. Можно было бы этим и ограничиться, но в таком случае наша субинсталляция приобрела бы чрезмерно амбициозный, неоправданно манифестационный, прямо скажем тошнотворно модернистский оттенок. Чтобы избавиться от этой тошнотворности и заявить о том, что мы скромные труженики художественного цеха, а не какие-то шарлатаны от палитры, мы смиренно развешиваем вокруг этих великолепнейших рам наши непритязательные работы, каждая из которых, повинуясь потоку непредсказуемых обстоятельств, имеет зыбкий, но неотторгаемый шанс стать иконой наших дней и занять почетное место внутри одной из великолепных рам» – Павел Пепперштейн.  Выставка работает до 23.02.22.

Фотографии предоставлены галереей OVCHARENKO

25.01.22. Галерея Файн Арт представила персональную выставку Александра Савко  «Сокрушители звёзд». Копируя в свободной манере и сталкивая разные фрагменты истории искусств в своих работах, Савко вплетает в композицию чужеродные персонажи. Вторгаясь в привычное историческое пространство и смешивая эпохи, знакомые каждому герои и знаки массовой культуры открывают новые возможности для восприятия и анализа старого и нового. Театральность и четкость выстроенных сцен свойственна всем сериям Савко. Возможно, это связано с тем, что художник окончил отделение сценографии Одесского театрально-художественного училища. Некоторые его картины могут показаться китчем или хулиганской «подрисовкой» в учебнике истории, но это лишь кажущаяся простота заимствования чужих сюжетов. В своей новой серии, объединенной темой рыцарства, Савко создает еще одну псевдоисторию. Рыцари в картинах уничтожают наследие авангардистских течений, словно средневековую ересь. Рыцарь в данном случае – это орудие устоявшегося общественного мнения. Закованные в латы, агрессивные конники бунтуют против еретических веяний западной Европы, тех самых тайных обществ, принесших в искусство формализм и безобразие. «Сокрушители грёз» – не о войне, а о том, что прошлое давно стало неисчерпаемым источником декораций для вечно идущего настоящего. Выставка работает до 25.02.22.

Савко Александр, Голубая трясина, 2021

Фотографии предоставлены галереей Файн Арт

25.01.22. Государственный музей Востока совместно со швейцарской галереей Урса Майле (Urs Meile  Galerie) представили выставочный проект «Исчезающий и вечный». Песок, огонь, вода неизменны тысячи лет. Cегодня Китай меняется каждый день. Три современных художника, китаец Чэн Ран и два европейца Анатолий Журавлёв и Item Idem (Сириль Дюваль), размышляют об этих трансформациях, сочетая в своих работах классические культурные коды и новые медиа. Представленные на выставке видеоинсталляции «Идол» /Joss (Чэн Ран, Item Idem, 2013), «Вселенная Китая», (Анатолий Журавлёв, 2014) и четыре танки «Чёрный квадрат для Китая», 2007 и 2008, с супрематическим первообразом Казимира Малевича, исследуют диалог западного авангарда и китайской изобразительной традиции, диалог, в котором проступает образ самого Китая, непроницаемого и открытого, традиционного и технологичного, изменчивого и незыблемого. Куратор выставки: Мария Савостьянова. Выставка работает до 23.02.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Государственного музея Востока

26.01.22. Московский музей современного искусства совместно с галереей современного искусства ASKERI GALLERY представили выставку южнокорейского художника Кван Йонг Чана. В экспозицию входят работы художника, созданные в период с 1990 по 2021 год. Расположенные в хронологическом порядке на двух этажах масштабного выставочного пространства, произведения представят историю становления и развития творчества мастера, сумевшего объединить европейскую и азиатскую культуру. Первоначально стиль Кван Йонг Чана формировался под влиянием американского модернизма середины XX столетия, однако впоследствии он принял решение отказаться от следования американским художественным традициям, вернуться в Южную Корею и создать собственный стиль, представляющий собой уникальный синтез западных и азиатских ценностей. Трагическая история родной страны, детские воспоминания, конфуцианство и западный прагматизм породили серию Aggregations (Объединения), ставшую визитной карточкой Кван Йонг Чана. Оригинальные арт-объекты в виде настенных панно созданы из ханчжи – традиционной корейской бумаги, которая изготавливается вручную из коры шелковичного дерева. В качестве основы для своих композиций Кван Йонг Чан использует старые бухгалтерские отчеты, любовные письма и фрагменты философских трактатов, которые он особым образом складывает в небольшие треугольники, где текст служит одновременно и орнаментом, и носителем информации. Таким образом, в руках художника листы ханчжи получают вторую жизнь, а его произведения наполняются новыми смыслами. Каждую деталь рельефа, сформированную из фрагмента того или иного документа, автор называет «минимальной единицей информации». Собранные в причудливую композицию, они неизменно напоминают о важности исторической памяти и одновременно призывают к обновлению и переосмыслению. Кураторы: Владимир Прохоров, Полина Аскерии.   Выставка работает до 13.03.22.

Aggregation 20

Фотографии предоставлены пресс-службой ASKERI GALLERY

26.01.22. Галерея ARTSTORY представила выставочный проект «Владимир Мигачев. Холодный фронт». В экспозиции представлены новые работы, созданные в 2021 году специально к этой выставке, а также ряд более ранних произведений, составляющие единую серию. «Холодный фронт» – это не абстрактное словосочетание, но действительное климатическое явление. Процесс, при котором холодный воздух в регионе вытесняет теплый; предвестник значительного снижения температуры. Подобное концептуальное обобщение работ художника не только видится очень точным, но согласуется с идеями просвещенного катастрофизма. Последнее особенно важно, учитывая, что эссе «Малая метафизика цунами», написанное основоположником этого философского направления Жаном-Пьером Дюпюи, оказало значительное влияние на Владимира Мигачева. Суть просвещенного катастрофизма можно свести к тезису самого Дюпюи: «Апокалипсис, как судьба, начертан в нашем будущем, и лучшее, что мы можем сделать, – это отдалить его на неопределенное время». Об этом в своих работах говорит и Владимир Мигачев.

Владимир Мигачев создает сложные картины, в которых, несомненно, есть много от символистского пейзажа. Художник обращается к пространству не как к декорациям, на фоне которых разворачивается действо, но как к полноправному герою картины. К герою, который зачастую вытесняет одушевленных персонажей, является одной из сторон конфликта, транслирует гораздо больше переживаний, чем от него ожидают. Вслед за Дюпюи, который рассматривает глобальные катастрофы как определяющий фактор современного состояния социума, Мигачев задается вопросами: всегда ли человек ответственен за зло, и случайно ли оно в природе? Возможно ли противостоять катастрофам в будущем? Выставка работает до 27.03.22.

В. Мигачев “Особняк Триптих 2”

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи ARTSTORY

27.01.22. Галерея «Триумф» представила персональную выставку Юлии Кривозубовой THE FUNNIES, в которую вошли живописные и графические работы, скульптуры и инсталляции. Ключевые особенности характера и миропонимания персонажей Юлии – «Девочек» – свободолюбие, легкость, соседствующая с эгоцентричностью, гедонизмом. Они гармонично взаимодействуют с миром, для них он всего лишь ресурс и инструмент для собственных вольностей. Герои Юлии Кривозубовой не испытывают необходимость существовать в сообществе и зависеть от него. «Девочки» отказываются от социального в пользу интереса к самим себе, они – надежда на лучшую итерацию разумной формы жизни в мире, более осознанную, избавленную от ограничений, ожиданий и репрессий со стороны культуры, на которые, по собственной воле ли, обречен человек. Кураторы: Артур Князев, Ирина Корж.

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи «Триумф»

27.01.22. В пространстве арт-платформы Cube.Moscow были представлены новые выставки:

– Галерея «Алиса» совместно с владивостокской галереей «Арка» представили в большом зале Cube. Moscow персональную выставку Александра Киряхно «Реликварий». На выставке представлены предметы разных периодов творчества художника, начиная с 1990-х годов: живопись, графика, коллаж, ассамбляж, а также ткани. Создаваемый Киряхно образ Приморья лишен региональной и социальной портретизации, в нем нет ни городского ландшафта, ни описаний приморского быта и модернистской архитектуры, ни заключенных ГУЛАГа и никаких отсылок к советскому. Вместо этого Киряхно создает собственный мир, наполненный культовыми реликвиями, которые он достал из домашних алтарей, в укромных уголках спален, в детских «секретах», в дамских трюмо и тумбочках, увлеченный не содержанием культов, а «эстетикой интимного реликвария», теней, брошенных в портовом городе адептами разных религий и культур. Выставка работает до 20.02.22.

А. Киряхно, коллаж

– Галерея «КультПроект» открыла выставку графики Виктора Умнова, приуроченную к 91-летию мастера. Философские размышления автора вводятся им напрямую в состав больших графических композиций. Виктор Умнов: «В конце 80-х годов я стал использовать тексты афоризмов, появившиеся у меня ранее, как темы своих живописных и графических работ. По существу, это была попытка соединить воедино вербальные тексты т.е. литературу с пластикой. В этих работах ставилась задача объединения чувственных и рациональных компонентов зрительного восприятия, где слово в своем логическом воплощении оказывалось совмещенным с пластикой». Выставка работает до 11.03.22.

Виктор Умнов «Две точки зрения в одной», 1999 г

Галерея «Среда» представила выставку-эксперимент Vanadium Bloom: художники-участники проекта разработали сценарий альтернативного будущего, в котором растения и машины участвуют в совместном строительстве связей, образуя «растительный интернет». Кураторы проекта: участники исследовательской лаборатории Posthuman Studies Lab: Никита Сазонов, Екатерина Никитина, Мария Молокова, Ипполит Маркелов. Выставка работает до 20.02.22.

Алина Бровина, Карта-фильтр, фото_ Вера Вишневая, 2021

– Тбилисская галерея Window Project представила выставку Emotionarama Андро Семейко, художника из Грузии, который в настоящий момент живет и работает в Лондоне. Emotionarama – это название как книги, так и созданной Семейко инсталляции. Изданная в Лондоне лимитированным тиражом книга под редакцией куратора Эндрю Ханта и Андро Семейко представляет собой совместную работу группы известных международных современных художников. Идея, заложенная авторами в этот труд, заключается в том, чтобы показать, как работает мысль и воображение художника во время творческого акта. Зрителям предлагается в определенном смысле примерить на себя роль художника, слушая книгу Emotionarama, тексты которой зачитывают профессиональные актеры. На правильное восприятие этого произведения саунд-арта посетителей призван настроить вступительный фильм с участием профессора Марка Голоса -персонажа российско-британского писателя Зиновия Зиника. Еще одна представленная в рамках проекта книга под названием «Открывая Важу Пшавела» создана Андро Семейко в соавторстве с грузинским писателем и литературным журналистом Аной Кордзаиа-Самадашвили, модным дизайнером Мананой Антелидзе, художником Леонидом Семейко и британским литературоведом Дональдом Рейфилдом. Выставка также включает живописные работы Андро Семейко, отсылающие к творчеству грузинского писателя Важи Пшавела и художественно-литературной группы «Голубые роги», жизни поэтов, которые в нее входили, и социально-политическим обстоятельствам, связанным с их творчеством. В этих произведениях Семейко словно бы размываются границы между почерком и каракулями, рисунком и живописью, абстрактным и реалистическим изображением. Выставка работает до 13.03.22.

 

PA Gallery открыла персональную выставку Антона Конюхова Exploitation, посвященную теме эксплуатации и особенностям зрительского восприятия. Слово Exploitation, вынесенное в название, агрессивно подчеркивает манипуляции со зрителем и его вниманием. Антон работает на границе живописи и объекта, создавая полотна, приобретающие скульптурные качества за счет металлизированных красочных смесей. Текучая, отражающая и искажающая видимое, живопись Конюхова словно хочет выйти за собственные пределы, присвоить внешнее пространство, перекодировать отношения внутри него. Отношения материала, автора и зрителя передают отношение художника к реальности: мир для него множественен и изменчив. Но именно эта случайность, опредмеченная в застывших и отливающих золотом потоках, и является, с точки зрения Конюхова, способом показать время как таковое, в его универсальности. Выставка работает до 22.02.22.

Антон Конюхов, Studio 1

Галерея Syntax открыла выставку Людмилы Константиновой Press Any Button, в рамках которой показаны новые работы художницы. Проект посвящен свободе выбора, от которого, по мнению автора, ничего не зависит. Выставка работает до 20.02.22.

Людмила Константинова «Огненный топаз, Квадриптих» 2022

– Международная Gallery Shtorm представила проект «Неизданное» Сергея Шутова, главного художника культового фильма «Асса» и одного из пионеров искусства новых медиа. «Неизданное» – это серия работ последнего цикла, ранее не выставлявшихся вместе. Часть работ Шутов создал специально для выставки. В представленной серии прослеживаются традиционные для художника отголоски восточной культуры, новой волны, психоделики, авангардизма и даже концептуализма. Данными картинами Шутов ставит перед собой задачу изобразить непередаваемое. Именно поэтому на холстах фигурируют ангелы, а также инопланетные существа, зарисовки космологических теорий и оптические иллюзии. Выставка работает до 20.02.22.

Arts Square Gallery открыла выставку художника Николая Чирятьева «Погружение по методу». На работах художника изображены ночные улицы и дворы, пространство, очищенное от людей и лишних деталей, скрывающихся в полумраке. В слабых лучах фонарей или в едва уловимых закатных отголосках высвечиваются углы и плоскости реалистичного, но мистического города. Художник предлагает глубокое погружение в пространство выставки, медитативно открывающее тайны подсознания. Выставка работает до 20.02.22.

Николай Чирятьев «Погружение по методу»__Arts Square Gallery

 

Фотографии предоставлены пресс-службой арт-платформы Cube.Moscow

27.01.22. Галерея «Квартира S» совместно с «Рынком на Ленинском» при поддержке журнала Cabinet de lArt представила выставку Надежды Беловой, Анны Сезик и Вероники Леоновой «Центр притяжения». Саша Ришар, куратор выставки: «В экспозиции мы соединили очень разных, на первый взгляд, авторов. У каждой художницы свои приёмы и методы работы с цветом, формой и пространством. При этом всех их объединяет тема женственности и поиска своего собственного центра притяжения, места силы. На выставке представлены работы, в которых художницы выражают свои чувства и мысли, они просты и загадочны, созерцательны и интеллектуальны». Вернисаж: 28 января 2022, с 19.00 до 21.00. Выставка работает до 27.03.22.

Фотографии предоставлены галереей «Квартира S»

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться: