Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
03.09.21. Галерея «Триумф» представила два выставочных проекта:
– персональную выставку Владимира Карташова «Aurea Saecula». В новом проекте художник продолжает ставшие отличительной особенностью его творчества исследования сетевой культуры и эстетики игровых пространств. В новой серии Aurea Saecula художник обращается к социальным сетям, комбинируя онлайн и офлайн миры, транслируя визуальную систему и актуальную на сегодняшний день повестку с помощью собирательных образов пользователей цифрового пространства, символики современности и свойственной digital-культуре атрибутики. Смешение нарочитой современности и культурных традиций диктует выбор приемов и техник: от древнерусской иконописи до лубочной декоративности, «рихтеровского» раскатывания краски, глитчевых эффектов и лессировок. Смайлики и эмодзи, образующие своеобразные паттерны на поверхности холстов, передают свойственную современности информационную перегрузку и частоту смены визуальных импульсов. Культурная память, пропущенная через призму образов цифровой сети, перерабатывается как в нашем сознании, так и в глобальном информационном поле и возвращается в ином содержании и образе. В работах Карташова временные границы размыты: культурные коды разных эпох образуют единое пространство, где разделение на временные пласты становится бессмысленным. Новая синтезированная реальность предлагает иные пространственно-временные континуумы. Выставка работает до 25.09.21.
– персональную выставку Даши Мальцевой «Горизонты событий», в которую вошли живописные работы из одноименного проекта и серии «Пляска смерти». Проект реализован в рамках программы поддержки молодых художников Launchpad. Проект «Горизонты событий» посвящен поиску возможно очень условной, воображаемой границы между событиями и объектами, когда инструментом и способом исследования выступает живопись, становясь связующим звеном между рациональным, логическим и интуитивным, чувственным. Натюрморты Мальцевой, олицетворяющие собой одно из пяти чувств, представляют особую картину космоса, некий мир искусственной реальности, где предметы пребывают в условном вневременном пространстве. В основе серии работ «Пляска смерти» лежит идея хрупкости жизни, уязвимости человека перед внешними обстоятельствами. Серия олицетворяет тревожность, в которой существует современный мир, всеобщее состояние хаоса, недоверия и растерянности. Выставка работает до 25.09.21.
Фотографии предоставлены галерей «Триумф»
03.09.21. Художественная галерея Stella Art Foundation представила первый персональный выставочный проект композитора Дмитрия Курляндского. «Криптотишина» – логическое продолжение авторской линии творческого исследования традиции взаимоотношений актуальной музыки и современного искусства. Экспозиция состоит из трёх звуковых инсталляций, впервые представленных публично. В преддверии открытия выставки Президент Stella Art Foundation Стелла Кесаева сказала: «Мы познакомились с Дмитрием Курляндским в 2014 во время работы Фонда над постановкой оперы «Носферату» в Пермском театре оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса. Это был яркий опыт сотрудничества Фонда с новой оперой, где композитор Дмитрий Курляндский написал музыку, автором либретто выступил поэт Димитрис Яламас, за режиссуру и хореографию отвечал мастер по античному театру Теодорос Терзопулос, а куратором сценографического решения постановки стал один из предводителей направления arte povera Яннис Кунеллис. В спектакле участвовали драматические и оперные артисты из России и Греции — легендарная Алла Демидова, авангардная певица Наталья Пшеничникова, также постоянные участники проектов Терзопулоса — София Хилл и Тасос Димас. Мне приятно, что наше сотрудничество с Дмитрием продолжается. Этой осенью залы Фонда буквально «зазвучат по-номому». На выставке, действительно, нет традиционных произведений искусства, войдя в галерейные залы, зрители сразу погружаются в пространство аудио-звуковой инсталляции. Центральным произведением выступает композиция из четырех медиафайлов с цифровой тишиной, которая находится в диалоге с одним из самых известных беззвучных сочинений «4’33″» американского композитора Джона Кейджа, впервые представленном на Благотворительном концерте, организованном в поддержку творчества в области современного искусства, в Вудстоке 29 августа 1952 года. В работе «Криптотишина» Курляндский смещает акцент на радикальную и тревожную инаковость цифровой реальности: воспроизводимый файл действительно проигрывает тишину, однако единственным настоящим слушателем этой цифровой пустоты является машина. «Pianospace» представляет собой 24-х канальную генеративную звуковую инсталляцию – оммаж музыкальной традиции сочинения 24-х прелюдий классиками академической музыки, среди которых Бах, Шопен, Дебюсси, Рахманинов, Скрябин, Шостакович и др. Разработанная совместно с медиахудожником Олегом Макаровым программа генерирует в реальном времени рассыпающийся звук фортепьяно – прелюдию радикальности цифровой тишины. Обрамлением двух проектов становятся четыре произведения из серии «Безвыходные акустические ситуации», в которых звуки человеческого дыхания переплетаются с шумом города, работающих механизмов, шорохами природы и синтезированными звуками, образуя единый аудиопейзаж конца эпохи антропоцена и перехода к веку цифровой гегемонии. Все три проекта размещены на NFT-маркете и доступны онлайн с помощью QR-кодов. Проект открыт для посещения до 07.10.21.
Фотографии предоставлены Cabinet de l’art
03.09.21. В пространстве арт-платформы Cube.Moscow галереями были представлены девять новых выставок:
– в большом зале от PA Gallery выставка Дмитрия Шабалина и Адиля Аубекерова «Чистый опыт». Концепция выставки строится вокруг переживания зрителем определенного «чистого опыта» через необходимое очищение разума и последующее чувственное наполнение себя. Собственный «чистый опыт» художников трансформируется в их произведениях. И этот изначально принадлежащий только им опыт, художественно преображенный, становится доступным и для зрителя. Дмитрий Шабалин – «Освобождение, очищение и обновление — три стадии процесса моей внутренней трансформации, которую я хочу запечатлеть в пространстве из объектов, найденных вокруг. На выставке «Чистый опыт» состоится мой первый подобный эксперимент в работе именно с пространством, который потребует переосмысления всего прошлого опыта, прохождения сквозь него и творческого очищения. С 2013 года я работал над своей техникой объемного коллажа, оттачивал ее в процессе создания масок, а теперь чувствую, что готов к реализации более масштабных идей». Куратор: Алина Корень.
– галерея Syntax представила новую персональную выставку Василисы Паляниной «Вот те крест». В своих объектах из ткани художница оживляет неподвижную форму креста, обращаясь одновременно к религиозной традиции с ее идеей богочеловека и к проторелигиозному анимизму. «Крест — фигура, объединяющая вертикальное и горизонтальное движение. Также крест — это перечеркивание, т.е. отмена произошедшего, конец Старого Завета. Мы живём в мире, где змея олицетворяет искушение. В культуре западного мира нам известны два великих искушения. Первое — искушение Евы, второе — Христа, когда Иисус ходил 40 дней в пустыне. В христианстве искушение Христа трактуется как одно из доказательств двух начал мессии — человеческого и божественного. Но мир изменился с появлением теории Дарвина, человек стал частью животного мира, где выживает самый приспособленный. Те же законы приспособления можно применить и к символам. И в этом случае, крест обеспечил себя надолго» – Василиса Палянина.
– галерея «Алиса» представила выставку «Тоша» Антона Пашуткина. В галерее Алисы Багдонайте художник продолжает начатую в 2020 году линию оригинального художественного исследования субъективного переживания пола и современной сексуальности. Картины этой серии вращаются вокруг индивидуальной памяти и семейной истории. Открывая в своих работах доступ к травматичной форме визуального и духовного экстаза, художник пробуждает переживания собственных чувственных опытов, почти благоговения перед страстями и переживаниями тела. Пашуткин придает банальным сюжетам из фотографий детства облик визуального декаданса и полиморфного фетишизма, обращая внимание зрителя на реальную сторону наслаждения.
– Kupol Gallery открыла персональную выставка Виктора Николаева. Живопись Николаева стоит особняком в ряду постмодернистских течений неофициального советского искусства. В ранних произведениях Николаева проявляются отголоски пластических открытий творцов лирической абстракции: Джексона Поллока, Жоржа Матье, Пьера Сулажа. Чуть позже ориентирами для него становятся Анри Матисс, Винсент Ван-Гог, Жоан Миро, а также Василий Кандинский и Пауль Клее — художники, беспредметное искусство которых было ориентировано на выявление архетипического начала, что было органически близко творческому кредо Виктора Николаева. На выставке представлены графические работы 2000-2010-х годов и масштабное абстрактное полотно.
Фотографии Cabinet de l’art
– галерея «КультПроект» представила «параллельную» программу своего же проекта для международной ярмарки Cosmoscow. В Cube,Moscow представлены работы авторов – участников ярмарки Евгении Буравлевой, Егора Плотникова и Александра Морозова. В центре внимания экспозиции выставки «Ландшафты — культурные феномены и слепки времени…» – регулярные и нерегулярные парки как слепки некого времени, культурного феномена, носящего признаки разных стилей и эпох, и свидетельствующих о глубочайшем значении ландшафтов, построенных по особым композиционным законам в своей функции сохранения и преемственной передачи социокультурных смыслов и памяти. Евгения Буравлева представляет пейзажи, где гармонические соотношения земли, воды, воздуха и деревьев, создают глубокие перспективы пространств, в которых свое особое внимание художник уделяет работе со светом. Егор Плотников представляет на выставке небольшие скульптурные ландшафты – фрагменты некоторых пейзажей, которые автор последовательно актуализирует и интерпретирует в пластике современных малых форм. Александр Морозов показывает серию шелкографий «Garden». Листы сделаны на основе некоторых изображений из немецких художественных журналов, найденных художником на развале: «Декоративное искусство» (Dekorative Kunst) и «Искусство для всех» (Die Kunst für аlle), 1914 года, в них были художественные репродукции работ Ансельма фон Фейербаха, Каспара Давида Фридриха, Френсиса Сеймура Хейдена и др.
Фотографии Cabinet de l’art
– галерея «Среда» открыла выставку «Заземление» – в экспозиции работы студентов Факультета современного искусства Высшей школы «Среда обучения».
В поисках ответа на вопрос о месте керамики в актуальном контексте, художники обращаются к личным историям, вопросам технологии производства и истории искусства. Работы были выбраны в результате опен-колла студентами и выпускниками ВШ «Среда обучения». Куратор выставки: Светлана Шиланкова.
– галерея Cubed представила выставку художницы и писательницы Кристины Ятковской «Солнечная система». «Во дни смятений, в хаосе космоса -безвоздушного и бесшумного – существует она: Солнечная система, удивительное место, где мы с вами находимся прямо сейчас. Здесь красочная попытка систематизировать непостижимое, невесомое. Приравнять небесные тела к простому цвету, геометрии, градиенту, звуку: планеты – шутки, планеты – цитаты, планеты – песни и указательные знаки, планеты – всплески цветов и надежды.» Размеры холстов соответствуют примерным размерам планет. относительно Солнца и друг друга.
– в поп-ап пространстве Cube.Moscow представлена выставка Usual Routes Андроника Хачияна. Работы актера и дизайнера Андроника Хачияна основаны на личном ощущении инертности в пространстве. Пассажир в транспорте пребывает в состоянии некой иллюзорности происходящего вокруг, которая возрастает от непрерывно сменяющихся декораций за окном. Андроник Хачиян: «Проект “Usual Routes” про современную темпоральность. Найденный мной способ создания панорам, замедляет время и присуждает новый статус пути между точками А и Б, которые в ежедневной суматохе мы считаем более важными чем отрезок между ними. “Художник на заднем сидении” машин, поездов, автобусов и самолетов превращает меланхолию в творчество. Получилась медитация на проносящийся за окном пейзаж через экран смартфона, который обычно винят в отвлечении владельца от окружающего мира».
– выставка Николая Чередниченко «Duende» – это авторское прочтение феномена «duende» в виде нервной пульсации, напряжения непрерывного становления. Отказ от пространственной системы координат в полотнах художника переводит пластический язык серии картин «duende» на метафизический. Его беспредметное творчество обращено к Универсальному. Символом и выражением «duende» на картинах Николая Чередниченко становится ризома. Ризома органична, не имеет центра, не является ни единством, ни множественностью и носит характер отсутствующей структуры, вычеркивая возможность единства кода.
Выставки в Cube.Moscow работают по 28.09.21.
Фотографии предоставлены pr-службой Cube.Moscow
03.09.21. InGallery открыла взрослую выставку о детстве «Золотое детство – игры и шалости». 7 художников показывают свои миры детства и отрочества, выстраивая их из воспоминаний, ощущений и чувств – от познания и свободы, волшебства и чуда, до преодоления жестокости в себе и в окружающем мире. У автора проекта Дмитрия Плоткина четко выраженный постмодернистский подход, в его картинах присутствует раннеренессансный чистый цвет, некая наивность и прямота. Цикл «Детское фэнтази» Татьяны Кузьминой-Чугуновой – царство гармонии, растворения в чувственном познании своего и внешнего мира. Полотна Галины Хайлу – отсыл к портретам Бэкона – не цветом, не манерой, а созвучной идеей выхода за рамки. Общее у Сергея Полупанова с Галиной Хайлу не только прекрасный южный город, не только схожая система преодоления черного прямоугольника поверхности холста, но и судьба-партнерство, а вот разница просматривается в отношении к цвету, его вибрации. Для Андрея Новикова тема детства – познание Добра и Зла. На выставке представлены также скульптуры и инсталляции Виктора Корнеева и Виталия Мельничука. Выставка работает в Антикварном центре на Садовом по 28.09.21.
Фотографии предоставлены InGallery
05.09.21. В Nadja Brykina Gallery состоялось открытие выставки, посвященной 90-летию со дня рождения Марлена Шпиндлера. «Творчество Марлена Шпиндлера, как и его личность, поражают своей силой. Его фигуративное искусство не имеет ничего общего с советским реализмом. Оно тесно связано с тем, что оставило след в его жизни. Прежде всего, это первозданная природа бескрайних просторов России, а также иконопись; и кроме того, трагедия человеческого бытия, которую он познал в виде тюремного заключения и изгнания, длившихся пятнадцать лет его жизни. Но это и безграничная любовь к жизни и даже к развлечениям (например, цирку). Марлен Шпиндлер, несмотря на все невзгоды, которые ему пришлось пережить (лишение свободы, инвалидность) не является бунтовщиком, он смирился с существующим миром…Весь период творчества Марлена Шпиндлера проходит в диалоге с Михаилом Шварцманом, создавшим “метапортреты” 1960-х годов. По всей видимости, их объединяло иудео-христианство. Использование темперы этими двумя художниками указывает на их общий подход к примитивной живописи и иконописи, в которых преимущественно использовался этот материал, о котором Павел Флоренский писал, что он наилучшим образом передает метафизику мира. И хотя в определенный момент жизни дороги Марлена Шпиндлера и Михаила Шварцмана пересеклись, их знакомство было недолгим, и затем каждый продолжил свой собственный путь. Шварцман все дальше уходил в абстрагирование своего священного символизма и создавал герметичный мир большой иературной сложности. Марлен Шпиндлер поддерживал прочную связь с многообразной жизнью внешнего мира. Образные элементы преобразуются в иероглифы, пиктограммы, ритмично организованные на живописной поверхности. Художник отдает приоритет жесту, который оставляет яркие штрихи у Пикассо, жесту, который объясняет спонтанность примитивного искусства, наскального искусства или граффити в стиле Ларионова. Величие духовной мысли, тоска заключенного человека, восхищение жизнью не мешают Марлену Шпиндлеру создавать фрагменты юмора и алогизма.» – Жан-Клод Маркаде, «Природа, поэзия, музыка – восемь художников из собрания Н.Брыкиной».
Фотографии предоставлены Nadja Brykina Gallery
05.09.21. В галерее сцена/szena была представлена персональная выставка Игоря Самолета «Политика ненависти». Представленный галереей в арт-пространстве Рихтер проект исследует культуру агрессии в современной российской коммуникации. В своих работах художник обращается к комментариям хейтеров, к постам на социально-политическую тематику: будь то выступление гимнастов на Олимпиаде, реклама ВкусВилл, вакцинация, красная дорожка Муз-ТВ, установка памятника Урса Фишера, выступление Ольги Бузовой во МХАТе и т.д. Игорь Самолет отмечает, что сегодня именно ненависть парадоксальным образом становится главной национальной объединяющей идеей для граждан, при этом темы для хейта являются лишь триггерами для выражения агрессии как формы мнимого влияния на ход событий и выражения общественного мнения. Выставка в галерее сцена/szena представляет собой тотальную инсталляцию, соединенную в неоднозначную повествовательную структуру цифрового дневника художника в России в 2021 году. Важная составляющая проекта – звуковое сопровождение, в котором обезличенный голос зачитывает комментарии реальных пользователей, погружая зрителя в неуютный мир криков и обвинений. Куратор: Николай Палажченко. Выставка работает до 17.10.21.
Фотографии Cabinet de l’art
06.09.21. Музей AZ дал старт арт-марафону, приуроченному к 90-летию со дня рождения Анатолия Зверева, представив двухчастный проект. Одна составляющая проекта, его неотъемлемая часть, но при этом самостоятельная выставка, начнет работу немного позже. Это – выставка номинантов Премии Анатолия Зверева. Непосредственная работа над двухчастным проектом началась 23 февраля 2021 года, когда Музей AZ объявил конкурс арт-проектов на соискание Премии Анатолия Зверева (Zverev Art Prize). Темой и девизом конкурса стал знаменитый афоризм «мирискусников», переформулированный А. Зверевым в его автобиографии: ЖИЗНЬ СКОВАНА, ИСКУССТВО СВОБОДНО. От соискателей ожидались проекты, в которых бы отразились творческая свобода, креативность, преодоление рамок стереотипов и банальностей. Художники не ограничивались тематическими или видовыми рамками. Перед кураторами выставки Премии Анатолия Зверева Антонио Джеуза и Сергеем Соловьевым стояла задача не только собрать в едином пространстве все конкурсные работы (многие из них создавались непосредственно перед вернисажем), но и попытаться увидеть между ними внутренние связи для создания целостной экспозицию. Пространственное и дизайнерское решение взяла на себя команда во главе с архитектором Петром Толпиным. Эта выставка мыслилась не просто парадом выдающихся художников; она призвана показать характерный срез современного искусства, наиболее актуальные тренды и явления сегодняшней российской арт-сцены. Участники выставки Премии Анатолия Зверева: Абих Владимир, Агант Меле, Алексеева Марина, Андржиевская Анна, Аносова Елена, Артеменко Елена, Архипов Владимир, Афонина Анна, Баевер Антонина, Воуба Диана, Гайдель Иван, Ганеев Эльдар, Гриковский Валерий, Гронский Александр, Дашевский Александр, Зубарев Иван, Каварга Дмитрий, Казьмина Анна, Колесников Илья, Корина Ирина, Кройтор Ольга, Круткин Алексей, Кульков Влад, Кутовой Александр, Лернер Лера, Липатов Данила, Мартынов Илья, Морозов Александр, Мотолянец Семен, Музалевский Евгений, Муравьёва Катерина, Муромцева Екатерина, Насыбуллова Маяна, Новиков Иван, Овчаренко Марго, Парщиков Тим, Перкин Вова, Плавинская Елизавета, Потапов Владимир, ПРОВМЫЗА, Прокофьев Сергей, Савинцев Федор, Трушина Марго, Туморин Илья, Урбан Алла, Фатхуллина Антонина, Федоричев Егор, Хиросигэ Федор, Эхос Инна, Юсупова Ираида.
Одновременно с объявлением конкурса был сформирован состав Жюри, которому предстояло выбрать троих победителей Zverev Art Prize непосредственно в выставочных залах работ номинантов. Престиж и уровень любой премии напрямую связан с компетентностью судей. Именно поэтому у генерального директора Музея Наталии Опалевой и у арт-директора и куратора музея Полины Лобачевской (также членов жюри) возникла идея второй части выставочного проекта: показа достижений судейской коллегии, объединенных ироничным заголовком «А судьи кто?». В Музее AZ представлена вторая часть проекта – выставка «А судьи кто?». Здесь показаны работы членов Жюри – художников Франциско Инфанте, Владимира Наседкина, Григория Брускина, Сергея Браткова, Аристарха Чернышева, Сергея Шутова. Куратор выставочного проекта Полина Лобачевская парадоксально зарифмовала абстракции Владимира Наседкина и запредельные фигуры Гриши Брускина, ранние метафизические композиции Франциско Инфанте и виртуальные структуры Платона Инфанте, футуристические образы Сергея Шутова и видеоинсталляцию Аристарха Чернышева. С отдельными «номерами» в этом авангардном, космологическом действе выступают Сергей Братков (с новой видеоработой) и Ираида Юсупова (фрагменты видеооперы). Архитектурное и дизайнерское решение экспозиции – Геннадий Синев. В Музее AZ выставка работает до 10.10.21.
Фотографии предоставлены пресс-службой
06.09.21. Галерея ILONA–K artspace представила выставку Юрия Альберта и Виктора Скерсиса. Экспозиция развернута на двух этажах Mercury Tower, Москва-Сити. Связанные многолетней дружбой, художники работают в области аналитического концептуализма. Их творчество не характеризуется каким-то общим узнаваемым стилем, напротив, оно состоит из различных проектов, описывающих и исследующих часто совсем не связанные между собой явления и процессы искусства. В экспозиции представлены более 30 новых произведений, созданных специально для ILONA-K. Проект Юрия Альберта «Я всё еще жив (2018)» – это своеобразный календарь художника. На двенадцати, по числу месяцев, зеркалах зафиксированы запотевшие следы дыхания художника – по одному на каждый день календаря, как будто кто-то проверял – жив ли еще автор, дышит ли? Проект Альберта ставит перед зрителем вопрос об отношениях между художником и произведением: является ли произведение искусства автономным объектом, зашифрованным сообщением или это лишь продукт жизнедеятельности автора? Юрий Альберт – «Искусство не для того, чтобы на него смотреть, а для того, чтобы о нём думать. Пока мы о нём мыслим, оно существует. Пока оно живо, нам есть чем дышать. Вот мы вам и надышали немного искусства, чтобы было о чём думать. И вообще, интересно: является ли картина изображением, зеркалом окружающей жизни, сообщением об открывшейся художнику истине или просто подтверждением того, что художник пока ещё жив?» Этот вопрос перекликается с другими работами Альберта, представленными на выставке, в которых он использует карикатуры советских и западных авторов. Карикатуры являются определенными высказываниями конкретных художников, отражающих мнение части общества в прошлом. Поместив их работы в контекст искусства XXI века, Юрий Альберт подвергает их смысловой трансформации, превращающей сатиру в самокритику. По мнению Виктора Скерсиса: «Искусство – это явление вселенной, данное нам в бесконечном множестве смысловых пространств нашего мышления. Мы не можем дать единого и единственно правильного определения искусства, но мы можем строить модели и давать определения тому, что называется искусством. Модель, представленная на выставке, предполагает, что искусство — это манифестация мышления, это сон, который могут увидеть все. В этом сне абстрактные размышления представляются конкретными образами, а конкретные объекты являются абстракциями. Игра очевидного и подразумеваемого — это и есть искусство!» В экспозиции представлены два проекта Виктора Скерсиса: «Не верь глазам своим!» и «Узоры». В проекте «Не верь глазам своим» художник развивает концепцию «Аллегорической абстракции» группы «Царь горы» (Ю. Альберт, П. Давтян, В. Скерсис, А. Филиппов). В проекте «Не верь глазам своим!» Скерсис делает следующий шаг – подменяет нерепрезентативную абстракцию псевдорепрезентативной, сохраняя при этом аллегорические названия. Выставка работает до 07.10.21.
Фотографии предоставлены пресс-службой ArtPr International
06.09.21. Музей современного искусства АРТ4 открыл сезон выставкой новых поступлений «Коралловый остров: секс на пляже». Свою идеальную коллекцию Игорь Маркин уже показывал два года назад, в августе-сентябре 2019 года. Дальше, несмотря на все проблемы и сложности, затронувшие всех в течение последних двух лет, собрание музея продолжало увеличиваться. Куратор представленной выставки Александр Дашевский использует образ коралла как метафору разрастания коллекции, которая пополнилась новыми именами и заселилась свежими художественными полипами. «Коралловый остров: секс на пляже» – это коктейль разных авторов – молодых, старых, живых, мертвых, нонконформистов, модников, восходящих звезд. В результате образуется коралловый остров коллекции Игоря Маркина. Повлиял ли контекст последних двух лет на обновления коллекции? Коктейль «Секс на пляже» классифицируется сообществом барменов как современная классика, но можно ли сказать то же самое о представленной в АРТ4 обновленной части коллекции? Выставка новых поступлений формулирует и ищет ответы на эти вопросы, предлагая свою версию художественного коктейля. Игорь Маркин: «Изначально обновление коллекции музея мы планировали показывать каждый год. Для меня важно делать такую выставку, чтобы остановиться и взглянуть на разрастание коллекции, что купил, как сочетаются работы между собой, …» На выставке представлены более 80 работ трех десятков авторов от классиков московского нонконформизма до современных молодых художников. Среди экспонентов: Эрик Булатов, Анатолий Зверев, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Дмитрий Краснопевцев, Леонид Соков, Олег Целков, Михаил Шварцман, Семен Файбисович, Сергей Бугаев-Африка, Олег Котельников, Евгений Юфит, Дуня Захарова, Влад Кульков, Александр Цикаришвили, Нестор Энгельке и др. Выставка работает до 28.10.21.
Фотографии предоставлены Музеем современного искусства АРТ4
07.09.21. Состоялось открытие Ярмарки молодого современного искусства blazar. blazar 2021 – это секция независимых художников, секция образовательных учреждений, стенды 32 галерей (20 московских из которых участвуют в проекте Created in Moscow, созданного совместно с Агентством креативных индустрий Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы), а также лекторий и лаунж. Работает онлайн-версия ярмарки. В день открытия ярмарки представлена коллаборация The Glenlivet и молодой художницы Наташи Гончаровой. Специально для The Glenlivet Наташа создала работу, которая легла в основу принта всей продукции The Glenlivet на ярмарке. Лекторий ярмарки – это часть проекта Created in Moscow, куратор лектория – Мария Кравцова, шеф-редактор издания о современном искусстве «Артгид». В программе лектория также дискуссия об арт-менеджменте с директором Музея «Гараж» Антоном Беловым, встреча с коллекционерами Оксаной Бондаренко, Ксенией Таракановой и Ксенией Чилингаровой, мастерская, на которой участники освоят азы деловой этики и научатся ориентироваться в юридических аспектах профессионального взаимодействия с институциями, дискуссия с молодыми художниками на тему nft-арта, модератором которой выступит куратор Государственного музея «Эрмитаж» Дмитрий Озерков, мастер-классы художниц Александры Паперно и Таус Махачевой, серия встреч с галеристами, и еще более 20 событий. В перерывах между мероприятиями участниками секции независимых художников представят перформансы. В субботу и воскресенье организована детская программа совместно с арт-клубом Kidsartweekend. Полная программа событий ярмарки и регистрация здесь. Мебель для лаунжа и лектория создана из переработанных картонных коробок. Это важная эко-инициатива от партнера blazar сервиса Яндекс.Маркет. Использованные для доставки товаров картонные коробки получили шанс на вторую жизнь в виде уникальной коллекции мебели для гостей ярмарки. Помощь с выбором работ на ярмарке будут оказывать медиаторы, прошедшие обучение у команды blazar. Ярмарка blazar 2021 открыта для посещения по 12.09.21.
07.09.21. По инициативе Правительства Москвы Музей Москвы и Объединение «Выставочные залы Москвы» запустили арт-проект «Здесь и сейчас. Современное искусство на улицах города», который представит новые произведения московских художников, а также насыщенную событийную программу.
Проект «Здесь и сейчас» – ежегодный масштабный смотр актуального московского искусства, который в 2021 году впервые выходит из выставочного пространства на улицы и в парки с целью показать взаимодействие искусства с городским пространством. В этом году проект объединяет три направления паблик-арта: скульптурные арт-объекты, монументальную живопись (муралы) и медиаискусство в формате дополненной реальности (AR). Произведения медианаправления доступны для просмотра с помощью приложения Instagram. В кураторскую группу проекта вошли Николай Палажченко (автор проекта, продюсер, куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA), Александр Астахов (куратор направления «Арт-объекты»), Эльчин Али-заде (куратор направления «Монументальная живопись»), Алексей Щербина (куратор направления «Медиаискусство»). В каждом направлении представлены пять московских художников и студий. Художники направления «Арт-объекты»: Игорь Шелковский (парк «Зарядье»), Роман Ермаков (Манежная площадь), Аня Жёлудь (парк «Коломенское»), Сергей Шеховцов (музей-усадьба «Кусково», вход на территорию платный), Александр Григорьев (Хитровская площадь). Художники направления «Монументальная живопись»: Алексей Лука, Иван Найнти, Артём Стефанов, Кирилл Ашастин, Вова Нутк, подробная информация о локациях на сайте . Художники и студии направления «Медиаискусство»: студия «Сила света» (Музей Москвы), студия Stain (Нескучный сад), Аристарх Чернышев (Московский зоопарк, вход в зоопарк платный), студия Kuflex (сад «Эрмитаж»), «Мастерская 15» (Музей космонавтики). Событийная программа включает более 20-ти лекций и дискуссий с ведущими экспертами, исследователями и кураторами в области паблик-арта, городской среды и архитектуры, аудиогид и веломаршруты по городу, встречи с художниками-участниками проекта и серия мастер-классов курса «Супергид». Центральное событие программы – международная конференция по паблик-арту в городской среде, которая пройдёт пройдёт 22 и 23 октября в Музее Москвы. Продолжением программы станет специальный художественно-исследовательский проект «Люди и полимеры», организованный Музеем Вадима Сидура и Московским музеем современного искусства. Его можно будет увидеть с 23 сентября по 31 октября под открытым небом у Большого Перовского пруда, на месте Кусковского химического завода, куратор проекта – Надя Дегтярёва. Объекты проекта «Здесь и сейчас» на разных площадках будут открываться поэтапно. Информация о точных сроках экспонирования работ доступна на официальном сайте (https://hereandnow.mosmuseum.ru) и в соцсетях Музея Москвы. После завершения проекта 31.10.21. скульптуры, муралы, виртуальные объекты продолжат свою жизнь на городских площадках столицы и в интернете.
Фотографии Музея Москвы
07.09.21.
Московский музей современного искусства совместно с галереей Padre и при поддержке Посольства Испании представил первую в России персональную выставку испанского художника Эдгара Планса. Он получил известность благодаря своим вымышленным героям, которые оказываются вписаны в контекст современного города и сражаются с проблемами реального мира. Проект в ММОМА включает более 100 отобранных работ, которые в разных форматах продолжают знаменитый проект Планса «Животные-герои». Персонажи созданы по мотивам его «книжек с картинками» и мультфильмов, в которых художник разоблачает преступления против человечества и нашей планеты. Частью экспозиции стал процесс создания работы: от незначительной абстрактной заметки в записной книжке к завершенному произведению. Подлинные страницы из блокнотов художника, как и остальное, представленные на выставке в увеличенном формате, отражают внутренний мир и творческие фантазии Эдгара, их изменчивость и мятежность и, наконец, их окончательное воплощение в готовом произведении. Автор часто экспериментирует с пространством и форматом: от огромных диптихов и обширного собрания рисунков и набросков для готовящейся к публикации книги, до портретов его героев-животных, выходящих в Космос. Куратор: Пабло Г. Вильясан. Выставка работает до 10.10.21.
Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА
08.09.21. Музей современного искусства «Гараж» представил две выставки:
– первую в России выставку «Зеркало без памяти» немецкого художника Томаса Деманда – одного из самых значимых фотографов последних десятилетий. Заимствуя изображения тех или иных событий из прессы и других источников или организуя технические съемки, Деманд воспроизводит эти сцены в реальном масштабе из картона и бумаги, делая фактически скульптуры, после чего фотографирует их, а затем разрушает. Выставка в «Гараже» состоит из нескольких фрагментов и распространяется на два этажа Музея. Первый этаж посвящен осмыслению идей макетности и модели. Через взаимодействие с архитекторами – японским бюро SANAA и британско-швейцарским бюро Caruso St John – Деманд всесторонне тематизирует модель, ее жизненные циклы, внутреннюю динамику, режимы синхронизации с физической реальностью. На втором этаже на подвесных конструкциях, как в кинотеатрах, идет непрерывный показ фильмов немецкого режиссера, писателя, продюсера, автора телевизионных передач, общественного деятеля и идеолога нового немецкого кино Александра Клуге. Эти кинопавильоны – парящие модели спроектированы Демандом, и отсылают к конструктивистскому формообразованию. В свою очередь фильмы Клуге являются видеоинтерпретациями трех работ Деманда, представленных на выставке: «Хранилище», «Пять глобусов», «Руина». Выставка работает с 10.09.21 до 30.01.22.
– выставку «Служба времени. О природе длительности, преодоления и аффекта» посвященную сравнительно небольшому сегменту современного искусства, исследующему и тематизирующему протяженность времени: как через тело художника, так и через сам процесс создания и экспонирования искусства. На выставке представлены работы более 30 художников разных поколений из стран Юго-Восточной и Центральной Азии, Кавказа, Восточной и Западной Европы. Английское название выставки – «Spirit Labor» (букв. «труд духа») заимствовано из одноименного киноэссе британского историка перформанса и куратора Адриана Хитфилда, в котором он анализирует специфический тип труда художника, построенного на сопротивлении превосходящим себя силам, будь то время или природная стихия. Русскоязычное название – «Служба времени» раскрывает тему выставки в слегка ином ракурсе, привлекая внимание к аспекту драматичной зависимости человека от единственного по-настоящему невозобновляемого ресурса – времени. Исследуя разные аспекты того, какие формы может принимать в искусстве время — от радикального боди-арта до концептуалистских практик, выставка затрагивает тему особого внутреннего психоэмоционального труда художника, труда, ведущего к превозмоганию себя и столкновению с колоссальными трудностями. Разработанная совместно с бюро Grace архитектура проекта предполагает, что каждое произведение искусства существует изолированно, внутри условной «кельи», стены которой возведены из бетона, то есть материала со своими визуальными и техническими параметрами, тесно ассоциирующимися с долгой «службой времени». Проект памяти Никиты Алексеева (1953–2021) реализован при поддержке эндаумент-фонда Музея «Гараж». Кураторы: Снежана Кръстева и Андрей Мизиано. Участники проекта: Чингиз Айдаров, Никита Алексеев, Юрий Альберт, Вячеслав Ахунов, Лучезар Бояджиев, Джино Де Доминичис, Дуань Инмэй, Он Кавара, Андре Кадере, Ко Нгуан Хау, Елена Ковылина, Виталий Комар, Андрей Кузькин, Тэцуя Нода, Гамлет Овсепян, Роман Опалка, Нам Джун Пайк, Геннадий Попеску, Ёсико Симада, Михай Станеску, Сунь Фужун, Мелати Сурьодармо, Тейчин Сье, Вячеслав-Юра Усеинов, Хэ Юньчан, Эугениюс Антанас Цукерманас, Чжоу Бинь, Фите Штольте, Александр Юликов, RASSIM® . Выставка работает 10.09.21 – 30.01.22.
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея «Гараж»
09.09.21. ASKERI GALLERY представила персональную выставку сефардско-израильского художника Рафаэля Абекассиса, чей стиль объединяет иудейские символы, сефардские мотивы и стремление человека познать истинную суть вещей. Абекассис родился в Марокко в Марракеше, в 1953 году иммигрировал в Израиль вместе с родителями. Абекассис стремится рисовать сегодня так, как сотни лет назад рисовали старые еврейские мастера, решив сосредоточиться на искусстве, вдохновленном библейскими мотивами, с темами, взятыми из еврейского мистицизма. Для достижения ярких и динамичных эффектов Рафаэль использует неортодоксальный стиль живописи, который связывает его с процессом написания картины и ее сюжетом, черпая вдохновение в процессе создания произведений. Выставка работает по 30.09.21.
Фотографии предоставлены ASKERI GALLERY
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель