Арт-обзор 2.03-9.03.23

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

02.03.23. Московский музей современного искусства подготовил проект «’А вы умеете так?’ Выставка о том, как танцовщица стала художницей, и о других приключениях Александры Корсаковой». Экспозиция проходит в рамках специальной исследовательской программы «Коллекция. Точка обзора» и призвана познакомить зрителя со значительным собранием произведений мастера в фондах музея. Александра Корсакова принадлежит к тем художникам, кто сформировался в 1920-е годы, но импульс к настоящей реализации получил лишь с началом «оттепели». Возлюбленная одного из лидеров отечественного авангарда Владимира Татлина, Александра Корсакова стала хранительницей художественной традиции. Совместная работа над театральными постановками с Владимиром Татлиным и роль его спутницы в большой степени определили весь дальнейший самостоятельный путь Корсаковой. Значительная часть ее собственного творчества посвящена поиску способов воплощения образов тех, кто повлиял на сложение современного художественного мышления: Шарля Бодлера, Райнера Марии Рильке, Федора Достоевского, Велимира Хлебникова, Марины Цветаевой, Михаила Булгакова, Николая Клюева. Фигуре Владимира Татлина посвящен целый отдельный цикл, где встречаются сложносочиненные автобиографические композиции. 

Корсакова сознательно размывала границы между творчеством и жизнью изображаемых ею художников, создавая не только портреты своих героев, но и графические или живописные интерпретации их произведений. Выставка располагается на двух этажах Образовательного центра музея и состоит из пролога, пяти разделов и нескольких «зон погружения», помогающих лучше понять художницу, ее творческий метод и намечающих различные связи в культуре ХХ века. В экспозицию вошли графические произведения Корсаковой, связанные с темой выставки архивные материалы, печатные издания о художнице, книги ее любимых авторов, документальный фильм «В поисках Александры» (1990), а также несколько специально подготовленных видео-интервью. «Коллекция. Точка обзора» – долгосрочная выставочная программа, разработанная специально для Образовательного центра MMOMA. Программа запущена в конце 2017 года и реализуется сотрудниками-кураторами Научного отдела MMOMA. Авторы программы: Андрей Егоров, Анна Арутюнян. Куратор выставка: Оксана Воронина. Выставка работает до 07.05.23.

Фотографии предоставлены pr ММОМА

02.03.23. В Центре творческих индустрий «Фабрика» открылась коллективная выставка-исследование «ЭКСПЕДИЦИЯ_01. НИГДЕЙНАЯ ЗЕМЛЯ». Центральной идеей проекта является уникальная важность мест памяти, рассмотренная авторами выставки сквозь призму стирающегося пространства 1990-х годов. Объект исследования – большой загородный дом, строительство которого началось во второй половине 1990-х годов. Начатый в постсоветском контексте, этот жизнестроительный проект так никогда не реализовался в полной мере – здание словно замерло в своей незавершенности и начало распадаться, как и само историческое время. На выставке представлены итоги изучения истории через пространство загородного дома, куда команда проекта проводила заезды с проживанием с августа по декабрь 2022 года. Творческая команда проекта размышляет о том, какой отпечаток оставили события прошлого и настоящего в жизни страны. Проект изучает темы кризиса истории и утраченных утопий, увиденных сквозь призму локального и исчезающего пространства: обувного кооператива / художественной мастерской / недостроенного поместья – отражений своей эпохи. Выставочное пространство поделено на три зоны: «Архив», «Коллекции и процессы», «Взгляд художника». Первая зона представляет исторический контекст через призму дома, его реальной фактуры, материального и нематериального пластов. Две следующие зоны передают коллективный опыт экспедиции в «остановленное» место как метод художественной работы. В рамках выставки разработана образовательная программа. Куратор: Майкл Арутюнян. Художники: Алена Астахова, Лена Власова, Полина Гисич, Дарья Головкова, Мария Панина, Александра Тен. Выставка работает до 02.04.23.

Дом_проект Нигдейная земля_ ЦТИ Фабрика

Фотографии предоставлены галереей

 

03.02.23. В галерее «Высота» открыта выставка «Пробуждение» художницы Елизаветы Тульчинской. Московская галерея «Высота» – это новый проект совладельца и креативного директора мануфактуры ОКНА ДОМ, дизайнера и коллекционера Валентины Кузиной, в котором, по определению Валентины, будут представлены высокое современное искусство и коллекционный дизайн. В слове «высокое» в переносном смысле заложена определенная игра смыслов – выставочное пространство расположено в высотке на Котельнической, в конкретном преломлении значения определения – галерея планирует работать только с художниками, имеющими высшее/академическое художественное образование. Здесь планируется выставлять произведения только высокого современного искусства. Речь идет о живописи, графике, скульптуре наших современников, которые неразрывно связаны с академической базой, создают глубокие сильные произведения, тонко связанные смыслами и настроениями. Без эпатажа, агрессии, провокаций. В ближайшее время галерея планирует сотрудничество с Михаилом Тихоновым, Семеном Агроскиным, Екатериной Рожковой, Лизой Тульчинской, Евгенией Буравлевой, Екатериной Кротенко и фотографом Татьяной Михиной. Персональным проектом «Пробуждение» Елизаветы Тульчинской галерея «Высота» открывает серию выставок современного искусства. Экспозиция включает в себя как уже известные, так и не представленные ранее публике работы художницы. Проект посвящен размышлениям о местах и источниках силы. О том, что вдохновляет и пробуждает в человеке то самое творческое начало. С развитием технологий наша жизнь стремительно ускоряется и набирает новые обороты. Где найти силы для пробуждения, чтобы освободиться от условностей заданной реальности и системы координат? Как прорваться сквозь цифровую матрицу и круговорот событий? Ответ кроется глубоко внутри. Только обратившись к своему собственному «я», прожив болезненный процесс перемен, можно выстроить свои границы и выйти из потока информации, чужого мнения и чужих представлений. Так считает художница Елизавета Тульчинская, говоря, что часто после травмы происходит рост и движение, что может быть как частным, так и коллективным опытом. Кокон как метафора изолированности и безопасного места выражает жизненный потенциал и метафизическое природное начало. Кульминацией рассуждения на эту тему стал триптих с пробуждающейся женщиной. Белоснежные драпировки окутывают ее тело и формируют тот самый кокон. Куратор выставки и галереи: Варвара Рапопорт. Выставка работает до 07.04.23.

Фотографии предоставлены галереей

 

03.03.23. Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО подготовил выставку «17/37. Советская скульптура. Взлёт» в Новом Манеже. Выставка представляет развитие советской скульптуры 1917–1937 годов – периода оживления художественной жизни в стране. Впервые на одной площадке можно увидеть многообразие форм и пластических решений, сформировавшихся в период становления отечественной скульптуры с 1917 по 1937 годы.   В экспозицию входит  около 100 предметов из более чем 20 музеев России и частных собраний. Кураторы провели большую организационную и исследовательскую работу, что позволило привлечь новый материал и продемонстрировать собственное видение. Помимо широко известных произведений, выставка представляет скульптуры, которые редко экспонируются и многие годы находятся в запасниках. В рамках выставки готовится издание, в которое войдут статьи коллектива авторов. Куратор выставочного проекта: Алла Есипович-Рогинская. Выставка работает до 14.05.23.

Шорина В. В. _Старуха_1924_Пермская государственная художественная галерея

Фотографии предоставлены службой по связям с общественностью РОСИЗО

 

03.03.23. В Галерее Люмьер открылась выставка Владимира Степанова «В тени высоток». В экспозиции представлено более пятидесяти авторских отпечатков московского периода (1957 – 1965 гг.). Это уже вторая выставка Степанова в стенах Галереи. Ранее в Центре фотографии братьев Люмьер прошел его проект «Душа московских улиц». Продолжая работу с творчеством автора, кураторы Галереи подготовили новую экспозицию. «За более чем 20-летний опыт работы с фотографическими архивами (а их было свыше сотни) я бы не назвала более открытую и непринужденную серию, чем эта», – директор Галереи Наталья Григорьева-Литвинская. На Западе в это время работают Робер Дуано и Роберт Франк, а в Советский Союз приезжает мастер искусства момента Анри Картье-Брессон и создает легендарную серию «Москвичи». В руках московских фотографов появляется журнал «Чешское фото», со страниц которого отечественные авторы черпают вдохновение, открывают для себя западную фотографию и знакомятся с мировыми тенденциями. С приходом Оттепели советская фотография кардинально меняется. Но это произойдет чуть позже. Владимиру Степанову камера попадается по счастливой случайности. Это раннее увлечение останется с ним надолго и перерастет в дело жизни. Дома-коммуны, сталинские высотки стали доминантами города, в то время как привычные дореволюционные виды Москвы остались в тени. Однако всем нам до сих пор дороги именно те узкие переулки, купеческие усадьбы и уютные дворики – о такой Москве рассказывает нам Владимир Степанов. Его московская серия 1957-1965 годов войдет в Антологию русской фотографии ХХ века. Галерея Люмьер также открывает фонд Владимира Степанова, работа над которым ведется с 2021 года. Сотрудниками Галереи совместно с автором были отсканированы, отретушированы и систематизированы сотни негативов для открытия архива широкой аудитории и дальнейшего исследования творчества автора. В рамках выставки будет представлена монография Владимира Степанова, выпущенная совместно с фондом StillArt. Выставка работает до 04.06.23.

Фотографии предоставлены галереей

 

06.03.23. В Музее Москвы открылась выставка «Дом моделей. Индустрия образов». Проект под кураторством искусствоведа Ксении Гусевой основан на обширном исследовании и продолжает серию выставок музея, посвященных художественным экспериментам XX века. Проект подготовлен к юбилейной дате – 100 лет назад в Москве открылся первый теоретический и одновременно художественный центр искусства моделирования одежды Ателье мод – прообраз будущего Дома моделей одежды. Экспозиция выставки рассказываает, как в прошлом столетии развивалась концепция единой системы моделирования одежды для промышленного производства. В фокусе внимания три ключевых для Москвы и всей страны «института одежды»: Ателье мод (1923–1925), Дом моделей на Сретенке (1934–1941) и Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком мосту (1944–2002). Каждый из них сыграл важную роль в становлении системы домов моделей одежды. За первые два десятилетия после Октябрьской революции Москва превратилась в столицу моды. Здесь открылось множество ведомств, главной задачей которых было массовое «переодевание» нового общества. Одно из нововведений того времени – художественно-теоретические лаборатории при швейных предприятиях. Первой такой площадкой стало Ателье мод при тресте «Москвошвей», опыт которого впоследствии применяли при создании домов моделей. Во главе этих учреждений сначала был Московский, а впоследствии Общесоюзный дом моделей одежды. Выставка не задумана просто как ретроспектива столетней концепции дома моделей, но и как попытка ответить на вопрос, как была устроена советская модная индустрия и могла ли эта система функционировать в условиях того времени. Центральное место в экспозиции занимает Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком мосту, который стал конечной точкой на пути становления концепции дома моделей и выступал ее олицетворением. Именно он определял облик всего советского населения вплоть до распада СССР: каждый год здесь разрабатывали тысячи мужских, женских и детских коллекций швейных и меховых изделий и головных уборов, которые затем воспроизводили на фабриках по всей стране. «Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком мосту, Дом мод Вячеслава Зайцева, Ателье “Москвичка”, Центр моды СССР – обычно их ставят в один ряд, когда говорят о модной жизни советской столицы. Однако каждая из перечисленных точек на карте Москвы относилась к отдельной структуре, занимающейся выполнением определенных задач. Путаница в организациях усиливалась за счет близких по звучанию названий – Дома мод соседствовали с Домами моделей, журнал “Модели сезона” сосуществовал вместе с “Новыми моделями”, а главным глянцевым изданием был “Журнал мод”. Эта тавтология, типичная для советской системы модной индустрии, привела к ложному сплетению их между собой и даже отождествлению. Наша выставка показывает жизнь только одной крупнейшей организации, которая была частью индустрии, а потому фокус сделан не на стиле, модных силуэтах и творческих подходах, а на принципах и целях работы», – куратор выставки Ксения Гусева, искусствовед, историк текстильного дизайна, старший научный сотрудник Музея Москвы. Научный консультант: Алла Щипакина, историк моды, искусствовед Общесоюзного дома моделей одежды. Выставка работает до 18.06.23.

07.03.23. В галерее a-s-t-r-a состоялось открытие персональной выставки Ирины Дубровской, художника, художник-монументалиста, графика, автора и участника перфомансов, писателя, автора идеи, текстов и музыкальных композиций группы «Ersatzmusika» (Берлин). На выставке «Картография стихий» представлены работы, созданные художницей за последние 10 лет. В первой серии – «Глобусы»  Ирина стремится соединить образ Земного шара с микрокосмом человеческой жизни. Эта серия была начата художницей в 1993 году и продолжается ею по сей день. Бесконечная картина мира интерпретируется Ириной Дубровской каждый раз по-новому, сохраняя при этом три качества: сюжет на вечную тему, бесконечность, а также гармония изображения, наносимого на идеально круглую поверхность глобуса. Вторая серия – работы на навигационных картах. Карты были найдены на чердаке старого дома и сначала использовались просто как бумага для рисования, но постепенно нанесенные на них пометки неизвестного мореплавателя стали направлять поток мыслей художницы. Ирина Дубровская не разделяет своё творчество на жанры. Свой стиль она называет «примитивный концептуализм», где «примитивный» – это нечто базовое, древнее, естественное, а «концептуализм» – способность пропускать правила мира через себя. Европейские кураторы определяют искусство Ирины как «одушевленные метафоры». Это искусство знаний и размышлений, а также это фантастической красоты рисунок в духе великих европейских мастеров. «Изначально она была прогрессивной художественной молодёжью в позднем СССР. Великолепное и сложное профессиональное образование, работа в мегагигантском государственном Комбинате по производству идеологических фетишей и суперобъектов и невероятное желание делать искусство с уникальным смыслом. Искусство прожитое самостоятельно, состоящее из лепестков цивилизации пролетающих через частную, уникальную, неповторимую жизнь. Искусство обладающее своим неповторимым голосом для воспроизведения глубоких, прекрасных и далеко не простых переживаний человека мыслящего. Оказавшись в городе музыкантов и художников Берлине (Западном свободомыслящем Берлине) Ирина оказалась дважды любимицей этого удивительного места. Сложно сказать что на что влияло успех ли музыкантом группы Unterwasser, где искусство Ирины действительно обрело голос в текстах группы и в её музыкальных партиях или особенное нежное внимание Берлинской Академи дер Кунст к молодой художнице из СССР. В результате способность рисовать великолепно и создавать монументальные образы «государственного» качества, но с проникновенным поэтическим содержанием принесли Ирине Дубровский не только любовь профессионалов, но и мировую славу, совершенно случайно. На фоне именно её граффити на поверхности Берлинской стены в 1990 Pink Floyd cыграли свой, изменивший мировое сознание, концерт – The Wall. Сейчас Ирина Дубровская, вместе с искусством занята гуманитарной деятельностью и писательством и обратно искусством и музыкой», – Елизавета Плавинская, художник, искусствовед, критик, член Общероссийской Ассоциации искусствоведов, член международной ассоциации искусствоведов AICA, член секции художников книги МСХ. Выставка работает до 28.03.2023.

Дубровская Ирина. _Улыбка бытия_, 2018г., Архивные карты, тушь.

Фотографии предоставлены галереей

 

07.03.23. Галерея pop/off/art подготовила проект молодого российского художника, стрит-артиста Ивана Симонова «Текст как ландшафт». Художественные объекты, видео, живопись и графика, созданные специально для выставки, объединены темой языка как отражения культуры. Через текст автор показывает свое отношение к действительности. Это первая персональная выставка художника в галерее pop/off/art. Пространство галереи стало единым целым, где все работы соединены в общее смысловое поле, тотальную инсталляцию, пронизанную текстом. Кричащие транспаранты, окна электричек, привычные бытовые объекты, дополненные текстом, открывают для зрителя новые грани восприятия. «По своей сути язык может быть равнозначен территории, на которой он действует. В новом проекте я обращаюсь к русскому языку, который обозначает для меня определенное место и его границы, указывает на понятия, которыми апеллируют на этой земле», – Иван Симонов. В этом смысле выставка становится важным этапом практики Симонова как художника, работающего с социальной и культурологической проблематикой: каждая отдельная работа имеет свою историю, является продолжением уличного проекта или основана на исследованиях автора. Узнаваемый визуальный язык Ивана обретает новую амплитуду высказывания, сделанного с помощью и посредством искусства. Основа всех проектов художника – события и явления, происходящие в настоящее время и отражающие проблемы современности. «Текст как ландшафт» не стал исключением: экспозиция тонко передает дух времени и места, в координатах которого мы оказались сегодня. Выставка работает до 14.04.2023.

Иван Симонов. Призрачная перспектива

Фотографии предоставлены галереей

 

09.03. 23. В Cube.Moscow прошло открытие 12 новых выставок.

– В Most Wanted Gallery подготовлена персональная выставка Наталии Зотиковой «Карта Пять Пятен». Художница размышляет о травмирующих отношениях с пространством собственной памяти, представляя мистическую живопись тех моментов, в которых память переполнена и потеряна. Проект изображает «белый шум» движения между двумя странностями, между тем, что было и тем, что было разрушено.

Без названия (Чёрные пятна)

– Искусствовед и основательница Академии OP-POP-ART Анастасия Постригай открывает галерею Postrigay Gallery в пространстве арт-платформы Cube.Moscow. Первым проектом стала персональная выставка Марии Джонас Фарел «Портреты света». Творчество художницы индийского происхождения Марии Джонас Фарел посвящено переосмыслению природы света через синтез абстрактных форм. Главным движущим элементом является «свет», звучание чувственного восприятия и поиск дополнительных измерений. Создавая произведения, художница часто опирается на интуицию, собственный чувственный опыт и тонкое восприятие. В экспозиции представлены восемь работ в смешанной технике, которые помогают зрителю вырваться из рамок собственного восприятия и увидеть уникальность привычного явления. Куратор: Мария Панек.  Выставка работает до 14.05.23.

Рождение, 2021

 

– Галерея ЛУЧ подготовила персональную выставку Андрея Верещагина «Триптих». Минимализм картин Верещагина включает в себя не только продолжение линии русского авангарда и геометрического абстракционизма. Он воплощает в себя стойкую теорию триединства, которую художник разрабатывает в своем творчестве. Верещагин видит принцип триединства как основу мироздания и встречает его отражение как в жизни, так и в религиях и философских школах: тело – душа – дух, будущее – настоящее – прошлое, созидание – сохранение – разрушение, информация – энергия – вещество, наука  – религия – искусство. Находя текущую ситуацию как кульминационную фазу старого мира, основанного на дуальности и борьбе противоположностей, своим искусством он сглаживает противоречия и напряжение, витающее в воздухе, проводит миротворческую работу. Для реализации теории триединства Верещагин пользуется привычными для себя выразительными средствами: цветом и базовыми геометрическими формами. За основу своих картин он берет идеальные Платоновы тела, круг, квадрат и треугольник, а неизменные три линии на его работах не только приводят в равновесие окружающий мир, но и становятся авторской подписью. В экспозицию входят новые работы с необычным для художника техническим решением, в котором массивные фактуры живописных холстов сменяются гладкими поверхностями, чтобы погрузить зрителя в пространство идейного максимализма и визуального минимализма.

Синий квадрат, 2023

– Новый резидент арт-платформы галерея 159F в качестве первого проекта в Cube.Moscow открыла выставку «Зелёные оливы розовой ночью» художника, дизайнера, преподавателя Onkirosu. В своих работах художник изображает движение и вибрацию, которую он называет смыслом природы. Его творческий подход метафорически напоминает японскую технику гётаку, в которой природное отражается в рукотворном и образует неповторимый смысловой и визуальный симбиоз. Слово Onkirosu образовано из нескольких японских иероглифов, которые последовательно обозначают «звук», «дух», «путь» и «долголетие». В своих работах художник изображает движение и вибрацию, которую он называет смыслом природы. Это свойство отличает произведения Onkirosu от пейзажей в классическом понимании. С помощью осознанного созерцания и вибрации как метода художник изучает форму природных явлений и тотальность момента, чтобы почувствовать суть бытия. Его творческий подход метафорически напоминает японскую технику гётаку, в которой природное отражается в рукотворном и образует неповторимый смысловой и визуальный симбиоз.

Зелёные оливы розовой ночью

– Галерея МассАрт показывет групповую выставку «Предчувствие будущих вёсен» – кураторский проект Марины Ходько, в которой принимают участие художники Вадим Тишин, Лера Попова, Юля Гольдман, Алина Клаванская, Александр Кулаков. Эта выставка формирует поле, скорее эмоциональное, чем смысловое, в котором художники обращаются к собственному переживанию периода взросления. Она предлагает поразмышлять об этом переходном состоянии, о проживания момента становления, преодоления себя через те или иные события и ритуалы. Каким бы индивидуальным не был этот опыт, он способен объединять людей, потому что мы все знаем о чём идёт речь.

Лера Попова

 

– В рамках pop-up проекта представлена кураторская работа студентки Школы дизайна Марины Ходько «Предстоящее неопределённое», посвящённая переживаниям периода взросления. Выставка предлагает поразмышлять об этом переходном состоянии, о проживании момента становления, преодоления себя через те или иные события и ритуалы. Художники-участники: Лена Лисица, Ирина Сермакшева, Елена Треуголка, Максим Корольков, Алиса Мелихова, Ольга Михальчук.

Ирина Сермакшева, Ми ми ля ля соль соль ми

 

– Свой pop-up проект «Многообразие наполненной пустоты или мой путь Домой» представляет Анастасия Кучеренко. В основе работ художницы лежит личное и глубинное исследование себя как микрокосма. За основу были взяты философские концепции различных временных эпох от античности до эпохи Возрождения, а также психоаналитические учения XX века. Размышляя о взаимоотношениях межличностных, художница подводит к более глобальному вопросу о том, кто же такой человек и какова его суть. На выставке представлены работы художницы, созданные за последние два года.

Нинхурсаг, 2020,

– Галерея Syntax открыла персональную выставку Кирилла Кто «Всем все понятно».

Кирилл Кто

– Галерея «КультПроект» продолжает знакомить с творчеством современного российского художника Александра Ситникова в рамках выставки «Энтомология». Снижение пафоса и простота кажутся необходимыми в современном социокультурном контексте.  Проблема подлинности перестает быть теоретической, возникает система точных критериев, которые говорят об уникальном характере работ художника. Понимание формы и ее трансформации сообразно идеям автора рождают удивительную пластику от «этюдов без натуры» к фигуративным композициям. «Искусство Александра Ситникова одаривает нас тем, что сохраняется в его памяти и памяти его предков, связывая нас с тем, что было до культуры, выявляя этот зыбкий мир из хаоса, из мерцания сновидческих стихий с помощью органической художественной системы. Все эти «немые» ощущения образуют феномен «дословесного» языка, они не говорят — они видят, но видят особым тактильным зрением. Они вызваны касаниями, чувством пространства и фактурностью, сопротивлением вещного и социального сгущения среды, создающей реальные страдания и переживания физической боли», – автор теоретических исследований в области современного искусства Виталий Пацюков.

Александр Ситников, Энтомология

– Новый проект галереи Kupol – это персональная выставка Александра Лозового «Тории. Путь к Фудзияме».

Новые выставки также подготовили Arts Square Gallery, Art it Easy и галерея M.A.R.S.H.

– Галереи Cubed показывает вторую часть выставки «Артист(ка)», дополненную новыми работами, которые станут декорацией для одноименной стенд-ап-арт-лекции про женское искусство от Елены Крыловой.

Юля Степанова_Пяльцы

– В большом выставочном зале продолжает работу выставка Анны Казьминой «Транскодирование» от PA Gallery.

Выставки работают до 02.04.23.

Фотографии предоставлены pr Cube.Moscow

09

9.03.23
Автор
 || Ольга Серегина,

арт-обозреватель

Поделиться: