Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
18.01.24. В Elohovskiy Gallery состоялось открытие персональной выставки Дианы Воуба «Цветовые аккорды». На выставке представлена новая серия работ и скульптурных объектов из художественного проекта «Город-Алфавит». Сам проект возник в 2015 году в процессе переосмысления идей русского авангарда. В основе лежит универсальная матрица золотого сечения – в ней Диана Воуба нашла геометрические знаки-символы, на основе которых создала собственный алфавит-конструктор. Это целостная система, имеющая свойство взаимосвязи всего со всем. За прошедшие годы в рамках проекта были созданы скульптуры из дерева, графические и живописные серии, ковры, мебель, керамика, инсталляции, множество эскизов для текстиля. В проекте заложен принцип игры, где у игрока есть пространство для свободного самовыражения и возможность переживать опыт новых созданных им реальностей. Представленная серия скульптур «Сосуды» составлена из усеченных по рисунку знаков Алфавита, что значительно увеличивает возможности конструктора. Знаки скульптурных объектов окрашены в триаду – белый-красный-чёрный, дополнительно используется серый/серебристый вместо одного из основных цветов. Принципиальное сходство цветовой символики у древних народов позволяет трактовать цветовую триаду как архетип человека. Чёрный, белый и красный также являются основными цветами в средневековой алхимии, а серебро отражает все световые лучи в их первоначальном смешении. На нижнем этаже культурного центра Elohovskiy Gallery продолжает работать экспозиция «Фолловеры и хейтеры В. В. Маяковского: как любили и ненавидели поэта в первой половине ХХ века». Выставка «Цветовые аккорды» работает до 18.02.24.
Фотографии предоставлены галереей
18.01.24. В Государственном музее А.С. Пушкина (Москва, улица Арбат, 55/32) открылась выставка «Живопись Андрея Васнецова. Метафизика бытия» к 100-летию со дня рождения художника. На выставке, организованной совместно с галереей ГРОСart представлены живописные и графические произведения из частных собраний. Многие из них демонстрируются впервые. Отдельный зал отведен работам Васнецова разных лет, собранным московским коллекционером Романом Бабичевым. В профессиональной художественной среде имя Андрея Владимировича Васнецова (1924–2009) знают и ценят как крупного монументалиста, автора станковых полотен, одного из ключевых представителей «сурового стиля» в отечественном искусстве 1960–1970-х годов. Широкой публике гораздо лучше знакома фигура его знаменитого деда – Виктора Михайловича Васнецова, автора хрестоматийных музейных картин со сказочными и былинными героями. Унаследовав от своего выдающегося предшественника мощь и эпичность, Андрей Васнецов предстает в своем станковом творчестве художником не только совершенно иной тематики, но и принципиально другого авторского импульса и темперамента. В основе его живописи и графики заложено одухотворенное созерцание, возвышенно лаконичное пластическое обобщение простого, непарадного свойства, его картины проникнуты состоянием умиротворяющей тишины и раздумья, они поразительно метафизичны. Так за внешней непритязательностью скрывается особый таинственный и завораживающий мир. Выставка работает в Выставочном зале музея в Денежном переулке до 11.02.24.
Фотографии Ольги Серегиной
19.01.23. HSE ART GALLEY, галерея современного искусства на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ, представила выставку по итогам проведения двух учебных курсов – «Современная живопись. Игра в классики» и «Арт-проект средствами фотографии и нейросетей». Кураторами выставки «Мажоры, миноры. Послезвучие» выступили преподаватели Школы дизайна, художники и кураторы: Ольга Чернышева, Владислав Ефимов, Николя Одюро. В фокусе внимания проекта – взаимосвязанность сенсорных систем, синестезия. Молодые художники под руководством наставников исследовали, как звук преобразуется в форму и цветовое решение на плоскости, как эмоция и чувствование «конденсируются» в визуальный образ. Художники работали в двух разных медиа. Студенты Ольги Чернышевой проводили опыты с масляной или акриловой живописью, студенты Владислава Ефимова экспериментировали с нейросетями. Объединение техник и способов создания визуального образа в одной экспозиции позволяет сопоставить «старые» и «новые» медиа, «аналог» и «цифру», «рукотворное» и «машинное». Важный акцент на выставке сделан на представлении «кухни» художник – экспозиция демонстрирует процесс работы над проектом. Выставка работает по 10.03.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой HSE ART GALLEY
22.01.24. В Малом зале Российской государственной библиотеки для молодёжисостоялось открытие выставки «Общее место», посвящённой размышлениям о пространстве дома и о событиях, которые в нём происходят. Участники выставочного проекта – выпускники школы «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства (ММОМА) и Открытых студий Винзавода. В экспозиции представлены инсталляции, фотографии, скульптуры. Дом – место, где встречаются близкие люди, где хранится история семьи, формируется личность человека, здесь закладываются взгляды на жизнь, которые потом транслируются во внешний мир. С домом мы навсегда связаны духовно и эмоционально, он отражает нашу индивидуальность. Принято считать, что дома спокойно и безопасно. Что происходит, когда домашняя идиллия рушится: природной стихией, собственными страхами, пагубными семейными установками? На этот вопрос художники попытались найти собственные ответы в рамках выставки «Общее место». Кураторы: Варвара Кулаева,Анна Минаева. Художники: Екатерина Жилина, Кирилл Клоков, Диана Мазокина, Анна Минаева, Милослава Снигарь, Наталия Фёдорова, Юлия PTL, Vivato Eka. В рамках выставки будет проходить параллельная программа: Лекция «Мифологические представления коми-пермяков», портфолио-ревью от кураторов выставки «Общее место», аукцион «Квартирник Картин». Выставка 16+ работает до 18.02.24.
Фотографии предоставлены Российской государственной библиотекой для молодёжи
23.01.24. VS Gallery представила персональную выставку Кирилла Рейва «Лабиринт». Тотальная иммерсивная инсталляция «Лабиринт» одного из резидентов галереи погружает зрителя в реальность цифрового художника. В экспозиции собрано более 30 работ: видео, скульптур, пластификаций. В визуальном лабиринте из разных серий доминируют три темы, важные для творческого пути Рейва – это глитч, фрактал и природные структуры. Глитч привлекает Кирилла своей негативной коннотацией – в среде цифровых технологий он всегда ассоциируется с разрушением. В философии Кирилла глитч – первооснова цифрового мироздания и будущего метаверса, где глитч-объекты превращаются в руинированные образы. Фракталы – прямая противоположность глитчу. Это всегда математически выверенная конструкция, которая выглядит идеальнее, чем природные структуры. В искусстве Рейва фракталы рождаются из пустоты и в пустоту же возвращаются. Природное в творчестве Рейва раскрывается через взаимодействие с техногенным – у них похожие структуры, а иногда они просто вторят друг другу формой и содержанием. В цифровой среде природа приобретает новые смыслы, подвергаясь силе тотального творчества. Выставка работает до 26.02.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой галереи
23.01.24. Галерея PENNLAB представила групповой выставочный проект «Приключения фотографии». Галерея PENNLAB видит свою задачу в том, чтобы представлять современных авторов, показывать развитие языка и экспериментальных методов фотографии, обозначать проблемы фотографического медиума и взаимоотношений фотографии с современным искусством. Работы, показанные на выставке, объединяет особый тип исследовательского метода, свойственный междисциплинарному подходу к искусству. Плоская поверхность фотографии вбирает в себя, посредством оптической проекции, объемные и подверженные сиюминутным изменениям образы. Это позволяет зрителю, руководствуясь своими представлениями о реальности, задать нужные вопросы и составить свое собственное послание «городу и миру». Приключения фотографии продолжаются. Фотография, как исследовательский и художественный инструмент, побуждает авторов рассматривать мир как непознанный объект и фиксировать, анализировать, своевольно трактовать встречающиеся на пути авторов формы. На выставке представлены работы художниц, позволяющие отследить интересные тенденции в работе с современной фотографией. Анастасия Литвинова в работе «Два стула» применяет редкую и трудоемкую технику каллитипии, которая позволяет выявить природу света, его связь с фактурой пространства. Работа Ольги Михальчук «Тихо идет съемка» посвящена важности позиции, с которой производится наблюдение объекта съемки и времени. В «Натюрморте» Оля Пегова показывает зависимость восприятия фотографического, документального изображения от контекста. Ксения Плотникова экспериментирует с переводом цифрового изображения в аналоговое в проекте «Мелодия». Негатив становится тем первоэлементом, из которого прорастает кристаллическая структура изображения. Вика Рос в работе «Площадь мира» назначает смысл выхваченному камерой фрагменту реального городского пространства. Зафиксированная камерой деталь, как криминалистическая улика, обретает архивную ценность и концептуальную значимость. Куратор выставки: Владислав Ефимов. Работы созданы в рамках Лаборатории печатных практик «Фотооснова» Центра художественного производства «Своды». Выставка работаетпо 25.02.24.
Фотографии предоставлены галереей
23.01.24. Галерея pop/off/art представила персональную выставку одного из основателей направления соц-арт, классика современного искусства Ростислава Лебедева «Списки черные». В экспозиции представлены как произведения 1990–2000-х гг., так и новая живопись, созданная специально для выставки. Проект нацелен на исследование тем, табуированных или подвергнутых критике институциональным и профессиональным сообществом в разные периоды жизни художника. Большинство работ Ростислава Лебедева создавались вне официального поля искусства, в результате чего не были экспонированы. Название проекта отсылает к инструменту борьбы с неофициальным искусством в СССР: созданию списков художников и произведений, отвергнутых советской идеологией. Сегодня проект обратится к идеям соц-арта, в том числе через образы современной массовой культуры, понятные новому поколению зрителей. На выставке представлены произведения с узнаваемыми лебедевскими приемами: обращение к классике мировой живописи и ее комбинирование со знаковыми образами поп-культуры, откровенное заимствование, цитирование, повторы с дополнением ироничных и пародийных элементов. Одним из центральных блоков проекта является серия «DOOM», в которой Лебедев частично воспроизводит полотна советских соц-реалистов и дополняет их панелями управления из культовой компьютерной игры «Doom». Также в рамках выставки показан нигде не экспонированный ранее ряд работ из «Черного проекта» Ростислава Лебедева, в котором он закрашивает черным цветом части холста, показывая замаскированный характер темы, над которой иронизирует. Куратор: Алиса Николаева. Выставка работает до 28.02.24.
Фотографии предоставлены галереей
23.01.24. Галерея-мастерская ГРАУНД Солянка, продолжая программу студенческих проектов, представила выставку «Не смотри!» магистрантов ГИТИС, курса Марии Трегубовой «Художник в театре». Пять секретных пространств с работами пяти художников, участвующих в проекте, расположены в разных местах здания ГРАУНД Солянки. Магистранты-участники выставки: Сергей Рябов, Ольга Сикорская, Туся Ягубская, Алина Варламова и Нанна Шех. Внутри каждого пространства сосуществуют театральный макет к опере К.В. Глюка «Орфей и Эвридика», созданный в процессе учебы, и инсталляция, рассказывающая о посещении глубин Аида. Инсталляции выполнены на основе диалогов студентов с известными представителями современного художественного мира — поэтом Андреем Родионовым и композитором Владимиром Горлинским, художниками Гошей Острецовым, Ириной Кориной, Александром Петлюрой (Ляшенко). Перед магистрантами была поставлена цель инкорпорировать созданный в процессе учебы проект оперного спектакля в пространство галереи посредством тотальной сайт-специфик инсталляции. Задачи, поставленные мастером курса Марией Трегубовой и куратором-педагогом Катей Бочавар, превратили разрозненные уголки галерейного пространства в раскопки московской квартиры и заброшенный парк аттракционов, инфернальные пейзажи, закулисье оперного театра и золотой райский сад. Директор галереи Катя Бочавар: «Мне хотелось, чтобы в ходе работы над своими инсталляциями, студенты научились смотреть на задачу, поставленную перед театральным художником, не только через “зеркало сцены”, то есть ту часть пространства, которую в ходе представления видит зритель, но пробивать точки входа в драматургию с радикально разных сторон. Лучший инструмент для выполнения этого задания – современное искусство…». Авторы примерили ГРАУНД Солянку на себя и поселили в галерее истории исканий античного художника и рассказы об исследовании искусства современных авторов. Пять пространств выставки «Не смотри!» – начало пути поисков пяти художников их собственного голоса. Поиск этот вечен, как сама легенда об Орфее.
Фотографии предоставлены пресс-службой ГРАУНД Солянка
25.01.24. Московский музей современного искусства совместно с галереей OVCHARENKO представил выставку Егора Кошелева «Гештальт художника или внезапная ретроспектива». Ранние проекты Егора Кошелева были связаны с эстетикой граффити: художник некоторое время занимался этим видом уличного искусства. Затем в центре внимания Кошелева оказалась фигура художника: для него автор оказался даже интереснее собственного произведения. Так появился сюжет о выдуманном художнике – сюрреалистичный, пародийный, но также полный самоанализа. Сегодня художник использует цитаты из истории искусства от Ренессанса и реализма до стрит-арта и кино, сочиняя искусствоведческие ребусы и послания. В его сюрреалистичном мире мифологические монстры уживаются с современной модой и техникой. Кошелев продолжает работать с проблемой места художника в мире. Его альтер-эго «Последний художник» – рефлексирующий и амбициозный персонаж, характерный для московской арт-сцены. Ироничное название проекта «Гештальт художника или внезапная ретроспектива» по словам художника «уводит от удушающей серьезности высказывания». На выставке представлено более 80 произведений: графика, живописные произведения, объекты и скульптуры разных лет, а также специально созданные для выставки инсталляции. Проектом Егора Кошелева «Гештальт художника или внезапная ретроспектива» открывается совместная выставочная программы ММОМА и галереи OVCHARENKO. Выставка работает в ММОМА Гоголевский бульвар 10/1 до 17.03.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА
25.01.24. В арт-пространстве Cube.Moscow представлено 12 новых выставок современного искусства.
– В большом выставочном зале арт-пространства Cube.Moscow PA Galleryпредставляет коллективный проект «3 × 5», который посвящен подведению итогов первых пяти лет ее существования и представляет наиболее эмблематичные работы всех авторов круга галереи: Антона Конюхова, Андрея Волкова, Олега Хвостова, Анны Желудь, Алисы Гореловой, Адиля Аубекерова, Владимира Трямкина, Евгения Чубарова, Анны Казьминой, Андрея Сяйлева. В основе кураторского замысла проекта — идея о поиске этического и эстетического «кода» в деятельности галереи. В названии выставки заключена формула: частная энергия, помноженная на время. PA Gallery возникла и все эти годы работала как сообщество трех единомышленников-энтузиастов — Елены Паршиной, Надежды Аванесовой, а также партнера галереи Александра Баландина. Одно из главных действующих лиц проекта «3 × 5» — Катя Бочавар. Она выступает не только в роли куратора, но и художника: ее произведением становится тотальная инсталляция-экспозиция, объединяющая работы всех авторов выставки. Стратегия Кати Бочавар, стирающей границы между художником и куратором, состоит в уходе от концепции искусства как объекта в пользу искусства как средства расширения возможностей для зрителя. Работая на стыке дизайна, режиссуры, звука и видео, куратор создает тотальную инсталляцию как спектакль медиумов, воздействующих на все органы восприятия и в совокупности составляющих объемное высказывание, — своего рода эмоциональный ландшафт. Это пространство гибкости и подвижности чувства и мысли, предлагающее эмпатию для всякого, кто не стесняется быть любопытным. Для каждого, кто готов к вовлеченному неосуждению. Каждому, готовому быть больше, чем он есть.
– Персональная выставка Татьяны Ян «Обретенный сад» в галереяе КультПроект -пролог к выставке, которая должна состояться весной этого года в Риме в интерьерах базилики Santa Pudenziana. Экспозиция представляет собой единое целое: живопись, графику, авторские тексты, фотографии и фильмы о самом художнике. Сад Татьяны Ян – ключевой персонаж в ее размышлениях о времени, цикличности, бренности и поиске гармонии, ведущей человека по жизни.
– Персональная выставка Вадима Тишина «Маленький принц» в Kupol Galleryобъединяет серию графических работ, созданных по сюжету сказки Антуана де Сент-Экзюпери. Художник выбирает главным визуальным мотивом серии замочную скважину – через нее зритель словно подглядывает за героями сказки. Несмотря на название графической серии, главным персонажем в работах является не сам Маленький принц, а обитатели планет, которых он встречает на пути в поисках друга.
– Персональная выставка Славы Нестерова Will We Meet Tomorrow? в Syntax Gallery – погружение в глухую, засасывающую, глубокую чащу мира Торота, здесь автор продолжает водить зрителя по таинственным тропам внутри своего легендариума. «Toрoт» не является словом, оно является лишь схемой метатезы звуков в восточнославянских языках. Однако, превращаясь в буквенное выражение, оно становится палиндромом, читающимся одинаково слева направо и наоборот. Это, своего рода, слово – уроборос. Торот — пространство семиотических единиц, накладывающихся друг на друга в бесконечных сочетаниях. Мир Нестерова может существовать только постоянно разрастаясь, включая все новые и новые образы. Цифровые элементы дня сегодняшнего входят в сопряжения с архаичными техниками.
– Коллективная выставка «Корпус» – pop-up проект Московской школы современного искусства (MSCA), на выставке представлены работы студентов выпускного курса программы «Современное искусство» Московской школы современного искусства (MSCA). Осмысляя и прорабатывая свою художественную идентичность, художники Екатерина Герун, Елена Сурова, Сергей Ратничкин, Элли Алексеева, Дарья Сидорина задаются вопросами взаимодействия и позиционирования индивида.
– Персональная выставка Юли Шафаростовой «Зачем снятся сны?» в Most Wanted Gallery – обращение автора к своим детским снам и попвтка переосмыслить их значение. Графическая серия «Невероятные приключения Юли Шафаростовой» возникла как часть мифических размышлений о самой себе и призвана соотнести мечты и реальность. По словам Юли, с помощью такого метода художница выступает «моделью», раскрывающей рефлексивные стратегии для широкой публики и предлагает последовать за ней в увлекательную пучину собственного бессознательного.
– Персональная выставка Дениса Крюкова «Помехи» в галерее M.A.R.S.H. впервые демонстрирует серию графики, над которой автор работал последние два года. Художник Денис Крюков – личность легендарная. Писатель, редактор с многолетним стажем, основоположник «русского малышизма», недавно взялся за линер «по зову крови». Работы Дениса представляют собой зону пересечения визуального и текстового полей. В этой зоне становится очевидным принципиальное тождество графической линии и черты символа. Куратор: Роман Шалганов.
– Персональная выставка Екатерины Кудрявцевой «Отражения наблюдений» в Arts Square Gallerу состоит из серии живописных холстов и представляет собой не застывшее фиксированное высказывание, а, скорее, метафизические миры, где переплетаются ощущения реального мира как храма. «Однажды, приехав с мужем в нашу деревню Сулость, под Ростовом Великим, мы отправились в поля. Я долго любовалась далями. И вдруг из-под низкой тучи вышло вечернее солнце и прямыми лучами осветило отцветший иван-чай. Ярко зажглись на стеблях его покрасневшие листья. Я восхитилась и поняла, что увидела композицию. Приехав домой, в мастерской я написала этот иван- чай. Так было положено начало серии, которую я назвала «Травы и дерева». Позже, гуляя с мамой у нас в поселке Зеленоградский, я начала видеть композиции на пути наших прогулок. Мы идем медленно, неторопливо разговариваем. А я взглядом охотника брожу по травам и деревам. Смотрю и как будто новыми глазами вижу то, к чему давно привыкла. Увиденное складывается в композиции. Я нахожу все новые и новые образы», – Екатерина Кудрявцева.
– Персональная выставка Дениса Александрова «Грани» в галерее ЛУЧ с размышлениями о многогранности мира и жизненного пути, о духовном поиске и обретению веры, о способности огранить себя. Денис Александров известен как один из основателей и активистов художественной группы «Речники», которая с 1988 года, являясь пионером русского пироарта, проводила огненные перформансы, выступала в фестивальных и музейных программах на международных и российских площадках. Металлы, сталь, сварка, опен-эйры, пиротехника, огонь, риск, ожоги, травмы, юношеский и исторический запал. Но меняются обстоятельства и условия, меняется настроение.
– Коллективная выставка «Всё на своих местах» в галерее Небеса объединяет трех современных художников, работающих в разных техниках – Наталью Попову, Бориса Макарова и Марию Высотскую. Экспозиция нового резидента арт-платформы Cube.Moscow включает живописные, графические и скульптурные произведения авторов, рассуждающих о гармонии, различии и сходстве между живым и не живым. Сосуществуя в одном пространстве, раскрывая и дополняя друг друга, подчеркивая различия творческой манеры каждого художника, работы открывают неожиданный ракурс вещей и связей между ними. Куратор: Роман Куценко.
– Персональная выставка художника саша святоi «Эскапизм» в 159F Gallerie представляет собой, по определению автора, камеру наблюдения, капсулу. Это – искусство незримого, искусство искусственной мечты.
– Коллективная выставка «В своей тарелке» в галерее и арт-магазине Cubed собрала в экспозиции тарелки от современных художников и керамистов.
Фотографии предоставлены пресс-службой арт-платформы Cube.Moscow
25.01.24
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель