Арт-обзор 17.11-25.11.22

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Саша Пучкова Misonthrope, 2022. Фрагмент

18.11.22. В пространстве арт-платформы Cube.Moscow открылись новые выставки:

– в большом выставочном зале Cube.Moscow галерея Syntax представила персональную выставку Георгия Острецова «Самоцветы инакомыслия».  

– в своем стенде галерея Syntax представила персональную выставку Игоря Поносова «Вымышленное путешествие». Художник конструирует облик несуществующих городов из фрагментов однажды уже пройденных маршрутов: корешков билетов с именами далеких городов, карт с сетями незнакомых кварталов и других напоминаний о времени, когда мир еще стремился быть проницаемым и открытым, а у нас была возможность его исследовать.

– открылся проект Baseless love x Thewall.global – пространство проживания обмена эмоциями и чувствами. Baseless love в продолжении дадаистов и течения флюксус ставит под сомнение идею художника как единственного автора. Фактический релиз проекта был в апреле этого года на крипто-платформе thewall.global и представлял собой многослойную токенезированную коллекцию.

– галерея «Алиса» представила выставку Виктора Жданова «В тихие волны», названную по первой части художественного манифеста автора. В экспозицию входят автоматические рисунки, посвященные разочарованию в действительности, эскапизму и бегству в виртуальное государство kkatardaan. Это последняя выставка галереи в пространстве Cube.Moscow.

Исход. Над дно, 2022, бумага, карандаш

– в рамках pop-up проекта Altmans Gallery представила групповую выставку «По ту сторону зеркала. Интроспекция» – рефлексию на тему отражения, бессознательного и вытесняемого. Выставка включает в себя работы художников нескольких поколений: модернистов и деятелей современного искусства, зарубежных и российских. Среди представленных авторов – Сальвадор Дали, Эгон Шиле, Микеланджело Пистолетто, Такаси Мураками, Алексей Дубинский, Игорь Вулох, Ольга и Олег Татаринцевы, Евгения Войнар и другие.

Kupol Gallery представила выставку Валерия Харитонова «Мистерии», посвященную религиозным сюжетам. Художник создает самобытные, глубоко осмысленные серии работ, отличающиеся особым изобразительным языком. Они обращены не к одному лишь узкому кругу посвященных, но и доступны всем чувствующим проникновенное и возвышенное художественное мировосприятие.

– галерея «КультПроект» представила выставку «Когнитивные искажения» о взаимоотношениях между ландшафтом и человеком. В экспозиции собраны живописные работы Егора Плотникова, скульптура и видео-арт Константина Гребнева.

– галерея M.A.R.S.H. открыла выставку Пана Задорожного «Камо грядеши?». Показаны работы из серии, созданной в 2021 году, представляющие определенный этап в творческой эволюции художника, – разработку авторского каллиграфического стиля, напоминающего старославянские шрифты.

Время покажет, кого запомнят люди, когда нас уже не будет, 2021

Most Wanted Gallery представила персональную выставку Саши Пучковой Misanthrope – размышление о политиках тела. Медиахудожница погружает нас в виртуальный мир с помощью реальных объектов, используя инверсию техник.

Саша Пучкова Misonthrope, 2022. Фрагмент

– рамках pop-up проекта открылась выставка Brisko «Сейчастье». В экспозицию вошли главные работы художника за последние годы: живопись, гипсовые статуэтки «Че» (211 чебурашек), фарфоровые пистолеты, а также наброски, эскизы и записки. Они демонстрируют путь художника от всеобъемлющего внутреннего конфликта к объединению разрозненных частей его личности, интересов и проявлений в единое целое. Выставка организована при поддержке коммуникационного агентства ЁШ agency. 

Это просто моя работа, 2020 г.

– галерея и арт-магазин Cubed представила серию работ художницы Карины Барабановой «На вылет». Виды из иллюминаторов самолета –  это то, что обычно фотографируют и выкладывают в социальные сети счастливые путешественники в начале отпуска, но в последние месяцы подобные фотографии несут в себе другие эмоции.

Arts Square Gallery представила персональную выставку Андрея Ефимова «Монстры, игры и нейросети» – инфантильный и одновременно серьёзный рассказ художника об устройстве мира не только в наши дни, но и в любые из времён.

Андрей Ефимов. 1174W, 2022

Также новые выставки представили PA Gallery и Art it Easy.

В пространстве арт-платформы Cube.Moscow открылась первая ежегодная рождественская ярмарка современного искусства Ice Cube Art Show, демонстрирующая срез доступных произведений современных авторов. В проекте принимают участие резиденты Cube.Moscow, среди которых галереи Syntax, «Алиса», Art It Easy, Arts Square Gallery, «КультПроект», Kupol, M.A.R.S.H., Most Wanted и PA, а также галерея «Пальто». Художники-участники: Надежда Войнова, Дарья Коновалова-Инфанте, Евгений Куковеров, Кирилл Кто, Роман Манихин, Борис Матросов, Вадим Тишин, Евгений Чубаров, Иван Языков, Lota Lota и другие.

Дарья Коновалова-Инфанте, Из серии «Тайная жизнь вещей», 2022 (1)

Выставки работают до 18.12.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Cube.Moscow

18.11.22. В BURO ALL DESIGN открылась выставка учеников школы «бегемотописи» художника Ростана Тавасиева. Бегемотопись – это живопись мягкими игрушками, точнее, их образными проекциями акриловыми красками на холсте, соединение абстракции с реалистичным изображением. Автор техники – Ростан Тавасиев, современный художник, которому удалось создать «доброжелательную» абстракцию, повернуть искусство в человечное русло и снизить излишний пафос.

Ростан Тавасиев: «Остановленное время, застывшее движение, вроде как и абстрактная живопись, но если оставить игрушку на холсте, то вот он и вполне себе фигуративный персонаж, навсегда прилипший к холсту между прошлым и будущим, как мезозойский комарик, застывший в куске янтаря. Причем этот персонаж сам еще и немного автор картины». Выставка работает до 12.01.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

22.11.22. В Центре «Зотов» состоялось открытие выставки «1922. Конструктивизм. Начало». Первая выставка центра посвящена рождению конструктивизма – направления в искусстве, за десятилетие своего существования изменившего художественное творчество всего XX века. Проект представляет единство и многообразие послереволюционного русского авангарда, наследующего художественным поискам предыдущего десятилетия. Для конструктивизма 1922-й стал годом выхода в практическое поле – «лабораторные» разработки 1910-х проверялись на деле в самых разных сферах жизни и творчества, музыке, кино, театре, архитектуре и даже в повседневной рутине работников заводов и фабрик. Героями выставки стали ключевые для развития искусства XX века авторы: Василий Кандинский, Александра Экстер, Любовь Попова, Александр Веснин, Ольга Розанова, Наталья Гончарова, Велимир Хлебников, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Владимир Татлин, Александр Родченко, Варвара Степанова, Всеволод Мейерхольд, Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Дзига Вертов, Моисей Гинзбург, Алексей Гастев и другие. В экспозицию войдит более 300 экспонатов из 17 российских музеев и институций: Государственной Третьяковской галереи, Музея архитектуры им. А.В.Щусева, Русского музея, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, Государственного музея В.В.Маяковского, Политехнического музея, Музея кино, Музея музыки, Государственного музея истории российской литературы им. В.И.Даля, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Российского государственного архива литературы и искусства, Российской государственной библиотеки, Госфильмофонда России, Российского государственного архива кинофотодокументов, Международного архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова, Московского академического театра им. Вл. Маяковского.

Фасад здания центра «Зотов»

 

Также на выставке будут представлены произведения из 5 частных собраний: архива Александра Родченко и Варвары Степановой, коллекций Иветы и Тамаза Манашеровых, Романа Бабичева, семьи Митурич, семейного архива Ильи Уткина. Кураторы выставки: Полина Стрельцова, историк архитектуры, Анна Замрий, архитектор, Константин Дудаков-Кашуро, кандидат культурологии. Идею первой выставки центра «Зотов» предложил Дмитрий Озерков. Проект экспозиции, продвигающий идею экологичности и экономичности в подходе к организации выставок, разработан архитекторами Сергеем Чобаном, Алиной Гарновской и Александрой Шейнер.

Александр Родченко Эскиз иллюстрации к первому изданию поэмы В. Маяковского «Про это». Часть 2. Глава «Повторение пройденного» 1923.

Центр «Зотов» – первая в России институция, полностью посвященная наследию конструктивизма. «Зотов» расположился в отреставрированном Хлебозаводе №5 имени Зотова на Ходынской улице в Москве. Сегодня здание является памятником архитектуры и наделено статусом объекта культурного наследия регионального значения. Авторами идеи центра выступили банк ВТБ и архитектурное бюро «СПИЧ» под руководством Сергея Чобана. Партнерами центра «Зотов» выступают Государственная Третьяковская галерея, Музей архитектуры имени А.В.Щусева, в сотрудничестве с которыми планируется развивать грантовые программы и исследовательские проекты.

С открытием центра стартует и просветительская программа. Она состоит из свободных для посещения по регистрации лекций по разным направлениям: архитектура, кино, дизайн, мода, искусство. Также будут проводиться экскурсии по зданию и выставке и тематические практические занятия для детей. Выставка работает до 12.03.23.

Событийная программа в центре «Зотов» представлена на сайте: www.centrezotov.ru

Фотографии предоставлены pr-bureau Vesnaskoro

 22.11.22. В Гостином дворе состоялось превью 48-го Российского Антикварного Салона & Lifestyle «Искусство интерьера», объединяющего все сферы коллекционирования и представляющего  российских дизайнеров, а также мебельные, интерьерные и текстильные бренды. Проект реализуется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Департамента культуры города Москвы. «Русский стиль» выбран главной темой Салона, и соединяет в единое целое все разделы выставки: классическое, ювелирное искусство и дизайн интерьера. Сочетая в себе практики из разных культурных традиций, представленные на выставке коллекции пытаются представить вектор развития искусства от прошлого к будущему.

Более 250 российских галерей представляют коллекции произведений классического и ювелирного искусства. На стендах можно увидеть как редкие работы художников русского авангарда, в частности, Марка Шагала, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, так и классиков живописи XIX –- начала XX века, в том числе Ивана Шишкина, Ильи Репина, Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова и Василия Поленова. Также представлены работы западно-европейского искусства XVI-XVII веков музейного значения, в том числе работа Лукаса Кранаха младшего  «Портрет Иоганна, курфюрста Саксонского», произведение Мастера из Франкфурта «Мадонна с младенцем и ангелами с атрибутами страстей».

Специальный проект Lifestyle «Искусство интерьера» посвящен предметам интерьера и представляет более 40 российских дизайнеров и компаний. Самостоятельной частью выставки стала специальная экспозиция «Русский интерьер», в качестве куратора которого выступила дизайн-эксперт Евгения Микулина.

Создание интерьера — это прекрасный способ выразить свою индивидуальность. Проект Lifestyle «Искусство интерьера» представлен более 40 компаниями. В экспозиции «Русский интерьер» принимают участие, в том числе – Полина Пидцан, Татьяна Миронова, Алексей Бочков, DC Gallery, и галерея ковров и гобеленов ручной работы Atelier CHOUTKO, чьей специализацией являются советские и российские винтажные и современные авторские ковры и гобелены. Галерея активно сотрудничает с известными современными российскими авторами и формирует коллекцию гобеленов, сотканных начиная с 1960-х годов. На своем стенде  галерея показывает шедевр 1966 года – гобелен «Энергия» художницы Альбины Воронковой – произведение шпалерного искусства редчайшего качества, имеющий художественную и историческую ценность. В экспозицию также входят предметы из коллекции DC Gallery – живопись и графика нескольких российский авторов и коллекционные предметы интерьера в стиле бразильского модернизма середины XX века .

 Фотографии предоставлены Atelier CHOUTKO

На стенде галереи Milli.Art в рамках проекта «Русский интерьер» представлена интерьерная инсталляция «Жизнь в стиле буги». Предметы искусства из коллекции галереи вступают в декоративное взаимодействие с дизайнерскими объектами, созданными Анной Муравиной и ее учениками, а также дизайнерами Екатериной Ребровой и Анной Путиловой. Общая стилистика коллекций Муравиной, Путиловой и Ребровой отсылает к стилистике 1970-х годов, что соответствует более широким тенденциям в дизайне интерьера. Знаковыми чертами это эпохи были округлые формы и яркие цвета в мебели. Привлекательной это эстетика остаётся и сегодня. С референсами к футуристическому кино», поп-арту, психоделическим советским мультфильмам и связана эстетика инсталляции на стенде. Также представлены работы художников Сергея Суровцева, Гамы Маликовой, Алексей Ланцева, Александры Ярмольник, в сочетании которых сходятся образы русской традиционной культуры и современные актуальные практики.

Посетители смогут принять участие в деловой программе, где будут сформулированы ориентиры для развития отрасли в будущем. В этом году совместно со школой «Алгоритм» впервые организована детская программа. 48-й Российский Антикварный Салон & Lifestyle «Искусство интерьера» открыт для посещения по 27.11.22.

Фотографии предоставлены ArtPr International

22.11.22. FineArt Gallery представила групповую выставку в честь 30- летия галереи: «ОСОЗНАННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА ВО ВРЕМЕНИ».  Aнглийское слово «mindfulness» («осознанность») достигло своего рекорда популярности в Google-запросах. В самом простом смысле под осознанностью подразумевается секулярная медитация – умение выровнять эмоциональные качели и погрузиться в момент «здесь и сейчас» без чего-либо дополнительного. Но осознанность – это больше, чем просто «здесь и сейчас». Она является инструментом самопознания, саморазвития и управления нашим внутренним состоянием. В 2022 году Галерея « Файн Арт» празднует свой 30-летний юбилей и решила его посвятить теме осознанности. Специально для выставочного юбилея несколько авторов создали свои произведения для проекта «осознанность пространства во времени. Участники выставки: Д. Шорин, Е. Белявская, А. Кузнецова-Руф, А. Савко, С. Головач, М. Янковская, Л. Бруни, Т.Смирнов, В. Кошляков, И. Коршунов, В. Дубоссарский, Д. Колистратов, К. Звездочетов, С. Шаблавин, Е. Шадко, Г. Солнцев, В. Ерещук, К. Данилов Zmogk, А. Йигидер, М. Белова и А. Политов. Выставка работает до 22.01.23.

22.11.22. В галерее JART открылась персональная выставка художницы Насти Миро «Траектория энергии». Проект посвящен идее «сталкерства» – виду индустриального туризма по покинутым местам и объектам – и его влиянию на психоэмоциональный фон человека. Мотивация стать «сталкером» может быть разной – от выброса адреналина до научного познания, но для автора Насти Миро стимулом стал вопрос о взаимном влиянии окружения и эмоционального фона человека. Местом для художественного исследования стала Кызылординская область Республики Казахстан, которая сочетает в себе не только бескрайнюю степь со множеством артефактов, но и закрытую площадку, где расположен космический корабль «Буря». В основе проекта лежит путешествие Насти по безлюдной степи и заброшенному космодрому. Художественный метод Миро строится на исследовании канонов живописи и отличается высокой детализацией. Работая в направлении гиперреализма Настя создает новое ощущение реальности за счет высокого качества проработки визуального материала, изначально основанного на имитации жизни.  Куратор выставки «Траектория энергии»: Света Керро. Выставка работает до 13.12.22.

«Не доехал», холст, темпера, 2022

Фотографии предоставлены галереей JART

24.11.22. Третьяковская галерея представила выставочный проект, посвященный 150-летию со дня рождения Алексея Щусева – одного из крупнейших отечественных архитекторов, блестящего рисовальщика, оригинального музейного куратора. Центральной темой выставки «Алексей Щусев. Архитектор, художник, директор. К 150-летию»  стал Музей , как цель и особенность мышления Щусева. В экспозицию вошли архитектурные проекты, эскизы оформления интерьеров, уникальные фотографии, связанные с самыми значительными творениями Щусева в области храмового и гражданского зодчества в Москве — Марфо-Мариинской обителью и Казанским вокзалом. Многие произведения и документы экспонируются впервые. Графические работы мастера представлены в одном пространстве с произведениями знаменитых художников эпохи модерна, также привлеченных к этим проектам: А.Н. Бенуа, З.Е. Серебряковой, М.В. Добужинского, Б.М. Кустодиева, Е.Е. Лансере и М.В. Нестерова. Алексея Щусева с полным основанием можно назвать Созидателем Музеев. За его плечами большой опыт в том числе и музейного проектирования, где он зачастую был идеологом и автором концепций. Обе творческие ипостаси Щусева – архитектора и музейного куратора – переплелись во время его работы в Третьяковской галерее сначала в качестве директора (1926–1928), а затем главного архитектора (1928–1929).

Щусев внес огромный вклад в развитие Третьяковской галереи. Представленные на выставке материалы позволяют оценить масштабность замыслов «архидиректора» Щусева, степень его вовлеченности в жизнь музея, качество и смелость осуществленных под его руководством экспозиций, точность его градостроительных предвидений. Экспозиция Третьяковской галереи дает возможность оценить Щусева как одного из самых блестящих рисовальщиков эпохи модерна, представляет многогранность таланта мастера, обладавшего качествами архитектора, рисовальщика и музейного куратора. Выставка работает в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке в залах 49-54 до 14.05. 23.

Фотографии из фотогалереи ГТГ

24.11.22. «Открытый клуб» представил выставку мастера станковой и монументальной живописи, профессора Ивана Лубенникова, широко известеного в России и за рубежом. Художник составил обширную галерею портретов, натюрмортов, пасторальных и жанровых сцен провинциальной и городской жизни, создав неповторимый живописный язык. Участвовал в оформлении станций Московского и Парижского метрополитена, оформлял фасады и интерьеры общественных зданий, а также долгие годы преподавал в родном вузе – МГАХИ имени В. И. Сурикова. В графических сериях, представленных на выставке, художник раскрывает женский образ крайне минималистичными средствами: перед нами белый лист и точная, лишённая всего необязательного линия. Обращаясь к вечным сюжетам – античным образам Европы и канонической теме «художник и модель» или изображая «натурщицу Нину», Лубенников с одинаковой любовью и мастерством передаёт наблюдённый характер, наделяя полувымышленных, полуреальных персонажей выразительной пластикой движения собственной руки. Выставка работает по 06.12.22.

Фотографии предоставлены галереей «Открытый клуб»

24.11.22. В галерее «Наковальня» по результатам осеннего Opencall среди студентов и выпускников Universal University состоялось открытие выставки «Как я стал Хаосом». В экспозиции представлены художественные работы, выполненные в разных медиумах, от живописи до инсталляций и AR. UU, от более 15 молодых авторов. Илья Овчаренко, основатель галереи «Наковальня»: «Галерея во многом создана для того, чтобы дать возможность молодым талантам проявить себя, заявить на весь мир, что они могут, чувствуют и умеют. Это кропотливый процесс поиска и отбора, который мы с радостью разделяем с Universal University, лучшие из лучших студенты и выпускники которого покажут свои актуальные работы в стенах галереи». Многие произведения на первый взгляд кажутся яркими и местами шутливыми, но художественные описания к ним полны тревожности и множества вопросов без ответов. Привычный нам мир рушится под влиянием смутных мировых событий, старые парадигмы уходят, не оставляя возможности на тщательное планирование дальнейших социальных стратегий. Это выражается в изменениях не только в глобальных процессах, но и в нашей деятельности, привычках, ежедневной рутине и, наконец, в образе наших мыслей, что приводит к ощущению потери контроля и попадания в бесформенное пространство хаоса. В желании разобраться, что привело человечество и каждого из нас отдельно к такому состоянию, некоторые художники обращаются к теме воспоминаний и прошлых впечатлений от окружающего мира, складывая узнаваемые паттерны времени своего детства в новые узоры или воссоздавая целое полотно времени по мотивам рассказов бабушки. Другие предлагают вместе со зрителями с помощью интерактивных AR-технологий настроить баланс между социальными и личными потребностями или залезть внутрь гигантской головы, представив её театральной сценой, и разложить в ней по полочкам всё, что не укладывается в собственную голову. Михаил Левин, директор Московской школы современного искусства: «Мы очень рады, что у студентов и выпускников есть такая возможность – выставить свои проекты на внешних площадках. На мой взгляд, давать молодым авторам высказаться и порефлексировать в текущем моменте, в текущих условиях, а также поделиться своими размышлениями, мыслями, идеями в профессиональном поле крайне важно особенно сейчас. Это здорово, что данный Opencall был сделан в рамках университета, это позволило поучаствовать в нем не только тем студентам и выпускникам, которые работают в поле современного искусства, но и более широкой творческой аудитории». Выставка работает до 07.12.22.

 

7 декабря в 19.00 в галерее «Наковальня» в последний день работы выставки работ студентов и выпускников Universal University «Как я стал Хаосом» состоится лекция “Карьера художника” . Лекция обобщает стратегии карьеры художника, общие принципы которой схожи в любой стране и в любое время. Она состоит из трех блоков, отвечающих на главные вопросы: основные составляющие карьеры художника; какие шаги можно сделать, чтобы остаться в истории; как быть востребованным на арт-рынке. Лектор: Надя Октябрь, специалист в сфере современного российского искусства и арт-рынка, приглашенный куратор. Вход на лекцию свободный  

Фотографии предоставлены галереей «Наковальня»

24.11.22. Галерея «Квартира S» и коллаборация независимых художников «50/50» подготовила выставку совместно с комплексом «Варшавские бани» с вернисажем 24.11.22.  Коллективная выставка «Пополам» объединяет десять художников, в экспозицию входят как самостоятельные работы авторов, так и картины, созданные художниками в парах: один автор выполнял работу на 50%, а затем передавал ее своему напарнику для завершения в своем стиле. Таким образом, картины группы «50/50» созданы двумя художниками. Акцент сделан на многообразии художественных техник и стилей. «Ирония, юмор, дерзость, абсурд, сумасшествие, нарушение правил и буйство красок. Выставка «Пополам», вопреки своему названию, не делит положительные эмоции на два, а умножает их, как минимум, на десять. А пространство комплекса «Варшавских бань» – идеальное место для всего этого «хулиганства», в лучшем смысле этого слова», – директор галереи «Квартира S» Олеся Суджан. Выставка работает до 01.02.23.

Климов Павел-SIEVA

Фотографии предоставлены галереей «Квартира S»

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться: