Арт-обзор 16.12-23.12.21

 

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

*В связи с осложнившейся эпидемиологической ситуацией заранее уточняйте условия посещения и приобретения билетов на официальных сайтах музеев и галерей.

 

16.12.21. КРОКИН ГАЛЕРЕЯ представила выставку Софии Инфанте «Архитектура невозможного». Куратор галереи Александр Петровичев: «Вариативные игры с пространством, сдобренные многообразием осмысления этого непрерывного процесса, сообразующегося в единую систему динамичного концепта, созидают нечто новое, подвижное, лишённое каких-либо констант и более соответствующее снам «о чём-то большем», нежели устоявшейся данности.

Софья Инфантэ, создавая цикл макетов-рельефов из бумаги … продолжает нескончаемую игру, формулируя собственное высказывание, собственную претензию на выход в категории невозможного. Безусловно, решая свои задачи, она не может не учитывать опыта и содержательных положений своих предшественников – классиков советской конструктивистской архитектуры Якова Чернихова и Ивана Леонидова или близких ей по времени художников концепции «Бумажной архитектуры». Выставка работает до 09.01.22.

Фотографии предоставлены автором

16.12.21. Галерея-мастерская ГРАУНД Солянка представила международную выставку «Код искусства», на которой представлены проекты известных авторов медиа-искусства, молодых художников, разработчиков и энтузиастов машинного обучения, созданные с применением нейронных сетей. Выставка представляет различные взгляды на искусственный интеллект: от экспериментов с эстетикой и возможностями нейронных сетей до исследования алгоритмов распознавания лиц, от критического понимания влияния нейронных сетей на человека и общество до футуристических проектов на пересечении искусства и спекулятивного исследования потенциала искусственного интеллекта. Цель проекта – погружение зрителя в исследование взаимодействия человека с искусственным интеллектом. Способен ли искусственный интеллект творить? Как искусственный интеллект влияет на человека, культуру, искусство и общество? Возможно ли совместное творчество человека и машины? Какой потенциал у такого взаимодействия и как его оценить? – ответы на эти и многие другие актуальные вопросы новой цифровой реальности организаторы выставки предлагают зрителям найти через непосредственный опыт взаимодействия с интерактивными арт-проектами. Выставка организована по инициативе компании Naumen, куратором выставки выступает Елена Никоноле – медиахудожница, работающая в области гибридного искусства и искусственного интеллекта. Параллельная программа опубликована на сайте галереи. Выставка работает до 06.02.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи-мастерской ГРАУНД Солянка

17.12.21. Музей «Новый Иерусалим» открыл масштабный выставочный проект «Азбука шедевра», объединяющий более 120 работ 81 художника, в том числе Казимира Малевича, Василия Кандинского, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Дейнеки, Валентина Серова, Зинаиды Серебряковой, Ивана Айвазовского, Аристарха Лентулова, Натальи Гончаровой. Среди знаковых экспонатов выставки «Купчиха» и «Русская Венера» Бориса Кустодиева, «Косарь» Казимира Малевича, «Кацапская Венера» Михаила Ларионова, «Старая мельница» Василия Поленова, «Импровизация №209» Василия Кандинского, «Закат» Архипа Куинджи и другие. Многие работы специально к выставке прошли научную реставрацию. Экспозиционное пространство выстроено вокруг тридцати трех букв русского алфавита, каждая из которых объединяет произведения разных авторов, периодов и эпох. Алфавит представляет собой естественную навигацию по выставке, ведя зрителей через залы. Каждая буква является тематическим разделом выставки – она дает начало слову, вокруг которого выстраивается основной нарратив, и открывает одну из тридцати трех глав повествования. «В» – воздух, «З» – зеркало, «О» – орнамент, «Ф» – фактура и так далее. Ксения Новохатько, участник кураторской группы проекта: «Заглавная цитата выставки, позаимствованная нами у Василия Кандинского, объясняет многое в подборе работ и их сопоставлении: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров». Мы стремились выявить это столкновение, как постоянный процесс поисков, не занимать ту или иную сторону. Время идёт, новаторское становится устаревшим, давно забытое запускает новую волну изменений. И этот процесс постоянен. Бурлящий мир живописи». Выставка продлится до 19.06.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея «Новый Иерусалим»

17.12.21. Фонд Ruarts представил масштабную выставку российских художников с бэкграундом в граффити и уличном искусстве. Это наиболее полноценное осмысление того, как вчерашний андеграунд становится частью мирового художественного контекста. Сценография экспозиции выстраивает связанную линию закономерностей: от андеграундной, дерзкой среды заброшенных зданий через нищету недостроя – к стерильному «белому кубу» галерей. На выставке представлено 44 художника и более 90 их работ, созданных в разных техниках и видах медиа: видео, инсталляция, живопись, скульптура и фотография.

Именно Фонд и галерея Ruarts, начиная с 2014 года, помогли большому числу художников совершить переход на территорию современного искусства фактически с улицы, и проект TRUE ЛИ продолжает наблюдение за их развитием и трансформациями. Вынося искусство на улицы, пионеры стрит-арт-движения в 1960-е в Европе и Америке освободили искусство от ограничений галерейных стен, изменили представление публики о том, где и как можно смотреть на искусство. С принятием и утверждением новых форм в арт-институции возвращается то искусство, которое когда-то стихийно выросло на улице. Этот переход свидетельствует о все более истончающихся границах между пространствами, которые еще недавно не пересекались, и о все большей доступности искусства для широкого круга зрителей. Уличное искусство в своей эволюции сохраняет дух бунтарства, провокации и социальный подтекст, но его стиль, отточенный на улицах, подчас обретает все более рафинированную форму, а персональные выставки позволяют художникам выходить из тени анонимности и укреплять свой статус в арт-мире. 

Название выставки отсылает к одноименной работе Александра Жунёва «True Ли» – подвижной конструкции, которая, занимая одно из центральных мест на выставке, является олицетворением движения, свободы и спонтанности, бесконечной борьбы за власть. Раскачиваясь, гигантские ладони создают эффект трения. Главное, если вы оказались внутри, не утратить свою позицию. Выставка работает до 15.05.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Фонда Ruarts

20.12.21. Мультимедиа Арт Музей, Москва открыл первую международную биеннале «Искусство будущего/Art for the future». Биеннале представляет художественные проекты на основе новейших технологий Индустрии 4.0 (нейросети, робототехника, 3D-анимация, виртуальная и дополненная реальность), рефлексирующие те изменения, которые технологии привносят в жизнь каждого человека и общества. Интерактивные инсталляции позволяют зрителям стать соучастниками творческого процесса. Биеннале проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Биеннале «Искусство будущего/Art for the future» открывается в Год науки и технологий. Искусство всегда зависело от уровня технологического прогресса, так рождались новые виды искусства, например, фотография, кино, видео-арт, интернет-арт и др. Искусство XXI века обращается к стремительно развивающимся современным технологиям, принципиально меняется методология создания арт-объекта, форма презентации, способы и каналы коммуникации со зрителем. Расширяются сферы, на которые обращается художественная рефлексия артистов. В офлайн-программе биеннале участвуют 60 проектов, 23 из которых – проекты иностранных участников, в том числе таких звезд мирового современного искусства, как израильская художница Михаль Ровнер, международная арт-группа teamLab, британские художники Stanza, Энтони Гормли, Филип Колберт, Эд Форниелес и Random International, исландский художник Олафур Элиассон и др. В биеннале принимают участие классики российского современного искусства: группа AES+F, Павел Пепперштейн, Аристарх Чернышев и др. Среди российских художников – 16 выпускников Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, получивших российское и международное признание: Михаил Максимов, Анна Ротаенко, Наталья Алфутова, Валентин Фетисов и др.; широко известный своими интернет-арт проектами и постинтернет-арт проектами Дмитрий Кавка; такие художники из Санкт-Петербурга, как Максим Змеев и YOmoYO (Максим Свищёв); художница из Краснодара Екатерина Попович; творческая группа «Музей вечно играющих аттракционов» (Анастасия Крохалева и Денис Перевалов) из Екатеринбурга; художницы Кира Вайнштейн из Великого Новгорода, Анна Толкачева из Нижнего Новгорода и Катя Пряник из города Пушкино и др.

Многие произведения биеннале создавались творческими группами, в которые кроме художников входили ученые, а также специалисты по новым технологиям, например, проект лауреата Нобелевской премии по физике 2010 года Константина Новоселова, работавшего в кооперации с художницей Кейт Доуди и студией Stain, представленный на биеннале Aksenov Family Foundation, а также проекты 18apples, teamLab, Мастерской 15 и др.

Некоторые из представленных проектов были созданы специально для биеннале: «Сверхпотребитель» Аристарха Чернышева, The Network Анны Ротаенко, «Грибной фонтан и небесная чаша Петри» Паруйра Давтяна, «Чаща» Сергея Шутова, «Работа над железом» Дмитрия Кавки, adad ::vtol:: (Дмитрия Морозова) и др.

После завершения фестиваля «Искусство будущего/Art for the future» в Москве, произведения будут представлены в российских регионах до конца 2022 года. В рамках биеннале запускается цифровая платформа artforthefuture.art для представления российского и зарубежного цифрового искусства. Биеннале будет сопровождаться большой офлайн- и онлайн-образовательной программой в области искусства, новых технологий и фундаментальной науки. В параллельную программу биеннале входят проекты, которые представлены в «Лаборатории Принятия Будущего» (ВДНХ, павильон № 2) и выставка «Код искусства» в галерее ГРАУНД Солянка (куратор: Елена Никоноле). В марте 2022 года в рамках биеннале «Искусство будущего/Art for the future» пройдет одноименный международный симпозиум. Также в рамках биеннале запланированы мастер-классы российских и международных художников и специальные образовательные программы для детей. В Мультимедиа Арт Музей, Москва выставка работает до 03.04.22.

Листайте галерею>>>

Фотографии предоставлены пресс-службой Мультимедиа Арт Музей, Москва

20.12.21. Онлайн-галерея SAMPLE совместно с галереей Shaltai Editions и при поддержке Московского музея современного искусства представила выставку «Возвращение домой» – второй из шести совместных проектов, в рамках трехлетнего сотрудничества ММОМА и SAMPLE. Экспозиция состоит из произведений десяти молодых и уже состоявшихся авторов, работающих в разных техниках: графика, керамика, фотография, скульптура и инсталляция. В российской и западной культурах новогодние праздники традиционно считаются периодом семейного воссоединения, многие приезжают домой. Не сам факт возвращения, а путь к нему и то, какие мысли и чувства нас одолевают во время паломничества к дому или же невозможности к нему вернуться – основная тема исследования выставки. Художники: Кристина Аксентова, Алиса Гвоздева, Федор Дьяконов, Родион Китаев, Екатерина Коста, Оля Кройтор, Таус Махачева, МишМаш, Хаим Сокол, Ольга Шурыгина. Кураторы: Анна Наумова, Моника Норс, Софья Симакова. Выставка работает до 23.01.22.

Екатерина Коста Из серии “Сезон Морошки”, 2017 Пигментная печать, тираж 10

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

21.12.21. В арт-пространстве Cube. Moscow открылись новые выставки:

в галерее Syntax выставка Натальи Стручковой «Loop». Наталья Стручкова, художница: «Принято считать, что старые зеркала хранят в себе отражения всего того, что они повидали за всю жизнь. Я насыщаю антикварные рамы образами веб-археологии — анимированными гифами. Техника изображения – объёмная лентикулярная печать, передающая анимацию. Зачастую изображения раннего интернета демонстрировали нам нечто безусловно узнаваемое и природное: звездное небо, дождь или огонь. Они отображались в цикле, в бесконечной анимации, моменте, который существует вечно. Мне хотелось бы прочувствовать эту нелинейную связь времен – старая рама, гиф эпохи 1990-х, ультрасовременная техника лентикулярной печати и природные стихии, обретшие вечность с помощью функции loop». ( от англ. Loop – фрагмент звуковой или визуальной записи, замкнутый в кольцо (петлю) для его циклического воспроизведения.)

Паук

в Kupol Gallery «Вертеп» совместная выставка Тимофея Караффа-Корбута и Григория Мумрикова. В экспозицию входят графические работы и лайтбоксы, посвященные религиозным сюжетам и образам святых. Серия лайтбоксов, выполненная художниками в соавторстве, создавалась специально для проекта в Cube.Moscow.

в галерее и арт-магазине Cubed выставка «Panthera tigris altaica» московского дизайнера и художницы Ольги Никич. На ней представлены работы на шелке – их сюжет продолжает серию агитационных платков дизайнера, посвященных защите окружающей среды.

Ольга Никич. Платок Panthera tigris altaica.

в галерее «Культпроект» выставка фоторабот «Still Life/Тихая жизнь» художника Максима Ксуты, которые вдохновлены творчеством двух американских художников-абстракционистов Клиффорда Стилла и Сая Твомбли. Первая группа фотографий вдохновлена работами американского художника Клиффорда Стилла, чей стиль был обозначен критиком Климентом Гринбергом как «живопись цветового поля» и чью нефигуративную живопись можно рассматривать как разновидность абстрактного экспрессионизма. Цветовое поле характеризуется большими полями плоского сплошного цвета, распределенными по холсту или окрашенными в пятна, создавая участки непрерывной поверхности и плоскость изображения. Вторая группа фотографий, показанная в свое время как отдельный проект под названием «Сай», родилась в результате размышлений о природе абстракции и о творческом феномене загадочного абстрактного художника Сая Твомбли. Максим Ксута, художник: «Я вдруг подумал, что название Still Life, переведенное не как “натюрморт”, а буквально как “тихая жизнь” не только будет отражать ту тихую застывшую зимнюю природу на фотографиях, но и зарифмуется с именем Клиффорда Стилла.»

 

в Arts Square Gallery групповая выставка «Festival of Art» – живописные и графические произведения таких художников, как Серафим Павловский, Владимир Курдюков, Лариса Ломакина, Елена Фигурина, Юлия Сопина, Марина Колдобская и Алексей Кирьянов.

Выставки работают до 26.01.22.

галерея МассАрт в Cube. Moscow представила выставку «Тайное повседневное» с участием художников Аси Заславской, Вадима Тишина и Алины Клаванской. Метафизика реальности такова, что один из самых  стабильных элементов  повседневности – это неожиданность. Художники исследуют тему бесконечно изменчивой повседневности с ее явным и тайным. Выставка работает до 28.12.21.

Алина Клаванская Кем я стану, когда ещё немного вырасту 2021

 

-художник Нат Апанай, обращаясь к теме творческого процесса и его результата – к феномену возникновения конечной формы из бесконечного моря возможностей, представила свою персональную выставку «Big Time Sensuality». Куратор проекта Ирина Шульженко отмечает, что в работах Нат Апанай завораживает смелость: «как в формальных поисках, так и в способах самовыражения она обращается к трансцендентным вопросам философии через живописные образы, что в какой-то мере действительно роднит ее творческий метод с подходом философов-поструктуралистов». Выставка работает до 31.12.21. 

Фотографии предоставлены пресс-службой Cube. Moscow

 

21.12.21. В Новом Манеже при поддержке Департамента культуры города Москвы открылась выставка «Константин Коровин и его ученики». Ретроспектива живописных и театральных произведений одного из основоположников импрессионизма в отечественном искусстве и его учеников приурочена к 160-летию со дня рождения художника, театрального декоратора и литератора К.А. Коровина и включает более 40 работ из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций. На выставке представлены редкие фотоматериалы, фрагменты литературных записок К.Коровина. Ряд текстов писем художника к друзьям предоставлены Государственной Третьяковской галереей, в рамках выставки демонстрируются короткометражные документальные фильмы о Коровине и его влиянии на русское искусство. Куратор проекта Любовь Агафонова. К выставке приурочена образовательно-просветительская программа: лекции и занятия, посвященные импрессионизму, творчеству К.Коровина, московской школе живописи. Выставка работает по 27.02.22.

23.12.21. Фонд Stella Art Foundation представил проект Игоря Самолета «Всё, что мы помним», созданный художником специально для пространства Фонда. Используя в качестве материала для инсталляций документацию своей каждодневной активности в социальных сетях, автор обращается к темам повседневности, личной и коллективной памяти. В новом проекте Игорь Самолет представляет фантастический городской пейзаж далекого катастрофического будущего. Главный зал фонда превратился в полуразрушенную руину загадочного культового строения, стоящего посреди замусоренного пустыря. Стены здания покрыты документацией изображений из «историй» автора в социальных сетях – кратковременного формата сообщений, в котором контент живет не больше суток. Внутри заброшенной «часовни памяти» звучит роботизированный речитатив под звук умирающих планет. Текстом к этой песне послужили письма, обнаруженные внутри «капсул памяти», заложенных в конце ХХ-го века, содержание которых автор собирал в течение последних нескольких лет. В этих записках люди прошлого обращаются к нам настоящим, завидуют нам и фантазируют об утопическом будущем, в котором мы сейчас живем. К этим документам Самолет добавляет слова своих современников, предложив им представить образ далекого будущего и оставить послание потомкам. Вокруг забытого мемориала валяется разнообразный хлам: вещи, брошенные людьми будущего, словно в спешке покинувшими планету, цифровой мусор и прочие артефакты культа и быта погибших цивилизаций. Выбирая ироничную форму пост-апокалиптического фикшена, Игорь Самолет с необычайной проницательностью указывает на состояние сегодняшнего дня. Работая в рамках документального жанра, средствами фиксации интернет-дневника, автор ищет в моментах личной истории признаки общественных изменений. Подвергая анализу коллективное цифровое тело, художник фиксирует момент перехода того, как событие, важное только для личной истории отдельно взятого человека, вдруг становится важным для многих и оказывается лейтмотивом целого поколения.

Выставка работает до 27.02.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой ArtPR International

23.12.21. Центр современного искусства Винзавод представил новогодний проект в рамках совместной инициативы Фонда поддержки современного искусства Винзавод и издательства Формат Один WIN-WIN. Концепция «win-win» была предложена в 1981 году профессорами Гарвардского университета Роджером Фишером и Уильямом Юри. Это то взаимодействие участников процесса, при котором обе стороны остаются в выигрыше. Совместная инициатива Фонда поддержки современного искусства Винзавод и издательства Формат Один как раз направлена на эффективный и продуктивный доступ к искусству и творческим процессам для всех. Идейные создатели проекта – Эльчин Али-заде, один из организаторов принт-маркета Вкус Бумаги и основатель издательства Формат Один, и Сабина Чагина, руководитель и куратор направления Urban + Art Фонда поддержки современного искусства Винзавод и сооснователь биеннале АРТМОССФЕРА. Сабина Чагина: «В рамках направления Urban + Art, которое появилось весной 2021 года, мы рассматриваем и тестируем разные форматы, кроме уже привычных, как биеннале АРТМОССФЕРА. Начали с событийных форматов: проводим маркет современного искусства WIN-WIN, встречи и теннисные турниры среди художников, открыли магазин тиражного искусства WIN-WIN, формируем вокруг себя сообщество, всячески обозначаем свое присутствие и открытость, чтобы создать новые точки притяжения внутри старейшей институции Москвы – ЦСИ Винзавод». Предновогодний WIN-WIN для широкой публики будет проходить на Винзаводе 25-26.12.21.  

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться: