Арт-обзор 16.09-23.09.21

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

18.09.21. Музей-заповедник «Царицыно» при поддержке Департамента культуры города Москвы в партнерстве с Благотворительным фондом Владимира Потанина, Фестивалем «Золотая Маска», Международным фестивалем-школой современного искусства «Территория», Государственным академическим Большим театром России и Московским театром «Новая опера имени Е.В. Колобова» представили выставку-фестиваль «Театрократия. Екатерина II и опера».  В рамках проекта подготовлены две театральные премьеры, разработана публичная программа «Театр и музей. Опыты взаимодействия» для профессиональной и широкой аудитории. Театрократия – определение, которое дал историк театрального искусства Николай Евреинов русскому XVIII веку, обозначая им всепроникающую власть театра. С одной стороны это способность видеть театральность во всем происходящем, с другой стороны – стремление упорядочивать жизнь в соответствии с сценическими законами. «Театрократия. Екатерина II и опера» – это и не выставка в классическом понимании, и не театральный спектакль в чистом виде, а многослойное исследование «мании театрализации», которую Евреинов считал свойством русской жизни.

Проект «Театрократия. Екатерина II и опера» рассказывает о становлении русского музыкального театра в XVIII веке. На выставке представлены исторические материалы и произведения искусства из 27 российских музеев, что помогает представить императрицу Екатерину II как театрального деятеля, чьи взгляды и подходы к созданию театральных работ в XVIII веке очень созвучны тому, как мы воспринимаем театр в XXI веке. Кураторы выставки-фестиваля – доктор искусствоведения Анна Корндорф, театровед, драматург и музыкальный критик Илья Кухаренко, художник, сценограф и архитектор Алексей Трегубов, научный сотрудник Государственного Эрмитажа Екатерина Орехова. Участниками театральной и музыкальной частей проекта стали актриса Ингеборга Дапкунайте, оркестр Questa Musica и дирижёр Филипп Чижевский, лауреаты фестиваля «Золотая маска» режиссер-документалист Михаил Патласов, театр «Трикстер», Петр Айду. Публичную программу «Театр и музей. Опыты взаимодействия» курируют Антон Флеров и Мария Бейлина (Институт Театра), а также театральный просветитель Алиса Спирина (театр «Новая Опера имени Е.В. Колобова).  «Опера как политика», «Опера как иллюзия», «Опера как удовольствие», «Опера как воспитание», «Опера как страсть», «Опера как смерть», «Опера как дом» – из этих разделов складывается сюжет экспозиции, пространство которой оформил художник и архитектор Алексей Трегубов. В последнем зале финалом путешествия становится VR-спектакль по мотивам русских и итальянских опер, любимых Екатериной II или написанных по ее заказу. Для спектакля собраны редчайшие фрагменты русских и итальянских опер XVIII века, исполненные по подлинным партитурам в аутентичной манере, многие их них звучат в России впервые за два с половиной века. Основа спектакля – исторические документы, письма и дневники современников Екатерины II.

Камерная опера Кристофа Виллибальда Глюка «Китаянки» часто звучала при дворе Екатерины II,  у посетителей «Театрократии» есть возможность услышать это редко исполняемое сегодня произведение в жанре кукольной оперы.

Еще один спектакль, ставший частью выставки – космоопера «Дидона и Эней» на музыку Генри Перселла в постановке театра «Трикстер». Мероприятия параллельной программы на сайте выставки: http://teatrocratia.tsaritsyno-museum.ru

Выставка-фестиваль проходит в Большом Дворце Музея-заповедника «Царицыно» по 09.01.22.

Алексей Трегубов

 

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея-заповедника «Царицыно»

 

22.09.21. В фонде IN ARTIBUS прошел пресс-показ первой в России выставки-продажи Sotheby’s. Представленные на выставке произведения русского и западного искусства из частных собраний будут доступны для последующей покупки частным образом. Экспозиция объедининяет 16 произведений русского искусства, старых мастеров, а также произведения импрессионистов и современных художников. Ирина Степанова, директор Sotheby’s Россия, – «Частные продажи всегда были важной составляющей деятельности Sotheby’s, а в последние годы они стали еще актуальнее; так, в 2020 году общая сумма частных продаж составила рекордные $1,6 млрд. Этой осенью Sotheby’s впервые проводит выставку-продажу в Москве, и еще ни один аукционный дом не организовывал в российской столице подобное мероприятие. Сегодня Sotheby’s – это гораздо больше, чем просто аукционный бизнес, ведь мы предлагаем клиентам множество различных способов покупки произведений искусства и предметов роскоши. Специально для наших клиентов в России мы подготовили широкий круг работ русских и западных художников, и мы счастливы возможности открыть первую за почти два года выставку Sotheby’s в нашей стране». Работы можно увидеть в залах фонда IN ARTIBUS по 01.10.21.

Фотографии предоставлены ArtPr International

 

22.09.21. Крокин галерея/Krokin gallery представила выставку Кирилла Рубцова. Главными героями этой серии стали зрители – выставка так и называется «Зрители», но в качестве таковых выступают отнюдь не люди, а роботы. Роботы-зрители, проводящие свой культурный досуг. Роботы, получающие удовольствие от эстетического действия, спектакля, выступления на сцене, арене… Они теряют заложенное в самом понимании слова «робот» значение и обретают человеческое свойство восприятия происходящего. Они плотной массой, плечом к плечу, ряд за рядом следят за происходящим, в том числе за нами, как бы поменявшись с людьми ролями, обретя человеческие черты и чувства.   

Фотографии Cabinet de lart

22.09.21. Государственный музей Востока представил персональную выставку заслуженного художника России Анатолия Прокопьевича Щетинина. Выставка проводится в рамках празднования 100-летия установления дипломатических отношений между Россией и Монголией. Живопись Анатолия Щетинина всецело посвящена Алтаю. Выставка «Неотпитая чаша» Монгольский Алтай Анатолия Щетинина представляет портреты и пейзажи, созданные автором в разные годы. Куратор выставки: Владимир Росов. Выставка работает до 21.11.21.

Фотографии предоставлены пресс-службой Государственного музея Востока

 

23.09.21. В Государственной Третьяковской галерее в Инженерном корпусе состоялось открытие выставки работ Николая Платоновича Андреева (1882–1947), выдающегося фотографа, чье имя связано с историей русского пикториализма. С помощью ретуши, тонировок, дорисовок, раскрашивания и различных техник печати, а также химических способов воздействия на изображение пикториалисты стирали границу между фотографией и живописью. В искусстве Андреева ценность фотографии как «документа времени» полностью исчезает, и, глядя на его работы, зритель смотрит на то, что есть в настоящем, без обстоятельств прошедшего времени. В музейном фотоархиве, который занимается систематизацией визуальных материалов по истории русского искусства, находится значительная коллекция художественной фотографии, включающая произведения Александра Родченко, Эль Лисицкого, Бориса Игнатовича и других. Выставка «Фотограф Николай Андреев. Мастер пикториализма» продолжает ряд фотопроектов Третьяковской галереи. Он отражает творческий метод и видение фотографа как художника. Настоящая выставка стала возможна благодаря дару семьи Андреевых, передавших Третьяковской галерее уникальное собрание, включающее 669 авторских отпечатков, а также дипломы, документы и книги, связанные с творческой деятельностью фотографа. В экспозиции представлены многочисленные фотопейзажи, а также портреты и снимки на темы крестьянского быта. В документальном разделе демонстрируются награды и каталоги с работами Николая Андреева. Николай Андреев родился и вырос в Серпухове, именно здесь он открыл свое фотоателье в 1901 году. Он с успехом экспонировал свои работы на многих выставках и конкурсах во Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Канаде, Японии и получил признание коллег в России. Подлинного совершенства Андреев достиг именно в пейзаже.

 Кураторы: Никита Ерофеев, Татьяна Палицкая, Кирилл Светляков.  Одновременно с московской выставкой в Серпуховском историко-художественном музее проходит ежегодный фотофестиваль «Андреевская осень», основанный в 2007 году в честь 125- летия со дня рождения мастера. Третьяковская галерея и Серпуховской историко-художественный музей отмечают открытие выставки и фестиваля двумя концертами духовой музыки, чтобы вспомнить еще об одном таланте Андреева – флейтиста. Эта концертная дилогия даст старт первому в России фестивалю духовой музыки, посвященному памяти Николая Андреева, и будет ежегодно проходить в Серпухове и Москве. 25 сентября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи можно услышать духовые квинтеты Николая Римского-Корсакова и Адольфа Блана (российская премьера сочинения французского композитора), а 2 октября в Серпуховском музее прозвучит камерная музыка композиторов XIX–XX веков: Михаила Глинки, Павла Юона, Франсиса Пуленка, Жака Ибера и других. Специально к выставке подготовлена культурно-просветительская программа, в которую вошел цикл онлайн-лекций по истории художественной фотографии. Также к выставочному проекту приурочена научная конференция «Фотография как искусство. Русский пикториализм», организованная Третьяковской галереей совместно с Академией художеств. Выставка работает по 09.01.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Государственной Третьяковской галереи

 

23.09.21. Галерея Surface Lab Art, московская галерея, развивающая направления искусства в девелопменте, популяризирующая современное искусство и поддерживающая новые имена через проведение выставок, лекций, перформансов, паблик-арт проектов, открыла персональную выставку Константина Фёдорова «Salty Wind». Проект представлен в пространстве MR Private, объединяющем коллекцию клубных домов девелопера MR Group. Восемь работ художника, представляют авторскую трактовку Фёдорова окружающей его новой реальности. Создавая на первый взгляд знакомые и понятные всем образы, автор помещает их в непривычную среду. Этот конфликт подталкивает нас к самостоятельной интерпретации сюжетов и фигур на основе личных ассоциаций и опыта, следуя основной задаче Фёдорова – заставить самого себя и зрителя усомниться в исходном мнении. Произведения художника словно перенастраивают наши чувства, и мы воспринимаем обыденное по-другому. Посещение возможно по предварительной записи.

Sunset, 2020

 

Фотографии предоставлены Ambassadors for Russian Culture

23.09.21. В галерее Альперт состоялось открытие персональной выставки Санкт-Петербургского художника Евгения Терехова «Светотень». Главным для автора остается свет. Именно поэтому и концепция, и название, и экспозиция выставки  соответствует  переходам света в тень, солнца в сумрак вечера, блики волн моря в спокойные глубокие серые  воды Невы. Евгений Терехов чувствует эти тональности очень тонко. Его игра со светом, как в пейзажах,  так и в фигуративных работах – это и стремление к гармонии с природой, и диалог с мастерами прошлого. Евгений Терехов  не ограничен рамками стиля  или жанра, который выбирает в своём эксперименте со светом. Выставка работает до 10.10.21.

 

Фотографии предоставлены Alpert gallery

 

23.09.21. Открытый клуб представил выставку «Стрелы мыслей моих. Алексей Смирнов (фон Раух)». Публицист, поэт, художник и иконописец Смирнов (1937-2009) создал отдельное движение в искусстве, названное им магическим символизмом. Исследователь русской культуры второй половины XX века Михаил Гробман – «…Для Алексея Смирнова не существовало границ – он легко их переходил и в литературе, и в искусстве. Это качество позволило ему создать вещи большого накала». Алексей Смирнов апеллирует к архетипическому мышлению и культурному наследию русской истории, не допуская «западничества» и выходя из парадигмы абстрактного и концептуального искусства XX века, приближаясь таким образом к «доевропейскому» мифу. Византия и скифское искусство – главные вдохновляющие силы в искусстве художника. Языческое «Равноденствие» и христианский «Апокалипсис» существуют в одной реальности, в одной системе координат, где они не противоречат друг другу. Магическая отстранённость и красота образов в работах Алексея Смирнова смешиваются с натуралистичностью описания, неприятными подробностями – неважно, будь то картина или литературное произведение. Такой подход к изображению напоминает средневековый нарратив Босха. Графика Алексея Смирнова заслуживает отдельного упоминания главным образом из-за своих эстетических качеств: утончённого ритмического рисунка, красоты штриха и композиции. Выставка работает по 05.10.21.

Апокалипсис. 1960

Фотографии предоставлены галереей Открытый клуб

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: