Арт-обзор 15.12-22.12.22

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Сафронова Мария_Спортзал_из серии Кабинеты

16.12.22. В Медиацентре парка «Зарядье» прошла церемония награждения Третьей Московской Арт Премии и состоялось открытие выставки номинантов. Фонд развития современного искусства (ФРСИ) при поддержке Правительства Москвы вручил премии авторам произведений, созданным с 1 января 2021 года по 30 июня 2022 года в пяти номинациях: «Изобразительное искусство», «Театр», «Кино», «Литература» и «Музыка». Условия участия представлены на официальном сайте moscowartprize.ru.

Особенность выставки этого года – представление в пространстве выставочного зала всех номинаций премии. В экспозиции можно познакомиться с музыкой и кино, книгами, отрывками спектаклей и произведениями изобразительного искусства. Среди представленных на выставке номинантов: оркестр «Персимфанс», мультимедийный фестиваль современной музыки «Биомеханика» Николая Попова и Александра Хубеева, «Десять Глассов» Сергея Загний; спектакли театров «Практика», РАМТ, «Шалом», Электротеатра «Станиславский», Театра на Таганке и Театра наций; книги Дмитрия Данилова, Дениса Крюкова, Александра Пелевина, Кирилла Рябова; парк Веретьево Александра Бродского; групповая выставка «Грезы о молоке» по роману Павла Пепперштейна и Сергея Ануфриева «Мифогенная любовь каст» (Центр Вознесенского), проект семьи Инфанте «Фамильные ценности» (Музей AZ), II Перкинале современного искусства, фотопроект Федора Телкова «Право веры» (ММОМА), работы Романа Ермакова, Юлии Малининой, Игоря и Екатерины Пестовых, Кирилла Кипяткова, медиаинсталляция «Сутки в Москве» (авторский коллектив: Георгий Арзамасов, Юлия Наполова, Виктор Осадчев, Михаил Розанов), созданная для российского павильона на Dubai Expo 2020; игровые и документальные проекты компаний KION, «Новые люди», «Останкино» и других. В Подземном музее «Зарядье» разместится специальная экспозиция «Кита» художника Дарьи Кузнецовой и куратора Дмитрия Хворостова – художественный проект, посвященный Китайгородской стене, ее истории, утрате и вольному воссозданию, вступает в диалог с подлинным сохранившимся белокаменным основанием Китайгородской стены XVI века, составляющим центральный элемент Подземного музея «Зарядье». Выставка открыта для посещения до 19.02.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой парка «Зарядье»

17.12.22. В галерее ARTMAISON состоялось открытие персональной выставки художника Ривки Беларевой «Возвращение. REDITUS». Серия этих работ объединена идеей пути – не только фактического, но в большей степени символического. Ривка Беларева: «Персонажи картин – мужчины и женщины, а также архитектурные ландшафты – передают не повседневную реальность, а являются переводом психических трансформаций, этапов пути личности с языка внутренних, неосознанных и неструктурированных переживаний на язык визуальных образов. Мифопоэтический путь героя с его призванием, испытаниями, преодолением опасностей и смерти, столкновением с врагами и обретением наставников и союзников, сопоставим с тем глубинным сценарием, который выстраивается внутри личности как поиск истинного «Я».  Каждая работа серии – своего рода стоп-кадр одного из этапов этого пути, попытка зафиксировать разные состояния и фазы процесса.  Финал путешествия – это возвращение путешественника к началу. Пройдя испытания, пережив опыт борьбы и победы, он приходит домой, но уже изменившимся. Архитектура в серии работ и название проекта «REDITUS» отсылают именно к этому аспекту. Тот, кто прожил свой путь, оказывается в исходной точке, из которой путешествие всегда может начаться заново».

В выставку вошли работы из циклов «Таро», «Секретный сад», «к стихам Пауля Целана», «Память места». Куратор выставки Дмитрий Плоткин. Выставка работает неделю, финисаж состоится 23.12.22.

Фотографии предоставлены автором

19.12.22. В галерее Atelier CHOUTKO состоялся новогодний вернисаж «HAUTE COUTURE». Итоговая выставка 2022 года объединяет предметы высокого искусства, стиля и моды различных эпох и направлений. Среди новинок виртуозно сотканная шпалера Владимира Рыбалко «Зима в Данакиль» 2006 года и новые работы Анатолия Войтова.

Центральное место занимает бельгийский гобелен XVII века, демонстрирующий итоги многомесячной реставрации, проведенной в ателье галереи. Гобелен хранит уникальные следы более чем трехсот лет истории бытования. Великолепие высокой моды дополнено коллекционными изделиями от великих кутюрье и авторскими скульптурными украшениями от Lora Delooksart, участниками французских аукционов PIASA и Drouot. В проекте Art-à-porter – Искусство и мода, Лора представляет свои скульптуры на предметах одежды haute couture от великих кутюрье прошлого века – Pierre Balmain, Christian Dior by Galliano, Yves Saint Laurent и Romeo Gigli – предметы из гардероба Danielle Luquet de Saint Germain, любимой манекенщицы Ives Saint Laurent. Выставка работает до 22.12.22.

Фотографии Cabinet de lart

20.12.22. Состоялось открытие нового пространства Музея AZ-   AZ ART на Маросейке и вернисаж первой выставки «Прогулки мечтателя»Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ: «Мы открываем новое экспериментальное пространство. Здесь, на Маросейке, в старинных палатах, мы будем показывать коллекцию современного искусства Музея AZ, проводить групповые и персональные выставки художников, устраивать концерты, лекции и встречи с художниками, искусствоведами и интересными людьми. Классика и современность, традиции и новаторство, художественные поиски и творческие открытия — все это арт-лаборатория в новом музейном пространстве AZ ART».

На первой выставке в AZ ART – «Прогулки мечтателя» представлено около 50 работ Федора Семенова-Амурского (коллекция Игоря Шелковского) и скульптуры Игоря Шелковского из собрания Музея AZ. Именно Шелковский организовал первые парижские выставки художника во Франции в 1988 и в 1993 годах. Работы Семенова-Амурского были оформлены Шелковским в рамы, которые он создал как скульптурные объекты и использовал те же приемы, что и для своих собственных произведений.

Федор Семенов-Амурский (1902–1980) формально мог бы принадлежать к направлению нонконформизма – наиболее активный период его работы приходится на 1960–1970-е годы. Но, по сути, он был совершенно самостоятельной фигурой – пройдя школу академической живописи, а затем авангарда, он не примкнул ни к эстетике новейших течений, ни к позднее сформировавшемуся соцреализму. Его главным увлечением был европейский модернизм – Матисс, Сезанн, Боннар. Искусствовед, куратор и коллекционер Александр Балашов пишет: «Язык живописи Семенова-Амурского — язык культуры символизма, причем символизм подразумевается здесь не как эстетическая программа, не как идея, а как путь проживания реальности, как намерение человека пройти сквозь застланную видимостями условность к открытости реального, и эту открытость, призванную на поверхность, оставить на листе». Над проектом работали: Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ , художник-постановщик Анатолий Голышев, координатор проекта Наталья Волкова. Выставка работает по 26.02.23.

Фотографии предоставлены пресс-отделом Музея AZ  

20.12.22. В Фонде Ruarts состоялось открытие выставка «Великая пустота». Выставка состоит исключительно из работ современных художниц и исследует пустоту, как отсутствие или как неисчерпаемую возможность. Сегодня как никогда раньше общество готово говорить на эту тему, искать новые смыслы, точки противостояния и опоры. Название выставки представляет собой игру слов, соединяющую название кинематографического бестселлера Паоло Соррентино «Великая красота» о жажде жизни, витальности и определение гигантской области в космосе – «Великая Пустота Волопаса», которая с одной стороны, наполнена (в ней находится не менее 60 галактик), а с другой – абсолют Ничто, Сверхпустота. Нехватка, отсутствие, потеря – не единственные характеристики пустоты. В своей книге «Философия пустоты» американская исследовательница Гай Вотсон предпринимает попытку изменить отношение к понятию пустоты, соединив европейскую и буддистскую традиции. Эта двойная перспектива позволяет рассмотреть в пустоте не только отрицание, но и поле возможностей. Именно под таким углом фонд Ruarts предлагает зрителю взглянуть на это понятие, тем более что язык искусства лучше многих других приспособлен для этого, так как произведение искусства и есть материализация нехватки. Цель данной выставки познакомить московскую публику с современными художницами и переосмыслить коллекцию фонда Ruarts, которая на данный момент насчитывает более 2000 произведений искусства. С помощью приглашенного куратора – Анны Журбы фонд Ruarts намерен поддержать художниц, восполнить пробел в гендерном неравенстве и пополнить свою коллекцию важными работами, созданными женщинами.

Идея сделать выставочный проект только с художницами в Фонде Ruarts возникла задолго до того, как второй его основной элемент – пустота, стал для многих основным наполнением существования, актуальной темой и состоянием. «Физическое и экзистенциальное переживание пустоты выкрутили на максимум. Сегодня мы говорим о пустоте из ее эпицентра.», – куратор выставки. Елена Артеменко, Татьяна Ахметгалиева, Лиза Бобкова, Вита Буйвид, Алиса Горшенина, Аня Желудь, Катя Исаева, Таисия Короткова, Оля Кройтор, Анна Лапшинова, Таус Махачева, Катя Муромцева, Ирина Нахова, Александра Паперно, Айдан Салахова, Мария Сафронова, Ольга Тобрелутс, Наталия Турнова, Ольга Чернышева и многие другие российские художницы разных поколений и эстетических убеждений, раскрывают новые смыслы и повествования о пустоте и о том, что ей противостоит. Выставка работает до 04.06.23.

Фотографии предоставлены PR- отделом Фонда Ruarts

20.12.22. Платформа созданного в России предметного дизайна Manner&Matter представила выставку «Новогодний маркет». Экспозиция собрала около 100 произведений предметного дизайна, в том числе дизайнерскую керамику; скульптурные формы из вороненого металла; коллекцию свечей; бонбоньерки – «Новый русский сувенир»; керамические шкатулки, вазы и скульптуры, образы и названия которых позаимствованы из русских сказок и мифологии; архитектурные предметы монохромных цветов, структурирующие пространство вокруг. Выставка проходит в галерее «Эритаж» по 29.12.22.

Кустарсоюз

Фотографии предоставлены ArtPr International

21.12.22. В галерее ARTSTORY состоялось открытие необычного проекта «Евгений Родионов. Чудолесье». Ведь именно в канун Нового года всегда случаются какие-то чудеса, которые мы все ждем, даже если это и всяческая небывальщина, как, например, у вологодского художника Евгения Родионова. Корни его искусства нетрудно найти и в русской народной картинке, и в средневековой миниатюре, и в комиксе, и в плакате, а кто-то найдет их даже в учебнике по биологии. За внешней, более понятной, стороной скрываются куда более сложные и даже загадочные содержание и смысл. Каждая из работ, несмотря на кажущуюся наивность и позитив, имеет и своего рода «изнанку», олицетворяющую внутренний мир и переживания художника. Евгений Родионов изображает альтернативную мифологическую реальность. Сказочная повседневность родионовских сюжетов наиболее близка лубочным картинкам: в декоративной манере художник описывает жизненные истории, происходящие с его героинями-бабулями в «таинственном заповеднике». Автор придумывает своим работам «говорящие» названия и этим продолжает свое повествование. Евгений Родионов: «Мир обитания персонажей моих картин – это таинственный чудолес, я его называю еще заповедником. Здесь привычные человеку правила и законы работают каким-то особым образом, подчиняясь своим же великим, я уверен, целям. Пытаюсь во все вникнуть и разобраться, мало что получается, но при этом я всякий раз безумно рад и счастлив, когда попадаю в это чудное место!». Направление, в котором работает художник, сам он определяет как «родионовская живопись» и называет себя «художником-повествователем».

Как в старой компьютерной игре, в «чудолесье» все появляется не сразу, а постепенно, будто сквозь растворяемую и исчезающую тьму неизвестности. «Карта моего заповедника бесконечна… Вас ждут новые открытия и новые разгадки, а, может, наоборот – новые секреты и загадки. Вообще здесь, как только начинаешь чувствовать, что вот-вот уловил смысл сути вещей, тут же происходит какая-нибудь ерундовина, которая все твои представления перевертывает с ног на голову… А эти самые ерундовины и есть часть незримого фундамента, на коем и стоит пока еще неизведанный мною до конца чудный мир». В течение работы выставки посетителям предложат разгадать арт-квест, где они смогут предложить свою трактовку происходящему в Чудолесье. Выставка работает до 04.02.22.

Фотографии предоставлены PR- сопровождением проекта

21.12.22. SISTEMA GALLERY совместно с мастерской современного искусства Айдан Салаховой представили выставку произведений учеников МГАХИ им. В. И. Сурикова. Тема выставки молодых художников «Далекое Эхо» – соотношение двух понятий: расстояния и эха. Художники стремятся ответить на вопрос: как расстояние влияет на отношения и наоборот? Представленные работы отражают разные виды дистанции: пространственную, временную, психологическую и духовную; они также выражают различного рода отголоски – зрительные, слуховые, понятийные, литературные и другие. В целом все эти дистанции взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие может быть сильным или слабым в зависимости от его формы и цели. Помимо этих визуальных отражений дистанции в произведениях искусства есть и ее проявления в повседневной жизни, которые можно наблюдать на разных уровнях сознания: физическом, эмоциональном, ментальном и духовном. В экспозиции представлены работы Михаила Лещева, Дарьи Близнюк, Саяна Байгалиева, Елисаветы Жилкиной, Анастасии Рыкуновой и других выпускников и студентов студии Айдан Салаховой, отобранные куратором Женей Мельниковой.

Эта выставка станет первым шагом на пути к масштабному проекту в сфере современного искусства, направленного на поддержку молодых художников. Весной 2023 года SISTEMA GALLERY планирует расшириться за счет присоединения соседнего здания, что увеличит выставочное пространство в несколько раз. Также в обновленном пространстве планируется запуск широкой образовательной программы, в рамках которой будут проходить регулярные лекции о современном искусстве, уроки и мастер-классы по живописи и скульптуре для детей и взрослых, а также семинары для студентов творческих специальностей. Выставка работает до 13.01.23. 

Фотографии предоставлены ArtPr International

22.12.22. В Аптекарском приказе Музей архитектуры имени А.В. Щусева состоялось открытие выставки «Среди коллекционеров. К 100-летию основания Общества изучения русской усадьбы». 22 декабря 2022 года исполняется 100 лет со дня основания Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ) – уникального явления русской культуры. В этот день в Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка, посвященная основателю ОИРУ Владимиру Васильевичу Згуре (1903–1927 гг.). Он был редким, поистине универсальным специалистом и удивительным человеком – искусствовед, историк, москвовед, знаток русской усадьбы, обладавший феноменальной памятью, художник-любитель и музыкант, обладал выдающимися организаторскими способностями и преподавательским даром. Выставка Музея архитектуры посвящена его малоизвестной ипостаси – Згуре-коллекционеру. Впервые показаны материалы из его личного собрания, о существовании которого было известно лишь узкому кругу специалистов. На первый взгляд, собрание Владимира Васильевича Згуры кажется незначительным, ведь лучшее, что попадалось в руки знатоков-искусствоведов и любителей старины, которые были членами ОИРУ, передавалось в музейные собрания. Коллекция Зугры включает архитектурную графику конца XVIII–XIX веков, в основном относящаяся к русской усадьбе, – планировки усадеб, дома и служебные постройки, садовые павильоны, церкви. В собрании архитектурной графики представлено несколько ценных чертежей по церковному зодчеству, например, редкий подписной чертеж архитектора Михаила Петровича Коринфского или план утраченной церкви Рождества Богородицы в усадьбе Самуйлово Смоленской области, к которой Згура проявлял особый интерес. Как историк архитектуры Згура не прошел мимо отдельного пласта архитектурной графики – трогательно неумелых доморощенных чертежей, выполненных, вероятно, самим владельцем усадьбы – любителем искусств или крепостным архитектором. Таковы представленные на выставке проекты иконостасов неизвестных церквей. Большой любовью Владимир Васильевич Згуры пользовалось творчество московского архитектора Афанасия Григорьевича Григорьева – одного из ведущих мастеров московского ампира. Згуре удалось купить значительную коллекцию чертежей и рисунков Григорьева у наследников архитектора. На выставке представлено также несколько графических листов со штампом «О.И.Р.У.» самого разного художественного достоинства – от блестящего чертежа ограды Летнего сада до эскизов декоративных орнаментов, выполненных рукой художника-любителя. Куратор выставки: Татьяна Дудина. Выставка работает до 26.02.2023.

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея архитектуры имени А.В. Щусева

22.12.22. Государственный музей Востока представил выставку мастера живописи и художника-монументалиста Аллы Цыбиковой «Шепот времени». На выставке впервые представлен весь творческий диапазон художницы: это этюды к театральным постановкам, живописные полотна, предметы декоративно-прикладного искусства, созданные по эскизам автора, а также миниатюры на деревянных досках. Основу экспозиции составляют работы из семейного собрания Александра Важнина. Всего представлено более 100 предметов искусства. Значение творчества Аллы Цыбиковой для искусства Бурятии неоценимо. Ею была создана собственная художественно-стилистическая система, в которой образы мировой и национальной культуры передаются через призму личных переживаний. Каждое произведение в какой-то мере является автобиографическим. Ее живописный мир соткан из снов, воспоминаний, раздумий, в которых персонажи – близкие и друзья, сливаются с архетипическими образами традиционной народной культуры, становятся проводниками между эпохами, сакральными сферами, между рождением и смертью, как картина единой вселенной.

Главным профессиональным достижением художника стала монументальная роспись в фойе Государственного бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева в городе Улан-Удэ. Проект проходит при активном участии семьи художницы и Арт-фонда Даши Намдакова. Кураторы выставки: Нонна Альфонсо, Лариса Николаева. Выставка работает до 22.01.23.

Цыбикова А.О. Тетушки из Барун-Хасурты. Бурятия 1978 год

Фотографии предоставлены пресс-службой Государственного музея Востока

22.12.22. В галерее ГУМ-Red-Line состоялось открытие персональной выставки одного из пионеров российского медиаарта Аристарха Чернышева «МетаПотребитель». В экспозиции собраны работы художника за последние пять лет, объединенные темой гиперконсьюмеризма, а также специально созданная для экспозиции скульптура «МетаПотребитель». Кризисы, взлеты и падения экономических систем, создание прорывных технологий на грани научной фантастики – темы, которые Аристарх Чернышев осмысляет в своих произведениях. С 1991 года он создает медиаскульптуры, интерактивные объекты, видео- и концептуальные проекты в области сайенс-фикшен и спекулятивного искусства. Предметом его творчества является информация в широком понимании. Интерактивность проектов Чернышева предполагает активное участие зрителя. Художник предлагает каждому почувствовать себя соучастником медиа-арт-перформанса, включиться в игру и даже ощутить себя ключевым элементом произведений, представленных в галерее. Смыслообразующая работа экспозиции ГУМ-Red-Line – «МетаПотребитель», проект, в котором объединены видео, дополненная реальность и 3D-печать. Безудержный гиперконсьюмеризм со стороны потребителей и гонка за сверхприбылью со стороны корпораций поставили человечество на грань катастрофы, считает художник. В ситуации, когда загрязнение воздуха, почвы, воды ведет к исчезновению целых видов и представляет реальную угрозу самой человеческой цивилизации, уже не отделаться простой сортировкой мусора – необходимо менять сами принципы функционирования экономики и общества. Куратор выставки: Марина Федоровская. Выставка работает до 10.02.23.

 

Фотографии предоставлены Pr-сопровождением проекта vesnaskoro

22.12.22. В Центре современного искусства Винзавод Ассоциации галерей представила экспозицию выставки в Цехе Белого. МАЛЕНЬКАЯ ЗИМНЯЯ ЯРМАРКА современного искусства – первая ярмарка Ассоциации галерей России, которая в этом году отмечает своё двухлетие. Ярмарка объединяет ведущие столичные галереи и представляет актуальные работы современных художников. Среди участников: галерея RuArts, Vladey, галерея «Триумф», 11.12 GALLERY, ARTZIP Gallery, Syntax, a-s-t-r-a, pop/off/art, Восточная галерея, галерея «Гридчинхолл», галерея «КультПроект», галерея ARTSTORY, Крокин галерея, Е.К.АртБюро, Pogodina Gallery, Fine Art Gallery, галерея JART, XL Галерея. Специальный стенд представит работы из коллекций галерей-участниц Ассоциации. Основательница галереи a-s-t-r-a Алина Крюкова: «Маленькая зимняя ярмарка» — территория встречи единомышленников, объединенных ценностями культуры и любовью к искусству. Место, где разговоры могут привести к открытию новых совместных проектов, а первая покупка — к будущей коллекции. Это возможность поддержать друг друга словом и делом». Ярмарка проходит в ЦСИ «Винзавод» в Цехе Белого 23 – 25.12.22.

Фотографии предоставлены Ассоциацией галерей

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.