Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
16.09.22. Аукционный дом Клуба коллекционеров графики представил третью предаукционную выставку. Выставка-предпоказ проходит в штаб-квартире Аукционного дома, историческом особняке дворян Вишневских. В коллекции представлены работы известных художников, в числе которых Сальвадор Дали, Иван Шишкин, Илья Репин, Лев Бакст, Александр Бенуа, Георгий Верейский, Петр Кончаловский, Борис Кустодиев и Александр Шарлемань. Ксилография — сложнейшая в исполнении графическая техника. Дерево является мягким, склонным к деформации материалом. Поэтому количество качественных оттисков, которые можно выполнить по одной доске ограничено. После публикации произведения Сальвадор Дали все ксилографические доски уничтожил, что делает воспроизведение гравюр этой серии технически невозможным. Изображения были выполнены художником к юбилейному изданию «Божественной комедии» Данте Алигьери. На выставке представлены из этой серии две работы: «Две толпы похотливых» и «В темном лимбо». Гравюры этой серии издали малым тиражом. Каждая из них отмечена подписью художника. Любопытно, что цвета автографов на листах серии отличаются соответственно трем смысловым частям самого произведения. Так ксилографии, изображающие странствия Данте по аду, подписаны красным цветом, по чистилищу — фиолетовым, а по раю — синим. Ксилографии серии «Божественная комедия» вышли в свет в 1965 году, в год 700-летия со дня рождения великого итальянского писателя Данте Алигьери. «Над созданием 100 иллюстраций к произведению Сальвадор Дали работал с 1956 по 1964 год. Художник нарисовал по одному акварельному рисунку на каждую тысячу строк поэмы. Затем под чутким наблюдением художника акварели перевели на печатные пластины. В итоге общее количество гравюр составило 3500 штук, каждую из них Дали утвердил лично», — Сергей Подстаницкий, историк искусств и сооснователь Клуба коллекционеров графики. Помимо гравюр серии «Божественная комедия» на торгах будут представлены еще две аутентичные литографии Сальвадора Дали. Одна из них 1970-го года, получила название «Обнаженная с поднятыми руками». Другая, гравюра «Неффалим (Нафтали)», была создана автором в 1973 году и вошла в серию «Двенадцать колен Израилевых». По словам представителей аукционного дома, оригинальность представленных в каталоге аукциона работ Сальвадора Дали подтверждается сертификатом подлинности. Предаукционная выставка работает по 24.09.22.
Фотографии предоставлены пресс-службой Клуба коллекционеров графики
19.09.22. В Зверевском центре современного искусства открылась групповая выставка «Охота на растворимую рыбу 2022». Проект собирает вместе сюрреалистические работы художников уже третий год подряд. В экспозиции представлена живопись, графика, коллажи, и объекты художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Бонна, Парижа, и Даугавпилса. В 1924 году Андре Бретон написал первый «Манифест сюрреализма», и к нему был приложен поэтический сборник «Растворимая рыба». Сама охота так же абсурдна, как и цитируемое произведение Бретона, но художники никогда не устают от погони за незримым. Сюрреалистические образы в работах этого года стали ещё более фантасмагоричными и эмоциональными. Кураторы проекта: Женя Шарвина, Евгения Стерлягова. Выставка работает до 01.10.22.
Фотографии предоставлены куратором Женей Шарвиной
20.09.22. В зале галерейного центра «АРТЕФАКТ» Коллекцiонеръ Клуб представил выставку «АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ. Шедевры из частных собраний». Арт-клуб Коллекцiонеръ совмещает в себе онлайн-платформу и офлайн-пространства для профессионального общения, поиска подлинных, редких и качественных произведений живописи и графики XIX – XX веков, их атрибуции, каталогизации и ввода в искусствоведческий оборот с целью получения новых знаний о произведениях и художниках их создавших. Экспозиция представленной выставки включает программные произведения живописи и графики прославленного пейзажиста из частных собраний. Многие картины впервые доступны для публичного просмотра. Творчество Алексея Кондратьевича Саврасова стало событием в российской художественной культуре второй половины XIX века и открыло новую страницу в истории русского пейзажа – его лирическое направление. Находя интересные мотивы в окружающей, казалось бы, обыденной жизни и привычной глазу среднерусской природе, наполняя пейзаж пронзительными внутренними переживаниями, художник обогатил этот жанр особенной тонкостью и эмоциональной глубиной. Выставка произведений мастера из частных собраний включает характерные образцы его живописи и графики. Представленные работы охватывают различные периоды творчества – от раннего романтического до расцвета индивидуального почерка и живописного мастерства – и представляют разнообразие увлекавших его тем и мотивов. Вспоминаются слова П.М. Третьякова: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника». Венцом живописной поэзии художника и, безусловно, его самым знаменитым произведением стала картина «Грачи прилетели» (1871, собрание ГТГ). Работа экспонировалась на 1-й выставке ТПХВ и была приобретена П.М. Третьяковым. Сюжет был столь популярным, что впоследствии Саврасов неоднократно повторял и варьировал его. Вариант-повторение, в частности, был создан им для царской семьи по заказу императрицы Марии Александровны. Данная работа была отправлена на Всемирную выставку в Вене. На экспозиции представлен еще один из вариантов знаменитой картины. Как и другие, работа отличается индивидуальным цветовым решением и эмоциональным ощущением. Выставка работает до 27.11.22.
Фотографии предоставлены Коллекцiонеръ Клубом
21.09.22. Центр Вознесенского подготовил новую выставку-конструктор «Центр исследований Оттепели», состоящую из трех «эпизодов». Во временном формате проект сконструирован так: эпизод I. 22 сентября – 30 октября; эпизод II. 3 ноября – 11 декабря; эпизод III. 15 декабря – 22 января. Из названия и графика работы выставки видно, что по сути это самостоятельная историко-архивная лаборатория, цель которой – заново открыть миру забытые имена графиков, дизайнеров, поэтов и других мыслителей Оттепели. Выставка представляет промежуточные результаты исследований, над которыми ЦИО продолжает работать. Три эпизода проекта откроются один за другим – в сентябре, ноябре и декабре 2022 года. Каждый эпизод состоит из нескольких выставок, над которыми работает команда ЦВ, а также приглашенные кураторы: искусствовед Анна Романова, музыкальный журналист Денис Бояринов, художник Павел Пепперштейн, сооснователь и редактор журнала и издательства «Шрифт» Рустам Габбасов, редакторы журнала «Искусство кино» Станислав Дединский и Наталья Рябчикова, а также переводчица и редактор журнала «Иностранная литература» Мильда Соколова.
Первый эпизод складывается из трех выставок: «О-стиль и графический мир Оттепели», «Завоевание московской богемы через шитье брюк», «Аргонавты андеграунда. Графика 1950-х – 1960-х годов». В первом зале собрана экспозиция, посвященная графическому миру Оттепели. Центр исследований Оттепели отталкивается от понятия «О-Стиль», вбирающего в себя советский книжный дизайн 1956–1969 гг. Этот термин ввел в оборот исследователь Владимир Кричевский в книге «Графические знаки Оттепели». Центр, выстраивая эту выставку, стремится показать, что тиражная графика оказалась на пересечении далеких миров длинных 60-х: андеграундного, богемного, официального, тиражного и художественно-литературного. Здесь же будет впервые показана часть архива поэта Андрея Вознесенского и Зои Богуславской.
Во втором зале куратор и искусствовед Анна Романова представляет выставку «Аргонавты андеграунда» — графику 50-х–60-х годов Анри Матисса, Пабло Пикассо, Анатолия Зверева, Стасиса Красаускаса, Евгения Кропивницкого, Юло Соостера, Юрия Соболева, Вадима Сидура, Владимира Яковлева. По мнению куратора, художники СССР, увлекшись графикой Пикассо и Матисса, занимались «ученичеством», чтобы ускоренно пройти «пропущенные» периоды модернизма. И пусть они повторяли формы и сюжеты, с которыми работали западные коллеги, им удалось создать новый, отечественный модернизм.
Третий зал показывает другие неочевидные сплетения, выстраивая свое повествование вокруг карты «Завоевание московской богемы через шитье брюк», составленной молодым Эдуардом Лимоновым. Приехав в Москву из Харькова, поэт по воле случая начал шить джинсы звездам московской художественно-поэтической интеллигенции 60-х и 70-х, благодаря чему обрел множество полезных связей. Выставка представляет рукописи и графику Эдуарда Лимонова, Ирины Пивоваровой, Андрея Монастырского, Владимира Алейникова, Михаила Гробмана и Сергея Чудакова.
Работы и материалы для выставки предоставляют: архив Музея современного искусства «Гараж», ГМИИ им. Пушкина, Московский музей современного искусства, МВО «Манеж», Пензенский государственный краеведческий музей, Российская государственная библиотека, Библиотека иностранной литературы, журналы «Иностранная литература», «Искусство кино», частные архивы Андрея Вознесенского и Зои Богуславской, Ирины Пивоваровой, Андрея Крюкова, Михаила Гробмана, Андрея Монастырского, Соломона Телингатера, коллекции Центра Вознесенского, Нины и Вадима Гинзбургов, Данилы Дубшина, Дениса Бояринова, Владимира Кричевского, Георгия Ратьковского и других частных коллекций. Дизайн экспозиции: Анна Наумова, Кирилл Благодатских. Эпизод I. выставки-конструктора «Центр исследований Оттепели» открыт для посещения по регистрации: https://voznesenskycenter.timepad.ru/event/2165561/ по 30.10.22.
Блиц-интервью директора Центра Вознесенского Ольги Варцевой для Cabinet de l’art
Ольга Серегина: Какие задачи вы ставили, работая над проектом «Центр исследований Оттепели» его созданием?
Ольга Варцева: Для нас важны несколько сюжетов. Безусловно, это возвращение имён — тех, чья графика и чьи художественные решения обрамляли и подавали на суд читателей самые разные значимые тексты. Мы представляем оттепельный дизайн в предельно концентрированном виде; можно сказать, что мы пытаемся создать пространственный эквивалент фильма «Июльский дождь» — ухватить чувство времени, и показать отдельных героев. Кроме того, мы хотим, чтобы зрители прониклись детективным и удивительным архивным делом, чтобы им было также интересно выстраивать неочевидные связи между официальными и неофициальными героями Оттепели, заново раскрывать для себя это время. Книги, предметы обихода, графические листы — все эти объекты заряжены временем, которое, несмотря на множество проектов за последние пять лет, оказывается неисчерпаемым. Множить парадоксальные связи, открывать забытые имена и забытые проекты известных имен — так вкратце можно обозначить наши цели.
Ольга Серегина: Как организована «мастерская» работы над этим масштабным проектом?
Ольга Варцева: В работе над проектом кураторов можно разделить на две части: команду Центра Вознесенского и приглашенных специалистов. Со стороны Центра в подготовке участвуют абсолютно все, так как выставка очень масштабная и сложносочиненная. Среди тех, кто курирует отдельные экспозиционные блоки со стороны, прекрасные специалисты: искусствовед Анна Романова, музыкальный журналист Денис Бояринов, художник Павел Пепперштейн, сооснователь и редактор журнала и издательства «Шрифт» Рустам Габбасов, редакторы журнала «Искусство кино» Станислав Дединский и Наталья Рябчикова, а также переводчица и редактор журнала «Иностранная литература» Мильда Соколова.
Ольга Серегина: Ваше личное мнение — в чем была сложность подготовки?
Ольга Варцева: В рамках первого эпизода выставки ЦИО представлено более чем 450 экспонатов. Такого объема Центр Вознесенского у себя еще не принимал. Чуть меньше половины экспонатов размещены в первом зале — это книги дизайнеров Оттепели. Выставка стремится рассказать о графическом мире Оттепели, продемонстрировать его уникальность, а также представить дизайнеров, о которых мы почти ничего не знаем. В течение последних пяти месяцев Центр активно собирал книжную коллекцию графического наследия Оттепели, которую нельзя купить в одном месте нигде. Это бесконечные походы в букинистические магазины, заказы и поиск в интернет-магазинах и на аукционах. Коллекция будет пополняться в рамках дальнейшей деятельности ЦИО. Помимо этого на выставке представлены работы из более чем 20 частных и государственных коллекций и домашних архивов.
Ольга Серегина: В Центре Вознесенского любой выставочный проект сопровождается продуманной параллельной программой. На ваш взгляд, что будет хэдлайнером программы, сопровождающей эпизод I. выставки-конструктора?
Ольга Варцева: Вероятно, главным по значимости будет встреча с художником книги и дизайнером Владимиром Кричевским. ЦИО буквально возводит себя на формулировках, придуманных Кричевским. Беседа с ним об Оттепельном стиле — краегоульный камень программы. Остальные события не так торжественны, но тоже значимы. Мы соберём современных книжных дизайнеров, чтобы поговорить с ними о влиянии «О-Стиля» на русский книжный рынок; изучим странную судьбу Пикассо в России, познакомимся поближе с историей жизни поэта Сергея Чудакова, — событий будет достаточно, и каждое из них пригласит слушателей обратно в залы ЦИО, читать, думать и сопоставлять.
Фотографии предоставлены Центром Вознесенского
21.09.22. Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» в партнерстве с Московским зоопарком представил выставку «Арт Фауна». Выставка задумана как метафорический зверинец, в котором животные объединены по видовому признаку, а пространство выставочных залов становится для них средой обитания, не менее разнообразной, чем естественная среда обитания их вдохновителей. Мир искусства – определенно привлекательная среда обитания для многих видов животного царства, они уверенно завоевали пространство визуального искусства. Олени, которых мы встречали у Нико Пиросмани, теперь живут в видео Виктора Алимпиева; Ростан Тавасиев изобретает бегемотопись, и животные в его произведениях вырываются за пределы двухмерной плоскости; Дмитрий Цыкалов создает «охотничьи трофеи» из ящиков, в которых хранились боеприпасы, а на картинах Ольги Тобрелутс зарождаются новые гибридные звери. Со времен пещер Ласко и Альтамиры, «Носорога» Дюрера до забальзамированной акулы Дэмиена Хёрста и подвешенной лошади Маурицио Каттелана, животные были источником вдохновения и метафоры в искусстве. Они проделали огромный путь от объекта сакрального поклонения и культа, к интерьерной живописи, сентиментальным картинам в позолоченных рамах, предмету дизайна, до символа устойчивого развития и борьбы за сохранение экологии. «Музейные животные» подстраиваются под нашу реальность, становясь универсальным языком для описания любых перемен. Животное из объекта преклонения, страха, изучения, становится объектом защиты. Художники представляют свой взгляд на мир, из которого природа кажется изгнанной, или мир, который возвращается в дикую природу после глобальных изменений. Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» не впервые обращается к теме защиты окружающей среды. Представленный проект переосмысляет роль «музейных животных» и включает их в программу поддержки и сохранения биоразнообразия. Партнером выставки выступает Московский зоопарк, программа опеки которого позволяет каждому внести свой вклад в дело сохранения биоразнообразия нашей планеты. Одно из главных направлений работы зоопарка – создание искусственных популяций редких и исчезающих видов животных. И в этом смысле участие в программе опеки — реальная возможность ощутить сопричастность к сохранению фауны Земли во всем ее разнообразии. Куратор: Маргарита Година. Выставка работает до 04.12.22.
Фотографии предоставлены Фондом культуры «ЕКАТЕРИНА»
22.09.22. Фонд Ruarts в рамках своей грантовой программы представил многочастный проект мультимедийной художницы Дианы Капизовой «Бесконечное эхо ракушки». Диана Капизова стала победительницей грантовой программы, которую фонд организовал весной 2022. Благодаря поддержке фонда художница смогла реализовать свой проект. В рамках выставки представлены две новые видео работы и созданная специально для проекта керамика. Структуру иной реальности своих фантастических миров Диана смонтировала из сказочных сцен, последовательно сменяющих друг друга событий, которые в итоге завершаются воздушным перемещением героини в потусторонний мир. Мотив полета и перемещения между мирами посредством тоннеля или колодца довольно типичен как для мифов, так и для сказок. У Капизовой же возможность летать — скорее замаскированная игра с пространством, где выход мало чем отличается от входа. Путешествие начинается на границе бессознательного и сновидения. На каждой остановке по маршруту установлен магический портал. Это некий блокпост, а художница в образе своих героинь, находясь рядом, внутри или возле него, с помощью поэтического «заклинания», метафорически информирует о том, где мы оказались и что нам предстоит. В целом работа воспроизводит определенные ритуальные схемы и сильнее всего они напоминают обряды инициации, отсылающие к психологическому архетипу смерти и нового рождения. Психологическое и физиологическое переживания состояния полета и ощущения невесомости напрямую связаны с понятием счастья и концепцией любви, что и стало кульминацией в работе «Бесконечное эхо ракушки». Диана Капизова, как представитель нового поколения авторов, дарит зрителю максимальный простор для интерпретации, отказываясь от традиционных художественно-критических канонов. «Бесконечное эхо ракушки – инсценировка всего и сразу, но это не лишает работу предельной наивной трогательности, когда путешественник или юный мист заблудился и потерял всякую ориентацию в пространстве и времени. Семь магических порталов создают драматический нарративный контекст, построенный на коммуникации персонажей через музыку, пение, диалоги и структурную визуальную проработку мизансцен. Рай потерянный и заново обретенный завершается перерождением героини в русалочку и становится понятно, что все только начинается, открываются удивительные перспективы нового путешествия под названием «Каникулы любви», — куратор выставки Светлана Тейлор. Выставка работает до 23.10.22.
Фотографии предоставлены Фондом Ruarts
22.09.22. В галерее «Ходынка» Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась выставка «Частоты 3.0: Волшебство сверхтехнологий». Выставка проходит в рамках третьего фестиваля science-art в галерее Ходынка и представляет результаты сотрудничества художников и учёных из Сколтеха (Сколковского института науки и технологий). Art&Science – это направление современного искусства, использующее новейшие технологии и научный исследовательский аппарат для выражения собственных идей и концепций. Понятие объединяет художников, работающих с цифровыми технологиями, биомедициной, робототехникой и инновациями. Границы творческого метода практически отсутствуют. Именно сверхтехнологиям, как элементу современности, способному её изменять, посвящена настоящая выставка. Созданные специально для проекта работы соединили в себе реальное научное знание и художественную выразительность. Основная цель – посредством искусства утвердить способность человека гармонизироваться и удерживать баланс в условиях конкуренции природного и техногенного. На выставке представлены мультимедийные арт-объекты, интерактивные инсталляции, диджитал- и видеоарт. Среди участников молодые NFT художники Platon Yurich, Глеб Солнцев и Synticate, чьи работы были показаны на ярмарке COSMOSCOW 2022 в пространстве SAS в метавселенной Decentraland. Галерея Ходынка выступила одним из партнеров в реализации стенда и продолжает активное сотрудничество со Stella’s Art Space. В рамках вернисажа резиденты галереи Игорь Витковский и Алиса Стефановская (театр ТАТР) провели тематическую сказкотерапию. Коллективная практика на стыке современного театра и психологии, направленная на трансформацию личности через создание спектакля-сказки по запросу зрителя. Звуковую часть перформанса провел участник проекта «Цвет как новая этика», создатель программы перевода цвета в звук Chromatone – Денис Старов. Участники: Анастасия Гросс, Анна Кабирова, Анна Митерева, Глеб Солнцев, арт-группа Synticate, Михаил Крунов, Елена Шайманова, Марфа Март, Стелла Лабужская & Platon Yurich, Valia Paella Х лаборатория наноматериалов Сколтеха Дмитрия Красникова, FOTONOFF. Руководитель проекта: Екатерина Фоминых-Капица. Куратор: Елена Ковылина. Координатор проекта: Шульгина Яна. Выставка работает до 06.11.22.
Фотографии предоставлены галерее «Ходынка»
22.09.22. В галерее «Беляево» Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась выставка «Выход. В космос». Выставка посвящается 65-летию запуска в СССР первого искусственного спутника Земли. На выставке представлены графика, живопись, фотография, керамика, реди-мейд, видео, объекты и инсталляции. «Выход. В космос» – итоговая выставка творческой молодежной мастерской ТСХР в рамках VI Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Космос как идея всегда был спутником человека. К космосу были обращены мысли человечества на протяжении тысячелетий. До технологической эпохи люди постигали неведомое путем чувственного и мифологического опыта, выдвигая космологические теории о движении планет и звезд, о сотворении мира и человека. В ХХI веке космос стал площадкой для технологического развития, но экзистенциальные проблемы человеческой цивилизации это не решило. Люди продолжают мучиться вечными вопросами и искать ответа на них. В безграничном пространстве для каждого найдется своя версия Вселенной. Решение может быть найдено только индивидуально, универсального ответа не существует. Каждый проект на выставке – это персональный космос, вариант вопроса, который направляется туда, за облака. Космос – разный, необычный и личный. Руководитель проекта: Ирина Сосновская. Кураторы: Диана Мачулина, Анна Григорян. Художники: Алена Астахова, Вероника Вологжанникова, Дарья Глушко, Майя-София Жуматина, Алиса Колеватых, Кристина Ситникова, Вероника Темеева, Александра Тен, Павел Зуданов, Анна и Виталий Черепановы, Алена Шапарь, Алла Шикалова, Елизавета Фролова, группа Hero4Hero. Выставка организована при поддержке Министерства культуры РФ, Творческого союза художников России и при участии Школы современного искусства «Свободные мастерские» ММОМА. Выставка работает до 09.10.22.
Фотографии предоставлены галереей «Беляево»
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель