Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
13.04.23. Галерея VLADEY представила персональную выставку дуэта: российского художника, писателя, критика, теоретика искусства, модельера, рэп-исполнителя Павла Пепперштейна и мультимедиа-художника Сони Стереостырски — ППСС. Группа работает в рамках направления «психоделический реализм». Произведения художников наполнены узнаваемыми культурными образами и остроумными комментариями, отсылками к сюрреализму, супрематистским моделям Малевича, восточным акварелям, поп-арту, книжным иллюстрациям, а также политической карикатуре. Поп-культура с символами и кумирами различных поколений превращается в их работах в многогранную метафору о состоянии сегодняшнего мира и его социума. На выставке «Зиккураты» представлена новая серия произведений художников. Название проекта отсылает к храмовой постройке, распространенной в архитектуре Древней Месопотамии. Традиционно это были высокие террасы, поставленные друг на друга по принципу пирамиды. Самый верхний ярус всегда занимало святилище. Перенося эту архитектурную структуру зиккурата в плоскость картины, ППСС создают тонкий анализ паттернов современной культуры. ППСС: «”Зиккураты” (2022 — 2023) представляет собой наслоение друг на друга квадратных изображений. Это как бы зиккураты, увиденные сверху, с точки зрения небес. Только центральное (самое маленькое) изображение видно целиком. Это центральное изображение (картинка) соответствует самому верхнему ярусу зиккурата, где располагается главное святилище. Каждая из картин-зиккуратов этой серии представляет собой своего рода моление, обращение к высшим силам, возносящееся вверх по ступенчатой конструкции». В рамках выставки разработана параллельная программа, так 20 апреля состоится презентация книги «Мифогенная Любовь Каст в комиксах»; 27 апреля — показ фильма «Белый шум»; 29 апреля пройдет вечер прозы и поэзии российских художников; 5 маяь — чтение нового романа Пепперштейна; 7 мая — Public talk «Сериалотерапия — новое слово в работе психологов»; 10 мая — авторская экскурсия ППСС по выставке. Выставка работает до 14.05.23.
Фотографии предоставлены галереей
14.04.24. В Галерее Дамирова открылась выставка студентов ИСИ Иосифа Бакштейна «Аморфизм. Лёжа на воде». Выставочное пространство галереи условно разделено на три части — три стадии состояния человека, когда разрушаются привычные правила, ценности, нормы, затем наступает процесс осознания потерь, принятие и вызревание готовности к тому, чтобы возродиться. Выставка представляет собой тотальную сайт-специфик инсталляцию. Большинство работ создавалось художниками специально для этого проекта, некоторые непосредственно в стенах галереи. «Что происходит с Вами, когда старые смыслы отмирают, а новые не успевают даже окуклиться? Когда внутри бесформенность, образованная неопределенностью снаружи? Этот переход от конца к началу, длинный путь между распадом и новой формой, который трудно преодолеть – тоже часть жизни. Так как же прожить этот момент когнитивно, эмоционально, телесно, словом – полностью принять, быть в нём, а не перешагнуть его? Всё равно что лечь на воду, доверившись потоку. Отрефлексировать это чувство предлагает эта выставка» — Куратор выставки Анна Не. Выставка работает до 13.08.23.
Фотографии предоставлены галереей
17.04.23. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина представил масштабный проект «После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством». Экспозиция посвящена периоду с 1860-х по 1916 год. Одна из целей выставки — переосмыслить сложную эпоху поиска новых художественных языков в отечественном и западном искусстве на рубеже XIX–XX веков. В центре внимания — импрессионизм, художественные поиски Сезанна, ван Гога и Гогена. С появлением импрессионизма завершился великий этап развития искусства, связанный с принципом воспроизведения видимой реальности, и художники начали подвергать сомнению фундаментальные основы творчества. Произведение переставало быть слепком с действительности и превращалось в самодостаточную вселенную, существующую по своим законам. Кураторами расставлены важные акценты на явлениях, до сих пор находящихся на периферии сложившейся истории искусства. В 1860–1880-х годах были сформулированы основы для дальнейшего развития новых явлений, ориентированных в первую очередь на выражение идей и глубинных душевных переживаний. Был также определен приоритет основополагающих формальных элементов искусства — линии и цвета, поверхности, фактуры, мотива.
Другая задача — продемонстрировать динамичное развитие русской живописи на рубеже столетий. Кураторы стремились визуализировать уникальный пример взаимодействия европейского и русского искусства от произведений Перова, Репина и Васнецова, наблюдавших художественную жизнь Парижа в эпоху формирования и расцвета импрессионизма, до работ Малевича, Татлина, Кандинского, Ларионова, Розановой, которые, освоив наследие постимпрессионизма и кубизма, вывели искусство модернизма к новым горизонтам. Русские художники представлены на выставке в ракурсе непрерывного и многостороннего взаимодействия с мировым художественным процессом.
Проект реализован ГМИИ в партнерстве с Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем, Государственным Эрмитажем и многими региональными музеями. Важной частью экспозиции стали произведения из собраний частных коллекций. К выставке издан альбом-каталог, подготовлены образовательная и инклюзивная программы. Кураторская группа: Илья Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе; Елена Каменская, советник директора; Александра Данилова, заведующая отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков; Анна Познанская, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Выставка работает в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ до 20.08.23.
Фотографии предоставлены пресс-службой ГМИИ
17.04.23. Центр визуальной культуры Béton представил выставку «Кнопка зрения Андрей Чежин», на которой показаны новые авторские работы фотографа-художника из серии «Кнопка и модернизм». На выставке представлено более 50 желатиносеребряных тонированных отпечатков, сделанных специально для данной выставки. Экспозицию дополняют скульптуры из этой серии. В проекте «Кнопка и модернизм» тема множественности точек зрения раскрывается не только на уровне сюжета, но также подчеркивается выбором применяемых автором материалов. Чежин применяет в качестве основного инструмента выражения аналоговую фотографию и монохромные печатные материалы. Другими важными средствами преодоления фотографической «документальности» для художника являются мультиэкспозиция и монтаж, которые позволяют комбинировать формы, не взаимодействующие между собой в объективной действительности кадра, будь то на этапе съемки или уже в процессе изготовления фотоотпечатка. В ряде работ художник применяет частичное тонирование химическими составами, которые не только привносят в монохромный отпечаток дополнительный оттенок сепии, но также добавляют в механическое фотографическое изображение формы, близкие по духу ручной графике. Используя канцелярскую кнопку в качестве своеобразного визуального эквивалента-камертона, Чежин демонстрирует зрителю, как формируются и что представляют собой характерные шаблоны восприятия искусства, которые чаще всего предоставляют значительно упрощенные схемы восприятия творчества того или иного автора. Действительно, большинство зрителей не могут позволить себе роскошь ознакомления с обширными пластами произведений искусства, которые художник или творческое объединение формирует в течение длительного промежутка времени. Чежин осмысливает культурные заслуги своих предшественников и коллег, выявляя тонкости их авторских «стилей». Выставка работает до 04.06.23.
Фотографии предоставлены ЦВК «Béton»
18.04.23. a—s—t—r—a gallery открыла выставку художников Сергея Сонина и Елены Самородовой-Сониной «Утопия и Ухрония». Создающие свои работы в творческом тандеме Сергей Сонин и Елена Самородова-Сонина – современные мультимедийные художники, создатели мокьюментари жанра по-русски, режиссеры масштабных мистификаций и основатели таких художественных объединений как Товарищество «Свинец и Кобальт», «Комитет Аполлона», мастерская «Волчья ягода». В основе проекта «Утопия и Ухрония» – размышление о том, как выглядел бы облик российского уклада, если бы секретный план императора Павла I и первого консула Франции Наполеона Бонапарта, известный как Индийский поход, увенчался успехом. В линейной истории утопический план российско-французского союза так и остался несбыточным. Проект представляет собой метафизическую фантазию в жанре документального мифа, его авторы предлагают альтернативную, квантовую версию развития событий, которые происходили в отечественной истории XIX века. «На выставке в галерее a-s-t-r-a экспонируются фрагменты русско-индийской цивилизации. Это жанровые и архитектурные фотографии, сделанные в Подмосковье и Тверском крае; барельефы и скульптуры, говорящие о синтезе русского, античного и индийского начал; сакральная скульптура Артемиды или Великой Матери, символизирующая животворный дух Земли. Залы галереи украшают крупноформатные вышивки-мильфлеры, чудом дошедшие до наших дней памятники текстильного искусства эпохи русско- индийской классики: их украшают орнаментально-символические мотивы, связанные с Индийским походом, Павлом Первым и Наполеоном Бонапартом. Здесь это квинтэссенция «провинциального ориентализма» и французского изящного вкуса», – куратор выставки искусствовед Иван Чечот. 20 апреля в галерее a-s-t-r-a состоится кураторская экскурсия Ивана Чечота. 13 мая в рамках выставки состоится показ видео фресок в кинотеатре «Октябрь», также пройдет встреча с авторами проекта, где зрители смогут принять участие в дискуссии. 23 мая в пространстве a-s-t-r-a gallery состоится дискуссия, на которой Сергей Сонина и Елена Самородова, а также приглашенные спикеры из числа философов, режиссеров, композиторов обсудят современную структуру, повестку и цели создания творческих объединений художников. В рамках своего бессрочного проекта STATEMENT. Археология современности a-s-t-r-a gallery представляет проект творческой группы «Свинец и кобальт» с манифестом «Секретная Россия как Opus Magnum». Выставка работает до 28.05.23.
Фотографии предоставлены галереей
19.04.23. Галерея ARTSTORY представила выставочный проект представителя современного русского наивного искусства «Владимир Любаров. Коля видит третьим глазом». Название выставки имеет подзаголовок «Картины маслом отечественного производства». Всего представлено около 80 ярких, ироничных и философских произведений, многие из которых выставляются впервые. Начав свой творческий путь с книжной графики, Владимир Любаров в 1990-е годы оставил столичную жизнь ради уединенного пребывания в деревне Перемилово. Именно там он начал один из самых своих известных живописных циклов «Страна Перемилово», который сейчас включает более 300 графических и живописных работ. У этой страны, реальной и фантастической одновременно, есть свои, вполне определенные, географические координаты. Деревня Перемилово имеет реальный прототип и расположена на границе Владимирской и Ярославской областей. К ней примыкают и многие другие деревни с диковинными названиями: Пенье, Лоскуты, Случайное, Куда, Упертовка, Бухалово, Рай… Поначалу Любаров собирал чудные названия окрестных деревень – как свидетельства народного остроумия и той самой исчезающей смеховой культуры, дух которой он еще успел застать в 90-е годы. Пытаясь разгадать, почему деревни так называются, Любаров многие из них посетил, некоторые – лишь в своем воображении. А в итоге все их нарисовал – зачастую исчезнувшие в реальности, но возрожденные на его картинах. В наши дни, как и во всякие непростые времена, у жителей Страны Перемилово, которая как-никак все же полуфантастическая, обострились внутренние силы. У одних открылся третий глаз, способный все видеть в оптимистическом свете. Другие обнаружили в себе способность передавать мысли на расстоянии – что немаловажно, поскольку интернета в реальном Перемилове как не было, так и нет. У некоторых перемиловцев обнаружилось умение летать при любой погоде. Выставка работает по 30.07.23.
Фотографии предоставлены галереей
19.04.23. Центр Творческих Индустрий «Фабрика» представил новое общественное пространство, носящее название «Библиотека личных собраний». Коллекция Библиотеки составлена из собраний книг, любезно предоставленных важными резидентами и членами команды Фабрики — художниками Хаимом Соколом, Алисой Йоффе и Сергеем Трощенковым. Из истории создания библиотеки возникает ее специфичность: в собрании находятся не только книги по современному искусству и каталоги известных российских и зарубежных художников, но и обширное собрание редких изданий по философии, социологии, востоковедению, урбанистике, политологии, психологии, а также обширный корпус художественной литературы. Коллекция дополнена книгами из собрания Фабрики, новинками от издательства Ad Marginem Press, а также современной зарубежной периодикой об искусстве. В дальнейшем пространство станет местом для встреч, совместного чтения и обсуждений, образовательных занятий, просмотров и работы с сообществами.
К открытию Библиотеки личных собраний приурочено проведение групповой выставки «Dark Room», которая объединяет в себе работы художников курса «Современная скульптура/ объект + рельеф» от Академии Девятнадцать (DEVYATNADTSAT’) и коллекции книг, представленных в библиотеке. «Dark Room» — это особое пространство, где из фотонегативов на чистом листе бумаги проявляются невидимые, на первый взгляд, следы. В пространстве выставки объекты, созданные художниками, так же стремятся существовать независимо от человеческого восприятия и присутствия. У каждой работы на выставке, как и у книги, есть своя история, но в них прослеживается общие темы — мутации, метаморфозы и объектность. Их нестатичность стремится еще больше сфокусировать внимание зрителя на изменчивости и хрупкости пространства. Выставка открыта до 26.04.23.
В этот же день ЦТИ «Фабрика» в зале «Оливье» представил персональную выставку российского художника, куратора, композитора Эльдара Ганеева «Ракушка». В рамках своего проекта художник выстроил масштабную инсталляцию, символизирующую мечту художника о безопасном месте, которое не зависит от событий внешнего мира. Это своего рода убежище, внутреннее пространство, где можно спрятаться. Эльдар Ганеев: «2022 год показал, что как бы ты не оброс ипотеками, связями, скарбом, бывают такие моменты, когда приходится вдруг все это бросить и отправиться в незапланированное путешествие, которое ты сначала ощущаешь, как что-то временное, но буквально через пару месяцев понимаешь, что навсегда… Эволюция подарила моллюскам невероятно полезную опцию — носимый на спине домик. В который в случае опасность или ужаса можно быстро спрятаться и плотно захлопнуть за собой двери. И не выходить из него пока во внешнем мире все снова не станет хорошо. Ракушка — это моя мечта о передвижном домике, мобильном убежище. Который бы давал мне кров, безопасность, уют, и мог бы перемещаться по моему желанию из одно места в другое. Преодолевая все преграды, без виз и паспортов, всегда надежный, чтобы не происходило в данный момент в мире за бортом». Выставка работает до 21.05.23.
19.04.23. Галерея К35 открыла в своем пространстве персональную выставку художника Андрея Новикова «Fog». На выставке представлена новая монохромная серия работ автора, посвященную художественно — философскому исследованию течения времени и истории. Название «Fog» (с англ. – «Туман») отсылает к эфемерности и нематериальности понятия «времени», которое выступает здесь главным героем. Это же подчеркивается сюжетом и приглушенным цветовым решением всех работ. Образ времени на холстах Новикова передан через природные мотивы: топи, распутицу, дебри леса, которые, на первый взгляд, растворяют все следы деятельности человека. Кажется, что оно тотально и всепоглощающе, оно стирает с лица земли массу событий, поглощает целые цивилизации. «Самые сложные для осмысления темы – абстрактны. Время – это относительная или абсолютная величина? Является ли сознание производным реальности? Или, может быть, наоборот, окружающий мир оказывается порождением нашего сознания?», — Андрей Новиков
В экспозиции объединены живописные и графические работы, созданные в смешанной технике с добавлением неожиданного материала — Стамбульской земли. Это становится важным концептуальным моментом, подчеркивающим общую идею. Ведь именно этот город в свое время стал одним из центров развития античной традиции, а на следующем этапе исторического процесса приобрел роль столицы Византии. Выставка работает до 11.06.23.
Фотографии предоставлены галереей
19.04.23. В Москве состоялся пресс-показ музея «Динамо». Общество «Динамо» было создано 18 апреля 1923. Экспозиция Музея рассказывает о столетней истории организации через призму истории, о людях, которые создавали эту историю. Повествование связано единой драматургией, построенной на комбинации документальных свидетельств, таких как хроника, редкие документы и экспонаты, с художественными приемами театра и кино, мультимедийными форматами, сюжетами с участием артистов. Среди экспонатов архивные и уставные документы, награды и личные вещи спортсменов, афиши соревнований. В медиатеке музея будет доступно более 200 статей про историю и структуру Общества. Специально для музея была создана документальная аудиопьеса, написанная на основе архивных свидетельств. Экспозиция музея состоит из нескольких тематических зон: «Хронология», «Лица «Динамо», «Стадион», «Зал славы», игровой квест. Здание музея в стиле конструктивизма расположилось на территории Петровского парка. Его созданием занимался консорциум компаний под руководством Еврейского музея и центра толерантности. Музей начнет работать в штатном режиме 21.04.23.
Фотографии Ольга Серегина
20.04.23. В Музее Парка Горького галерея Surface Lab Art открыла выставку «ВДОХ», посвященную красоте природы и ее связи с эмоциональным и ментальным состояниями человека. Сам акт «вдыхания» — будь то вдыхание городского весеннего воздуха, морского бриза или лесного запаха после дождя — рождает внутри каждого из нас воспоминания и эмоции, создавая трансцендентный опыт взаимодействия с окружающим миром. Проект объединяет 14 арт-объектов художников Алексея Осина, Аси Заславской, Валерии Исяк, Кати Алагич, Льва Ефимова, Симхи Бранкович. Выставка открыта в галерее арки главного входа Парка Горького до 30.04.23.
Фотографии предоставлены галереей
20.04.23. Организаторы МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА DOCA 2023 представили концепцию фестиваля этого года: «Инструкция для песочницы». В этом году организаторы предлагают участникам опыт сближения с современным искусством через игру: «Мы согласны с Марселем Дюшаном, что искусство – это «игра между всеми людьми всех времен», а игра – это общий язык, коммуникация, создающая «пространство отношений» через творческий диалог между художниками, искусством и зрителем. Большая часть работ будут созданы специально для фестиваля. Нам интересно рассмотреть игру с точки зрения эстетики взаимодействия и различного культурного опыта. Мы приглашаем вас исследовать феномен игры как парадоксальное соединение рационального и иррационального в расширенном поле искусства». DOCA (Days of Contemporary Art) – это независимый просветительский проект, целью которого является популяризация современного искусства. Кураторы DOCA 2023: Елизавета Землянова, художник, декан факультета дизайна ИГУМО; Вадим Гущин, художник-фотограф, декан факультета фотографии ИГУМО; Евгения Стерлягова, художник-фотограф, декан колледжа журналистики и издательского дела МКИК. Мастерские этого года курируют современные художники: художественное объединение ГУЙ (Егор Ефремов, Мария Плаксина), Валера и Наташа Черкашины, Мария Алигожина, Валерий Чтак. В рамках образовательной программы состоится лекция театрального режиссёра Габбилена Галычева и public talk при поддержке партнера DOCA – фестиваля нового дизайна «Среда». В программе перформансов – «Путешествие без слов» Елизаветы Рукавишниковой и саунд-перформанс от группы художников Choir(6) «Партитура для песочницы». Для ценителей каллиграфии пройдет мастер-класс Кати Улитиной «Тайные символы», а для любителей настольных игр партнер фестиваля «Мосигра» организует игротеку для детей и взрослых. В течение двух дней в музыкальной программе фестиваля – DJ-сеты от Виктора Гончарова и Дениса Кобышева, а также живые выступления групп Grigory Brodsky Lab, Under Space и «Вселенная 25». Даты проведения фестиваля DOCA: 22–23.04.23.
Фотографии предоставлены автором Мариной Звягинцевой
20.04.23. Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow в отеле Marco Polo представил предаукционную выставку под кураторством Алексея Масляева. Фонд Cosmoscow основан в 2017 году, став логичным продолжением некоммерческой деятельности Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. Главной целью Фонда является системная поддержка современного искусства в России, содействие молодым художникам и развитие меценатства в России. Фонд работает в трех направлениях: поддержка свободного творчества художников, содействие образованию в сфере современного искусства и пополнение музейных коллекций. Анастасия Иванова, директор Фонда Cosmoscow: «Деятельность Фонда направлена на системную поддержку современного искусства, его развитие. Мы работаем по трем основным направлениям: реализация проектов в сфере культуры, образование в сфере современного искусства и пополнение музейных коллекций. Конкретные программы включают проект «Художник года», «Институция года», «Музей года», адресное финансирование художественных проектов. Образовательные программы Cosmoscow Talks и Cosmoscow Kids, онлайн-курсы. В рамках проекта по пополнению коллекций музеев Фонд ежегодно приобретает произведения современных художников для передачи в дар российским музеям. Средства, собранные на благотворительном аукционе, идут на реализацию этих ежегодных программ и дополнительных проектов, позволяющих художникам продолжать свою деятельность».
Тема выставки в 2023 году — «Путешествие». Куратор Алексей Масляев и художниками, работы которых представлены на аукционе, приглашают в необычное путешествие — преодолеть не пространство, а границы своего внутреннего мира. В рамках заявленной темы путешествие рассматривается прежде всего как процесс самопознания, которое является неотъемлемой частью актуального искусства и помогает заново открывать окружающий нас мир и переосмыслять наше место в нем в контексте современности. Алексей Масляев, куратор Фонда Cosmoscow: «Путешествие, подобно искусству, предполагает нахождение в непривычной среде и опыт проживания нового и неизвестного, вне зависимости от того, совершается путешествие в физическом пространстве или происходит в воображении, в вымышленных мирах. В нынешних обстоятельствах такие мысли могут показаться неуместными, потому что путешествие сегодня принимает форму не только досугового приключения, но и вынужденной необходимости, эскапизма, внутренней миграции». Для аукциона выбраны работы художников: Jolie Alien, Егор Giwe, Даниил Антропов, Даниил Архипенко, Виталий Барабанов, Евгений Гранильщиков, Кирилл Доешвили, Игорь Елуков, Павел Зуданов, Тима Илларионов, Марина Истомина, Сергей Карев, Надежда Лихогруд, Кирилл Манчунский, Дмитрий Марголин, Павел Плетнев, Мика Плутицкая, Саша Пучкова, Иван Симонов и Даня Соболев. Лоты для торгов предоставили галереи: 11.12 GALLERY, Artwin Gallery, a-s-t-r-a gallery, DiDi Gallery, FUTURO Gallery, PENNLAB Gallery, pop/off/art gallery, SAMPLE, SISTEMA Gallery, «Объединение», «Тираж 1/1», а также сами авторы. Специальные лоты представила компания BORK и отель Marco Polo.
Музей года — пермский музей современного искусства Пермь
Художник года — Артем Филатов
Институция года — Музей современного искусства Заман в Уфе
В день открытия выставки объявлены победители ежегодных программ Фонда Cosmoscow — «Художник года», «Институция года» и «Музей года». 25 апреля 2023 года состоится 10-й Благотворительный аукцион Фонда Cosmoscow. Выставка работает с 21.04.23 по 24.04.23.
Фотографии предоставлены пресс-службой Cosmoscow
20.04.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель