Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
14.07.23. Галерея «Триумф» и Центр современной культуры «Смена» представили выставку «Улица с односторонним движением», которая открыла проект «Системная сборка». Проект «Системная сборка» обращается к художественным сценам разных городов России. Через художников и сообщества проект призван рассказать о процессах, которые формируют локальные культурные среды. Галерея «Триумф» в течение последних десяти лет постоянно сотрудничает с культурными площадками из России и показывает авторов из разных городов в своем пространстве в Москве. Кураторы галереи принимали участие в резиденциях, а также организовывали выставки в Казани, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Воронеже, Новосибирске, Тамбове. Выставки проекта «Системная сборка» стали результатом этого многолетнего обмена, наблюдения и исследований. Выставка «Улица с односторонним движением» объединяет художников, чья биография связана с Казанью, и чьё творчество формирует актуальную художественную повестку города. В ней принимает участие более двадцати авторов, работающих в разных медиа и затрагивающих различные темы. Выставка организована совместно с Центром современной культуры «Смена». «Смена» – это существующая в Казани с 2013 года независимая институция, это книжный магазин интеллектуальной литературы, независимое издательство, галерея современного искусства и площадка, где проходят междисциплинарные события. Центр за десять лет своего существования превратился из инициативы, созданной группой единомышленников, в значимую городскую культурную институцию. Помимо организации многочисленных выставок и образовательных событий, в том числе с участием казанских художников, «Смена» ведет активную работу по исследованию и архивации современного искусства Казани. Выставка в галерее «Триумф» стала результатом системной работы «Смены» по созданию и развитию культурной среды в городе. Выставка «Улица с односторонним движением» рассматривает важность места и широкий спектр отношений к нему, а также влияние ландшафта, памяти, личной истории и других факторов на формирование визуального языка в персональном творчестве. Для многих авторов переплетения биографии и локальный контекст стали источником для создания работ. Выставка объединит множество образов, наблюдений и рефлексий. Юлия Павлова отталкивается от опыта своего отца и размышляет об отшельничестве. Ирина Сафиуллина изучает традиционный татарский орнамент и его современное восприятие. Работы Авроры Родиной напоминают дневники, в которых художница делится самыми интимными моментами своей жизни. К дневнику и нарративности также обращаются художницы Дарья Скрипаль и Neji201. Сны, различные фрагменты из памяти и будничной жизни также вдохновляют Ивана Урбана, Анастасию Юсыпей, Настю Мороз, Катю Конюхову и alesha. Зухра Салахова конструирует собственные миры, которые затем складываются в замкнутые системы символов и знаков. Илья Татаров обращается к мифологии и созданию КАЗАНЬ Улица с односторонним движением сакральных пространств. Саша Шардак опирается на различные эстетические системы прошлого и выстраивает их связь с сегодняшним днем. Мультидисциплинарный художник Artyomm Seeela вдохновляется первобытным искусством и природой. Нурия Нургалиева фиксирует чувствование момента и передает тонкие грани эмоциональных ощущений с помощью цифровой графики и анимации. Следующие выставки проекта «Системная сборка» представят актуальную художественную сцену Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Перми и других регионов России. Выставочный цикл стремится зафиксировать текущее состояние локальных сцен, а также представить их развитие как процесс, направленный в будущее, который подлежит регулярному пересмотру и обновлению. После премьеры в Москве выставки «Системной сборки» отправятся на гастроли в другие города. Тем самым проект запустит процесс обмена и знакомства с художественной сценой разных территорий внутри страны. Выставка работает до 13.08.23.
Фотографии предоставлены галереей
17.07.23. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры провело презентацию проекта «Консервация» и экскурсию по дому Телешова – старинной усадьбе на Покровском бульваре. Руководитель проекта Евгений Соседов вместе с коллегами рассказали о работе Проекта «Консервация» ВООПИК, объединяющего специалистов и волонтеров, спасающих архитектурное наследие российской провинции. В первую очередь, это заброшенные усадьбы и храмы, где еще сохраняются интерьеры и ценные художественные элементы. Объекты внимания расположены в Костромской, Тверской, Московской, Тульской и других областях, в том числе усадьба Нероново с Воскресенским храмом XVIII века под Солигаличем, храмовые росписи в Тверской области, известная по советским фильмам усадьба Пущино-на-Оке в Подмосковье, водяная мельница в Псковской области.
История дома Телешова, где прошла презентация проекта, связана с важнейшими именами русской культуры. Сейчас здесь идет научная реставрация и создан общественный центр. В стенах дома проходят выставки и экскурсии, лекции и презентации, собираются специалисты, которые работают над спасением икон, фресок и старинных вывесок, волонтеры, градозащитники и неравнодушные к сохранению наследия люди.
Фотографии предоставлены ArtPR International
18.07.23. Галерея pop/off/art представила проект современной мультимедийной художницы Анны Фобии «Саспенс». Основные направления в творчестве Анны – исследование культурного наследия и привлечение внимания к ценности научных знаний и их визуальным репрезентациям. Основной художественной практикой художницы является деконструкция дизайна банкнот и закодированных в купюрах идеологических позиций. Обращается также к ботаническим мотивам через новые технические медиа, связанные с разнообразными источниками света, раскрывая психологические и этические проблемы через и графику и сайт-специфик инсталляции. Новые объекты, тиражная графика и инсталляции, созданные специально для выставки, обращены к феномену неопределенности и тревоги, охватывающих как человека, так и общество в разные исторические периоды и не лишенных при этом надежды на изменения. Проект «Саспенс» – первая персональная выставка художницы в галерее pop/off/art, с 2022 года Анна – резидент платформы для перспективных молодых художников pop/off/art lab. Анна Фобия использует фрагменты изображений с банкнот для создания диджитал коллажей с последующей печатью на дереве и склеиванием слоев в единый сюжет. Большинство работ, представленных в пространстве галереи, соотносимы с жанром пейзажа, который служит не только способом высказывания на визуально понятном языке искусства, но и инструментом создания художественного эффекта саспенса. Объединяющим мотивом экспозиции является образ занавеса, имеющий в истории культуры и искусства весьма противоречивые значения. В контексте проекта «Саспенс» занавес несет в себе интригу, отсылающую к отсутствию ясности будущего, с которым сталкивается мир сегодня. Выставка работает до 25.08.23.
Фотографии предоставлены галереей
18.07.23. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева представил выставку Уильяма Брумфилда «Lost America» («Тихая Америка»). «Lost America» – фотовыставка американского историка русской архитектуры, фотографа, профессора славистики Тулейнского университета Уильяма Крафта Брумфилда, чей интерес обращен к исчезающим городским пространствам, тривиальным, на первый взгляд, постройкам, мистика которых открывает взору другую, загадочную, тихую Америку. «Тихая Америка» – не документальный проект, он повествует не о сфотографированных объектах. Изображения уходят корнями в конкретное время и место, но их ценность заключается в отчужденном видении, которое находит эстетику в деэстетизированных пространствах – разрушенных зданиях, заброшенных витринах, поверхностях с порванными и слоистыми плакатами. «Проект основан на внутреннем понимании точек напряжения в американском обществе – заброшенные здания и вызывающее уличное искусство в Роксбери; радикальная риторика на обветшалых политических плакатах в элитарной обстановке в Кембридже, где я был молодым профессором в Гарварде», – Уильям Брумфилд. История деятельности Уильяма Брумфилда, а также судьба проекта «Тихая Америка» плотно переплетены с Россией. Летом 1970 года в рамках преподавательского обмена с Московским Университетом состоялась первая поездка Брумфилда в СССР. Привезенные из этой поездки 120 пленочных диапозитивов стали его первым фотографическим опытом. В 1979 году Уильяму предложили возглавить программу обучения американских студентов в Москве, что стало поводом вновь приехать в Россию и продолжить исследования. В октябре 1979 года друг и соратник Брумфилда, выдающийся отечественный искусствовед Алексей Комеч, познакомил его с Виктором Балдиным, директором Музея архитектуры. Следующие полгода исследователь посвятил изучению собрания Музея по истории русской архитектуры. Здесь же Брумфилд открыл для себя архитектуру Русского Севера, что стало главной темой его интересов на многие годы. С 1988 года Брумфилд совершает регулярные экспедиции на Русский Север: в Вологодскую, Ленинградскую области, Карелию; в Сибирь, на Урал, на Дальний Восток. По итогам было издано несколько обобщающих трудов, иллюстрированных снимками автора. В 1996 году вышла работа «Потерянная Россия: фотографии разрушенных памятников русского зодчества», где объектом исследования стали заброшенные в разных уголках России памятники архитектуры.
Что же касается фотоснимков Америки, именно книга «Lost Russia» («Потерянная Россия: фотографии разрушенных памятников русского зодчества») подтолкнула Брумфилда на экспонирование, как когда-то казалось, «черновых снимков» Америки. Когда Брумфилда спросили: «Что для Вас Россия?», – он ответил: «Россия – страна, где я нашел себя…». «Lost Russia» убедила Брумфилда вернуться к первоначальной американской работе, к тем ранним поискам, показать Америку как неотъемлемую часть своей души. «Без России моя Америка не могла бы состояться», – написал он в одном из своих эссе. Между созданием снимков и их экспонированием сегодня в Музее архитектуры прошло почти 50 лет. Большая часть кадров сделана между 1976 и 1979 годами. На выставке показаны 64 фотографии из 5 мест Юга и Восточного побережья США. Экспозицию дополняют 17 фотографий Уильяма Брумфилда из собрания Музея архитектуры. Это снимки России из экспедиций, совершенных Брумфилдом по разным регионам в разные годы: Архангельской, Вологодской, Тюменской, Ярославской, Московской областям, Забайкальскому краю, Карелии и Республике Бурятия. Выставка работает до 13.08.23.
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея
19.07.23. Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представили коллективный проект молодых художников «Мастерская. 20’23. Видовые особенности». Выставочный проект «Мастерская» существует с 2001 года и каждый год открывает новые имена российской художественной жизни. Традиционно в проекте принимают участие студенты и выпускники Школы современного искусства «Свободные мастерские». Выставки проходят в рамках программы поддержки молодого искусства MMOMA. В этом году выпускники Школы современного искусства «Свободные мастерские», под кураторством Дарьи Камышниковой, представляют свои варианты отличительных особенностей нашего вида и класса в царстве животных. В экспозицию вошло более 100 работ, среди которых: графика, объекты, инсталляции, фотографии, а также аудиоинсталляции. Проект «Видовые особенности» – это некий анализ взаимоотношений человека с самим собой и с окружающим миром. Куратор: Дарья Камышникова. Выставка в ММОМА, Гоголевский 10/2 работает до 03.09.23.
Фотографии Ольги Серегиной
20.07.23. SISTEMA GALLERY, отмечая свой первый день рождения, представила выставки Анастасии Антиповой «Чувство локтя» и Дарьи Барыбиной «Монохром». Антипова работает с темами разобщенности, отчужденности и одиночества. Ключевые фигуры ее сюжетов – клоуны, скоморохи и шуты – пограничные персонажи, скрывающие свои эмоции под маской, символизирующей «социальные доспехи». Представленная в инсталляция «Чувство локтя» призвана создать ощущение сопричастности и сочувствия людей друг к другу. Инсталляция состоит из ткани общей длиной 25 метров, над которой художница трудилась в галерее в течение двух недель, заполняя ее черно-белыми графическими образами. Изображения дополняют «слоганы» из громкоговорителей, а также предметы домашней утвари – железные тазы и ножи, которые в начале XX века демонстранты использовали для усиления шумовых эффектов. Кроме того, каждый посетитель выставки сможет записать свой «слоган» через рекордер, и таким образом присоединиться к маршу.
«Монохром» Барыкиной создает ощущение иллюзорности пейзажного образа. Дарья Барыбина, формально отсылая зрителя к живописной традиции конца XIX века, изображает не величественную природу, а искусственный городской оазис, который дарит жителям мегаполиса возможность скрыться от тревог – не только внешних, но и внутренних. Цвета серии перекликаются и поддерживают друг друга – большую часть работ наполняют оттенки зеленого и желтого, другие работы контрастны и выполнены в розовых и фиолетовых тонах. Куратор проектов: Надя Октябрь. Выставки работают до 31.08.23.
Фотографии предоставлены ArtPR International
20.07.23. В «Зарядье» открылась выставка «Владимир Маяковский: “Я — рекламист”», приуроченная к 130-летию со дня рождения поэта. В Подземном Музее представлены проекты в области политической, социальной и коммерческой рекламы, объединившие художественный эксперимент и общественно-политическую активность. В составе экспозиции собраны плакаты издательства «Сегодняшний лубок», Окна Главполитпросвета и рекламная продукция, созданная в творческом альянсе с Александром Родченко из собраний Московского объединения «Музей Москвы», Государственного музея им. А.М. Горького, Историко-художественного музея «Новый Иерусалим», Государственного Музея В.В. Маяковского, Московского музея современного искусства, Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина, Российского музея медицины Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Семашко и Мультимедиа Арт Музея.
Поэт-футурист, художник, автор слоганов и рекламист — все это Владимир Маяковский, отразивший в своем творчестве историю ХХ века и оказавший влияние на десятилетия вперед, особенно в области развития рекламной индустрии. Не случайно в название выставки вынесена цитата из статьи поэта «О разных Маяковских», в которой он дает самому себе следующую характеристику: «Я — рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь надежда найти свое имя…».
Выставка поделена на три раздела и знакомит с основными направлениями работы Маяковского в области рекламы. Первый раздел посвящен политической рекламе, созданной в период Первой мировой войны, когда В. Маяковский приступил к работе над созданием антивоенных сатирических журналов, выполненных в традиционной лубочной стилистике. Он работал в издательстве «Сегодняшний лубок» в сотрудничестве со многими художниками, в том числе с Аристархом Лентуловым и Казимиром Малевичем. Маяковский выступал и как автор текстов, и как художник. Второй раздел выставки посвящен работе В. Маяковского над социальными и политическими плакатами для «Окон РОСТА» и их проектом-приемником «Окна Главполитпросвета». За два с небольшим года из полутора тысяч плакатов «Окон» Маяковский создал тексты и рисунки для подавляющего большинства. Вместе с ним работали Аристарх Лентулов и Казимир Малевич, Амшей Нюренберг. «Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ, тов. Керженцеву, который свел меня с М.М. Черемных — одним из лучших работников этого дела. Второе окно мы делали вместе», – Маяковский. Третий раздел выставки посвящен коммерческой рекламе, созданной в творческом альянсе с Александром Родченко. В 1920-ые годы они открыли рекламное агентство «Реклам Конструктор: Маяковский — Родченко»: Маяковский занимался написанием текстов и слоганов, а Родченко — визуальными образами. Ими были созданы рекламные плакаты: «Нигде, кроме как в Моссельпроме», «Столовое масло — внимание рабочих масс», «Все курильщики всегда и везде отдают предпочтение “Красной звезде”».
Социальные, политические, газетные, журнальные, книжные и торгово-промышленные плакаты Владимира Маяковского стали летописью эпохи, не в последнюю очередь потому, что поэт искренне верил в то, что делал, с равным пылом отдаваясь поэзии, агитации, политическим и социальным вопросам. Выставка работает до 27.08.23.
Фотографии предоставлены пресс-службой проекта
20.07.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель