Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
*В связи с осложнившейся эпидемиологической ситуацией заранее уточняйте условия посещения и приобретения билетов на официальных сайтах музеев и галерей.
14.01.22. Галерее «Алиса» представила первую персональную выставку «Сад» мультидисциплинарной художницы из Новороссийска Дианы Романович. В своей практике художница обращается к исследованию Женского через оптику темных онтологий и психоанализа. Диана работает с инсталляцией, керамикой, металлом, живописью и скульптурой. Представленная часть большого проекта Романович посвящена ретроспективе и анализу угнетения женщины, начиная с библейского сюжета. Образ «Сада» возник из изображения сгоревшего от удара молнии дерева, которое было перенесено из средневекового манускрипта 1430-го года. В нём описывалось изгнание Адама и Евы из райского сада. Кроме этого, художница воссоздает элементы иллюстраций Хильдегарды Бингенской, монахини и протофеминистки XII века. Готические формы скульптур передают хрупкость и болезненность женской природы. Красный цвет стен усиливает это ощущение боли и напряжения. Пространство инсталляции сформировано по образу храмового алтаря, открытого для всех без исключения. Нарратив «Сада» возвращает репрессированную женщину из «вечной ссылки на темный континент», понимаемый как внушенный с детства и интернализированный страх темноты. Так, Элен Сиксу, французская постструктуралистка, писательница и литературный критик, теоретик феминистского литературоведения, пишет: «Тёмный Континент — ни темный, ни недоступный исследованию. Он не исследован только потому, что нас заставили поверить, что он слишком темный для исследования.» Детально рассматривая средневековые документы, художница переосмысливает концепты ведьминства и колдовства как протоформы антикапиталистического восстания и символического протеста против патриархальной власти, выстраивает собственную художественную практику. Выставка работает до 20.02.22.
Фотографии предоставлены галереей «Алиса»
14.01.22. В галерее «Беляево» под кураторством Дарьи Камышниковой и Александра А. Бурганова состоялось открытие персональной выставки «Двери» Николая Рындина, художника, преподавателя Московской центральной художественной̆ школы при Российской академии художеств. На выставке представлены живописные работы, объекты и инсталляции. Центральное место занимает серия работ, созданных на основе элементов традиционного или подсобного деревянного зодчества. Эти вещи не утратили своей субъектности, у каждой из них своя судьба, загадкой остаётся то, куда вели эти двери. Представленные на выставке артефакты являются напоминанием о происходящих с нами и нашей культурой изменениях. Художник вносит в найденные объекты изменения путем просверливания, деформации или окрашивания и извлекает из них дополнительные эстетические значения — деревянные двери становятся полотнами абстрактного экспрессионизма или же в работах сквозь элементы русской избы проступают лики святых. Серия работ «Двери» готовилась автором несколько лет и показана на этой выставке впервые. Выставка работает по 30.01.22.
Фотографии предоставлены автором
14.01.22. «Открытый клуб» представил проект «Флешбэк» Семёна Агроскина. Работы выполнены в приглушённой тональности, построенной на нюансах серого, белого и чёрного. Новый проект «Флешбэк» Семена продолжает тему утекающего времени, присутствующей в том или ином виде в других проектах и отдельных произведениях Агроскина. Флешбэк, «вспышка» промелькнувшего прошлого, используется в литературе и кинематографе, чтобы показать мысли и поступки персонажей, повлиявшие на актуальные события или для объяснения сюжета. Семён Агроскин создаёт образ поэтичной, но всегда узнаваемой реальности сродни иллюзии кинематографа. «Документальность» картин Агроскина подкупает своей реальной нереальностью, образуя авторскую рукотворную эстетическую систему. Выставка работает по 25.01.22.
Фотографии предоставлены автором
15.01.22. В галерее NAZAVOD открылась групповая выставка студентов школы современного искусства «СВОБОДНЫЕ МАСТЕРСКИЕ» ММОМА. «Мы хотим рассказать о себе — таким образом становимся частью большого химического процесса проявки нашего искусства – то, за чем мы пришли в Мастерские, то, зачем мы пришли в искусство. Мы разные, но мы все, так или иначе, молодые художники. Мы проявляемся. Мы есть и нам есть что сказать» — так формулирует конвенцию проекта самоорганизовавшаяся группа кураторов. Совместный проект воплотился в большую историю проявления молодых художников. В экспозицию входят работы, созданные студентами как до, так и в период практики в Свободных Мастерских. Концепции отвечает и символичное название выставки — «С-41 ПРОЦЕСС». C-41 — стандарт лабораторной обработки цветных хромогенных негативных фотоплёнок, разработанный фирмой Eastman Kodak в 1972 году. Художники как кадры непроявленной пленки, которую нужно аккуратно извлечь из фотоаппарата и бережно проявить. Эту выставку можно считать коллективным заявлением художников о себе как о новой точке в системе координат современного искусства; это готовность создавать новые смыслы, фиксировать реальность или выдуманные миры, страхи и чувства. Работы на выставке разделены на три части по названию наборов для проявки: цветной, моно и быстрый. Организаторская группа: Анжела Чева, Юлия Санжаревская, Ольга Яшина, Виктор Никишов, Елена Треуголка, Лилия Ким, Мария Киселева. Выставка работает по 30.01.22.
Фотографии предоставлены организаторской группой выставки
17.01.22. В Музее АРТ4 состоялось открытие коллективной выставки «В пыли этой планеты». В экспозиции представлены работы 16 молодых современных художников стран России и СНГ. Название выставки отсылает к одному из основных трудов философа и писателя, представителя второй волны спекулятивного реализма Юджина Такера «Ужас философии. В пыли этой планеты», в которой Такер рассуждает о планете как мире-без-нас, приближаемому «без-основным» мистицизмом к ситуации после смерти Бога, Природы и Человека, тревожные предчувствия которого возникают уже здесь, в современной реальности. Из праха теологического мистицизма Такера рождается пыль климатологического мистицизма в контексте множества разнородных феноменов, существующих на стыке теологии, литературы, оккультизма, демонологии, музыки блэк-метал и биохоррора (в которых, в отличие от классических картин, речь идёт о нарушениях порядка мышления: это либо жизнь, не являющаяся ничем живущим, либо живущее, не являющееся живым существом) — спекулятивный ужас, возникающий не в результате встречи с монстром, но в результате размышления о запредельном («мышление немыслимого»). Мир-без-нас немыслим, и философия испытывает ужас от собственной изоляции в пределах человеческого измерения.
Обращаясь к пост-кинематографическому языку с помощью уже не видео, а инсталляционных практик и пространственных решений, художники переводят на язык современного искусства эстетику современного хоррор-кинематографа, или «пост-хоррора», «возвышенного хоррора», дополненного цифровыми и компьютерными медиа и во многом отличающегося от классических образов ужасов убедительным психологизмом и предлагающего совершенно новые способы конструирования пространства и времени. Современное искусство молодого поколения авторов формулирует новый образ «жуткого», воспринимаемого теперь не как нечто пришедшее извне, а, напротив, вшитое в окружающую нас среду. Каждый проект в выставочном пространстве Музея представляет собой автономную среду столкновения художника и зрителя с Другим. Большая часть объектов художников была подготовлена специально для групповой выставки «В пыли этой планеты» и представлена впервые. Участники проекта: Федора Акимова, Евгений Гранильщиков, Миша Гудвин, Родион Китаев, Александр Лемиш, Вадим Михайлов, Слава Нестеров, Владимир Омутов, Наташа Перова, Руслан Поланин, Павел Польщиков, Никита Селезнев, Анна Таганцева-Кобзева, Виктор Тимофеев, Валентин Трусов, Lilia Ana. Куратор: Александр Буренков. Выставка работает по 17.02.22.
Фотографии предоставлены pr-службой проекта
18.01.22. Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» представил выставку фотографий Ксении Плотниковой «И вот мне приснилось, что сердце моё не болит…» В экспозицию входит серия фотографий Ксении Плотниковой, которую она создавала в течение десяти лет в творческом лагере «Камчатка». Это исследование юности и взросления, памяти и коллективного опыта. Выставочный проект – это попытка разложить перед зрителями мозаику впечатлений, воспоминаний, хрупких моментов. Ксения Плотникова – фотограф, куратор, основатель агентства фотографии «Юность» и фотокружка для подростков «Блик», куратор направления «Фотография» в Школе дизайна ВШЭ, фотограф лагеря «Камчатка». Ксения Плотникова: «Изначально меня завораживали очень многие вещи: связь людей и природы, всеобщая открытость и уязвимость, ощущение хрупкости времени и пространства – всё это не хотелось потерять. И главное, что я делала, – документировала историю лагеря. Документальность – одно из ключевых свойств и одновременно один из главных парадоксов фотографии. Фотография даёт обещание объективности: зритель видит, казалось бы, результат механической фиксации реальности. Фотография призвана напоминать, но на деле со временем замещает собой воспоминание, становится иллюзией, в которую мы верим. Постепенно главной темой проекта стала память, её свойства и роль фотографии в формировании воспоминаний. Перечислить все имена, записать все истории и ничего не потерять – вот для чего я начинала делать фотографии. Их тысячи. Но можно ли и в самом деле ничего не потерять? По мере того как шла работа над выставкой, я всё больше убеждалась в том, что, собирая изображения в единый поток, мы не сохраняем, а стираем прошлое, подменяем его более поздними образами. Покрываем нашу память слоями новой краски». Лагерь «Камчатка», организованный в 2010 году, — это место, не имеющее постоянных географических координат. Лагерь сначала проводился в Псковской области, затем переместился на эстонский остров Сааремаа. Выставка работает по 06.02.22.
Фотографии предоставлены pr-службой Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
19.01.22. Krokin Gallery представила выставку «НАТТА КОНЫШЕВА DRONGEN» / живопись 2011-2012. «Клиширование сложившегося образа «легенды» так же неизбежно, как неизбежна герметичность в представлении о ней, что ставит под сомнение любое дополнение к привычному «портрету». Однако в закромах личной биографии, в её потаённой археологии всегда есть возможность обрести нечто новое, отдельно взятый эпизод ускользающего бытия… Местопребывания Натты в Восточной Фландрии в пригороде исторического Гента в Дронгене в промежутке 2011-2012 годов стало таким же спонтанным жестом, что и очень многое в её искусстве взаимоотношения с реальностью… Дронген Конышевой — не путеводитель по историческим местам старой Европы и не узнаваемые виды из соц.сетей, это множества наблюдаемых ею живых организмов в едином пространстве и едином времени. И если Макс Эрнст писал «Европу после дождя», то Конышева как бы предвосхищает его, описывая ситуацию «накануне». Дронген для Конышевой на короткое время оказался местом сборки огромного материала увиденного каким-то внутренним взором, пережитого и воспроизведённого ею в привычной для себя визуальной лексике, наполняющей пространства её работ нескончаемым движением непрерывного повествования. Европа Конышевой это особое содержательное пространство, мир на гране энтропии, преломленный в оптике стрекозы, вывернутый на зрителя и существующий в неведомых нам алгоритмах и логике, в автономном режиме, в самых неожиданных интерпретациях того, что именуется реальностью… Конышева удивительным образом не теряет того, что присуще искусству априорно, и при всём выраженном нарративе её работ, она пребывает на территории живописи. Это именно живопись, со всем присущим ей арсеналом достоинств и отличительных черт; живопись, соединяющая в себе что-то первородное, исконное и неограниченное в своей чувственной экспрессии» — куратор галереи Александр Петровичев. Выставка работает до 06.02.22.
Фотографии предоставлены галереей Крокин
20.01.22. Центр Вознесенского представил выставку «Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте». 2021 год был отмечен важным для истории европейской культуры событием — исполнилось 700 лет со дня смерти Данте Алигьери. В центре выставки на Большой Ордынке — портрет Данте кисти Аньоло Бронзино, флорентийского живописца XVI века. Портрет Данте кисти Бронзино, долгое время считавшийся утерянным, сегодня хранится в Палаццо Веккьо во Флоренции. Летом картина была показана в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, с ноября экспонировалась в Государственном Эрмитаже. После выставки в Центре Вознесенского работа вернется в Италию. Выставка в Центре Вознесенского включает три зала. Помимо «Аллегорического портрета Данте», в экспозиции представлены редкие издания XV–XX веков, переводы Данте на мировые языки, а также артефакты, которые рассказывают о его влиянии на мировую культуру. В числе исторических раритеов из Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино — карта путешествий Данте по Италии, созданная в XVIII веке, «Божественная комедия» 1500 года легендарного издателя Альда Мануция. Команда проекта: Виктория Эммануиловна Маркова — куратор выставки и главный редактор каталога, главный научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина, специалист по искусству Италии с мировым именем; Ольга Александровна Седакова — научный консультант проекта, поэт, переводчик Данте на русский язык, филолог; выставочный куратор Центра Вознесенского Дмитрий Хворостов; Анна Каменских — архитектор выставки, заведующая выставочным отделом ГМИИ им. А. С. Пушкина. В рамках выставки будет проходить публичная программа и издан печатный каталог выставки «Данте в веках». Выставка работает до 19.02.22.
Блиц-интервью для Cabinet de l’art выставочного куратора Центра Вознесенского Дмитрия Хворостова:
Ольга: «Аллегорический портрет Данте» Аньоло Бронзино был показан в Метрополитен-музее и в Государственном Эрмитаже. В каком формате это там происходило? Как родилась идея специальной выставки в Москве, и почему выбор остановился на Центре Вознесенского?
Дмитрий: Картина Аньоло Бронзино «Аллегорический портрет Данте» действительно в прошлом году была показана сперва в Метрополитен-музее в Нью-Йорке в рамках выставки «Медичи. Портреты и политика. 1512–1570». Картина выставлялась в рамках большого исторического художественного нарратива, связанного с периодом правления Медичи во Флоренции. На выставке было около 90 работ, по большей части привозных, это было серьезное музейное событие. А в Эрмитаже ее экспонировали в формате выставки одной картины в одном из итальянских кабинетов практически без экспозиционного аккомпанемента.
В Центр Вознесенского картина попадает неслучайно — дело в том, что не так давно работа была приобретена Фондом Леонида Богуславского, который является попечителем и инициатором Центра Вознесенского в Москве. Поэтому перед нами была поставлена амбициозная и достаточно сложная задача по экспонированию этой работы и созданию выставочного проекта. Центр Вознесенского — это молодая развивающаяся культурная институция, которая занимается поддержкой литературоцентричных, книгоцентричных и текстоцентричных проектов в самых различных областях культуры. Поэтому для нас было важно выстроить книжную перспективу в этом проекте. Чтобы экспозиционно поддержать эту линию, мы обратились к сотрудникам Центра редкой книги Библиотеки иностранной литературы в Москве, вместе с которыми создали книжную экспозицию для выставки. Сейчас в ней около 15 изданий XV-XX веков, география которых довольно обширна — это венецианские, флорентийские, немецкие издания, переводы Данте на русский и другие мировые языки. Все эти книги показывают историю развития иллюстративной традиции и дизайнерского подхода к текстам Данте.
Ольга: Чем так значима работа Аньоло Бронзино, что именно она становится во главу угла, когда акцентируется внимание на столь важном для европейской культуры событии — 700 лет со дня смерти Данте Алигьери? Почему эту картину надо увидеть, когда представилась столь уникальная возможность в Москве?
Дмитрий: Работа, которая будет показана в Центре Вознесенского, интересна как минимум своей судьбой. Долгое время считалось, что оригиналом «Аллегорического портрета Данте» является другая картина, которая находилась в Америке все это время и там же выставлялась. У неё идентичный сюжет, однако форма холста прямоугольная. Как известно, портрет был исполнен Бронзино по заказу его друга Беттини, итальянского мецената, который попросил украсить интерьер одной из комнат его дома. Мы знаем, что картина должна была располагаться в люнете над окном и обладала скруглением в верхней части. К счастью, в начале XXI века одним флорентийским коллекционером была обнаружена картина Бронзино «Аллегорический портрет Данте», которая обладает этим скруглением. Когда подтвердили ее подлинность, стало ясно, что это и есть оригинал той работы, о которой писал в своих текстах Вазари, современник Бронзино. Картина, которая сейчас в Америке, теперь приписывается не Бронзино, а его школе. Удивительно, что находка такого масштаба может произойти столь внезапно.
Благодаря Джорджо Вазари известно, что Бронзино исполнил для Беттини три портрета ключевых ренессансных поэтов — Боккаччо, Петрарки и Данте Алигьери. Однако изображения Боккаччо и Петрарки все еще считаются утерянными.
Картину всем необходимо увидеть вживую, так как репродукции не передают уникального качества работы. Она отличается от других произведений Бронзино в первую очередь мастерством исполнения. Так как она должна была располагаться высоко над окном, очень четкой проработки деталей вы в ней не обнаружите. Сейчас это выглядит очень интересно, так как, когда картина опускается на уровень человеческого глаза, становится заметно, что исполнение работы ближе к художникам романтизма. Мы знаем, какой подъем интереса к фигуре Данте возник в эпоху романтизма — появилась совершенно новая традиция иллюстрирования, вершиной которой стали гравюры Гюстава Доре.
Ольга: Не думаю, что найдется человек, которому неизвестно имя Данте Алигьери, но далеко не все являются специалистами и владеют углубленными знаниями в этом вопросе. На что следует обратить внимание в части книжной экспозиции выставки?
Дмитрий: Книжная экспозиция интересна в первую очередь тем, что она пусть и пунктирно, но довольно ярко рассказывает историю иллюстрирования «Божественной комедии». В книгах, которые представлены на выставке, есть ранние сухие схематичные формы иллюстрирования, свойственные художникам и граверам начала XVI века. Вы обнаружите и знаменитые иллюстрации Гюстава Доре, которые стоят в центре романтической традиции изображения «Божественной комедии». Есть и несколько уникальных библиофильских изданий. В первую очередь, это «Божественная комедия» 1502 года, которая была сделана легендарным книгоиздателем Альдом Мануцием. Его имя известно любому типографу и дизайнеру, так как он, по сути, изобрел книгу в том виде, в котором мы привыкли видеть ее сегодня. Также есть очень интересное итальянское издание начала XX века, состоящее из переводов Данте на практически все мировые языки. Есть строчки Данте на китайском, арабском, греческом, иврите и многих других. Каждому мировому языку тут отведено по 2-3 странички, на которых дана та или иная кантика «Божественной комедии».
Ольга: И в продолжение предыдущего вопроса — печатный каталог выставки «Данте в веках» содержит ведь не только описание работы Бронзино, ее историю и разбор сюжета. Чем уникален и интересен итог очень большой работы по его подготовке? И для кого печатный каталог в первую очередь предназначен?
Дмитрий: Действительно, пока велась работа над выставкой в Центре Вознесенского, параллельно шел довольно серьезный процесс по подготовке издания. Это не совсем каталог выставки, а скорее сборник статей, приуроченный к проекту. Главный составитель каталога — куратор выставки Виктория Маркова, в редакционный совет издания вошли Даниела Рицци, директор итальянского института культуры в Москве, и Алексей Юдин, советник генерального директора Библиотеки иностранной литературы. Научным консультантом выступила Ольга Седакова — поэтесса и переводчица Данте на русский. Сборник состоит из большого количества статей, а многие материалы впервые издаются на русском. В их числе, например, свежие переводы крупных итальянских дантоведов — этим текстам не больше года. Несколько статей было написано специально для нашего сборника. Например, Ольга Седакова в своей статье разбирает сюжет картины Бронзино, а Виктория Маркова провела исследование об истории изображения Данте. В этом сборнике впервые будет напечатан перевод статьи дантоведа Забугина, малоизвестного в России, но признанного и существенного авторитета в Италии — это будет принципиально интересно для специалистов-дантоведов.
Ольга: Публичная программа в рамках выставки уже анонсирована на сайте Центра Вознесенского, но, может быть, вы можете поделиться вашим личным мнением и посоветовать – что будет особенно интересным, что нельзя пропустить?
Дмитрий: К сожалению, фигура художника Аньоло Бронзино плохо известна широкому российскому зрителю, хотя для искусствоведов это художник первого ряда ренессансной маньеристской живописи. В связи с этим советую посетить лекцию куратора Виктории Марковой 25 января, посвященную жизни и творчеству Бронзино. Также рекомендую побывать на кураторских экскурсиях, первая из которых пройдет уже в эти выходные.
Фотографии предоставлены pr-службой Центра Вознесенского
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель