Арт обзор 12.01-19.01.23

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

01.01.23. Галерея «Квартира S» представляет выставку работ трех современных художниц. Выставка «Море в конце улицы», завершив 2022 год, открыла новый выставочной сезон галереи в арт-пространстве Рынка на Ленинском в 2023 году. Идея, заложенная в подборе работ для этого выставочного проекта, — абстрагироваться от всего материального и физического и окунуться в свободный мир морского пространства, эмоций. Сюжетные мотивы работ Оксаны Барониной напоминают о присутствии в мире общей гармонии, о разумном устройстве бытия.  В своих работах Татьяна Павлова передает световоздушную атмосферу и стихийные силы природы и использует детализацию для реалистичности сюжета, не стремясь к идеализации. Орнаментальная геометрия работ Катерины Пэпушо  представляет художественный мир автора со своей образностью, стилистикой, тематикой. Выставка работает до 01.03.23.

Фотографии предоставлены галереей

03.01.23. В усадьбе «Измайлово» открылась выставка «То, что скрыто от глаз. Тайны женской красоты». Экспозиция, представленная на Измайловском острове, знакомит с модой XIX — начала ХХ века в самой таинственной сфере женской одежды. Речь идет о нижнем белье. Проект не только демонстрирует искусство мастериц, создававших одеяния для дам, но и воссоздает атмосферу женского мира того времени. На выставке представлены одежда, журналы, предметы обихода и мебель XIX — начала ХХ века из собрания Московского государственного объединенного музея-заповедника и частных коллекций.

Термин «нижнее белье» появился в конце XIX века. Белье, ставшее не только предметом одежды, но и символом женственности и кокетства, состояло из панталон, богато украшенных кружевом и вышивкой, с ажурными рюшами и шелковыми лентами, а также из дневной рубашки, корсетного лифа поверх самого корсета, нижних юбок и подвязок для чулок. Чем выше сословие владелицы, тем изысканнее, тоньше и сложнее ее белье по крою.

Выставка размещена в двух выставочных залах усадьбы «Измайлово». В Южном выставочном зале представлены разделы, посвященные эстетике женской одежды в повседневной жизни конца XIX — начала ХХ века. Здесь экспонируются умывальные принадлежности, а также различные дамские мелочи для наведения красоты, коллекция тончайшей работы и разнообразного декора чепцов, корсетных сорочек, матинэ, панталон и нижних юбок. Коллекционеры и антиквары подчеркивают, что сохранение коллекции одежды из одной семьи встречается крайне редко. Однако, на выставке представлена коллекция нижнего белья семьи купчихи Серафимы Поздняковой с сохранившейся этикеткой московского фабриканта Тимашева, а также фотографии.

В Малом выставочном зале экспозиция рассказывает о том, как создавались предметы дамского гардероба конца XIX — начала ХХ века. Здесь демонстрируются инструменты: швейные машинки, станок для плетения кружев, столик для рукоделий, а также книга «Промышленность и техника», рассказывающая о создании направления машинного кружева, образцы кружев ручного плетения и машинного кружева, плетеные детали вставок для нижнего белья, выкройки из журналов. Выставка работает в усадьбе «Измайлово» в «Южном» и Малом выставочных залах до 09.04.23.

Измайлово; выставка; то что скрыто от глаз

Фотографии предоставлены pr-отделом усадьбы «Измайлово»

09.01.23. Во Всероссийском музее декоративного искусства состоялось открытие выставочного проекта «ОТКРЫТИКА». Выставка подготовлена к 65-летию издания «Декоративное искусство». Зритель-гость попадает в своеобразную спираль времени и оказывается в редакции культового издания советских времен: только что закончилась планерка, и сотрудники редакционной коллегии минуту назад разошлись по делам. На редакционном столе – полосы верстки нового номера журнала и журналы прошлых лет. В разных местах зала – предметы из коллекции редакции, которые стали модными с подачи журнала в далекие 60-е. В уютном уголке – место для чтения и отдыха, где можно полистать старые журналы, книги по искусству и дизайну, при этом, став частью экспозиции. «Декоративное искусство» – один из самых популярных профессиональных художественных журналов времен СССР. Начал выходить в начале «оттепели» в 1957 году. В первой статье под названием «Красоту в жизнь», открывавшей дебютный номер, была обозначена основная доктрина издания – поиск и внедрение новых эстетических идей. Сегодня журнал возрождается в новых формах и с новыми идеями. Раз в год журнал выходит в печатном виде со специальным выставочным проектом, который представляется на одной из арт-площадок Москвы. Выставочный проект в честь юбилейного года представлен в Новом зале Всероссийского музея декоративного искусства. В 2022 году, когда издание отмечало свое 65-летие, художники придумали особый календарь будущего. Каждый День календаря – футуристический праздник – существует одновременно и в виде праздничной открытки, и в виде реальной работы художника, которая послужила для ее иллюстрации. Каждый автор воплотил свою идею в «открыточном» формате, который приобрел массовую популярность в советское время. Так появились День индустриальной оперы, День фужера, День парашютиста, День отпуска, День тарелки, День Луны, День левитации, День микроба, День ковра и т. д. На выставке представлены объемные арт-объекты, керамика, живопись, дерево, текстиль, стерео-картины, куклы ручной работы, произведения с постоянно дополняющейся реальностью, видео-арт. На выставке представлены работы: Дмитрия Шорина, Ивана Плюща, Льва Рубинштейна, Михаила Молочникова, Веры Сажиной, Олега Целкова, Константина Худякова, Леонида Тишкова, Рашида и Инессы Азбухановых, Александра Ростоцкого, Антона Батишева, Натальи Хлебцевич, ПанКульт-группы «Петлины», Михаила Шорохова (дизайн Сергея Белякова), Андрея Митенева, Оскара Качарова, Аладдина Горунова, Людмилы Крутиковой, Анны Андреевой, Любови Савельевой, Владимира Филатова, Дмитрия и Людмилы Шушкановых, Лидии Колосовой. Кураторы: Мария Москвичева и Дмитрий Гражевич. Художник проекта: Сергей Беляков. Выставка работает до 22.01.23.

Фотографии: Ольга Серегина

16.01.23. В Малом зале Российской государственной библиотеке для молодёжи состоялось открытие выставки, в которой опыт соучастия и слуха, переживания и рефлексия переведены на условный язык графики.  Авторы проекта «Жизнь – не поле» Катя Ю. и Юля В., студентки МГХПА им С.Г. Строганова, представляют зрителю свои размышления о неизвестности пути, тревожности, об остановках и неминуемом движении, о суете и балансе, о контрастных друг другу состояниях жизни. Основой выставки является картина «Ю», объединяющая в названии инициалы художниц. Эта работа нарисована в лесу – мольберт стоял среди деревьев, а мелки пастели авторы раскладывали на пеньках и на траве. Остальное пространство экспозиции заполняют многочисленные рисунки замерших, неживых птиц. «Рисование птиц, безостановочное коллекционирование их, почти превращённых в знаки, – это погружение в состояние проживания мыслей и эмоций», – куратор проекта Мария Титова. На открытии проекта был представлен музыкальный перформанс Никиты Кумикиро – музыканта, работающего в стиле эмбиент, художника-коллажиста и фотографа. Сублимация двух видов искусства – музыки и живописи – нацелена на иммерсивность эффекта. Выставка работает до 12.02.23.

Фотографии предоставлены pr-отделом РГБМ

17.01.23. Центр Творческих Индустрий «Фабрика» представил персональную выставку Катарины Лав «Шарнирный человек». Катарина Лав, художник, представитель Тверского пост андеграунда, проживает и создаёт в среде антиутопии, основной медиум — временные, напольные, песочные полотна. Представленный проект рассказывает о персонаже, живущем в Морозовском городке в Твери. Он подвержен цикличным привычкам и состоянию фрустрации, душа персонажа рефлексирует с состоянием места. Объект художницы является автобиографичным. Авторское художественное высказывание о единообразии жизни, малодушии, зависимости от ритуальных поведенческих действий, как способе психологической безопасности персонажа передано через видеоарт, инсталляцию, скульптуру, фото-документацию, а также опросы жителей Морозовского городка. Шрамы шарнирного человека символизируют то, что его душа и тело попали в жизненную и психологическую мясорубку. Иногда в человеке проскальзывает стихийный романтизм даже в условиях трагикомической пустоты, эмоционального истощения. Попытка интегрировать персонажа в Морозовские казармы -это возможность рассмотреть сходство атмосферы самих зданий и состояний шарнирного человека. Надежду даёт красота, которую шарнирный человек будет способен созерцать. Выставка работает в Цехе отделки до 19.02.23.

Художница Катарина Лав и Шарнирный человек

Фотографии предоставлены pr-отделом ЦТИ «Фабрика»

 

17.01.23. Центр Творческих Индустрий «Фабрика» представил персональную выставку Ильи Романова «В темноте. В окне. На полу».

Сайт-специфик проект рассказывает о странном саде, мрачном, но притягательном. Закончив Московскую государственную художественно-промышленную академию имени С. Г. Строганова, московский художник Илья Романов работает в старейшем Ботаническом саду Москвы «Аптекарском огороде». Художник создает сады в жизни и в искусстве.

«Пока есть муть продолжать. Пока есть муть как- то продолжать. Как- нибудь продолжать. При помощи ухудшающихся слов. Ухудшающегося взгляда. Для того что нечего видеть. На то что нечего видеть. Мутно видеть. Чтобы как-то продолжить спросить где в нигде все? Все трое. Где там все трое в последний раз увиденные хуже? Лишь согбенная спина. Босиком идущая пара. Череп и немигающий взгляд. Где в тесном просторе? Сказать лишь что простор раздался. В этой тесной пустоте пустота раздалась. Хуже лучше позже». Сэмюэль Беккет, «На всех парусах к наихудшему». Сад выставочного проекта «В темноте. В окне. На полу» — это сад меланхолии, обращённой в муть нынешнего и наполненный объектами-существами. Основной образный строй проекта — окна самого масштабного зала Центра творческих индустрий «Фабрика» — зала «Оливье». Именно окна, которые чаще всего остаются за кадром, являются главным акцентом выставки. Свет из окон, днем — естественный, а вечером — рассеянно-приглушенный создает дополнительную мистическую атмосферу странного сада, созданного художником. На выставке представлена сайт-специфик инсталляция, созданная художником специально для проекта. Экспозицию дополнят вязаные объекты, музыкальные композиции из авторского проекта художника «Stupor mundi» и другие произведения. Выставка работает в зале «Оливье» до 16.02.23.

Фотографии предоставлены pr-отделом ЦТИ «Фабрика»

18.01.23. В Центре КРЕАДОР открылась групповая выставка учеников фотошколы Максима Петрова. Проект «Выдержка» осмысляет переход субъективного чувственного аффекта в объективную реальность. На выставке зрителям предоставляется возможность испытать собственную «выдержку» и преодолеть барьер восприятия фото, как исключительно эстетического объекта. Основной метод работы Максима Петрова как фотографа заключается в создании отпечатка эмоционального состояния человека. За каждым гламурным, находящимся на грани глянца по своей форме и содержанию снимком стоит история глубокого чувственного переживания, ставшего толчком к творчеству. Проект «Выдержка» ставит своей целью показать те искажения, которые претерпевает мимолетное ощущение при попытке его перевода на физический носитель. При создании любого произведения искусства чувство, как импульс, претерпевает двойную трансформацию. Первый раз, когда приобретает осязаемую форму, второй — когда попадает в поле внимания зрителя, таким образом на выходе мы имеем двойное искажение или «баг системы». Рост популярности фотографии, как основного способа рекламы и привлечения внимания к товару, только усиливает эту дистанцию между изначальным эмоциональным фоном автора и наблюдаемым объектом.

Именно рассуждения об искажении, системных ошибках, невозможности реально оценить границу между субъективным и объективным и общей условности стали основополагающими для проекта. Кураторская группа: Полина Кондрякова, Александр Мурашов, Максим Петров. «Этой выставкой мы показываем, что работу в поле чувственного невозможно рационализировать, любые  методы машинной обработки информации приводят лишь к сбою системы и белому шуму», — Полина Кондрякова. Выставка работает до 31.01.23.   

Фотографии предоставлены pr-отделом Центра КРЕАДОР

18.01.23.  В BURO ALL GALLERY состоялось открытие выставки «Трилогия чувств». Эта экспозиция задумана основательницей галереи Еленой Антоновой и куратором выставки, искусствоведом Мариной Горбуновой как результат общности восприятия от произведений трех современных российских художников: фотографа Ирины Казариди и скульпторов Дмитрия Чекучинова и Виталия Жуйкова, произведения которых, объединены основными темами, с которыми они работают — образ лошади, солярная символика, символы предков и тема памяти рода. Художники, представленные на выставке, создают свои произведения на стыке искусства и дизайна. Их объединяет работа в анималистическом жанре, отсылки к примитивному искусству и мифологии, связь со стихиями огня, воздуха, земли в качестве источника вдохновения. Елена Антонова: «..при взаимодействии с художниками мы стремимся предоставить им максимальную свободу для самовыражения. Нынешняя экспозиция станет уже третьим выставочным проектом осенне-зимнего сезона 2022­–2023, — это направление нашей работы, внутри которого мы активно поддерживаем современных российских авторов и стараемся обратить внимание профессионального сообщества на набирающий популярность тренд — российское студийное творчество — и новые имена». Мастерство Ирины Казариди проявляется в фиксации сложных ракурсов и движения, в умении передать эмоциональную связь животного и человека.  Дмитрий Чекучинов создает свои работы из массива дерева, используя различные техники резьбы: трехгранно-выемчатую, плоско-рельефную с растительным орнаментом, объемную в скульптуре. В его работах образ коня отсылает к истории и мифологии славянских народов, но также он сопряжен с объединяющей время и движение солярной символикой, важнейшей для традиционных культур. Кроме скульптуры художник создает авторские деревянные игрушки. Художник Виталий Жуйков предпочитает использовать естественные материалы, чье природное происхождение выявлено и подчеркнуто, например, старую древесину, в том числе найденную в заброшенных деревнях Удмуртии, на его родине, задействует другие природные материалы, с помощью которых он стремится раскрыть тему рода и памяти предков. Он создает поверхности, напоминающие кожу животного или отражающие структуру растения. Для придания необходимой фактуры дерево обжигают, пропитывают, вощат или варят в льняном масле, превращая сам материал в художественное высказывание. Поэтому на представленной выставке тактильные ощущения при знакомстве со скульптурой особенно важны, что дает возможность буквально осязать процесс творчества, погрузиться в собственные ощущения от соприкосновения с теплым деревом и обработанной вручную поверхностью. К выставке подготовлена образовательная программа с участием экспертов и художников. 20 января в 18:00 состоится встреча с фотографом Ириной Казариди, 31 января — встреча со скульптором Дмитрием Чекучиновым, 27 января, а также 7 и 21 февраля в BURO ALL GALLERY пройдут лекции искусствоведа, специалиста по истории дизайна Марины Ширской, посвященные российскому студийному творчеству, мировым трендам в декоративном искусстве и коллекционному дизайну. Выставка работает по 22.02.2023.

Фотографии предоставлены pr-отделом BURO ALL GALLERY

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: