Арт-обзор 11.11-18.11.21

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

12.11.21. Центр Творческих Индустрий «Фабрика» представил выставку художника, перформера, акциониста, скульптора Андрея Кузькина «- Что это? – Времянка». Первая часть выставки создаётся зрителями – художник, лауреат премии «Инновация» и премии Кандинского, участник Берлинской биеннале, биеннале Performa 11, Московской биеннале современного искусства, предлагает всем желающим поучаствовать в перформативной акции и на подготовленных листах А4 написать текст: «Я еще жив(а). Имя, Фамилия, число, подпись», тут же оформить свою «расписку» в рамку и повесить на стену. Так расширяется и формируется экспозиция. В своем проекте Андрей Кузькин видит выход в делегировании высказывания и в утверждении того, что нет разницы художник ты или не художник. Ценность художника и его искусства меркнет перед такими вещами как жизнь и смерть. Рукописный документ, составленный человеком собственноручно, несет частичку его жизни. Написанная от руки фраза «Я еще жив(а)» с датой и подписью, в какой-то мере наделяет жизнью и этот лист бумаги, и, что пока «жив» сам документ, живо и свидетельство, а через него продолжается жизнь того, кто его написал.

Во второй части выставки представлены фото- и видео-документации художественных акций Андрея Кузькина. Это личные поэтические высказывания художника, связанные с открытием «ВРЕМЯНКИ». Эта часть отсылает к перформансу художника 2013 года в галерее Триумф, где публике был показан перформанс «Основной вопрос». Художник у себя на груди с помощью медицинского скальпеля вырезал вопрос – «ЧТО ЭТО?».  По прошествии 8 лет, Андрей, кажется нашел ответ на свой вопрос – этот ответ: «ВРЕМЯНКА». И вопрос, и ответ абсолютно универсальны и могут быть применены к чему угодно в нашем мире. Выставка работает по 28.11.21.

Выставка Андрея Кузькина «ЧТО ЭТО – ВРЕМЯНКА»

13.11.21. Электротеатр Станиславский в рамках фестиваля NET (Новый европейский театр) открыл выставку-презентацию «Катабасис. Бесы» совместного с Государственным театром г. Котбус (Германия). Выставка-презентация посвящена спектаклю Бориса Юхананова «Катабасис. Бесы», премьера которого прошла в сентябре в Государственном театре г. Котбус. Спектакль представляет собой сценическую композицию по роману Ф.М. Достоевского «Бесы» и одноименной графической серии Бориса Юхананова, включающей в себя 86 работ. На выставке, кроме самой графической серии, представлены фотографии и видеофрагменты спектакля, анимированная графика, созданная видеохудожниками Ильей Стариловым и Александрой Агринской и являющаяся частью постановки, а также музыка Дмитрия Курляндского, созданная для этой постановки. Накануне открытия выставки в музыкальном издательстве и лаборатории звуковых исследований Kotä состоялся диджитал релиз диска Дмитрия Курляндского. Один из треков уже сейчас доступен для прослушивания по ссылке. Борис Юхананов о спектакле: «”Бесов” ставят очень часто, это один из самых адаптируемых текстов Достоевского. Но почти все эти адаптации идут по одному и тому же пути: режиссеры превращают роман в пьесу, это и есть инсценировка. Я не хочу заниматься инсценировкой Достоевского, потому что и сам Достоевский не писал пьес, он писал романы. И мы обращаемся к “Бесам” не для того, чтобы сделать из них пьесу. Мы не играем этот роман, мы играем с ним. Мы можем себе это позволить, потому что этот роман представляет собою сбывшееся пророчество, Достоевский полностью предсказал в нем весь ХХ век, с его катастрофами. И так как пророчество это сбылось, то есть принадлежит прошлому, то роман представляет собою законченную, закончившуюся историю. Ее можно взять как законченное целое и играть с этим целым. И у этой игры есть определенные правила и законы. Или, если точнее, у этой игры есть исходная ситуация, что-то вроде “сказки о происхождении”. Наша игра в “Бесов” разворачивается в райском саду. В Раю очень любят праздники, тематические вечеринки. Для одной из таких вечеринок Бог выбирает в качестве темы – Ад. Ангелы должны играть демонов. Адские игры в раю – это жанр нашего спектакля. Сам же Бог берет на себя роль Дирижера, потому что это единственная достойная его роль. А фоном для этих игр служат ситуации повседневной жизни, фрагменты современного городского ландшафта, которые и представляют сегодня настоящий Ад. Только Ад этот бессловесный, застывший, холодный. В нашей игре есть еще один особенный участник – Искусственный разум, Нейросеть, то есть новое божество, рожденное XXI веком. Искусственный разум, для которого вся предыдущая история и культура – не более, чем набор чисел и алгоритмов, является соавтором Бога в этой постановке. Из диалога с Нейросетью рождаются голоса и музыка, Нейросеть читает тексты Достоевского и продолжает их на свое усмотрение. Сам я в данном случае действую как бы от лица Нейросети, и если Дирижер в нашей постановке – роль для Бога, то Нейросеть – роль для режиссера».

Фото: Олимпия Орлова-Вилберг

Фотографии предоставлены Электротеатром Станиславский

16.11.21. Совместный проект Исторического музея с Русским музеем «Смолянки» Дмитрия Левицкого продолжает серию юбилейных выставок, посвящённых 150-летию Исторического музея, которое будет широко отмечаться в 2022 году. Основа экспозиции – серия портретов из цикла «Смолянки» известного отечественного художника второй половины XVIII века – Дмитрия Григорьевича Левицкого. Помимо портретов экспозиция дополнена рядом произведений: портретами основателей Смольного института – Екатерины Великой и И.И. Бецкого, предметами прикладного искусства и историческими фотографиями. Всего на выставке представлено более 90 предметов из собрания Русского музея. Серия портретов «Смолянки» никогда полностью не покидала постоянную экспозицию Русского музея, лишь иногда отдельные полотна передавали на временные выставки. В Историческом музее все семь портретов воспитанниц Смольного института будут впервые экспонироваться в полном составе вне стен Русского музея. Выставка работает в Выставочном комплексе Исторического музея до 14.02.22.

Д. Левицкий, “Екатерина Нелидова”, 1773 (с) Русский музей, Санкт-

Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью, рекламы и маркетинга Государственного Исторического музея

15.11.21. В залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств состоялось открытие выставка «Шедевры русского искусства из американских коллекций», организованная нью-йоркской галереей ABA. В экспозицию входят произведения искусства величайших мастеров русской живописи: Абрама Архипова, Филиппа Малявина, Константина Коровина, Николая Рериха, Михаила Ларионова, Александра Яковлева, Бориса Григорьева, Давида Бурлюка, Ивана Пуни, Роберта Фалька, Александры Экстер и др. Галерея ABA занимается популяризацией и продвижением русского искусства и культуры на Западе, за 35 лет галереей были организованы десятки выставок в западных и российских музеях. Учредители галереи стремятся не только собирать, но и изучать художественное наследие русского зарубежья, а также творчество отдельных представителей целого пласта культуры, утраченной Россией в послереволюционные годы. Регулярные выставки, которые галерея проводит в Москве, позволяют заполнить эту лакуну, способствуя возвращению произведений русских художников, в разное время вывезенных из страны. В новом проекте участвуют около 70 произведений, охватывающих два столетия русского искусства, от Ивана Айвазовского до Олега Целкова и Эдварда Беккермана. Пейзажная школа второй половины XIX – начала XX века представлена такими известными именами, как Николай Дубовской, Владимир Федорович, Александр Маковский и Константин Горбатов. Этот ряд дополняют две картины Сергея Виноградова, который вошел в историю не только как пейзажист, но и как консультант известных коллекционеров живописи французского модернизма, Ивана и Михаила Морозовых. Наиболее значительной работой выставки является масштабное полотно одного из младших передвижников и основателей объединения «Союз русских художников» Абрама Архипова «Крестьянки на берегу» из знаменитой серии «Торговки». Среди представителей более молодого поколения центральное место занимает обширный блок произведений Давида Бурлюка, который охватывает его творчество, включая работы японского, русского и американского периодов. Особого внимания заслуживает портрет Василия Каменского 1917 года, долгое время считавшийся утерянным. Эту подборку дополнят работы других представителей русского авангарда: «Портрет матери» Владимира Бурлюка 1909 года, произведения Роберта Фалька, Ивана Пуни, Александры Экстер, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Владимира Баранова-Россине, а также полотно «Суд Париса» (1912) Бориса Анисфельда.  К этому же периоду относятся представленные на выставке натюрморты Бориса Григорьева, сангина Александра Яковлева «Борец сумо», долгое время хранившаяся в семье сестры художника в Париже, редкое для российского зрителя произведение Марии Маревны и два американских пейзажа – «Американская идиллия» Сергея Судейкина и «Монэгэн, Мэн» Николая Рериха. Выставка работает по 12.12.21.

Фотографии предоставлены ArtPR International

 

16.11.21. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева совместно с Галеев-Галереей представили выставочный проект «За фасадом эпохи», посвященный московским художникам, творческий расцвет которых пришелся на переломные для советской культуры 1920-е – 1930-е годы. Мастера независимого искусства – Лев Аронов, Анатолий Гусятинский, Лев Зевин, Мария Ильф-Тарасенко, Георгий Павильонов, Николай Прокошев, Иван и Надежда Свешниковы, Роман Семашкевич, Лидия Хромова, Антон Чирков, Константин Эдельштейн, Сергей Эйгес и другие. Это люди очень разного социального происхождения, ушедшие молодыми или в расцвете творческих сил, искавшие свой путь, манеру и темы, но не вписавшиеся в официальный советский дискурс. Их истории и судьбы тесно переплетаются между собой, образуя определенную социальную сеть того времени.

Группа этих художников неоднородна, её можно разделить по времени начала творческой деятельности на «старших» и «младших». В тридцатые годы катастрофически сузилась возможность участия в публичной художественной жизни и выставках «старших» художников, среди которых Борис Голополосов, Александр Глускин, Лев Зевин, Александр Китаев, Ева Левина-Розенгольц, Антонина Софронова, Михаил Ранков, Константин Чеботарев, Антон Чирков. Они не смирились с идеологическими изменениями и остались странными скрытыми «савонаролами» и «злобствующими эстетами», рискующими изображать события «как было», а не «как надо». У «младших» художников почти не было опыта участия в объединениях и группах. Из-за отсутствия возможности работать публично в «мелкобуржуазных» и «попутнических» жанрах и стилях они занимались станковой живописью «в стол», а на жизнь зарабатывали преподаванием, монументальной живописью, декоративным оформлением зданий и улиц.

Взгляд художников внутрь себя, рефлексия через поиск ракурса, формы, колористического решения – всё это сделало такое искусство непригодным для пропаганды советского строя, когда «жить стало лучше, жить стало веселее». Их творчество, в котором синтезируется влияние различных художественных школ, начиная от искусства Возрождения и до современных стилей и направлений, характеризуется полифонией взглядов, методов и жанров. Поэтому наследие «зафасадных» мастеров интересно показать не биографически, а эстетически – через поиск стиля, темы, манеры письма, цвета, восприятие времени и себя в нем. Выставка работает в Галеев-Галерее по 26.12.21.

 

Чирков Антон Николаевич (1902–1946). Автопортрет с Евангелием.1942

Фотографии предоставлены пресс-службой Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева

 

16.11.21. В галерее современного искусства ASKERI GALLERY открылась персональная выставка американского художника Питера Опхайма  «Piter’s Creatures». Сказочный мир Питера Опхайма начинается с миниатюрных моделей будущих персонажей, исполненных из разноцветной полимерной глины. Несмотря на необычный облик каждая фигурка имеет свой прототип, имя или историю, которые превращают ее в индивидуальный, яркий и характерный образ. На следующем этапе работы художник переносит своего героя на холст, создавая парадный живописный портрет крупного формата. В своей практике Питер полагается прежде всего на чувственное восприятие момента – его персонажи отличаются независимостью и самостоятельным характером. Техника Питера Опхайма преодолевает разрыв между живописью и пластикой: изображения на его холстах кажутся трехмерными, а использование смелых цветовых сочетаний превращает модели в самостоятельное произведение полихромной скульптуры. Выставка работает до 12.12.21.

Питер Опхайм

Фотографии предоставлены ArtPR International

 

16.11.21. Еврейский музей и центр толерантности вместе с порталом «Такие дела» представили СМИ веб-проект «Несомной». В его основе лежит документальный фильм, герои которого пережили эмоциональную травму и приняли решение исследовать свой опыт перед камерой. Они рассказывают об абьюзе, агрессии, манипуляциях; травле в школе, интернете или на работе; конфликтах родителей и детей, друзей или партнеров и приглашают зрителя обсудить их истории или поделиться собственной. Помимо фильма, веб-проект включает в себя тексты, подготовленные авторами «Таких дел», методические рекомендации для взрослых и детей, а также лекции. В рамках проекта подготовлена публичная программа, которая представлена на площадке Еврейского музея. Премьера фильма для зрителей состоялась 17 ноября 2021 на сайте nesomnoi.ru.

Фотографии предоставлены пресс-службой Еврейского музея и центра толерантности

 

17.11.21. Фонд Ruarts представил проект VACUUM. Концепция вакуумации стала основой для исследований в новом выставочном проекте двух художников Джейкоба Якубова и Миши Most. Авторы размышляют о возможных эволюционных путях, стирании ментальных карт и изменении среды обитания. Растущее осознание хрупкости мировой экосистемы подталкивает к переоценке отношений между окружающей средой и человеком. Согласно замыслу художников, тотальный вакуум и стерильность станут единственным возможным сценарием выживания в будущем. Так, вакуумация арт-объектов на выставке акцентирует внимание на способах сохранения красоты и защиты от негативного воздействия внешних факторов. Платье, выполненное из непрерывного красного текстильного шнура, отражает обращение к высшему идеалу и постоянное стремление совершенствовать себя. VACUUM – результат творческой коллаборации художников на стыке моды и искусства: «В отдаленной перспективе, когда все процессы, включая труд человека, станут полностью автоматизированы, одежда, выполненная вручную, будет приравнена к произведению искусства. Единственная альтернатива сохранить для будущего поколения исходный код и память прикосновения человеческой руки – консервация в безопасном пространстве вакуума», – считают авторы. В экспозиции представлены новые wearable-объекты, инсталляции из вакуумированных предметов и видеоарт. А также одежда из капсульной коллекции WHO/MOST, созданная в коллаборации бренда WHO/AM с художником Мишей Most в 2020 году. Выставка работает по 05.12.21.

Фотографии предоставлены пресс-службой Фонда Ruarts

 

17.11.21. Фонд поддержки современного искусства Винзавод и Mriya Resort представили выставочный проект о новой женственности Пространство / Space. Выставка, представляя часть исследования изменений в понятии женственности и представлений о ней, продолжает тему переосмысления женственности через современное искусство и открывает работы 10 российских авторов: Вари Павловой (Lisokot), Димы Морозова (::vtol::), Таисии Коротковой, Нины Котел, Ани Моховой, Иры Кориной, Ани Самойловой, Мики Плутицкой, Кати Герасименко и Ксении Перетрухиной. Куратор Ася Аникеева: «На выставке зритель поочередно попадает в десять пространств работ художников, отражающих женские качества. Мы обходим квинтэссенцию фемининного гендерного стереотипа, обращаясь к природе женственности. Женственность – в чистом ее проявлении – проводник для самых смелых идей, то самое пространство, дающее возможность всему появляться и происходить». Среди работ художников: живопись, инсталляции, скульптуры и гибридный роботизированный объект. Над всем этим звучит звонкий голосок-проводник Lisokot, заполняющий своды Бродильного Цеха мантрами благопожеланий. Выставка работает по 10.12.21.  

Фотографии предоставлены пресс-службой Винзавода

17.11.21. Музей АРТ4 представил 3 выставки, посвященные 90-летию со дня рождения Анатолия Зверева, ключевого российского художника второй волны авангарда. Проект разделен на 3 зоны, каждую из которых занимают работы Анатолия Зверева и двух современных художников – Яна Гинзбурга и Олега Фролова. Поводом к созданию выставок послужило то, что коллекционер и основатель Музея АРТ4 Игорь Маркин приобрел уникальную серию графики Анатолия Зверева, которая прежде никогда публично не была представлена. Серия иллюстраций, созданная в 1956 году, посвящена повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». 33 рисунка послужили яркой иллюстрацией к повести, складывая о ней богатое визуальное представление в узнаваемом стиле художника. Издательство Эксмо совместно с Музеем АРТ4 впервые выпустило книгу Н.В. Гоголя с иллюстрациями Анатолия Зверева спустя 65 лет со дня их создания. Ян Гинзбург вводит символическое и социокультурное влияние Анатолия Зверева в отдельный дискурс изучения. Так, художнику интересно, как Зверев использует свою подпись в своих картинах и рисунках. В капиталистическом мире его подпись становилась актом символического обещания. Это некий кредит доверия и финансовой гарантии, что эти работы когда-то будут стоить денег, что позволяло Звереву обменивать их на что-то материально осязаемое. В рамках своей выставки Ян Гинзбург выкупил 1000 каталогов Анатолия Зверева и сделал масштабную инсталляцию в стенах Музея АРТ4. Олег Фролов, чью выставку курирует Ян Гинзбург, обращается к теме полярности, конфликтности, амбивалентности. Эти состояния во многом были присущи как личности, так и ситуации вокруг Анатолия Зверева, что задаёт определенный дискурс. На выставке Фролова представлены работы в технике коллаж, видео-арт, инсталляции. На показе трех выставок состоялся перформанс Венеры Казаровой. Ее инсталляцию из матрасов и кровати, отсылающих к теме сна и ночи, можно увидеть в течение всей выставки. Выставка работает до 18.12.21.

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея АРТ4

17.11.21. Галерея ARTSTORY представила выставочный проект «Маша Шмидт. Выше только небо». В экспозицию входят как живописные работы Шмидт, так и специально созданная для галереи ARTSTORY в жанре site-specific монументальная инсталляция. Название проекту дала серия «Sky is the limit» – продолжение исследования пейзажа в широком смысле слова, над которым художник работает многие годы. Проект «Выше только небо» («Sky is the limit») разрабатывается как монументальная серия пейзажей воздуха, где работы сосуществуют вместе, раскрывая и перетекая друг в друга.  Этот цикл видится художнику как отрыв от земли, попытка «раздвинуть рамки» живописными средствами, выйти за пределы холста. В современном мире, где человек вынужденно дробит свою жизнь на фрагменты, увеличивает скорость восприятия до невозможности, «проглатывает» все больше и больше информации, взгляд на небо предоставляет возможность ненадолго остановиться, раствориться в бòльшем, сделать вздох и… взлететь. В рамках проекта 18 ноября состоится public talk на тему «Почему взрослым и детям важно смотреть на небо» с участием Маши Шмидт. Выставка работает по 16.01.22.

Маша Шмидт, Серия “Феномены и состояния вещей” 2008-2016

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи ARTSTORY

18.11.21. Московская выставка аукционного дома MacDougall`s «Екатерина II и вакцинация. Уникальные исторические документы и шедевры русского искусства» была представлена СМИ.  По традиции экспозиция проходит в Усадьбе Зубовых на Таганке. Более 30 работ русских мастеров XIX–ХХI веков представлены вниманию московской публики. Центральными экспонатами и определенной сенсацией предаукционной выставки топлотов аукционного дома MacDougall’s стали «Портрет императрицы Екатерины II» работы Дмитрия Левицкого и письмо самодержицы всея Руси о необходимости вакцинации. Уникальность письма Екатерины II заключается в том, что это первый известный нам документ о первой в России кампании по вакцинации. «Между прочими предметами должности… одним из главнейших почитаться должен заведение прививания», пишет Екатерина во время своего путешествия в Крым генералу-фельдмаршалу графу Петру Румянцеву и подробно объясняет, как вакцинацию устроить на государственном уровне. Ибо без вакцинации «великий вред особливо в простом народе», пишет она. В экспозиции представлен редчайший прижизненный «Портрет Петра I» Яна Купецкого совместно с официальным Русско-Прусским договором 1714 года, подписанным лично Петром I. Согласно этому уникальному государственному документу к России переходили завоеванные у Швеции земли, в частности Карелия с городами Нарвой и Выборгом и Эстляндия с городом Ревелем. Портрет был написан Купецким на три года ранее в 1711 во время пребывания императора в Торгау по случаю свадьбы царевича Алексея с кронпринцессой Шарлоттой Христиной Софией. Также среди картин на выставке в Москве – виртуозная жанровая сцена Владимира Маковского «Застава на пути свадебного поезда» 1888 г., картина Сергея Виноградова «На балконе», написанная в период творческого расцвета мастера в 1916 г. Советский период живописи представлен монументальным полутораметровым полотном «Натюрморт с пионами и гвоздикой» Александра Герасимова. Картина экспонировалась на ретроспективной выставке, организованной к 135-летию со дня рождения мастера. Также на выставке представлены полотна К.Петрова-Водкина, И. Бродского, Р.Фалька, А.Осмеркина, К.Юона, К.Горбатова, Ю.Пименова, К. Зданевича, В.Вейсберга, О.Васильева, И.Чуйкова, Б.Орлова и др. В Москве в Усадьбе Зубовых на Таганке выставка открыта для свободного посещения до 30.11.21.

Фотографии предоставлены аукционным домом MacDougall`s

18.11.21. В галерее «Измайлово» Объединения «Выставочные залы Москвы» прошло открытие выставки «Передай соль» – проекта о другом натюрморте и еде в искусстве. Галерея превратилась в книгу о вкусной и здоровой (или нет) пище в интерпретации современных художников. Проект дает возможность сравнить традиционный натюрморт и современные подходы к теме еды, а также поразмышлять на темы интерпретации названия проекта. Никто не знает, насколько велика или мала отведенная ему роль. Возможно, она только в том, чтобы в нужный момент передать соседу по столу по его просьбе солонку. С другой стороны, соль – это символ, и вопрос «в чем тут соль» уравнивает понятия «соль» и «смысл». Куратор и руководитель галереи Мария Сикирина: «Тема еды – бытовая, даже и говорить о еде не всегда прилично в обществе. Однако еда жизненно необходима, она присутствует в каждом проживаемом дне». Среди участников выставки: Семен Агроскин, Екатерина Сысоева, Ирина Корина, Дарья Кротова-Шлоссер, Дарья Федорова, Артемий Родионов, Ольга Орната, Ева Аракчеева и другие авторы. Выставка работает до 19.12.21.

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи «Измайлово»

18.11.21. Artwin Gallery представила персональную выставку Алексея Корси «Машина смысла» в арт-пространстве Cube Moscow. В рамках выставки представлены новые работы художника – серия металлических работ и шелкографий. В проекте «Машина смысла» художник побуждает зрителя переосмыслить возможности и пределы человеческого опыта в мире постоянно расширяющихся знаний.  Машина, о которой говорит художник – это не сумма представленных им деталей и алгоритмов, созданных человеком, а наш мозг, операции которого ограничены опытом и знаниями об окружающем мире, которые этот опыт программирует. Главный лирический герой художника незримо присутствует в его работах – это человек, растерянный перед лицом сложности устройства мира, которая только нарастает с увеличением наших знаний о нем. Серия «Арки» работает с тем же механизмом нашего сознания, однако производит не целое через части, а наоборот позволяет зрителю «произвести» пространство путем деления бесконечности, путем разграничения выстроить свою систему координат. Выставка работает до 15.01.22.

Фотографии предоставлены Artwin Gallery

 

18.11.21. Галерея Lazy Mike представила персональную выставку Федоры Акимовой «Ил». Экспозиция собрана из двух серий объектов и нескольких видео. Замысловатые и вычурные конструкции Федоры, созданные из фрагментов повседневных вещей со свалок и блошиных рынков, демонстрируют альтернативную версию эволюции: это мир без людей или другая планета, на которой динозавры не вымерли и продолжили развиваться. Выставка работает до 18.12.2021.

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

 

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

 

 

Поделиться: