Арт-обзор 1.10-10.11.22

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

07.11.22. Галерея PENNLAB представила проект художника, режиссера, куратора Марии Бавыкиной «Даль», посвященный природе слова и сообщения, коммуникации и диалогу. Движение слов, как и любой из них составленный текст, переводят системные отношения в реальность. Названия стали предметами, каждая вещь получила имя и право на рождение, судьбу и гибель. Отношения следуют из порядка слов, свобода следует из возможности не выбирать метод описания мира. Экспозиция состоит из фотографий и документаций серии перформансов. Перформансы отсылают к устоявшимся жестовым практикам, используемым при создании сообщения или при его передаче, таким как: поиск подходящей точки в пространстве, для генерирования мысли, сигнал регулировщика или поклон, как завершение коммуникации и другим. В одном из перформансов автор обращается к словарю В.И. Даля, поэтому важной частью экспозиции является пространство галереи, заполненное голосом, который читает слова. Выставка организована при участии Фонда поддержки современного искусства «СФЕРА» и поддержке компании EUROPAPIER. Автор выражает отдельную благодарность Московской Школе Фотографии и Мультимедиа имени Родченко за оказанную поддержку.  Куратор: Владислав Ефимов. Выставка работает по 20.11.22.

Фотографии Cabinet de lart

 

08.11.22. Центр Творческих Индустрий «Фабрика» представил выставку Ивана Флоренского «Преодоление повреждения».  Проект представляет собой мультимедийную выставку, которая включает в себя живопись, саунд-арт, видео-арт, инсталляцию и перформанс. Художник предлагает обратить внимание на субъективные символические и семантические структуры созданного им универсума. После изменения человеческой природы меняется и окружающий мир. Но даже в покинутых, тоскливых и серых индустриальных пейзажах есть место красоте и гармонии. Видеть эту красоту в поврежденном мире и человеке, значит видеть возможность преодоления падшего состояния. Живописные работы представляют из себя городские, индустриальные и сельские пейзажи, на которых всегда есть трубы: заводов, ТЭЦ, АЭС.

В основе саунд-арт произведения лежат полевые записи, сделанные, в основном, в Москве и московской области. Это звуки поездов, метро, машин, механические звуки моторов, звуки толпы, звук неисправных электрических приборов. На контрасте слышны природные звуки: пение птиц, журчание воды, треск горящих дров. На выставке представлено видео, в основе которого лежат съемки городских и сельских пейзажей: промышленных зон, ТЭЦ, ночных источников света, лесов, полей, воды. Видео было создано в соавторстве с режиссером монтажа, художником Валерием Кононенко. Центральным объектом выставочного проекта является масштабная инсталляция, представляющая собой трубу высотой более двух метров. Выставка работает в Цехе отделки по 10.12.22.

Фотографии предоставлены PR-отделом ЦТИ «Фабрика»

 09.11.22. В галерее К320 представлен персональный проект Андрея Шепеля «Двуглавому котёнку не суждено далеко уйти». Выставка проходит в рамках кураторского проекта Светланы Басковой «Где двое или трое, там Я среди них» в галерее К320. Егор Софронов: «В начале был рисунок из альбома, найденный в коммунальной квартире при разборе старых вещей после смерти соседа. Его автор неизвестен. Свободные ассоциации приладились к рисунку, чтобы сложиться в эту выставку. Ассоциации прошли через навязчивое повторение слова МЕРЦ. В его записи призраковался Курт Швиттерс, тот, что распространил слово от одного коллажа на все творение. Чистым случаем тот пионер дада извлек слово Merz из названия Commerzbank, появившееся на листе бумаги в одной из его работ. Перевод в другой алфавит влечет и новые созвучия, омофонии и аллитерации. Другой язык, другое место, другое время, другой автор, другие виды — речь могла бы идти о непереводимом различии, если обнаружения складывались в сказ, оглавлялись единично. Мерцание между двойственностью и троицей в этой двухкомнатной галерее чередует двойное* и тройное членение — звериное — смешивающее различание** бессмыслицы и стройности. Рисунку соположены три реди-мейда: складной лабиринт для домашнего животного, когтеточка и распечатка страницы из сети. Три работы в одной из двух, две работы в другой из двух комнат распределены экономно. Ранее в этом году на нашей выставке «Удержание средств» Шепель приклеил пустые бухгалтерские формуляры — найденные в той же коммуналке — заполнив стену и потолок. Как и в его рисунках на чеках или живописи из уже-готовых контуров, сказывалась дадаистская прижимистость, опирающаяся на найденные вещи, на случай. Данная персональная выставка подчеркивает эту неинтервенционистскую, мягкую поэтику, уклоняющуюся от агрессии». Проект создан при участии Фонда поддержки современного искусства «Сфера». Выставка работает до 23.11.22.

Фотографии предоставлены галереей К320

 

10.11.22.  Галерея InGallery во Всероссийском музее декоративного искусства представила первую персональную выставку «Белый шум» художницы Натальи Занчевской. В экспозиции представлено около 30 работ автора: живопись и графика разного формата. Наталья Занчевская несколько лет занималась созданием коллекций одежды, участвовала в сезонных неделях моды. В 2009 г. начала работать художником по костюмам в кино. Весной 2020 г. вернулась к работе над графикой, стала заниматься станковой живописью. Название выставки отсылает к явлению «белого шума» – сочетанию разноволновых звуков одинаковой интенсивности. Считается, что такой шум – это первое, что слышит младенец, находясь в утробе матери, – биение ее сердца, работу внутренних органов, шум крови в сосудах. Современный мир переполнен звуками, слова превращаются в белый шум. В своих произведениях Наталья Занчевская использует минимум выразительных средств. Цветовая палитра ее работ изысканно-сдержанная, ее основу составляют естественные краски, подобные оттенкам земли, листвы, неба и ветра. Истоком выразительности становится лаконичная линия, которая не просто очерчивает силуэты персонажей, но связывает пространство полотен. Женский образ является ключевым для художницы. Образы кажутся невесомыми отражениями трансцендентного мира, которые проникают в наш мир через портал, созданный из сочетания красок и холста. В женских персонажах Натальи Занчевской сочетается нечто глубоко личное с предельно обобщённым. Выставка работает по 11.12.22.

Фотографии предоставлены InGallery

10.11.22. Галерея «Триумф» представила два выставочных проекта:

– персональную выставку Евгении Вороновой «Вход в пустоту». В новом проекте художница исследует понятие пустоты, визуализируя то, что недоступно взгляду, и придавая материальную форму тому, что обычно ощущается эмоционально. Воронова трактует пустоту как «точку отсчета» пространства, которое можно наполнить и в котором заключен очевидный потенциал. В ее работах пустота принимает различные формы: абстрактная масса, напоминающая цифровой глитч, темнота или отсутствующие фрагменты холстов. Объекты повседневности сохраняют привычные очертания, но теряют функции и содержание. Превращая фигуры и предметы на холстах в визуальный шум, Евгения задается вопросом, что реальнее – сами объекты или наши представления о них. Полотна Вороновой дополнят музыкальные произведения российского пианиста и композитора Глеба Андрианова. В двух композициях, представленных на выставке, он рассуждает о возможных формах ощущения реальности и работает с многослойными оркестровыми формами. «Когда я увидел работы [Евгении Вороновой], я сразу понял, как их слышу и что хочу сделать – взять свою музыку для струнного оркестра и препарировать ее. Я решил изменить изначальное линейное течение материала и представить его в другом измерении и состоянии», – Глеб Андрианов. Куратор проекта: Полина Могилина.  Выставка работает по 11.12.22.

 

Фотографии предоставлены галереей «Триумф»

– первую персональную выставку Дарьи Федоровой «Беспорядок». Фокус художницы направлен внутрь и на то, что видно на расстоянии вытянутой руки. Главное вдохновение Дарьи – человек и его внутреннее устройство. Эмоции трактуются как часть диалога с внешним миром: мы переживаем схожие базовые ощущения и знаем напряжение, связанное с их переходами из одного состояния в другое, удерживаем внутри свое и чужое. Местами абстрактные, местами фигуративные полотна Федоровой, отсылающие к искусству XX века, не визуализируют, но обнаруживают зрителю его мысли, прожитые и пережитые состояния и связанные с ними моменты. Увиденное оставляет после себя легкую пустоту, как будто растворяются не выраженные когда-то эмоции. «Мое искусство – о свободе создания и свободе восприятия, как калейдоскоп, который пропускает свет извне, но складывает рисунок осколков и песчинок того, что внутри». Состав эмоции фрагментируется до клеточного расслоения, и эта плазма становится “материалом” для работы под предельным градусом экспрессии в ее полотнах. В детстве у меня была дислексия, и, как следствие, развился свой способ интерпретации понятий и идей», – Дарья Федорова. Куратор проекта: Полина Могилина. Выставка работает по 11.12.22.

 Фотографии предоставлены галереей «Триумф»

10.11.22. Галерея и шоурум искусства «МУХА» открыла персональную выставку художника-графика Александра Лаптева «Printwalls. Вне рам». Художественный замысел выставочного проекта заключается в том, чтобы показать, как печатная графика путём переноса на стены галереи, выходит из привычного рамочного оформления, соединяясь с пространством. В экспозицию входят работы из собрания автора и часть, созданная специально для выставки. Представлена разнообразная печатная графика: монотипия, линогравюра, гравюра на пластике, а также работы, выполненные в других техниках ручной печати. Печать художник осуществляет на основе рисунков с натуры под воздействием новых впечатлений и рефлексий, которые рождаются у автора при свежем взгляде на эскизный альбом. О процессе перевода изображения в печатный формат художник рассказывает: «Обычно рисунок лежит некоторое время, «настаивается», пока дойдет до состояния, готового к переводу в большой печатный лист. Большой формат картины неизбежно провоцирует искажение оригинала в силу изменения масштаба. Переход в другой печатный медиум также накладывает свои трансформации. За каждой из моих работ, будь то пейзаж, портрет, фигура, стоят живые истории, которые лично для меня имели эмоциональный отклик. Скорее всего, их сюжеты не очевидны зрителю, но эмоции, которые я хочу передать, их преображают и создают новые смыслы». Выставка работает до 11.12.22.

 

Фотографии предоставлены галереей «МУХА»

10.11.12. Галерея «Открытый клуб» представила выставку книжных работ Аркадия Пластова (1893—1972). В экспозиции собраны листы к роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка», поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», сборнику стихотворений А. В. Кольцова «Песня пахаря» и другим произведениям. Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Симбирского уезда в семье потомственных иконописцев. Начав профессиональный путь в Симбирской духовной семинарии, принял решение получить художественное образование, ради чего уехал в Москву. Пройдя обучение у знаменитых живописцев,  Пластов вернулся домой. Верность родному краю и жизнь в селе Прислониха стали опорой творчества Аркадия Пластова. Художник отмечал, что наравне с живописью старых мастеров и новейшими поисками в искусстве, его с молодых лет увлекала идея раскрытия в живописи темы крестьянства: «Чем больше я знакомился с вещами передвижников, а потом Серова, Врубеля, тем более и более укреплялся в своей любви к деревенской природе и её обитателям, к их труду, горестям и радостям, ко всему их быту, нравам, навыку». В книжных иллюстрациях и в выборе литературных произведений нашли отражение ключевые для творчества Пластова темы. Насыщенный и разнообразный колорит, тоновые контрасты и свободные, но точные мазки делают книжные работы Аркадия Пластова столь же значимыми образцами искусства, как и живописные полотна мастера. Выставка работает по 22.12.22.

Аркадий Пластов. Иллюстрация к книге А. Кольцова «Песня пахаря», 1959—1960, бумага, гуашь

Фотографии предоставлены галереей «Открытый клуб»

10.11.12. Крокин галерея открыла выставку Димы Грина «АНТИТЕЛА». Куратор галереи Александр Петровичев: «Дима Грин относится к категории авторов, чьё пребывание в искусстве, в пределах его внутренней логики непременно, почти экзистенциально стремится куда-то вовне. Его работы лишены картинной замкнутости, а внешний контур, размыкая композицию, превращает произведение в осколок чего-то большего. Возникает особое напряжение, почти надрыв, а рефлексия, соединяясь с сопричастностью, определяет специфику языка, поиск решения и адекватный технический материал. О материале. Принципиальным становится строительный скотч, обычный цветной, но лишённый своей естественной функциональности. Грин здесь не первооткрыватель, и речь не об этом. Он решает задачи внутри собственной, давно сложившейся и артикулируемой системы близкой эстетике «левацкого» жеста, репродуцируемого сегодня в недрах молодёжного андеграунда. Проект «Антитела». Если и присутствует здесь нечто из области медицины, то не приобретает доминирующего акцента в конструкции авторского высказывания, в его содержательном плане. Это особая история. Её отпечаток наполняет дополнительным смыслом произведения, а неизбежная нарративность заключает в себе отголоски концептуального дискурса с его непременной игрой с социальным контекстом и цитатой. Пребывая в этой системе координат, Грин уходит от физической определённости, визуализируя представление, сопрягая в едином замысле телесность и её транспарантную проекцию – антителесность как особую конструкцию социальных представлений и имиджей. Имиджи «лидеров общественного мнения» в данном проекте сообразуют мозаику того самого представления. Речь о хрестоматии мировой культуры и науки с явным отсылом к стилистике поп-арта, с одной стороны. С другой же, имиджи лишены подобия, телесности и даже узнаваемости. Автор моделирует именно представление, визуализирует нематериальное, создаёт антитело, имидж. А транспарантная природа скотча, его прозрачность как непременное физическое свойство лишает портретируемого привычной телесности, переходя из категории технического средства на уровень языковой художественной конструкции». Выставка работает по 11.12.22.

Фотографии предоставлены галереей Крокин

10.11.12. Дом культуры «ГЭС-2» открыл «Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений». Проект продолжает начатый в «Настройках» и «Настройках-2» разговор об отношениях между музыкой, визуальным искусством и архитектурой. Художественный проект «Настройки-3» предлагает зрителю индивидуальный, камерный опыт взаимодействия с искусством. В Галереях на первом этаже «ГЭС-2» выстроены семь уникальных павильонов –  I Штраус / Шёнберг II Бетховен III Шостакович IV Хильдегарда Бингенская V Шуман VI Лист VII Вагнер – , каждый из которых рассказывает собственную историю с помощью музыки и произведений из музейных коллекций. В основе сюжетов лежат семь знаковых сочинений композиторов прошлого, от песнопений Хильдегарды Бингенской XII века до симфонии Дмитрия Шостаковича. В павильонах звук вступает в диалог с работами художников, которые не часто встречаются в рамках единой экспозиции: Михаила Врубеля (из собрания Государственной Третьяковской галереи), Фрэнсиса Бэкона (из коллекции фонда V–A–C), Джованни Баттисты Пиранези (из собрания Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), Франсиско Инфанте-Араны (из собрания Мультимедиа Арт Музея), Ивана Чуйкова (из коллекции OVCHARENKO), Ирины Кориной (авторская реконструкция) и других. Уединение зрителя с искусством в проекте «Настройки-3» – результат поиска формата, который помог бы создать идеальные условия для восприятия художественного высказывания. Вторая часть названия проекта проводит историческую параллель с Обществом частных музыкальных представлений, которое в 1918 году организовал в Вене композитор Арнольд Шёнберг. Как и концерты в камерных залах Шёнберга, музыкальные композиции в «Настройках-3» объединены ощущением разрыва с предыдущим художественным опытом и наступления нового времени. Дмитрий Ренанский, куратор музыкальных программ фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2»: «В проекте „Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений“ музыка и визуальное искусство не просто сопровождают друг друга, но ведут диалог, задавая место, время и обстоятельства. Все звучащие на выставке произведения объединены обостренным восприятием границы художественных и исторических эпох, разлома, оставшегося от движения тектонических плит истории на стыке „тогда“ и „сейчас“. Связи зримого и слышимого порождают целый мир, возникающий вокруг зрителя, — семь павильонов „Настроек-3“ скрывают семь альтернативных вселенных. Композиторы прошлого предстают в них радикальными художниками, мистические песнопения бенедиктинской монахини XII века Хильдегарды Бингенской встречаются с тотальными инсталляциями Ирины Кориной, а вагнеровские „Тристан и Изольда“ исполняются в декорациях Хироси Сугимото и Наири Баграмян». Проект организован при участии: галереи OVCHARENKO, XL Галереи, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Московского музея современного искусства, Мультимедиа Арт Музея  и Фонда V–A–C. Кураторы: Андрей Василенко, Андрей Паршиков, Дмитрий Ренанский, Андрей Титов-Врублевский, Екатерина Чучалина, Елена Яичникова. Выставка работает по 12.03.23.

Фотографии предоставлены пресс-офисом Дома культуры «ГЭС-2»

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: