Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
05.07.21. Музей современного искусства «Гараж» представил первую персональную выставку Софии аль-Марии в России. Открываясь после «Невидимого звука» Давида Кларбаута и «Фотокинетоскопа» Родни Грэма, «Песня чудовищного типа» завершает трилогию выставок, раскрывающих разные подходы к созданию движущихся изображений. София аль-Мария – художница, писательница и режиссер катаро-американского происхождения. Изначально аль-Мария получила известность как автор мемуаров «Девушка, которая упала на землю» (2012), истории о взрослении в двух очень разных культурах: бедуинской семье ее отца в Катаре и доме матери на Тихоокеанском северо-западе США. Вскоре после выхода книги аль-Мария переключилась на кино, видеоарт и инсталляции. Она создала множество работ на тему культурных и личных перемещений в контексте ускоренной модернизации обществ Персидского залива. Вместе с диджеем и музыкантом Фатимой аль-Кадири она является автором термина «футуризм Залива», который сегодня широко используется для описания эффектов сверхдоходов в Катаре и соседних странах. В отличие от других неевропейских футуризмов (синофутуризма, афрофутуризма), у «футуризма Залива» отчетливо антиутопический горизонт, поскольку регион, скорее всего, превратится в место экологической катастрофы в ближайшие три-четыре десятилетия. Глубокий пессимизм по поводу неоколониального использования природных ресурсов пронизывает и работы Софии аль-Марии. Личная задача Софии аль-Марии – культивирование внутренней множественности точек зрения. Ее работы основаны на широком круге источников – как документов, так и (не)возможных сценариев. «Песня чудовищного типа» демонстрирует две работы, раскрывающие особенности визуального языка художницы. «Корабль-матка» (2017) – это видеоинсталляция, в которой происходит встреча с инопланетной жизнью в бесконечной тьме пустыни. «Песня чудовищного типа» (2019) снята в элегантно руинированном корпусе Художественной школы Сент-Мартинс в Лондоне. Видео, в котором приняли участие режиссер Юмна Марван, актриса Элизабет Пис и перформансист Тош Баско, представляет собой переплетение личных историй и призыв к сопротивлению, переданное с помощью монологов и диалогов, современного танца и документальных фрагментов. Для публичной программы к циклу видеовыставок художники Давид Кларбаут, Родни Грэм и София аль-Мария выбрали фильмы, оказавшие влияние на их творчество. Показы будут сопровождаться комментариями самих художников, кураторов Музея или режиссеров фильмов, включенных в программу. Куратор выставки: Валентин Дьяконов. Выставка работает по 15.08.21.
Фотографии предоставлены Музеем современного искусства «Гараж»
05.07.21. Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представили коллективный проект молодых художников «Мастерская. 20’21. Адаптация». Представлены исключительно работы выпускников Школы современного искусства «Свободные мастерские» этого года. Способность изменяться соответственно обстоятельствам, приспособиться к изменениям – важнейший механизм выживания углеродных форм жизни. Живое, на генетическом уровне, получает способность адаптироваться к изменениям внешней среды исходя из возможностей. Проект «Мастерская 20’21. Адаптация» посвящен исследованию процесса психологической и социальной адаптации, который мы можем наблюдать постоянно в повседневной жизни и жизни общества. Куратор программы поддержки молодого искусства ММОМА: Дарья Камышникова. Выставка работает в ММОМА, Петрова 25 по 15.08.21.
Фотографии предоставлены Московским музеем современного искусства
05.07.21. ММОМА, ПЕТРОВКА 25
Московский музей современного искусства представил очередную, десятую по счету тематическую экспозицию своей коллекции, которая на этот раз посвящена новым приобретениям и дарам. Для выставки отобраны работы четырнадцати российских художников разных поколений, поступившие в фонды за последние несколько лет. Прежде всего, это масштабные инсталляции, такие как «Живой уголок» Владислава Ефимова, «Канат» Таус Махачевой или «Рингтон» Анны Ротаенко, и авторские серии, среди которых «Механическое рисование» Игоря Шелковского и «Dance» Сергея Сапожникова. Созданные в период с конца 2000-х по 2020 год, все работы впервые были показаны в составе различных выставок не только в Москве (в том числе, персональных, проходивших в MMOMA), но также в Венеции, Петербурге, Нижнем Новгороде, Владивостоке и других городах. Теперь же, став частью музейной коллекции, каждый из проектов «реконструируется» в диалоге с автором, свободно размещаясь в отдельном зале – собственной экспозиционной зоне комфорта – по монографическому принципу. Название выставки «Летняя коллекция», намеренно простое и немного легкомысленное, отсылает к образам, настроениям и ощущениям, которые по обыкновению связывают с летним сезоном. «Летняя коллекция» ММОМА – это пестрая вереница художественных проектов, выполненных в самых разных медиа и формально совершенно независимых друг от друга. Каждый проект на выставке сопровождает информация о провенансе и музейном учете, которая представляет результаты фондовой работы, а также авторский комментарий художника – рассказ о самом произведении, его смысловой интриге и особенностях экспонирования. Записанные специально для выставки, эти исследовательские материалы пополнят Медиатеку Образовательного центра MMOMA. Особым включением в экспозицию, своего рода метавысказыванием, является новый проект Екатерины Анохиной – серия малоформатных моментальных фотографий, образующих камерную галерею «облачных портретов» современных художников и кураторов. Проект мыслится как открытый: запустившись с несколькими героями, галерея будет постепенно разрастаться в течение работы выставки, до конца сентября. Художники: Ильмира Болотян, Алина Глазун, Иван Горшков, Илья Долгов, Владимир Дубосарский, Владислав Ефимов, Алексей Круткин (Леха Г.), Таус Махачева, Александр Пономарев, Анна Ротаенко, Сергей Сапожников, Хаим Сокол, Наталия Турнова, Игорь Шелковский, а также Екатерина Анохина. Кураторы: Анна Арутюнян, Андрей Егоров. Выставка работает в ММОМА, Петровка 25 по 26.09.21.
Фотографии предоставлены Московским музеем современного искусства
06.07.21. В Западном крыле Новой Третьяковки Государственная Третьяковская галерея, Московский музей дизайна и Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом» представили выставку «Коллекция впечатлений. Фотографы и дизайнеры о путешествиях». В экспозиции представлены 11 инсталляций, которые включают работы современных дизайнеров и архитекторов, а также фотопроизведения финалистов Международного конкурса ASE International Photo Awards из Бангладеш, Индии, Египта, Венгрии, Финляндии, Турции, Беларуси, Узбекистана и России. Выставка посвящена путешествиям, которых нам так не хватает в период пандемии. Ее маршрут проложен через эмоции и воспоминания, зрительные образы и звуки, рассказы о том, как поездки обновляют и на что вдохновляют. Именно поэтому один из ее разделов очень личный. Это мини-музей, в котором собраны предметы, привезенные участниками проекта из поездок, и связанные с ними истории. Выставку открыла заглавная композиция Journey/Путешествие из альбома современного композитора Виктора Осадчева. Композиция была исполнена ансамблем, в составе которого лауреаты конкурсов, концертмейстеры и солисты главных оркестров России.
Фотографии Cabinet de l’art
07.07.21. Галереи арт-платформы Cube.Moscow представили 9 новых выставок.
В большом зале пространства арт-платформы Cube.Moscow Arts Square Gallery представила групповую выставку «Эмоционализм. Империя света». Движение, основателем и идейным вдохновителем которого является художник Димитрий Семаков, сформировалось в 2010 году между Москвой, Берлином и Нью-Йорком: участников объединила идея эмоций как главного средства коммуникации художника и зрителя. В проекте собраны работы, которые концентрируются на исследовании темы света и его влияния на человеческое восприятие и эмоции. Художники-эмоционалисты, участники выставки: Андрея Бокова, Александра Захарова, Георгия Тотибадзе, Никиты Макарова, Димитрия Семакова, Влада Локтева и Сергея Славского. Выставка работает до 08.08.21.
На выставочной площадке галереи-резидента Cube.Moscow Arts Square Gallery открылась выставка фотографий концептуального художника Дмитрия Соколенко, микробиолога по образованию, «Поддельная математика», которые он создает с применением старинных технологий. Сейчас эту форму негативно-позитивного фотопроцесса принято называть соляными отпечатками, но ее создатель, один из отцов фотографии, Уильям Генри Фокс Тальбот (1800 – 1877) дал ей имя «калотипия». Создавая по этой технологии простые визуальные образы, Дмитрий Соколенко придает им концептуальную нагрузку названиями. При этом важным оказывается не только смысл отдельного произведения, но и вся история, говорящая последовательность, серии в целом. Куратор проекта: Артем Магалашвили. Выставка работает до 08.08.21.
Галерея «Алиса» открыла выставку «Обнять, почти поглотить» Андрея Дмитренко и Кирилла Михайлина. Художники заканчивают двухгодичный курс в институте «База» и уже имеют опыт совместных групповых экспозиций, в числе которых «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция». На выставке в Cube.Moscow представлены новые произведения, которые затрагивают разные аспекты телесности, уязвимости и защиты. Куратор: Адель Ким. Выставка работает до 08.08.21.
Галерея Syntax представила новую выставку Ивана Тузова «Прятки». Тузов действует в парадигме тревожной поэтики мутаций: вируса, законодательства, поведения человека в новых условия. Отправной точкой для создания работ, представленных на выставке, стали размышления художника о понятиях границ и безопасности. Тузов работает с ситуацией, когда и без того герметичную границу экрана удваивает желание пользователя скрыться за цифровой маской, раствориться в множащихся окнах зумов. Открывая, казалось бы, окну камеры свое интимное пространство, мы маскируемся и используем виртуальный фон. В «Прятках» темные времена наступают как под воздействием естественных угроз, которые мы не можем предупредить, так и ограничений, сформированных обществом и властными структурами. Контроль данных, технологии слежения и сбора информации проявились во время локдауна, видимым стали и процессы алгоритмической обработки данных перемещений жителей городов. Тузов действует в парадигме тревожной поэтики мутаций: вируса, законодательства, поведения человека в новых условия.Живописные полотна художника, созданные с нарочитой неряшливостью, покрытые маргиналиями, как поля средневековых книг, представляют собой образы нового средневековья, нарушают ощущение безопасности, конструируют мифологию на основе мультикультурных исторических нарративов и острых проблем постпандемийного времени. Нарративы Тузова забрасывают зрителя в «Лес» Эрнста Юнгера, — манифест, посвященный попытке уберечь свободу от политического давления. Юнгер исследует саму возможность сопротивления: как отдельный, мыслящий человек может противостоять силе вездесущего государства. Независимо от того, насколько обширными становятся технологии наблюдения, лес защищает.Выставка работает до 08.08.21.
Галерея «КультПроект» представила выставочный проект Евгения Зарембы «Среда обитания». Художник исследует процессы мироздания, находя самые общие закономерности в малом. Казалось бы, художник исследует повседневную среду обитания, но в ней отсутствуют предметы быта или точные указания обстоятельств времени и места нахождения объектов, он создаёт, скорее, безотносительное к привязкам пространство. Микрокосм обретает идеальную форму, расширяясь до масштаба вселенной. «Любая поверхность — это всего лишь тонкая, визуальная пленка, граница между различными проявлениями материи. В космическом масштабе все стремится к идеальной форме, шар или овал.Исследуя, ямки, неровности, бугорки и впадины на разных, окружающих нас поверхностях, пытаюсь визуализировать скрытые, недоступные природные процессы путем трансформации реальности, акцентируясь на малых формах, придавая значимость незначительному. Проявленные формы создают образ живого взаимодействия различных материй друг с другом, которые и формируют нашу среду обитания» -Евгений Заремба. Выставка работает до 08.08.21.
В галерее «Среда» открыла выставку студентов Факультета современного искусства Высшей школы «Среда обучения» «Отвязные каникулы», одновременно о лете и усталости от пандемийных ограничений. Название проекта отсылает к одноименному фильму американского режиссера Хармони Корина и проходит пунктирной линией в представленных работах. На выставке представлены разные медиумы от живописных полотен до арт-объектов из прозрачной пленки. Работы для выставки были отобраны в результате опен-колла по заявленной тематике. Выставка работает до 08.08.21.
Галерея Cubed показывает лучшие работы из своей коллекции графики, бестселлеры от Карины Барабановой, Кати Белявской, Андрея Логвина и других художников. Также специально для пространства московская художница Ольга Божко связала новую работу «Оскорбление чувств», посвященную непростому времени, когда бодипозитивные рисунки могут восприниматься судом как порнография, а свобода художественного высказывания – подвергаться цензуре, инициированной случайным зрителем. Выставка работает до 08.08.21.
«6 комнат» – дебютный проект галереи Lili&Vava Decorative Art Lab на территории арт-платформы Cube.Moscow. В течение трёх месяцев в стенде галереи будут представлены объекты шести художниц, работающих с медиа, которые традиционно относятся к декоративному искусству. Керамика, гобелен и художественное стекло каждый месяц будут объединены одной из тем: «Сны (Dreams)», «Пламя (Flame)», «Хрупкость (Fragility)». Тема июля «Сны (Dreams)» и две молодые художницы Алёна Кость (Таганрог) и Дарья Блохина (Москва) представят свои исследования. Состав участников экспозиций по темам «Пламя (Flame)» и «Хрупкость (Fragility)» будет анонсирован позднее. Выставка Сны работает до 31.07.21.
Artwin представляет выставку Анны Титовой «Множество переопределяет город» – новую серию коллажей. Художница предлагает увидеть следующее десятилетие 20-х как «ревущие двадцатые», когда люди, уставшие от раздробленности и изоляции, возвращают себе социальные пространства, изобретая новую коллективность. Серия маркирует продолжающееся исследование Анны Титовой, соединяющее скульптуры, текст, архив и дизайн, посвященные анализу социальных практик, местам и пространствам, границам и идентичностям. Выставка работает до 01.08.21.
Фотографии предоставлены PR Cube.Moscow
В этот же день 07.07.21 в Cube.Moscow режиссер-хореограф Екатерина Маллиндер представила перформанс «На дне нефтяной скважины», премьера которого состоялась в Мультимедиа арт музее Москвы 17 июня 2021 года. Это независимое хореографическое исследование в исполнении экспериментальной танцевальной компании MDC под руководством Екатерины. Танцоры показали зрителям критическую теорию в действии – одно из самых популярных философских течений. Она помогает избавиться от любых манипуляций и сформировать собственное мнение о важных жизненных вопросах. На примере четырех параллельных процессов, рассмотренных с разных точек зрения, перформеры продемонстрировали, как работает критическая теория в реальной жизни. Танцоры затронули темы зависимости, человеческого гения и его связи с мощью нефтяной промышленности, а также изменениями экосистемы. Хореография перформанса выстроена по принципу «вверх-вниз», обращая внимание на постоянно скачущий график цен на «черное золото». По замыслу создателей перформанса костюмы и макияж также отсылают к нефтяной теме – высокие полупальцы символизируют нефтяные вышки, а темные кожаные костюмы напоминают маслянистые пятна. По мнению авторов, критическая теория может помочь наладить диалог внутри субкультур. Осенью перформанс будет показан на сцене МХАТ см. Горького.
Фотографии предоставлены Екатериной Маллиндер
08.07.21. BIS ART GALLERY представила персональную выставку Анны Чех «Надо определяться». Выставочный проект Анны – это некий вход в комнату желаний, где для реализации задуманного надо точно знать к чему стремиться. Визуализация и манифестация в последнее время стали популярной практикой для воплощения желаемого. Особую атмосферу и ощущение магии выставке создают специальное освещение и цифровые технологии. В данной выставке художница разворачивает перед нами карту личных желаний. В одном секторе Чех иронично обыгрывает бессмертное поклонение золотому тельцу и вечные поиски новых способов обогащения – в наше время, выраженное криптолихорадкой. В другом – представляет нам семейное счастье и любовь на всю жизнь, выраженные через портреты близких людей. Другая часть её работ не обошлась без политических манифестов. Анна всегда остаётся мечтателем и для того, чтобы не ждать каждый раз падающую комету, чтобы загадать желание, она решила изобразить свою. В центре этой выставки стоит зритель, и, наблюдая за пролетающей кометой, может загадать свое желание. Что загадать? – Надо определяться.
Фотографии предоставлены BIS ART GALLERY
08.07.21. Omelchenko Gallery открыла персональную выставку «Люся Воронова. Мозаичность». Люся Воронова отличается своеобразным, всегда узнаваемым стилем и по праву занимает особое место в современной художественной среде. Ее работы – это всегда искреннее открытое высказывание, простое и выразительное одновременно. Манера художника вырастает из декоративно-прикладного искусства, лубка и близка его природе. Воронова использует локальные цвета, четкие контуры, динамичный ритм. Герои картин Люси – женщины, цветы, птицы, словно погруженные в бесконечное поле жизни. Каждое произведение – это небольшая история о человеке, нарратив, воплощенный в визуальном рассказе. Её паттерны задают ощущение входа, раздвигают пространство. Выставка работает по 22.08.21.
Фотографии предоставлены Omelchenko Gallery
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель