Арт-обзор 1.04-7.04.22

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

01.04.22. В Российской государственной библиотеке для молодёжи в Малом зале открылась первая персональная выставка художника Александра Глоубермана«Явления» / «Apparitions». В экспозиции представлена серия работ, изображающих глубокое переплетение эмоциональных состояний. Автор, приверженец стиля фигуративного экспрессионизма, создаёт акварельные графические работы, увлечен масляной живописью и глиной в поиске новых способов выражения мыслей и эмоций. «Язык выставки Александра Глоубермана и есть тот сложно переводимый, нетривиальный язык человеческого ощущения. В серии работ прослеживается, как привычная глазу предметность сменяется абстрактностью. Узнаваемых очертаний больше нет, их можно только угадать или уловить. Уникальность выставки заключена в деталях» – куратор выставки Даниил Левитес. Представленные портреты напоминают геометрический бриколаж и вызывают ощущение причастности к переменам, происходящим в персонажах. Размышления автора о внутренних метаморфозах человеческого «я» продолжается в скульптуре, здесь находит отражение личностная трансформация автора. Выставка работает по 06.05.22.

Фотографии предоставлены РГБМ   

02.04.22. В Центре Вознесенского состоялась презентация переиздания романа Павла Пепперштейна и Сергея Ануфриева «Мифогенная Любовь Каст» и тизера коллективной выставки «Молоко. Мифогенная Любовь Каст в действии». Над «Мифогенной любовью каст» Пепперштейн работал с художником Сергеем Ануфриевым. Первый том они написали вместе, он вышел в издательстве Ad Marginem в 1999 году; второй том, написанный уже одним лишь Пепперштейном, вышел в 2002 году. Роман сразу приобрел культовый статус, став одним из главных текстов начала нулевых. Помимо необычного сюжета и многочисленных аллюзий к сказкам, «МЛК» завоевала внимание читателей благодаря удивительному смешению реальности и вымысла, описаний подлинных событий Великой Отечественной войны и галлюцинаторной образности, смешивающей все и вся в завораживающем карнавале. Выставка «Молоко. Мифогенная Любовь Каст в действии» была запланирована в Центре Вознесенского на начало марта и перенесена на осень.  В рамках арт-события художник, писатель, теоретик искусства, критик Павел Пепперштейн представил переиздание своего постмодернистского романа «Мифогенная Любовь Каст» совместно с издательством «Альпина. Проза», а также некоторые из созданных для выставочного проекта работ. Среди них: картины Рината Волигамси, Виктора Пивоварова, группы «Россия» и Владимира Сорокина. Кураторы предстоящей выставки Павел Пепперштейн и Дмитрий Хворостов: «Последний год мы готовили выставочный проект, посвященный «Мифогенной Любви Каст». Более 60 художников создают для него новые работы. К сожалению, мы были вынуждены перенести открытие на сентябрь. А сейчас, по случаю переиздания романа, решили показать тизер проекта в залах Центра Вознесенского на Ордынке». Увидеть работы художников предстоящей выставки все желающие смогут до 08.04.22 включительно.

Фотографии предоставлены пресс-службой Центра Вознесенского

07.04.22. Армянский музей «ТАПАН» представил выставку «Воспоминание о храме». В экспозиции представлены произведения московского художника Рубена Апресяна, созданные в период, охватывающий около 15 лет – с середины 1980 – х до начала 2000 – х гг.  Это время становления и расцвета творчества художника. Рубен Апресян родился в Москве в 1963 году. Учился в Ереванском художественном училище на отделении скульптурной резьбы по дереву.  В дальнейшем, решив заниматься живописью, он продолжил образование в мастерской Иосифа Гурвича. Много путешествуя, художник никогда не терял ощущения внутренней связи со своей исторической родиной – Арменией. В его ранних работах – пейзажах, портретах, композициях с фигурами – чувствуется созвучие как с армянской живописью, так и с европейской ХХ века – Сарьяном, Аветисяном, Матиссом, Явленским, Кандинским, Клее. Повлияли на него и средневековые армянские храмы, фрески и миниатюры, традиционное декоративно – прикладное искусство Армении (карпеты), а также витражи европейских соборов. Творчески переосмыслив художественное наследие, Апресян создал свой мир, в котором выразительность живописной вещи определяется не столько сюжетом, но пластикой, цветом, ритмом, композицией, фактурой. Произведения художника музыкальны. В первой половине 1990 – х гг.  в произведениях художника появляется тенденция к беспредметному, он работает на тонкой грани фигуративной живописи и абстракции. Апресян не придерживается однажды найденного удачного стилевого приёма, но развивается, повинуясь художнической интуиции. Постепенно Апресян переходит от полуабстракции, когда ещё сохраняются некоторые изобразительные мотивы, к «чистой» абстракции.  Путь от фигуративной к беспредметной живописи, не был простым, декларативно- прямолинейным. Он занял несколько лет. «Абстрактная форма наиболее подходит для ассоциативно- импровизационного выражения чувств переживаний, поиска духовной гармонии. По существу, она всеобъемлюща и универсальна» – Рубен Апресян. Выставка работает по 10.05.22.

Фотографии предоставлены музеем «ТАПАН»

07.04.22. «Открытый клуб» представил групповую выставку «Маленькие трагедии», в которой приняли участие семьдесят художников. Многие авторы создали произведения специально для экспозиции. Цикл «Маленькие трагедии» Пушкин написал во время холерного карантина в Болдине в 1830 году, и состоит он из четырёх коротких пьес: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». В каждой пьесе, как отмечает Юрий Лотман, есть гуманистическая тема, важная для европейского просвещения, непримиримого отношения к вражде и ненависти, которые приводят к убийству. Она противопоставляется «своей морали», где нет виноватых, моральные принципы искажены, а право на убийство обусловлено.

В экспозиции представлены как иллюстрации к пьесам Пушкина, так и размышления на темы страстей, о которых говорит поэт. Собранная в «Открытом клубе» панорама иллюстраций к пушкинскому циклу богата на необычные интерпретации и известные имена – участвуют: Сергей Бархин, Владимир Фаворский, Константин Батынков, Ривка Беларёва, Вера Ельницкая, Дарья Коновалова-Инфанте, Егор Плотников, Екатерина Сысоева, Марина Щелокова, Семен Агроскин и другие. Выставка работает по 19.04.22.

Фотографии предоставлены «Открытым клубом»

07.04.22. Omelchenko Gallery представила идею благотворительного проекта, проводимого галереей совместного с Фондом «Образ жизни». 08.04.22  в галерейном пространстве пройдет благотворительный вечер «Here and now».  В рамках арт-события запланирован DJ сет от Николы Мельникова и благотворительный аукцион, участниками которого станут известные художники – Миша Мост, Сергей Дорохов, Константин Звездочетов, Глеб Солнцев, Андрей Бильжо, Наталья Гудович, Люся Воронова, Platon Yurich, Константин Смог (Zmogk), Анна Желудь и Анастасия BriArt. Часть собранных средств пойдет на помощь подопечным Благотворительного фонда «Образ жизни», часть – на поддержку художников современного искусства. Уже 12 лет Благотворительный фонд «Образ жизни» работает с тяжелой социальной группой, оказывает помощь 130 детям и молодым людям с инвалидностью из семей в рамках работы Центра дневной занятости «Дом под солнцем» и более 6000 подопечным, проживающим в закрытых социальных учреждениях. «Сегодня у фонда изменилась когда-то отлаженная система поставки оборудования и предметов первой жизненной необходимости для подопечных. Команда нашего фонда меняет структуру своей работы и ищет новые пути решения проблем, возникающих ежедневно. Сейчас – самое время объединяться и помогать вместе».

 

Фотографии предоставлены Omelchenko Gallery

07.04.22. Дом культуры «ГЭС-2» представил концепцию музыкального проекта «Настройки», который начинается 8-го апреля и состоит из выставки звуковых инсталляций и серии концертов. Программа продолжает линию размышлений о связях архитектуры и звука, начатую в 2017 году проектом «Геометрия настоящего». «Настройки» были задуманы еще во время карантина 2020 года, в дни, когда рушились связи и строились новые схемы общения, менялись правила, сбивались настройки и остро вставал вопрос о возможностях художественного производства в новых условиях. Звуковые инсталляции для «Настроек» были созданы для разных пространств Дома культуры «ГЭС-2» художниками и композиторами нескольких поколений: Эдуардом Артемьевым, Дмитрием Власиком, Олегом Гудачёвым, Дарьей Звездиной, Вангелино Курентзисом и Владимиром Ранневым. Их произведения вступают в диалог с архитектурой Ренцо Пьяно, порождая неожиданные, непривычные акустические ощущения и одновременно приглашая прислушаться к зданию «ГЭС-2». Идею работы со звуком в пространстве развивает концертная программа «Настроек», которая завершится концертом Московского ансамбля современной музыки «Все станет тишиной» с мировыми премьерами сочинений Антона Светличного и Бориса Филановского. Написанные специально для «ГЭС-2», эти работы экспериментируют с гармониями и диссонансами здания, позволяя физически и чувственно пережить преображенное историческое пространство городской электростанции. Кроме того, серия концертов предлагает зрителю сольную программу пианиста Алексея Любимова, концерт вокального ансамбля Intrada, концерт-перформанс композитора и певца Владиславса Наставшевса и бенефис ансамбля Questa Musica под управлением дирижера Филиппа Чижевского. С 8 апреля по 15 мая по программе «Настройки» в здании Дома культуры будут проходить медиаторские туры.

Анна Тодич

© Фонд V-A-C

Фотографии предоставлены пресс-службой Дома культуры «ГЭС-2»

 

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: