«Анна Каренина. Процесс» в Театре Наций

Режиссёр Алла Сигалова выносит на суд зрителя трагедию Анны Карениной. В данном случае «суд зрителя» не фигура речи, а буквальный судебный процесс, где сама режиссёр – прокурор, а зрители – присяжные. Им предстоит ответить на вопрос: почему случилась трагедия. Инсценировка отсекает всё второстепенное, остаётся только любовный треугольник и страсти, бушующие внутри него. Впрочем, страсти – это кульминация. Процесс дотошно и со всем вниманием к деталям отображает динамику: как ничтожный эпизод светской жизни, мимолётный флирт, который Анна поначалу легко вытесняет из своей эмоциональной памяти, вдруг обретает силу роковой стихии, сметающей всё на своём пути.

Исходная точка – благополучие героини. Анна (Софья Эрнст) вращается в высшем обществе, в свете софитов сверкают её бриллианты, у неё обеспеченный муж, сын, экипажи, прислуга. Мужа определить как «старик» совершенно невозможно, Каренину всего 48, к тому же актёр Игорь Миркурбанов подарил ему свою харизму и мрачное обаяние. Смотря на происходящее глазами современной женщины, невольно думаешь: разве не такие Каренины, вечно занятые, но обеспеченные, люди дела, дарящие возможности, – объект вожделения молоденьких искательниц места под солнцем? Разве миссия Анны не состояла в обратном – оберегать такого супруга от страстей на стороне? Но Анне в браке скучно. Символом скуки являются пыльники – ими закрыты рояль и мебель, всё на своих местах, всё размеренно, устойчиво, предсказуемо, но только вначале. Устойчивость скоро перейдёт в свою противоположность: сцена поделена на две части, и та половина, на которой развиваются отношения Анны с Вронским, постепенно поднимается, делая невозможным передвижение, а в финале и вовсе не оставляет Анне выбора: лишившаяся всех возможных опор, Каренина скатится с неё на воображаемые рельсы.

«В разные периоды своей жизни я прошла путь от абсолютной влюбленности в Анну до жесточайшего её осуждения, а потом снова вернулась к восторгу», – признаётся режиссёр. И симпатия к Анне здесь ощущается, хотя Алла Сигалова в роли прокурора не щадит её самолюбие, задавая откровенно болезненные вопросы и отпуская нелицеприятные реплики. Однако именно в зале суда Анна получает возможность высказаться, полностью открыться, объясниться. Внутренняя драма молодой женщины обретает объём на фоне поведения мужчин. Вот страдания и благородные порывы, достигающие небесной высоты, Алексея Каренина, его упорные попытки удержать фасад благополучия. Вот пассивное восприятие событий Алексеем Вронским (Сергей Яковлев), его вяло нарастающее разочарование в своём стремлении к счастью. У внимательного присяжного возникает соблазн обвинить в трагедии именно его: это Вронский спровоцировал замужнюю женщину, зажёг её, внушил любовь. Впрочем, и Анна, воплощённая Софьей Эрнст с максимальным достоинством и искренностью, уж слишком безрассудно предалась дофаминовым страстям, устав от сытых будней.  А, может, и нет в этой трагедии виноватых, а все участники треугольника лишь жертвы своей эпохи, жертвы юридических ограничений, женского бесправия и лицемерной морали? В контексте нашего циничного века история Анны Карениной может трактоваться с высоты самых разных позиций и взглядов, но одно «Процесс» демонстрирует с непререкаемой ясностью: человеческая душа всё ещё уязвима перед болью потерь и крушением иллюзий. Каким бы ни был вердикт присяжных, хочется думать, что все они уйдут с желанием беречь и ценить своих близких.

22.05.2023
Фото
||
пресс-служба Театра Наций
Автор || Татьяна Михальская

Поделиться: