Арт-обзор 23.05-30.05.24

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

 

 

23.05.24. КРОКИН ГАЛЕРЕЯ представила новую серию графики Константина Батынкова«Микрокосмос». Александр Петровичев, куратор галереи и куратор выставочного проекта: «… автор, известный своими космическими «одиссеями», сужает пространство очередного сценария, перенося акцент с «парада планет» на «планету насекомых». И если древние эллины под «микрокосмосом» понимали внутренний мир человека, то «микрокосмос» Батынкова заключает в себе парадоксальную аналогию, по сути, метафору вполне сопоставимую с эллинской версией. Уходя от непременной для греков патетики, Батынков с характерной его стилю лёгкостью раскрывает в единой экспозиции тему «насекомых» с сюжетом, уподобленным в своих переплетениях кокону таинственной личинки, сокрытой пеленами смыслов. Это особый фокус зрения, особая ситуация, ассоциируемая с муравейником с нескончаемой репродукцией, с непредсказуемой мутацией огромного живого организма, наделённого собственной логикой, где частное всегда фрагмент чего-то большего значительного, собранного из самодостаточных элементов». Выставка работает до 23.06.24.

 

Фотографии предоставлены галереей

 

24.05.24. Галерея сцена/szena представила персональную выставку живописи и графики Анастасии Рыбаковой «Добросердечные земляничные ухмылки» — галерейную версию проекта «Урожай», созданного в 2023 году в Красноярске в виде тотальной инсталляции, включавшей графику, живопись, объекты, видео, скульптуры и перформансы. Московская версия включает в себя в основном живописную графику — ключевой медиум Анастасии Рыбаковой. Выбор карандаша акцентирует свойство метода Рыбаковой – смотреть на мир как ребенок. Отсюда безоговорочное внимание к деталям и описательные названия прямо на листах. В то же время в этих работах сквозит подростковая потерянность: эстетика манги-хоррора здесь преобладает над миловидностью детской мультипликации. Анимированные овощи и фрукты снабжены лицами, но далеко не с добрым выражением. Сами сюжеты также совсем не детские. Негодование, ужас или несогласие с различными этическими или иерархическими системами в работах Анастасии спрятаны за историями овощей и фруктов. Ключевым для выставки в сцена/szena становится образ рая, где пряные оттенки джунглей отсылают к фрескам Беноццо Гоццоли или пестрым турецким тканям. Куратор: Анастасия Митюшина. Выставка 18+ работает до 19.08.24.

 

Фотографии предоставлены галереей

 

27.05.24. В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка для всей семьи «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу», основанная на автобиографическом романе Марка Шагала «Моя жизнь». Детство и юность, проведенные в Витебске, всегда оставались для Марка Шагала источником вдохновения. Экспозиция выставки воссоздает наиболее важные фрагменты ранней биографии Шагала, от родительского дома в Витебске до парижской мастерской. Семь разделов экспозиции знакомят зрителей с героями художника и любимыми сюжетами. Экспозиция ведет из комнаты с детской колыбелью через рыбную лавку, где трудился отец художника, и далее – на улицы Витебска. О животных, постоянных участниках картин Шагала, рассказывает интерактивный теневой театр, где можно создать своих летающих зверей и птиц. Экспозицию дополняют живописные и графические работы Марка Шагала, а также произведения Натана Альтмана и Григория Ингера. Всех авторов объединяет тема детства, проведенного в еврейских местечках и ставшего позднее основой для модернистских экспериментов. Каждые два часа по выставке проводятся сборные экскурсии для детей и взрослых. Выставка работает до 06.09.24. Кураторы: Ира Дворецкая, Мария Гадас.

 

Фотографии предоставлены музеем

 

27.05.24. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представил выставку силуэтных портретов конца XVIII — начала XIX века «Живой портрет… Волос в волос. Механическое рисование». Проект посвящен малоизученной главе в истории силуэтного искусства – одному из механических способов фиксации действительности, предшествовавший фотографии. В экспозиции собрано165 произведений, включая 77 физионотрасов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного исторического музея, миниатюры из коллекций Государственного музея А.С. Пушкина, Музея-усадьбы «Останкино» и Музея Тропинина, пантографы из Политехнического музея и дагеротипы из частных собраний. Физионотрас — механическая рисовальная машина, изобретенная в 1784 году французом, музыкантом при королевском дворе Жиль-Луи Кретьеном. Устройство представляло собой один из возможных инструментов для механического рисования, получивший название «перспективная машина». Физионотрас был представлен во Французской академии наук в 1786 году. Новое устройство состояло из пантографа и рамы, напоминавшей мольберт. Принцип работы портретной машины заключался в следующем: оператор очерчивал профиль модели на бумажном экране через специальный визир, затем изображение уменьшали с помощью пантографа, уменьшенную копию переносили на металлическую пластину, добавив детали, и после этого печатали — чаще всего в технике офорта и акватинты. Слово «физионотрас» (франц. physionotrace) происходит от французских слов «physionomie» — «облик, лицо» и «trace / tracer» — «след, отпечаток / чертить, рисовать». Физионотрасом называют как само устройство, так и портреты, созданные с его помощью. «Живой портрет» — так характеризовали физионотрас, что было связано не с мастерством художника, а с тем, что изображенный был нарисован очень точно, «как живой». «Волос в волос» — писали о физионотрасах в прессе того времени. Машина по созданию портретов впервые в истории позволила максимально точно визуализировать облик многих исторических личностей. Салоны физионотрасов располагались в центре Парижа. Благодаря адресам салонов, указанным на физионотрасах, и специальным номерам, специалисты ГМИИ им. А.С. Пушкина смогли установить не только авторство многих работ, но также время их создания и личности изображенных. Выставка состоит из тематических разделов, представляющих искусство силуэтного портрета конца XVIII — начала XIX века: «Театр теней», «Французский бомонд»,  «Русский бал»,  «Наполеоновские войны»,  «Светопись». Большинство работ экспонируется впервые. Важной частью экспозиции «Живой портрет… Волос в волос. Механическое рисование» является действующий макет физионотраса. Специально для выставки по историческим чертежам XVIII века воссоздана портретная машина, позволяющая изготавливать профили на бумаге. Ее работа будет демонстрироваться на экскурсиях и образовательных мероприятиях. К выставке подготовлены каталог, образовательная и инклюзивная программы. Куратор: Ольга Аверьянова, доктор искусствоведения, заведующая отделом фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина. Сокуратор: Марина Давыдова, научный сотрудник отдела фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина.  Выставка работает в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, залы 23–25 до 25.08.24.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой музея

 

28.05.24. Галерея ковров и гобеленов Atelier Choutko представила выставочный проект «Чаша вселенной» Бродского Александра Павловича. В экспозиции объединены гобелены, живопись, графика и арт-объекты. На выставке впервые представлены гобелены ручной работы, созданные совместно с Atelier CHOUTKO и расписанные автором, эскиз декорации-занавеса (печать на шелке), новая графика из циклов «ПРЕДЧУВСТВИЕ» и «КРУГИ ВСЕЛЕННОЙ», а также монументальное полотно «ЧАША ВСЕЛЕННОЙ», впервые показанное на персональной выставке в Лондоне в 2000 г., и в последствии дорабатывавшееся художником на протяжении 23 лет, превратившееся в древний пергамент, наполненный новыми смыслами. Особое внимание Бродский уделяет выбору материала и смешению техник, которые становятся частью художественного повествования. Это и полотно, сотканное вручную из шерсти, и расписанные пуанты в коллаборации с Франком Раулем Дювалем, и бумаги, среди которых чёрный французский торшон, рисовая ручной работы, тайвек и китайский крафт. Александр Бродский родился в 1963 году в Ташкенте в семье художников Павла Б Бродского и Элеоноры Дерябиной-Бродской. Окончил художественное училище им. П. П. Бенькова, и художественно-промышленную академию барона Штиглица в Санкт-Петербурге. Выставка работает по 14.06.24.

 

Чаша Вселенной

Фотографии предоставлены галереей

 

28.05.24. Государственный музей Востока подготовил выставку «Красавицы и воины», впервые обратившись к творчеству Тоёхара (Ёсю) Тиканобу (1838-1912), одного из признанных мастеров японской гравюры эпохи Мэйдзи. Выходец из самурайской семьи, Хасимото Наоёси в юности начал учиться у мастеров гравюры укиё-э, но со смертью отца вынужден был отдать свой вассальный долг. После участия в войне Босин самурай вернулся в обновлённую страну и начал зарабатывать на жизнь как художник, взяв творческое имя Ёсю Тиканобу. Наряду с сериями полиптихов из частного собрания «Внутренние покои дворца Тиёда», «Внешние владения замка Тиёда» и гравюр серии «Зеркало эпох», созданных в 1894-1898 годах, на выставке представлены ранние работы художника и ксилографические листы разных лет из коллекции музея. Большая часть гравюр выставляется и публикуется в России впервые. К выставке коллекционер Александра Иванова и Родион Жирнов подготовили альбом-каталог. «Коллекция полиптихов Тиканобу составлялась в течение семнадцати лет, и когда серии были практически полностью собраны, захотелось разобраться в сюжетах и деталях гравюр. В результате получился своеобразный путеводитель по японским традициям, календарным праздникам, одежде, причёскам, бытовым и ритуальным предметам, оружию, домашним и спортивным играм», – Александра Иванова. Сюжеты триптихов рассказывают, например, о том, какие виды стрельбы из лука практиковали самураи; кого угощали в первый̆ день Нового года горячим сакэ и каков был рецепт приготовления этого напитка; что изображено на ракетках дам, играющих в волан в пятый день нового года; чем игра в мяч японских аристократов отличалась от европейского футбола; для чего и как ловили светлячков; каким образом охотились на журавля; когда появились традиционные японские причёски с длинными шпильками кандзаси; почему сладкие лакомства стали для самураев желанной наградой за службу и многое другое. Куратор: Ольга Чернова. Выставка работает до 18.08.24.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой музея

 

28.05.24. VLADEY и OVCHARENKO представили выставку «Сель» Влада Кулькова, автора абстрактной живописи, графики, объектов. Кроме традиционного сочетания холст-масло художник использует спрей, ржавчину и натуральные пигменты. В работах выставочного проекта «Сель» автор фиксирует геологические процессы в своих абстрактных холстах, размышляя о земле как таковой, о ее разрушениях и изменениях. Работы располагают к созерцательности, и при близком взаимодействии оказываются вполне фигуративными. Земля для Кулькова — сверхконкретная субстанция, из которой все исходит и в которую все возвращается. Взвесь частиц, вобравшая в себя всё и ставшая своего рода застывшим памятником — художник видит в этом разрушительный, но при этом эстетичный сюжет. «Танец застывших массивом частиц не несет потенциала органично стать телом, но таким способом портретирует сам себя. Состояние эрозии здесь и сейчас как нежелание направить взгляд. Приступая к этой серии, невозможно было предугадать, что ее составят в большинстве своем смытые изображения. Но хотелось уместить эфемерную составляющую в паттерны восприятия зрителя с преимуществом. Так родилось название, стирающая и перемешивающая стихия», — Влад Кульков. «Сель» — это поиск своего места внутри бурного потока. Выставка работает до 07.07.24.

 

Фотографии Ольги Серегиной

 

28.05.24. Галерея pop/off/art представила выставку московского современного художника, лауреата премии Кандинского Альберта Солдатова «Дипфейк». В рамках выставки «Дипфейк» Альберт Солдатов делает акцент не только на концептуальном посыле проекта и теме влияния современных технологий на человека. Он также представляет принципиально новые художественные подходы к видеоарту, работой с которым он наиболее известен. Экспозиция включает одноканальное видео «Бязь» и более 10 живописных холстов, созданных специально для проекта в 2023-2024 годах. В своей новой живописи Солдатов исследует возможности перенесения информации из виртуального мира обратно в материльный. Альберт размещает описание картины представителя английского романтизма Генри Фюссли «Ночной кошмар» в нейросети, которые генерируют изображения на основе текстов. Затем он составляет коллаж из отдельных фрагментов получившихся образов и переносит его на холст. Собирая таким образом «сюжеты», художник буквально берет на себя функции нейросети: сопоставляет, смешивает, видоизменяет разнородные элементы в зависимости от своих внутренних ощущений, создает новые реальности внутри холста и изобретает своих героев. Одним из них является персонаж Генри — образ, вобравший в себя идеи живописца Генри Фюссли и отражения трикстеров современности (медийных персон, государственных деятелей), нередко вводящих публику в заблуждение. Другим персонажем произведений стала Джилл Валентайн — героиня культовой компьютерной игры «Resident Evil» как воплощение растерянного зрителя, подверженного опасностям виртуальных миров. В новом проекте автор исследует «субмедиальные пространства» — неподконтрольные человеку дигитальные зоны, описанные Борисом Гройсом в тексте «Под подозрением. Феноменология медиа». Такие пространства перенасыщены недостоверной информацией, которая продуцируется нейросетями и транслируется новостными платформами, из-за чего они всегда остаются местом фейков, мистификаций и заговоров — химер виртуальных миров. Текст к проекту: Кирилл Преображенский, российский художник, куратор, преподаватель, видеоартист, участник documenta 12. Выставка работает до 03.07.24.

 

Фотографии предоставлены галереей

 

28.05.24. BIS ART GALLERY представила персональную выставку Таси Васильковой«Поцелуй наших муз». Выставка «Поцелуй наших муз» — новый взгляд на тему вдохновения, которую каждый формулирует сам, достраивая сюжеты картин на основе тела как физического явления. Дуалистическое восприятие музы позволяет, с одной стороны, рассматривать её как инструмент для создания произведений искусства и внутренний источник, отражающий эмоции, желания и самопознание художника, а с другой – как воплощение восприятия собственного тела. Каждый получает возможность найти лик своей музы. Куратор: Виктория Шишкина. Выставка работает до 11.06.24.

 

«Воздух», 2023

Фотографии Ольги Серегиной

 

29.05.24. Фонд Ruarts представил проект Алексея Партола «Части стен 3» – новую книгу-исследование работ уличных художников, их влияния на развитие городской среды, а также современного искусства в целом и одноименную выставку, приуроченную к выходу книги. В третье издание «Части стен» вошли работы 21 стрит-арт художника, демонстрируя их творческий рост и эволюцию от уличных практик до галерей и музеев. «Активное присутствие художника в городском пространстве, наличие узнаваемого стиля и, безусловно, мой субъективный взгляд играли важную роль в отборе участников проекта. Сбалансированный и актуальный состав из 21 художника позволяет читателю ознакомиться с разнообразием подходов и техник и сформировать свои предпочтения. Молодые и амбициозные авторы соседствуют с более опытными и уже состоявшимися коллегами. Каждый из них представил проект, исследуя темы, актуальные для его творческого пути и оформил первую и последнюю страницу своей маленькой книги. Я не ставил художникам никаких ограничений в выборе формата, однако сам образ книги стал одной из тем реализованных проектов и формирования данного издания», –создатель проекта Алексей Партола. Выставка «Части стен 3» является логическим продолжением не только книги, но и выставочной политики Ruarts. Одной из задач фонда является поддержка и продвижение участников движения российской «уличной волны». Экспозиция дает более широкое представление об авторах, представленных в книге, демонстрируя их индивидуальный стиль и умение создавать произведения для галерейного пространства. Таким образом посетители через книгу могут познакомиться с уличной практикой художников, а в стенах Фонда непосредственно с работами, которые были сделаны специально к выставке. Участники выставки: 404, Alesha, Humor, Jon, Love Market, Oopslo, Дима Retro, Shozzy, Миша Suer, Tchertogov, Tkostan, Владимир Абих, Стас Добрый, Анастасия Дунаева, Олег Кузнецов, Мишка, Хеато, Эй Чувачок, Матвей Шапиро, Кристина Я. 1 июня в 16:00 состоится презентация издания «ЧАСТИ СТЕН 3» для посетителей фонда. Алексей расскажет о проекте, как создавалась книга и выставка, почему он выбрал именно этих художников, об их уникальных техниках и стилях. В мероприятии примут участие художники, представленные на выставке и в книге. Посещение выставки «Части стен 3» – бесплатно, для зарегистрировавшихся. После презентации книги состоится автограф-сессия. Выставка работает до 04.08.24.

 

Алексей Партола. Фотография из книги. Части стен 3 Love Market

Фотографии предоставлены пресс-службой Ruarts

 

29.05.24. Галерея ARTSTORY представила выставочный проект «Сергей Алферов. Флюгер астральных ветров». Большинство из представленных произведений и авторских фотографий показано впервые. В экспозиции собраны и ранние работы, начиная с «нонконформистских» 1970-х гг., и более поздние, которые художник создавал вплоть до своей трагической кончины в 2004 году. Сложносочиненное искусство Сергея Алферова, основанное на созерцании, медитации, философии, представляет из себя замкнутую систему, обладающую уникальной прапамятью. Дух древности, который влек и манил художника, доминирует в его работах. Его работы – практически всегда серии и импровизации. «Было бы менее интересно, если заранее знать, что получится», – говорил он. Кроме того, художник не любил называть свои работы – хотел подарить зрителю простор для фантазии. Выставка художника проходит в юбилейный год 10-летия ARTSTORY. Совладелец галереи Люсинэ Петросян фактически вновь открыла почти забытого художника еще в конце нулевых. «Мне захотелось рассказать про судьбу Алферова, ведь про него почти никто ничего не знал, а работы художника присутствовали в собраниях многих известных коллекционеров. Около года мы вместе с Анной Моревой, Игорем Дудинским (1947-2022) собирали материалы для монографии «Предисловие к неизбежному», в которой опубликованы воспоминания многих друзей и знакомых художника. Сделали крупный музейный проект «Изомифология» в Московском музее современного искусства. Настало время показать работы Сергея Алферова и в родной галерее. Тем более, что выставка будет существенно отличаться от предыдущих. Часть ранних работ передал в дар ARTSTORY близкий друг Алферова – Александр Кедрин». Наряду с живописью, графикой представлены редкие авторские фотографии – в них Алферов преднамеренно выбирал самые простые формы для построения кадров, с бережным трепетом относясь к миру одиноких вещей. Так же экспозиция включает тексты историй, рассказанных художниками, искусствоведами, коллекционерами. Среди авторов: доктор искусствоведения, профессор Валерий Турчин, журналист, писатель, член нонконформистского движения Игорь Дудинский, Борис Бич, Сергей Бордачев, Александр Кедрин, Катя Медведева, Лариса Пятницкая, Владимир Трямкин и другие. Выставка работает по 04.08.24.

 

Фотографии предоставлены галереей

 

30.05.24. Галерея «Открытый клуб» представила выставку «Леонид Шварцман. Я прежде всего художник». Есть образы, знакомые каждому из нас с детства и навсегда запечатлённые в душе. Они сопровождают нас на протяжении всей жизни, согревая сердце своей добротой и искренностью, помогают сохранять веру в чудо даже в самые тёмные периоды жизни. Такими образами, безусловно, являются герои и сюжеты, созданные Леонидом Ароновичем Шварцманом – выдающимся художником анимации и режиссёром-мультипликатором. Леонид Аронович участвовал в создании множества культовых советских мультфильмов и как художник-постановщик, и как режиссёр, но считал себя в первую очередь художником и говорил, что самое дорогое для него – изобразительное искусство. Выставка в «Открытом клубе» делает акцент именно на художественной составляющей творчества Леонида Ароновича: ядром экспозиции является книжная иллюстрация, дополненная несколькими зарисовками к мультфильмам – «Чебурашке», «Авроре», «Зайдите, пожалуйста» и др. Но будь то книжная иллюстрация или мультипликационный эскиз, каждая работа, по сути, является полноценным и самостоятельным станковым произведением. На выставке собраны эскизы к дипломной работе по «Слову о полку Игореве» (1951), иллюстрации к «Шинели» и «Портрету» Н. В. Гоголя, к «Жизни Гнора» А. Грина, а полюбившиеся герои мультфильмов «Варежка» и «Снежная королева» предстают перед зрителями героями книг, выполненных по мотивам анимационного кино. Выставка подготовлена при поддержке киностудии Союзмультфильм. Выставка работает по 11.06.24.

 

Фотографии предоставлены галереей

 

30.05.24
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться: