УРАГАН-ИНТРОВЕРТ

В наш век социальных сетей через экраны смартфонов мы следим за людьми, как за персонажами книги или героями сериалов: семейные драмы, рабочие успехи, повседневные дела, будни и праздники. Именно так у меня состоялось заочное знакомство с артисткой Мариной Гончаровой — через ее блог: около года я наблюдала за ее театральной карьерой, личными отношениями, путешествиями и мастер-классами. Человек-ураган, фонтан энергии и море эмоций. Хочется закончить 2023 год и начать новый 2024 искренним и жизнеутверждающим интервью с молодым талантом — с актрисой Санкт-Петербургского академического малого драматического театра — театра Европы Мариной Гончаровой.

 

Фото: спектакль «Кровь книги. Флобер»

 

ОЛЕСЯ: Марина, когда вы решили стать актрисой? Как началась ваша профессиональная биография?

МАРИНА: Я живу в Петербурге, работаю в Малом драматическом театре, но родилась я в городе Волгограде в обычной семье, в которой не было ни одного актера до меня. Папа у меня офицер, мама — «аферист», человек, который работает везде и всегда. А желание стать актрисой у меня появилось благодаря моему брату. До семи лет я хотела быть ветеринаром, потому что других профессий, интересных для себя, я не знала. Но я всегда была очень артистичная, активная и в каждой бочке затычка. Когда мне было семь, мой старший брат Паша начал поступать в театральный институт, и я узнала, что в принципе есть такая профессия — актер. Так я поняла, что хочу быть актрисой. Я пошла поступать в театральный в семнадцать лет и не поступила, потому что была весьма надменной, с очень большим эго, нездоровым. Я была уверена, что я — суперзвезда, и меня должны взять сразу в тот момент, как только я покажусь на глаза. И поэтому, к сожалению, это сыграло со мной злую шутку. А вот на второй год, уже обретя немного мозгов и сбив свою спесь, я успешно поступила к Сергею Дмитриевичу Черкасскому в Институт на Маховой. Когда я его заканчивала в 2020 году, получилась сложность — многие театры были закрыты из-за пандемии. Четыре месяца я жила в страхе, что меня никуда не возьмут, но, к счастью, поступила в Театр МДТ. В середине первого года работы я поняла, что мне мало работы, поэтому начала вести блог, потом начались съемки.

ОЛЕСЯ: Марина, вы немного рассказали о своем детстве. А какое у вас самое яркое воспоминание?

МАРИНА: Сложно выбрать какое-то одно, потому что, мне кажется, у меня было очень счастливое, такое «полновесное», детство. Первое, что приходит в голову, — это воспоминание о том, как каждый вечер мы всей семьей с родителями застилали кровать вместе. Я самый младший ребенок в семье, нас четверо. Родители спали на диване, его приходилось раскладывать и застилать. И так как я была очень маленькая по сравнению с остальными, меня подкидывали на простыни. А после этого вместе со мной застилали эту простынь, и уже сверху одеяло, подушки. Такая была традиция. Закончилось это, когда мне было пять, — простынь порвалась. Вот так получилось.

ОЛЕСЯ: Марина, в каких спектаклях вы сейчас играете? Что посоветуете посмотреть зрителям, которые не знакомы с вами как с актрисой?

МАРИНА: Сейчас у меня восемь спектаклей в репертуаре, и это самое оптимальное число, самое удобное, самое классное, когда у меня достаточно театра, но при этом его не слишком много, я успеваю сниматься в кино. Да, я и киноактриса тоже. Я активно снималась, когда вышла из института, у меня было две главные роли в двух проектах, но в 2022 году я ушла из кино добровольно. Однако недавно у моего молодого человека — он тоже актер — появился успешный проект, и я подумала, что это очень хороший знак. Как раз сейчас я в нем участвую. А что касается театра: если вам нравятся глубокие драматические истории, то я бы посоветовала посмотреть спектакль «Наш класс». Это моя любимая роль — роль Рахельки. Но важно понимать, что это очень тяжелый психологический спектакль, и на него, например, не пускают детей, потому что это действительно страшная история, к которой надо быть готовым. Помимо этого, один из лучших спектаклей XX века — «Братья и сестры», конечно. Правда, он идет очень долго — 8 часов, но пусть вас не пугает эта цифра, он смотрится на одном дыхании. У меня там тоже очень интересная роль, которую я безумно люблю — Марья Нетесова, с интересными отношениями с мужем и ребенком, с интересной социальной позицией, это глубинная роль. А третий спектакль — наверное, премьера нашего «Короля Лира», которую мы сыграли буквально месяц назад в первый раз. Я исполняю роль Гонерильи, дочери Лира. Этот спектакль играли 20 лет назад, но мне кажется, что сейчас он получился совсем другим, и мне это нравится.

ОЛЕСЯ: А какие у вас профессиональные планы и амбиции на 2024 год?

МАРИНА: У меня несколько жизней в одной: я и актриса, и блогер, и предприниматель, и автор курсов, педагог. Но если говорить о творческой среде, о среде искусства, которая для меня является ведущей, я бы, наверное, хотела выпустить какой-нибудь интересный спектакль в театре. Помимо этого я очень хочу сняться в каких-нибудь двух совершенно разных проектах с совершенно разным настроением и совершенно разной атмосферой. Я надеюсь, что будут еще кастинги. Я ни разу в жизни не снималась в полном метре с большой ролью. И я бы очень хотела, чтобы одним или двумя из загаданных проектов был полный метр, потому что это другая атмосфера, это немножко другой подход к работе, чем сериал, и мне было бы, наверное, интересно пережить этот опыт. И третье, я хочу написать сценарий. Я начала над ним работу несколько месяцев назад, и хочу, чтобы этот сценарий получился хорошим, качественным, глубоким, интересным. Я надеюсь, что у меня это получится.

ОЛЕСЯ: Марина, тогда такой вопрос: быть актером — это призвание, талант, труд, образ жизни, искусство или что-то еще?

МАРИНА: Я думаю, все вместе. Несомненно и равноценно. Но, наверное, в первую очередь это терпение. Терпение и самоконтроль. Это нужно, чтобы сохранять свой талант, свое призвание, чтобы в сложные периоды не отпускать руки. Например, если обычный человек проходит собеседование — это огромный стресс, но он устраивается на работу и может больше не беспокоиться. А у артиста каждый день новое собеседование, новый кастинг, новый проект, новая работа. Начинается самобичевание, иногда приходит ощущение, что ты полностью бездарен. И вот тут очень важно сохранять терпение, смиренно ждать и продолжать что-то делать.

Кроме того, актер — это такая профессия, которую нужно постоянно поддерживать. Это как в балете: если артист не будет держать себя в тренинге, в тонусе, в узде, то он быстро скатится и перестанет быть хорошим артистом. Очень важно сохранять свою самодисциплину и продолжать совершенствовать свой актерский аппарат, как говорят в театральном институте, даже если прямо сейчас он не используется.

 

Фото: спектакль «Король Лир»

 

ОЛЕСЯ: В одной из соцсетей вы написали, что у вас есть две мечты: сыграть в фильме по собственному сценарию и спонсировать его, и открыть собачий приют. Какое-то из этих желаний уже начало сбываться?

МАРИНА: Оба уже начали сбываться. То есть, с одной стороны, у меня еще нет собачьего приюта, нет на него денег, нет площадки и спонсоров, нет фонда, нет ничего. Но при этом я пытаюсь спасать животных своими силами. Например, у меня двор-колодец, и очень много кошек. Четырем из них я уже нашла дом. То есть, с одной стороны, еще ничего не сделала, а с другой стороны, совершаю какие-то маленькие шажочки. Что касается кино — то же самое. С одной стороны, у меня еще нет достаточно денег для продюсирования, у меня еще даже не написан сценарий, но у меня есть пробковая доска на стене, на которой я постепенно пишу текст. У меня есть полностью выстроенная сюжетная линия, мне осталось прописать диалоги. И вроде бы я еще не заработала огромных денег на первую серию, но уже понимаю, как их можно заработать. Часто в жизни все долго-долго «теплится», а потом резко, быстро случается. И я надеюсь, что однажды это «выстрелит», может быть, даже в 2024 году, потому что жизнь быстро меняется.

ОЛЕСЯ: В своих видео в блоге вы кажетесь очень открытым, активным, жизнерадостным человеком. Это ваш характер и темперамент или все-таки иногда приходится играть, «вытягивать» из себя оптимизм? Ваш темперамент вам помогает или мешает в актерской профессии?

МАРИНА: Смотрите, тут тоже нельзя ответить однозначно, потому что и мешает, и помогает одновременно. С одной стороны, я жизнерадостная, а с другой стороны, слишком энергичная. И эта энергия одинаково проявляется как в хорошую сторону, так и в плохую. То есть раньше, когда я не умела еще себя контролировать, когда я не ходила к психологу, у меня были сильные «перекосы». Мой парень, например, говорит, что когда у меня плохое настроение, то плохое настроение — в радиусе двух кварталов, потому что у меня очень сильная энергетика. Мне как актрисе это помогает, а вот как женщине в жизни иногда мешает. Но мне в этом смысле безумно пригодилась психотерапия: я потихонечку пришла к тому, что у меня есть две жизни, как и у любого другого человека, — личная и профессиональная. Моя профессия подразумевает публичность, и в этом энергия мне помогает. Но при всей моей экспрессивности я довольно сильный интроверт — вместо любой тусовки мира я выберу сидеть дома и читать книжку, и обнимать своих собак. Я не люблю вечеринки, показы, банкеты, я люблю сидеть дома. А если отвечать на ваш первый вопрос, то я думаю, что моя активность, жизнерадостность и открытость, они такие же, как и в соцсетях. То есть в этом совершенно нет никакого кокетства и какой-то иронии. Но есть разница, что, наверное, в жизни я намного более глубокомысленная, и чаще бываю спокойная, чем на сцене или в кадре.

 

Фото: спектакль «Синий свет»

 

ОЛЕСЯ: Насколько я знаю, вы ведете мастер-классы, учите людей раскрепощению и коммуникабельности. Как вы считаете, этому может каждый научиться?

МАРИНА: К сожалению, часто бывает так, что когда дети растут, их сильно «ломают», и всегда в противоположную сторону. То есть, если я родилась очень активной и буйной, мне будут говорить «сиди тише», «что ты лезешь и меня позоришь» и так далее. Если я спокойная, меланхоличная и скромная, то мне будут говорить «давай, смелее». Производится давление, потому что и родители, и школа, и общество хотят подвести нас под усредненный стандарт. И это нормально, потому что таким обществом легче управлять. Поэтому я считаю, что раскрепощенность есть у каждого изначально, когда мы рождаемся. Но что такое раскрепощенность? Это раскрытие своего собственного потенциала, то есть то, что дала тебе природа: твоя походка, твой голос, твой темперамент, твое дыхание, твой взгляд, твои жесты, твоя мимика — это все у нас индивидуально и не повторяется, как отпечатки пальцев или сетчатка глаза. И именно поэтому я очень ценю эту уникальность, потому что считаю, что если человек свою раскрепощенность найдет, то раскроет свои базовые функции и будет любить и принимать себя таким, какой он есть. Поэтому мне кажется, что люди станут намного добрее, если будут раскрепощены. Какие упражнения я даю? Можно, например, услышать, свой красивый голос. Люди так часто говорят не своим голосом, потому что нас «пережимает» социум, нас «пережимает» стресс, зажимы тела. А голосовые связки сильно связаны со свободой мышц в теле и с уровнем стресса в организме, и также с работой гормонов. Поэтому если мы научимся правильно распределять энергию по телу, снимать зажимы, работать со своим дыханием, с пластикой и уметь адаптироваться к стрессу, то сможем раскрыть свой настоящий прекрасный голос. Есть очень простое упражнение, оно называется «хмыканье»: нужно на самой низкой частоте, на которой возможно, не преувеличивая, похмыкать. Как будто ты очень протяжно и нежно говоришь слово «хам». Если ты сделаешь так 5–10 раз, то увидишь, что твой голос намного ниже, объемнее, глубже и бархатнее.

ОЛЕСЯ: Тема этого зимнего номера — «Лучшая версия себя». Что для вас это значит — быть лучшей версией себя?

МАРИНА: Я считаю, что быть лучшей версией себя — это, с одной стороны, себя полностью принимать, но, с другой стороны, никогда не останавливаться в своем развитии. Вот этот баланс должен соблюдаться, чтобы сохранить душевный, физический, эмоциональный комфорт и получать наслаждение от жизни. А это делается через то, что ты себя раскрываешь, ты понимаешь, как я уже сказала, какая у тебя пластика, какая у тебя мимика, почему же ты такой уникальный.

ОЛЕСЯ: Марина, что бы вы пожелали всем нам в 2024 году?

МАРИНА: Во-первых, мне очень приятно и почетно быть последним интервьюируемым в зимнем номере, в номере года. И, наверное, я бы хотела сказать две фразы из лучшей книги в мире — из «Гарри Поттера». Первая фраза Альбуса Дамблдора: «Счастье можно найти даже в самые темные времена, если не забывать обращаться к свету». Я хочу пожелать, чтобы каждый из нас строил этот свет, не уничтожал свет другого, не пытался в этом свете найти изъян, не пытался комплексовать, какой у него свет, а просто пытался создавать этот свет, этот цвет, который ему нравится. У кого-то будут гореть лампы в панорамных окнах, у кого-то будет гореть маленькая лампадка. И то, и другое прекрасно, главное, чтобы вам это нравилось, и вы не смотрели в чужое окно, а старались сделать так, чтобы все смотрели в ваше и восхищались. А второе, что я хочу пожелать, есть во фразе Римуса Люпина: «Нам всем приходится выбирать между тем, что правильно, и тем, что легко». Я очень хочу пожелать всем нам, и, в первую очередь, себе самой, чтобы мы выбирали в 2024 году то, что правильно, а не то, что легко. Потому что только то, что правильно, приведет к тому, что потом нам будет легко. 

 

04.03.24
Фото || предоставлены героиней интервью
Автор || Олеся Суджан

Поделиться: