До 26 января 2020 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1», посвященная 180-летию изобретения фотографии. В экспозиции представлено 115 работ, существующих в единственном экземпляре, из музеев Франции, Австрии и России. Мы узнали у заведующей отделом искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольги Аверьяновой, что это за выставка и почему на нее стоит пойти.
ОЛЬГА: Выставка «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» представляет нетиражируемые технологии в истории фотографического искусства. Датой изобретения фотографии считается 19 августа 1839 года, когда на заседании Академии наук был обнародован доклад о технологии, придуманной французом Луи Жаком Манде Дагером и названной его именем. Естественно, дагеротип, сохранившийся до наших дней — редкость, он свидетельство технологического прорыва, открытия. Для любого исторического музея — это ценный объект. Что же превращает такой снимок в предмет искусства и превращает ли?
ОЛЬГА АВЕРЬЯНОВА: Секрет фотографии заключается в том, что она может быть всем. Она превосходно выполняет архивную функцию, имея для этого особый набор изобразительных кодов. Эта функция поначалу оказалась наиболее востребованной. Дагеротип прекрасно справлялся с «мемориальной» задачей. За свою относительно недолгую жизнь при помощи этой технологии был собран колоссальный изобразительный архив. Сегодня он представляет не только культурно-историческую ценность. Фотография, претендуя на артистический статус, занимается своего рода эстетическим перекодированием действительности, находя ей место в мире иллюзий, каким является искусство. То, как работали крупные мастера доказывает, что шедевр можно снять, используя все что угодно, будь то широкоформатная цифровая камера, игрушечная «моменталка» или смартфон. И никаких ограничений сюжета или жанра. Безусловно, сегодня дагеротип может быть использован для переосмысления форм реальности, которую он первоначально представлял, это задача куратора, работающего над современным выставочным проектом, включающим подобные раритетные материалы.
Фотография, претендуя на артистический статус, занимается своего рода эстетическим перекодированием действительности, находя ей место в мире иллюзий, каким является искусство.
Конечно, неповторимость дагеротипа не давала основания считать его художественным произведением. «Светопись» на серебряной пластине не отменяла и автоматизма запечатления, что было весьма важным аргументом у противников «искусства фотографии». Увеличение тиража калотипий являлось достоинством товарной продукции, а не художественной. Но в основе оценки значения того или иного отпечатка лежат не всегда точно определяемая специфика различий между любительским и профессиональным фотографированием, между фотографией-искусством с ее акцентом на индивидуальный творческий опыт и фотографией-изображением, нацеленной на другие задачи: информационные, прикладные, архивные и другие. Все вместе включено в сложную систему взаимоотношений, каждая сфера сохраняет свою собственную мифологию, которая в зависимости от контекста — выставка, альбом, историческая монография — становится максимально артикулированной.
Важно понимать, что эволюция искусства фотографии заключается в перемещении внимания с объекта изображения на творческого субъекта, то есть на фотографа и его уникальное видение. По сути своей, фотограф может быть художником, располагающим определенными средствами — техникой, фотоматериалами и технологиями, где фотография выступает в качестве материала изобразительного искусства, что со всей очевидностью доказывает нам ее история.
ОЛЬГА: Вы куратор выставки «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» и сотрудник Пушкинского музея. Представив вниманию своих посетителей, гостей, друзей эту выставку, что хотел сказать им Музей в лице куратора, какую идею передать?
ОЛЬГА АВЕРЬЯНОВА: Практики, о которых идет речь, получили распространение, поскольку предлагали выход из тупика, в котором оказалась современная им художественная история. Дагеротип заставил художников-реалистов усомниться в необходимости их работы, автохром позволил увидеть цветной мир не только реальным, но и символическим, а поляроид неожиданно вернул ценность мгновения, как могло показаться утраченную в погоне искусства за вечностью.
Фотограф XIX века создавал изображения нового типа, аналоги которого в живописи, рисунке или гравюре по большей части случайны. Этюды деревьев или сельские ландшафты неизвестных авторов не повторяют, а предвосхищают находки Барбизонской школы; эффекты света на первых цветных пластинах — автохромах — сопоставимы с находками импрессионизма; жанровые сцены куда «реалистичнее» одноименной живописи, появившейся в Париже в это же время. Архитектурные виды не аналогичны ведутам или городским пейзажам. Съемка представителей разных народностей, не будучи связана с ориентализмом, закладывает основы этнографической фотографии. Микроснимки вирусов, кристаллов, макроснимки листьев растений, плодов, насекомых – разве подобные фотографии не напоминают нам беспредметные композиции модернистов? Натюрморт на дагеротипических пластинках подверг ревизии саму сущность жанра: каталожный характер изображения явно противоречил канонам живописного натюрморта. Поразив мир чудесами «дагеровского зеркала», поляроидная фотография научила по-новому смотреть на обыденность вещей, предлагая практическое руководство по беспристрастному зрению.
Фотография всегда связана с понятиями ностальгии, исчезновения, памяти, утраты идентичности реальности, и, в конце концов, ее обманчивого восстановления. На всем пути своего развития фотография выстраивает сложные отношения с реальностью, которые, как оказалось, могут быть и настоящими, и «фиктивными». В этих отношениях и заключена формула фотографии: бесконечная иллюзорность реальности и вымысла, искусства и жизни.
Фото ||предоставлены пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина
Автор || Ольга Серегина, арт-обозреватель
*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ЗИМА. 2019-2020