На фоне множества коммерческих программ по дополнительному образованию в Москве существует исторический клуб для поклонников искусства, который уютно расположился по соседству с основным зданием ГМИИ им. Пушкина на Волхонке. Мы говорим про КЮИ – Клуб юных искусствоведов. Существует он уже много лет, и за это время он подготовил и выпустил тысячи молодых людей, увлеченных историей искусств, любовь к которой останется с ними на всю жизнь. Мы побеседовали с Натальей Гомберг, одной из идейных вдохновителей КЮИ и лучшим другом всех детей и подростков в Пушкинском музее.
Наташа, скажи, как давно ты занимаешься КЮИ и почему тебя это заинтересовало?
Занимаюсь этим всю сознательную жизнь, но в разных ролях. У меня такая семейная традиция: в КЮИ занимался мой старший брат, потом я тоже была кюишницей, а затем сразу пришла сюда работать. Очень это люблю, потому что точно знаю, что в отличие от лектория, задачей которого была бы ликвидация безграмотности в области истории изобразительного искусства, КЮИ – это клуб, где можно найти единомышленников или увлечься тем, что тебе не было интересно, но заинтересовало через общение со сверстниками или разными приятными людьми.
Наш музей имеет образовательную цель. В 1960-е годы в КЮИ трудились молодые искусствоведы, которым было очень интересно делиться тем, что они сейчас изучают. Благодаря этому уникальному методу подростки знакомились не только с историей искусства и видели в темном зале на экране проектора то, что иначе могли встретить только в книге, но и определиться с выбором профессии.
Конечно, сейчас у школьников совсем другая история. Любое изображение они могут найти в интернете, слетать на выходные в Рим и послушать на You-Tube лекции кого угодно и о чем угодно. Однако КЮИ остается таким местом, где, с одной стороны, как и в любом другом лектории, можно послушать про историю изобразительного искусства специалиста, которому потом можно задать вопрос, а с другой стороны, попробовать себя в какой-то из многочисленных музейных специальностей, пообщаться с музейными работниками, узнать, как функционирует музей, или сделать свой исследовательский проект. Но самое главное, здесь можно найти приятную компанию таких же увлеченных ребят, которая для подростка очень важна, ведь даже с точки зрения психологии, основное развитие в подростковый период человек получает через общение со сверстниками.
Мы много слышали о днях самоуправления в музее. Скажи, пожалуйста, в какой степени это инициатива детей? Насколько им дается свобода в выборе и проработке тем, насколько они могут себя выразить? Или это какие-то стандартные программы, которые они заучивают?
Это полностью детская инициатива. Когда я еще сама занималась в КЮИ, то мы, безусловно, чувствовали себя частью музея, понимали, что музей – то место, которое дает нам знание. Сейчас благодаря тому, что директор музея считает работу с детьми и подростками одной из наших главных задач, у ребят появилась возможность чувствовать себя равноправными членами команды музея, предлагать свои идеи и их реализовывать. Польза тут есть для всех. Дети чувствуют себя взрослыми, что для этого возраста очень важно, а взрослые получают новые идеи, до которых сами бы никогда в жизни не додумались. Это полезно и для музея, ведь то, что придумывают дети, не могут сделать сотрудники музея, у которых есть определенная роль в этой профессии, не позволяющая им, например, рассуждать о еде в искусстве и, не будучи специалистами по истории повседневности, смотреть на голландский натюрморт с кулинарной точки зрения или превращать музей в площадку для охоты на фантастических животных, разрабатывать квест об оживающих скульптурах и т. д.
В этом отношении дети смотрят на музей совершенно по-другому. У нас большая команда, которая помогает все эти детские безумные идеи претворить в жизнь не только безопасным для музея способом, но и так, чтобы, изучая тему еды в искусстве, дети заодно разобрались в особенностях голландской и фламандской живописи.
Мне такой подход кажется просто отличным, потому что это настоящая мотивация. Когда ребенок знает, что он должен разобраться на своем уровне в искусстве XVII века, чтобы потом провести свою авторскую уникальную экскурсию для посетителей музея, а не только для своих знакомых, у него появляется реальная задача больше узнать, и он ее выполняет. Это очень здорово!
Кроме того, имея такой опыт, ребята начинают понимать, что музейная профессия – это довольно широкое поле: мало придумать тему экскурсии, необходимо проделать научную работу, написать анонс, разработать рекламу, чтобы людям захотелось прийти. А потом это все нужно записать и оформить в методическую работу.
В общем, ребенок учится планировать, успевать все к положенному сроку и работать в большой команде.
Понятно, что это проектная работа не только для детей, но и для всего музея. Ребята, работая над проектом, должны узнать, как в музее все устроено, и разобраться, хотя бы на уровне первого знакомства, в деятельности разных специалистов. Поэтому они встречаются с администраторами, хранителями коллекций, смотрителями… Таким образом, над каждым проектом работают не только дети, но и все музейные сотрудники. Специалисты, которые помогают ребятам, чувствуют и свое участие, а это объединяет музей. Посетители в день презентации любого проекта тоже чувствуют особую атмосферу. Главным образом не потому, что дети необычно себя ведут, а потому, что средний возраст сотрудника музея редко 16 лет. Так что, возвращаясь к вопросу, дети сами выбирают, кем они хотят здесь быть, какую роль осваивать и над какой темой работать. А наша задача – сделать это все возможным. Условие только одно – нельзя изображать «взрослого специалиста» и забывать о том, что искусствовед – профессия, которую не приобретают за 3 месяца даже очень интенсивной подготовки. Поэтому единственное, чего мы не разрешаем, – выбирать такие темы экскурсий, которые можно услышать в музее в любые другие дни. Так что на «Я покажу тебе музей» не бывает тем об искусстве Древней Греции или Древнего Рима. Зато легко можно услышать о том, как XX век учился у античности или как смотреть фламандский натюрморт.
С какого возраста дети могут сюда попасть? Как вообще сюда попадают?
Мы принимаем детей с восьмого класса, и попасть сюда могут все желающие. У нас нет идеи, что членом КЮИ должен стать какой-то особенный человек, поэтому, чтобы попасть к нам, нужно просто заполнить анкету и прийти на собеседование для знакомства. Мы каждый год набираем около двух сотен начинающих кюишников. Наш курс длится 4 года. На это время рассчитана обширная программа: от истории древнего мира до выставок актуального искусства. Понятно, что со временем часть наших кюишников отсеивается, и на третий год мы выпускаем 100 человек, а на четвертый – около 50. Поэтому мы стараемся создать правильную атмосферу, чтобы дети чувствовали себя здесь хорошо. У нас есть лекции по истории изобразительного искусства, которые в том числе доступны в записи, есть семинары, где ребята беседуют с разными преподавателями об изобразительном искусстве.
Мы стараемся сделать все, чтобы дети стали воспринимать музей как что-то свое, родное, домашнее, куда можно просто прийти поговорить, привести друзей в свободное время. Но важно и то, что ребята тренируются не только слушать и воспринимать, но и учиться самостоятельно говорить об искусстве.
Можно ли прийти посмотреть на проект ребят, на то, как все организовано?
На нашем мероприятии «Я покажу тебе музей». Это название придумали не сами дети, а музейные взрослые, собравшись вместе на совещании в кабинете директора перед тем как организовать такое событие в первый раз. Авторы названия – главный хранитель и заместитель директора музея. И для меня ценно, что это мероприятие не только детское, подготовленное детьми для детей, но и вполне общемузейное, объединяющее сотрудников, кюишников, их родителей, других посетителей – как детей, так и взрослых. Ближайшее, скорее всего, будет в марте.
Я слышала, что вы стали привлекать ваших ребят для того, чтобы они помогли адаптироваться к музейной обстановке другим детям, у которых нет возможности ходить в музей часто: детям из детских домов или малоимущих семей.
Да, это проект, требующий длительной подготовки, но такая работа с благотворительными фондами станет частью нашей повседневной жизни. Мы понимаем, что подростки способны рассказать о музее так, как взрослые это сделать не могут. По крайней мере, рассказать друг другу. Поэтому ребята, которые участвуют в работе музея в роли экскурсоводов, при желании и необходимости могут проводить свои экскурсии своим сверстникам, для которых по тем или иным причинам посещение музея не может быть регулярным. Наша задача – помочь им построить рассказ так, чтобы он был как эмоциональным, ярким и насыщенным разными деталями, так и грамотным с исторической точки зрения и грамотным с точки зрения коммуникации с разными группами детей. Поэтому мы стараемся учить ребят не только основам истории изобразительного искусства, но и базовым навыкам работы с аудиторией.
Спасибо, жди нас всех в музее на днях вашего самоуправления!
*Клуб юных искусствоведов (КЮИ) – образовательная программа Пушкинского музея по истории зарубежного искусства для учащихся 8-11 классов.
—
Aвтор || Кристина Ерошкина, главный редактор раздела «Искусство»