Арт-обзор 5.08.-12.08.21

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Юрий Купер, Бомбардировка Токио, 2005

09.08.21. В Музее Москвы открылась выставка «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО». Идея выставочного проекта — разговор о том, как электрификация страны повлияла на советский авангард: изобразительное искусство, кино, архитектуру, музыку, театр, литературу и дизайн. «Электрификация в 1920-е годы не только повлияла на социальные, экономические, индустриальные процессы, но была и одним из ключевых образов эпохи, ставших для художников, поэтов, режиссеров и дизайнеров метафорой революции. Тезис Ленина «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны» позволил визуализировать коммунизм — при помощи электричества. Все, с чем ассоциировалась революция — просвещение, промышленный подъем, энергия — можно было представить при помощи понятных и выразительных образов: света, лучей, линий электропередач и лампочек Ильича» — куратор выставки Александра Селиванова. Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО) была создана в марте 1920 года. Разработанный Глебом Кржижановским, Робертом Классоном, Генрихом Графтио и другими инженерами план электрификации страны и строительства сети электростанций хотя и основывался на дореволюционных проектах, стал ощутимым признаком свершившейся революции – реализованные стройки плана ГОЭЛРО, зажгли свет и запустили электродвигатели на производствах, а также изменили повседневную жизнь и мировосприятие людей. Электричество становилось героем плакатов, кино, появляется в графике, живописи и скульптуре. Именно в это время формировался миф о вожде, несущем новую энергию, новый свет и новый мир. Электрический ток приобретал и в литературе мистическую, почти сакральную окраску новой религии. Электричество становится одним из главных «веществ» в текстах Андрея Платонова: «Легкий, неуловимый дух любви: оно выходит из всего и входит во всё, где есть энергия». Каждое из художественных объединений эпохи авангарда находило свой источник вдохновения в теме ГОЭЛРО. Один из героев выставки — художник и изобретатель Григорий Гидони пропагандировал новое искусство света и цвета, полученное путем электрической энергии. Среди его экспериментальных концепций — светотеатр, светоархитектура, светомузыка, светодекламация и светохореография. Из множества задуманных проектов художнику удалось осуществить Модель Светопамятника Х-летию Октябрьской революции, реконструкция которого представлена на выставке. На выставке представлены работы Александра Лабаса, Александра Дейнеки, Густава Клуциса, Александра Родченко, Сергея Лучишкина, Климента Редько, Соломона Никритина, Иосифа Чайкова, Натана Альтмана, Роберта Фалька, Ольги Розановой, братьев Весниных, Андрея Бурова, Якова Чернихова, Ивана Жолтовского и Александра Гегелло. Пространство выставки представляет собой тотальную аудио- и световую инсталляцию, которую для Музея Москвы сделала видеохудожник, режиссер, архитектор и сценограф Дина Караман. Оно разделено на несколько зон — «Свет», «Ток», «Станции», «Линии», «Город», каждая из которых рассказывает о том, как электрификация в разных своих проявлениях отражалась в искусстве и литературе. Между зонами выстроены «башни», посвященные отдельным электрификаторам — Глебу Кржижановскому, Александру Винтеру, Генриху Графтио, Роберту Классону. Здесь представлены документы и фотографии, посвященные их жизни и главным творениям: подмосковным Шатурской и Каширской ГРЭС, северо-западным Волховской и Свирской ГЭС, и Днепрогэсу — знаковому сооружению архитектуры авангарда и символу электрификации. Фигура Ленина, отраженная в коллажах и фотомонтажах конструктивистов, плакатах и книгах, скульптуре и графике показана в отдельной «башне». Драматический сюжет создания Московского электролампового завода завершает разговор и представлен в последней, шестой «башне» экспозиции. Кураторская группа: Александра Селиванова, историк архитектуры, старший научный сотрудник Музея Москвы и Катерина Телегина, историк и искусствовед (галерея «На Шаболовке»). Консультант: Юлия Шуленина, историк архитектуры НИУ ВШЭ, сотрудник музея Мосэнерго. Выставка работает до 24.10.21.

Фотографии предоставлены pr-службой Музея Москвы

 

10.08.21. В пространстве арт-платформы Cube.Moscow представлены новые выставки:

 

— Выставка Siberian Collectors в большом зале Cube.Moscow —  выставка работ современного искусства из частной коллекции братьев Павла и Александра Балеевых. Коллекция начала оформляться в 2016 году с приобретения «базы» красноярского искусства второй половины ХХ века — это Евгений Толмашов, Александр Попп, Яков Еселевич и еще несколько авторов. Началом современной линии стали работы Захара Евсеева (ZakMimniMonster). Со временем у братьев Балеевых получилось сформировать цельную коллекцию работ: в их собрании и мировые звёзды (такие как Шепард Фейри и Futura), и известные российские авторы (Кирилл Кто, Андрей Бергер), и не менее интересные сибирские художники (Александр Закиров, Doggy Dog, Ангелина Ткаченко) — всего на выставке будут представлены 34 работы из коллекции. Куратор проекта: Илья Шохин. Выставка работает до 01.09.21.

Yoon Miseon

— Выставка Юрия Купера «Солнце» в галерее Kupol — персональная выставка Юрия Купера по одноименному фильму Александра Сокурова, для которого художник создал эскизы воздушных сражений и бомбардировки Токио. Фильм «Солнце» посвящен истории японского императора Хирохито, он завершает трилогию Сокурова о власти и великих диктаторах XX века. Режиссёр и художник в своей совместной работе размышляют не о политике, а о личности, силе Власти и слабости человека. Именно Юрий Купер разработал вместе с режиссером образное и технологическое решение мест действия фильма. Эскизы, которые создал Юрий Купер для этого фильма, являются совершенно самостоятельными произведениями искусства. Художник использовал сложную технологию, когда используются и фотографии, и поверхность стекла, и компьютерная обработка, но, несмотря на весь этот технологический инструментарий, работы в первую очередь художественные. Солнце в холодных тонах, величественный профиль императора и его «окаменелый» взгляд — все эти элементы очень кинематографичны и живописны.  Купер использует холодные серебристо-серые тона, которые являются отличительной чертой его творчества уже много лет. Выставка работает до 01.09.21.

Юрий Купер, Воздушное сражение, 2005

— Выставка Гиорги Чхеидзе «Как есть» в галерее Window project — Тбилисская галерея Window project продолжает знакомить российских коллекционеров и любителей искусства с творчеством грузинских авторов. Попробовав себя в медицине и на телевидении, 23-летний Чхеидзе осознает необходимость продолжить поиски своего призвания в новой профессии и новом месте, которым становятся США. В Нью-Йорке рождается Чхеидзе-художник, его вдохновляют Дональд Джадд, Дэн Флавин, Фрэнк Стелла и другие представители минимализма. Минимализм для Чхеидзе становится языком без границ, который, по его мнению, могут понять все. В своем творчестве художник работает с визуальными эффектами. Чхеидзе находит собственную технику, подразумевающую наложение акриловой краски на холсты слой за слоем. За вдохновением Чхеидзе обращается к собственному сознанию, бесконечности, темной материи. При этом работы художника очищены от явных аллюзий, метафор и очевидного символизма. Чхеидзе оставляет зрителю пространство для собственных интерпретаций. Выставка работает до 28.09.21.

«Без названия», 2020

— Выставка Татьяны Ян «Орбиты сада» в галерее «Культпроект» — новая персональная выставка Татьяны Ян, в которой собраны живописные работы, посвященные садам как хранителям времени. «Сады — хранители времени. Ароматы трав и цветущих деревьев, запахи и звуки сада, потрескивание наливающихся яблок и звук сорвавшегося с ветки созревшего граната, соловьиные трели и шорох листьев — все эти мгновения проживаются абсолютно так же, что сегодня, что во времена Горация и Катулла. Поэтому услышать время в саду так же естественно, как войдя в руины античного домуса с остатками росписи на его стенах… Именно сад — обитель времени. Входя в него, вступаешь в вечность. Сад “как сквозь мутное стекло, гадательно” — всегда напоминает нам о Рае» — Татьяна Ян. Выставка работает до 01.09.21.

Татьяна Ян, Яблони старого сада, 2021

— Вторая часть выставки «Отвязные каникулы» в галерее «Среда» — работы студентов Факультета современного искусства Высшей школы «Среда обучения». Название проекта отсылает к одноименному фильму американского режиссера Хармони Корина и проходит пунктирной линией в представленных работах. Работы для выставки были отобраны в результате опен-колла по заявленной тематике. Участники выставки: Ирина Полонски, Олеся Фрич, Анна Снегина, Мария Дунаева, Елена Шмакова, Артемес Гизбрехт, Александра Гордеева, Константин Байдаков. Выставка работает до 01.09.21.

Александра Горлева «серия Пёс и море», 2011

— Выставка Серафима Павловского «Энергия, преобразующая мир» в Arts Square Gallery – выставка произведений Серафима Павловского (1903-1989) — московского художника-монументалиста, живописца и теоретика изобразительного искусства. Выставка работает до 01.09.21.

 

— Новую групповую выставку современного российского искусства в пространстве Cube.Moscow подготовила онлайн-галерея «Объединение».

Фотографии предоставлены pr-службой арт-платформы Cube.Moscow 

Выставка «4» — выставка работ четырёх художников без притянутого концепта и даже без общей идеи. В этом и состоит замысел проекта – представить четыре оригинальные манеры изображения, четыре самостоятельные мировоззрения, четыре разные взгляда на мир … Но, собранные в одном экспозиционном пространстве работы четырех разных художников, которых связывает дружба, находятся в очень стройном диалоге друг с другом, что позволяет задуматься о первооснове дружбы, о соотношении личностных и художественных различий с чем-то более важным, скрепляющем людей отношениями дружбы, взаимного притяжения и интереса друг к другу.  Участники выставки: Лика Меллоу, Макс Орлицкий, Илья ДорДор, Роман Казус. Куратор: Диана Вартумян. Выставка работает до 31.08.21.

Фотографии Cabinet de lart 

11.08.21. Музей «ТАПАН» представил выставку Евгения и Ирины Казарянц «Для тебя…». «Живопись не возможна без любви. «Для тебя» – посвящение каждому, кого люблю» — Ирина Казарянц.

И отступилась
я здесь от всего,
От земного всякого блага.
Духом, хранителем «места сего»
Стала лесная коряга. Все мы немного
У жизни в гостях,
Жить – это только привычка.
Чудится мне на воздушных путях
Двух голосов перекличка…

А.Ахматова

Выставка работает до 29.08.21.

Фотографии предоставлены музеем «ТАПАН»

 

12.08.21. Музей Москвы совместно с галереей «Триумф» представили групповую выставку «Москва — Сеул: общие замыслы». Проект представляет работы современных российских и южнокорейских художников, чьи творческие траектории так или иначе связаны с двумя столицами и призван отметить тридцатилетнюю годовщину установления дипломатических отношений между современной Россией и Республикой Кореей и побратимских отношений между Москвой и Сеулом.

В основе кураторского решения выставки лежит парная демонстрация работ художников. Внутри экспозиционного пространства представители Москвы и Сеула находятся в диалоге на близкие им темы: соотношение глобального и локального, личной и национальной идентичностей, пространства и памяти, традиций и современности. Художников каждой пары объединяет нахождение в общем смысловом поле сегодняшней культуры и современной жизни. При этом их творчество имеет очевидные технические и жанровые различия, обусловленные множеством факторов. Результатом близкого пространственного и смыслового сопоставления работ становятся новые связи между ними. Последние пять-шесть лет можно наблюдать ситуацию устойчивого интереса к национальному и локальному, однако художественный язык современной культуры остается единым. Кроме того, существует общее проблемное поле, волнующее в той или иной степени художников во всем мире. Задача выставки, имеющей подзаголовок «Общие замыслы», — исследовать это влияние и определить кросс-культурные параллели в проблемах, идеях и техниках, к которым обращаются художники в России и Южной Корее. Выставка в Музее Москвы подводит предварительный итог многолетнего проекта, в рамках которого галерея «Триумф» в коллаборации с другими институциями, представляла московской аудитории выставки корейского современного искусства. Корейское современное искусство понятно, близко и коммерчески успешно в Москве — почти все экспонаты выставки взяты из крупных частных коллекций. Таким образом, выставка «Москва — Сеул: общие замыслы» создает интересный прецедент, предлагая взгляд на корейское искусство и культуру, обосновавшиеся в коллекциях чужой, хотя иногда и похожей страны. Кураторы: Кристина Романова, Наиль Фархатдинов. Участники: AES+F, crocodilePOWER, Recycle Group, Генсу Ан, Даниил Антропов, Анка Ахалая, Алексей Дубинский, Гибом Квон, Джей Йонг Ким, Таисия Короткова, Максим Ксута, Алексей Кузнецов, Чонун Ли, Джанг Ен Мин, Владимир Мартиросов, Павел Отдельнов, Кван Йонг Чан, Ли Чинчжу, Юнген Чон, Суан Чхве, Урам Чхве, Генчхоль Щин. Соорганизаторами выставки выступили Музей Москвы, галерея «Триумф», Комитет по туризму города Москвы, официальный туристический портал Москвы Discover Moscow и цифровой туристический сервис RUSSPASS. Проект реализован при поддержке Askeri Gallery и Культурного центра Посольства Республики Корея в Российской Федерации. Выставка работает в Музее Москвы до 07.11.21.

                                                                                      

                                                                                             

Фотографии предоставлены галереей «Триумф» и Музеем Москвы

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.