В ГМИИ им. А.С. Пушкина 28 марта открылась выставка шедевров Лейденской коллекции Томаса С. Каплана и его супруги Дафны. У москвичей и гостей столицы есть уникальная возможность увидеть одно из крупнейших и наиболее значимых частных собраний голландской живописи XVII века. В экспозиции представлены 82 произведения, ни одно из которых ранее не выставлялось в России.
Уже вторую неделю с открытия очереди из желающих приобщиться к прекрасному поражают! И это не удивительно – посетителей ждут шедевры Рембрандта Харменса ван Рейна (двенадцать живописных творений и один рисунок), Яна Вермеера Делфтского и Карела Фабрициуса (по одному произведению), Франса Халса (два), Геррита Дау (девять), Яна Ливенса (четыре) и другие их выдающиеся современники. Также представлен уникальный рисунок Леонардо да Винчи, хотя художник не принадлежит к мастерам золотого века Голландии.
Невероятно, что коллекция была собрана всего лишь в течение последних 15 лет. Томас Каплан с юности восхищался работами Рембрандта и мастеров голландского золотого века. По словам коллекционера, он был уверен, что все картины Рембрандта и его современников разбросаны по музеям мира, однако в 2003 году Томас узнает, что многие работы столь любимой им эпохи доступны на арт рынке и он «открыл охоту на Рембрандта». С этого момента и началась невероятно амбициозная деятельность супругов по собиранию коллекции, которая в итоге получила своё название в честь города Лейден, в котором родился Рембрандт.
В итоге Лейденская коллекция, центральное место которой занимают работы Рембрандта, по своим масштабу и насыщенности уступает разве что ведущим национальным музеям мира. Посетители выставки познакомятся с шедеврами раннего лейденского периода творчества Рембрандта из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)». Зрители увидят также знаменитую «Минерву», для которой художнику позировала его возлюбленная – Саския.
На выставке представлена картина «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского, работы которого встречаются крайне редко. Это произведение – единственная работа зрелого периода творчества великого мастера, которая до сих пор находится в частной коллекции. В мире известно всего тридцать шесть произведений художника, и у зрителей есть уникальная возможность увидеть одно из них, поскольку творения мастера не представлены в собраниях российских музеев.
По словам Т. Каплана, он получает удовольствие от того, что его собрание путешествует, а он сам прекрасно живёт с её электронной копией. Порой картины отправляются с аукциона прямиком на свои «гастроли». Так, коллекция недавно побывала в Пекине, а после Пушкинского музея отправится в Эрмитаж и затем в Лувр Абу-Даби. У москвичей есть время до конца июля возможность полюбоваться на удивительную по художественной значимости подборку произведений голландской живописи золотого для нее XVII столетия.
Автор || Александра П