«Смотри на меня»: железная дорога жизни

В рамках 46-го Московского Международного кинофестиваля состоялся специальный премьерный показ киноленты «Смотри на меня» легенды советской и российской режиссуры Владимира Грамматикова, подарившего любимые с детства фильмы «Усатый нянь», «Шла собака по роялю» и одним из первых раскрывшего талант совсем еще юного Кристиана Бэйла в замечательной сказке «Мио, мой Мио». В своей новой работе мастер рассказывает биографическую семейную историю о послевоенном времени и жизни простых людей, которым несмотря ни на что удалось сохранить стойкость, любовь и веру друг в друга. Впечатлениями от фильма делится наш редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков.

 

 

Нина Левицкая (Александра Урсуляк) мечтала стать знаменитой оперной певицей, но влюбилась, вышла замуж и отказалась от театральной карьеры ради мужа и четверых детей. После войны семья обосновалась в Свердловске, супруг занимал ответственный пост и был командирован в столицу, где бесследно исчез: целый год ни звонка, ни письма, ни телеграммы. Злые языки сначала поговаривали о банальной измене, а следом пришло время для версий о предательстве Родины. Не дожидаясь ареста и распределения детей по детским домам, Нина срочно собрала вещи и под видом сопровождения секретного японского станка в товарном вагоне отправилась в Москву вместе с дочерью, тремя сыновьями, коровой и пианино.

 

 

Фильм Владимира Грамматикова «Смотри на меня» рассказывает о почти двухнедельном путешествии семьи, стремящейся попасть в главный город страны, где, возможно, их вообще никто не ждет. На долгие дни обычный железнодорожный вагон станет для отчаянных пассажиров не только единственным убежищем, но и гостеприимным домом, где готовы поддержать всех нуждающихся в помощи случайных попутчиков (Евгения Симонова, Евгений Стеблов). По дороге встретятся как добрые, так и лихие люди, маму и детей ждет немало испытаний, соблазнов и стрессов. Только взаимовыручка, любовь и оптимизм позволят справляться с трудностями. Так, километр за километром, семья будет приближаться к заветной Москве.

 

 

Андрей Кончаловский и Елена Киселева искусно проложили через свой сценарий железную дорогу жизни, приковав к этой доминанте не только всех героев фильма, но и внимание зрителей. Зависимость от поезда ощущается при просмотре так остро, что в сценах, где вагон оказывается под угрозой отцепления, невозможно не испытывать отчаяния, а в момент, когда Нина догоняет уходящий с ее детьми состав, ловишь себя на желании вскочить и бежать следом. На базе талантливого сценария Владимир Грамматиков создает простой, понятный, чистый и пронзительный фильм о людях, чувствах и взаимоотношениях. Режиссер смело говорит по душам, не стараясь развлекать или успокаивать. Зрителя приглашают разделить эмоции, примерить на себя ту повседневную реальность, которая выпадала на долю людей в послевоенные годы. В итоге честное, открытое и уважительное отношение мастера вызвало ответное доверие: просмотр завершился продолжительными овациями зала.

 

 

Картина еще только начинает свой путь, а значит «Смотри на меня» непременно прокатится по всей нашей необъятной стране, как тот самый поезд, везущий отважную Нину и ее детей навстречу надежде и долгожданной, осознанной любви.

 

 

07.05.2024
Фото || https://www.kinopoisk.ru. , http://moscowfilmfestival.ru.
Автор || Юрий Аверченков

Поделиться: