Правила жизни Жана-Батиста Люлли

 

В последние десятилетия французские критики провозглашают музыку эпохи барокко французским классицизмом. И в самом деле: она была связана с театром, а тот основывался на классицизме. В XVII веке французы рукоплескали трагедиям Пьера Корнеля и Жана Расина, Король-Солнце и его свита развлекались комедиями Мольера в театральном зале Пале-Рояль, Николя Буало в своей поэтике создавал принципы классического искусства. И музыку, связанную с миром литературных образов, логичнее всего определить как классицизм.

Важнейший композитором эпохи XVII века признан Жан-Батист Люлли, именно он сформировал музыкальный классицизм во Франции и создал французскую оперу. Под его началом Королевская академия музыки стала главным оперным театром Франции, который позднее обрел всемирную известность под названием Grand Opera.

 

Правило 1. Достичь впечатляющего мастерства никогда не поздно.

Начало жизненного пути Люлли вовсе не предполагало столь блестящего продолжения. Родился он в 1632 году отнюдь не во Франции, а во Флоренции, в обедневшей дворянской семье и носил итальянское имя Джованни Батиста Лулли. Мальчик был необыкновенно ловким, подвижным и обаятельным. Однажды во время путешествия влиятельных вельмож в Италию он попался на глаза герцогу де Гизу. Дело происходило в простой таверне, где подросток Люлли давал что-то вроде представления: изображал мертвецки пьяного чиновника и распевал забавные куплеты, подыгрывая себе на гитаре. Герцог де Гиз пригласил его в качестве не то пажа, не то шута и определил к принцессе Монпасье, сестре короля Людовика XIV. Не получив музыкального образования на родине, умеющий к четырнадцати годам лишь петь и играть на гитаре, Люлли занялся в Париже композицией и пением, а также брал уроки игры на клавесине и особенно любимой им скрипке. Здесь ему не было равных, современники, делая комплимент, говорили:: «Ты играешь на скрипке, как Батист». Но за написание для принцессы музыкальной сатиры Люлли был отчислен из штата.

Правило 2. Провал легко обратить в успех, если приложить к этому талант.

Впрочем, чрезвычайно ловкий, энергичный скрипач-виртуоз нашел в Париже других покровителей и попал в королевский оркестр «24 скрипки короля». Это был струнный   консорт, наподобие консортов Средневековья, где звучали однородные струнные инструменты: скрипки «а ла франчезе», альты разного размера, басовые скрипки. Люлли добился, чтобы в рамках «24 скрипок» появился малый состав из 16 инструментов, который он возглавил, и вскоре малый оркестр затмил большой. Жан-Батист умудрился втереться в доверие к Королю-солнце и стал королевским капельмейстером. Людовик XIV настолько обожал Люлли, что дал ему право единолично возглавлять оперный театр, а, кроме того, удостоил своего любимца титулом дворянина, званием королевского советника-секретаря и содействовал приобретению огромного состояния.

Правило 3. Смелее в творческих поисках!

Люлли – основатель французской оперы. Но чем она отличалась от популярной тогда итальянской? Итальянская опера основана на неаполитанской школе, тяготеющей к опере-концерту, где отдавалось предпочтение виртуозности музыкальной части, а не драматическому содержанию: к примеру, каждый из главных персонажей должен исполнить пять сложнейших разноплановых арий. Однако Жан-Батист Люлли как флорентиец больше интересовался комедией дель арте, где важно именно драматическое действие и импровизация. Оперы Люлли, хотя и имели итальянское влияние, были приспособлены к французскому языку, который, казалось бы, опере совершенно не подходил. Опера стала менее виртуозной, но более ансамблевой. Как и в античной трагедии, в ней появились хоры, пасторальные, военные, фантастически-сказочные, тогда как в Италии их использовали нечасто. Уделялось особенное внимание речитативам, значительно увеличился элемент танца.  Другими словами, благодаря итальянцу Люлли французская опера обрела свои национальные черты, возник новый стиль – «опера-балет». Сам Людовик XIV выступал в роли Аполлона-Солнце в «Балете ночи» в 1653 году. Композитор сотрудничал с либреттистом Филиппом Кино и платил ему годовое жалованье вдвое больше, чем сам получал от короля, зато Кино был всегда к услугам. В другом жанре – комик-балете, драматическом спектакле с множеством вставных танцевальных номеров, – Люлли составлял плодотворный тандем с Мольером. Их так и называли – «два Баттиста».  Композитор трудился не только в качестве дирижера и исполнителя – изящный и пластичный, с блестящим чувством ритма, он танцевал в спектаклях и даже исполнял роли.  Так, в «Мещанине во дворянстве» ему довелось играть муфтия, говорящего на несуществующем тарабарском языке.

Правило 4. Не заискивайте, но и не зазнавайтесь.

Люлли имел характер высокомерный и честолюбивый, в этом смысле Мольеру с ним было непросто. К тому же права на плод совместного труда были у него одного, у Люлли. Драматургу это, разумеется, не нравилось, и пути двух гениев разошлись. И в целом композитор, поднявшийся «из грязи в князи», но сознававший себя ровней самым благородным аристократам, заслужил ненависть придворной знати. Однако, несмотря на свой независимый и отчасти плутовской нрав, Люлли с энтузиазмом и настойчивостью продвигал в высокое искусство талантливых людей из низов. Кроме того, он старался давать представления в городе, выступая перед простолюдинами, иногда даже бесплатно. В его творчестве угадывались не только пафос и пышность версальских интонаций, но и фольклорные элементы. Нередко в комических эпизодах он обращал свой взор к жанрам народного театра, из-под его пера выходили не только оперы и церковные песнопения, но и застольные и уличные песенки. Лучшие из них тут же начинали звучать на парижских улицах, бренчать на инструментах. Как вспоминал биограф композитора Лесерф де Ла Вьевиль, любовная ария из оперы «Амадис» распевалась всеми кухарками Франции.

Правило 5. Стремитесь к монополии.

Люлли добился от Людовика XIV указа о том, что все театры, кроме королевского, не имели права нанимать более двух певцов и шести музыкантов. Так придворный композитор разорил сценические площадки Франции, запретив им использовать музыку. Но, уничтожая конкурентов, он нанес удар и Мольеру, который когда-то ссужал ему деньги. Указ действовал до самой смерти Люлли. Впрочем, умер композитор, не дожив до глубокой старости. Ему было всего пятьдесят пять, когда во время репетиции мотета «Те Deum» он ранил себя баттутой – дирижерским жезлом, в те времена им отбивали ритм стуча об пол. Ожидалось прибытие монарха, и Люлли работал с особенным энтузиазмом. Но однажды рука его дрогнула и увесистый жезл с острым металлическим наконечником обрушился на туфлю. Образовался нарыв, настолько опасный, что требовалась ампутация стопы, но композитор отказался, не веря в серьезность последствий. Началась гангрена. Люлли пригласил францисканского монаха, чтобы тот отпустил ему грехи. Монах потребовал, чтобы композитор уничтожил партитуру еще не поставленной оперы, ведь в религиозной среде театры и балеты считались занятием не богоугодным. Но Люлли и на пороге смерти решил сплутовать: он отдал монаху партии голосов, а у себя оставил общую партитуру оперы.

Правило 6. Гениальное живет вечно.

Спектакли Люлли после его смерти шли еще более ста лет. Его школу продолжили такие мэтры, как Марен Маре, Андре Кампра, Паскаль Колласс, Андре Детуш. Французская опера дожила до конца XVIII века в своем аутентичном виде, а затем ее потеснил музыкальный театр Глюка в Париже. Однако сегодня интерес к операм Люлли снова высок. Их активно ставят во Франции, причем музыкальная составляющая остается неизменной, в то время как костюмы, хор, оркестр подвергаются самым оригинальным неолиберальным идеям.

4.06.2023
Фото
|| www.commons.wikimedia.org, www.kinopoisk.ru

Автор || Татьяна Михальская

Поделиться: