Правила жизни Захи Хадид

 

Глядя на Оперный театр в Гуанчжоу, комплекс Galaxy Soho в Пекине или Культурный центр Гейдара Алиева в Баку, кажется, что здесь не обошлось без инопланетного разума или божества, ниспровергающего созданные им же физические законы. Однако автором этих невероятных зданий является земная женщина арабского происхождения, которая никогда не носила паранджу и которая создавала удивительно смелые футуристические проекты задолго до появления современных компьютеров и искусственного интеллекта. Гениальная Заха Хадид разделила архитектурный мир на «до» и «после», навсегда изменив представления о том, как должны выглядеть объекты из бетона, стекла и металла.

 

ПРАВИЛО 1
Культивируйте уверенность в своем призвании и своих силах.

 Заха Хадид – в имени «Заха» правильно ставить ударение на второй слог – родилась в 1950 году в семье крупного промышленника в Ираке. Уже в семь лет девочка поняла, какую профессию выберет. В то время ее тетя строила дом, и маленькая Заха любила разглядывать проекты и чертежи, подготовленные архитектором. В семье считалось, что в профессии нужно обязательно добиваться успеха, это мотивировало Заху, а родители повторяли: «У тебя все получится». Отучившись в Американском университете в Бейруте и став магистром математики, Заха поступила в знаменитую Ассоциацию архитекторов в Лондоне. Студенты искали свежие идеи и приемы, для чего неоднократно посещали СССР – им хотелось своими глазами увидеть русский архитектурный авангард. Энергия и идеи Советского Союза, «дух отваги, риска, новаторства, стремления ко всему новому и вера в мощь изобретательства» оказали огромное влияние на архитектурную мысль Захи Хадид. «Мне захотелось раздвинуть границы возможного и сделать что-то значимое, – вспоминала она. – Меня интересовали вопросы абстракции и динамизма, я открыла для себя другие формы и другой способ организации пространства». Свою дипломную работу про обитаемый мост над Темзой Хадид посвятила Малевичу.

 

ПРАВИЛО 2
Ломайте устоявшиеся приемы, выходите за рамки привычного, идите на шаг впереди.

 Учитель Захи называл ее «планетой на собственной орбите». Модификации дизайна, предложенные ею, были настолько радикальными, что казались поначалу сюрреалистичными или даже абсурдными. Ниспровержение основ конструктивизма – такими были первые шаги Захи Хадид в архитектуре. Если сломать конструкцию, вступает в силу эстетика хаоса, тот самый деконструктивизм. Казалось, в проектах Захи упразднялись законы тектоники, отрицались прямые линии и границы, подвергалось сомнению понятие устойчивости. Сдвиг в геометрии преобразовывал и внутреннее пространство, делая его более открытым и доступным. «Мне было совершенно не интересно стать обычным архитектором, – признавалась Заха, – так что у меня не было другого выбора, кроме как продвигать свои идеи». Для продвижения нестандартных идей Заха использовала оригинальные приемы. Традиционный способ презентации проекта – план, разрез – ей не подходил. Она создавала абстрактные рисунки, чтобы показать объекты с разных точек зрения. Опубликованные в архитектурном журнале, они принесли Захе известность. Однако работы, привлекающие инвесторов своей необычностью, этим же и отпугивали. Каждую работу бюро Захи Хадид доводило до технического совершенства, но всякий раз заказчикам казалось, что реализовать ее невозможно.

Dominion Tower — бизнес-центр на юго-востоке Москвы в районе Дубровки, построенный по проекту Захи Хадид.

 

ПРАВИЛО 3
Будьте настойчивы и последовательны в достижении цели.

Долгое время идеи Захи Хадид побеждали в международных конкурсах, но так и оставались на бумаге. В 1994 году архитектор выиграла конкурс на проект оперного театра в британском городе Кардифф, но случился скандал: консервативное общество отвергло проект Хадид. Полтора года велась борьба против строительства, и заказчик отступил.  Несмотря на риск прослыть «бумажным архитектором», Заха не шла на компромиссы. Свой первый проект – пожарное депо в Германии – она реализовала лишь в 44 года. А после заказы посыпались один за другим. Вокзал в Страсбурге, где требовалось ультрасовременное и одновременно утилитарное решение, был отмечен множеством премий. Лыжный трамплин в Инсбруке из узкоспециализированного сооружения превратился в общественное пространство с кафе и смотровой площадкой. Центр современного искусства в США, который прозвали «белой коробкой», модифицировался в гигантскую головоломку – за него Заха получила высшую архитектурную награду – Притцкеровскую премию. Впервые женщина достигла максимальных высот в профессии, где процветали мужчины. «В течение всей моей карьеры я никогда не рассчитывала на признание или награды, – рассказывала Заха. – Предвзятость или недоверие возникали на моем пути всегда, чаще всего, когда успех казался особенно близко. Я только могу догадываться, с чем это связано в большей степени: с тем, что я из Ирака, с тем, что я женщина или с тем, что я сумасшедшая».

Оперный театр в Гуанчжоу. Фото www.zaha-hadid.com

 

ПРАВИЛО 4
Даже если пришел успех, продолжайте поиски неожиданных идей.

Имя Захи Хадид превратилось в модный бренд, а сама Заха оставила в прошлом увлечение деконструктивизмом – ее заинтересовала бионическая архитектура, идея текучих и эластичных пространств. Даже термин «фасад» она заменила словом «кожа». Непрерывная бесшовная поверхность ее сооружений отныне напоминала природный ландшафт, а косые, стремительные линии трансформировались в плавные и извилистые. Сама Хадид, или Примадонна, как теперь величала ее британская пресса, полностью отдала себя любимому делу, так и не создав семью. «Просто не сложилось», – говорила она. Ее энергичная натура жаждала творческой реализации. Дизайн автомобилей, мебели, украшений и обуви от Захи Хадид так же футуристичен и узнаваем. И все же мы благодарим ее неутомимый гений прежде всего за то, что он открыл нам облик городов будущего. Даже после смерти королевы архитектуры в 2016 году по всему миру продолжают возводиться здания по проектам Захи Хадид.

 

Автор || Татьяна Михальская, vk @tatiana_mikhalskaya
Фото || www.commons.wikimedia.org, www.zaha-hadid.com, А. Савин 

 

Поделиться: