Правила жизни Леонара Фужиты

Японский художник Цугухару Фудзита, известный как Леонар Фужита — яркий представитель парижской школы. Как выходец из страны сакур и синтоистских храмов покорил францию, а затем весь мир? Потомок самураев, закадычный друг Модильяни, предшественник хиппи и вдохновитель стиля аниме, Фудзита легко мог надеть абажур вместо шляпы, но при этом манеры его были настолько учтивыми и обходительными, что публика его превозносила, а друзья обожали, любовно величая своего Фудзиту «фу-фу» – от французского «fou», что означает «сумасшедший».

 

 

ПРАВИЛО 1

Оказаться в нужное время в нужном месте.

Когда в 1913 году Фудзита прибыл в Париж, он оказался в шумном средоточии талантливых и одаренных людей. Еще «гремели» представители старой школы: Матисс, Пикассо, Моне, но каждый день загорались новые звезды. Кто-то обретал признание, кто-то мгновенно забывался. В броуновском движении европейских течений и имен предстояло прославиться японцу. Впрочем, условия для его восхождения были самыми благоприятными. С тех пор, как в 1854 году Америка — а через пять лет и Франция — установила дипломатические отношения с Японией, на Запад хлынули японские произведения искусства. О том, насколько популярными они были, свидетельствует портрет Золя Эдуарда Мане, где на заднем фоне красуются японская ширма и гравюра; а также портрет Камиллы Моне в кимоно и японскими веерами кисти Клода Моне. Изысканная живопись и графика таили в себе множество нетривиальных приемов, и будущие импрессионисты заимствовали композиционные и цветовые решения. Достаточно сравнить гравюру Утогавы Хиросигэ «Морское побережье в провинции Идзу» и пейзаж Клода Моне «Арка на запад от Этрета», «Ирисы» Ван Гога и «Ирисы» Кацусики Кохусая, чтобы обнаружить очевидную преемственность. В этом контексте появление Цугухару Фудзита, истинного японца, объединившего в своем творчестве восточные и западные традиции, было делом времени.

ПРАВИЛО 2

Осознать свое призвание и держаться его.

Цугухару Фудзита родился в Токио в 1886 году, отцом его был знатный сановник из аристократического рода самых почитаемых самураев. Кодекс самураев в этой семье действовал всегда: потерять лицо страшнее, чем потерять жизнь. Когда в семь лет мальчик сказал родителю, что хочет стать художником, тот ответил: «Ты перерастешь, мужчина должен стремиться к чему-то серьезному». Но когда Цугухару не передумал и в 14 лет, отец согласился с выбором сына, и юноша стал готовиться к поступлению в Токийскую высшую школу изящных искусств. Фудзита досконально изучил мастерство гениев японской гравюры, овладел традиционной техникой, однако параллельно изучал французский язык и практиковал приемы европейской живописи. В качестве дипломной работы он изобразил императора Кореи, чем восхитил императора Японии — тот заказал ему свой портрет за большие деньги. Несмотря на успех, Фудзита в 1913 году отправился во Францию. Ему было 27 лет, и Париж был его мечтой.

 

Леонар Фужита (Цугухару Фудзита)

 

ПРАВИЛО 3

Имидж — все!

Фудзита поселился на Монпарнасе, где ищущие славу художники снимали мастерские и регулярно собирались в кафе «Ротонда». Туда и заявился однажды Фудзита в образе, поразившем даже искушенных подвижников искусства: волосы, подстриженные в стиле египетских статуй, бусы, серьги, круглые очки, татуировка вокруг запястья и кимоно на голое тело. Модильяни, Шагал и Сутин, заседавшие в кафе, с любопытством уставились на эксцентричного незнакомца. Выяснилось, что мастерская Фудзиты находилась аккурат над Модильяни, только в отличие от последнего, у японца была ванная и даже горячая вода благодаря помощи состоятельных родителей. Вежливый, обходительный, очаровательный Фудзита мгновенно влился в творческую тусовку. Как-то раз он одним самурайским ударом уложил на землю обнаглевшего матроса, приревновавшего свою девушку к Модильяни. Так, итальянец и японец стали друзьями навек. Имидж денди-самурая молодой художник всячески пестовал, даже брал уроки у Айседоры Дункан, чтобы добавить своим движениям пластичности. Говорили, будто знойная танцовщица не на шутку увлеклась «Монсеньором глициниевых полей» — фамилия Фудзита означает «поле глициний». Впрочем, обаятельный Фу-фу, ростом «метр с кепкой», околдовал не одну Айседору – только официальных браков у него насчитывалось пять.

ПРАВИЛО 4

Женщины и котики — рецепт успеха.

В 1918 году в Париже состоялась первая выставка Фудзиты, на которой все 110 работ были проданы. Несколько картин купил Пикассо. «Унес, сколько смог», — рассказывал он. Азиатское искусство через призму европейской традиции восхищало великосветскую публику. Утонченный стиль Фудзиты не был похож ни на что из существовавшего тогда, высокая эстетика, светлый колорит с переливами молочных и перламутровых оттенков сделали японца одним из самых популярных художников Парижской школы. В грунт, кроме белил, мастер добавлял еще и гипс, что давало ощущение скульптурности, объемности произведений, а в краски замешивал перламутр из устриц. Из всего разнообразия тем, волновавших потомка самураев, выделялись две: женщины и кошки. И то, и другое продавалось «на ура». Даже состоятельный Пикассо завидовал прибыльному коллеге, который имел статус самого богатого художника Франции и передвигался на кадиллаке. Правда, коммерческий успех имел и обратную сторону: представители музеев считали, что женщины и кошки — живопись если не китчевая, то салонная, не достойная музейных стен. Однако весь остальной мир рукоплескал Фудзите. Его выставки пользовались успехом в Америке, а в Бразилии и Аргентине произвели фурор: в Буэнос-Айресе в течение двух недель работы мастера посмотрели 60 тысяч человек, за автографом выстроились 10 тысяч.

 

«Девочка на балконе» (1950). Fondation Foujita

 

ПРАВИЛО 5

Душа — Родине, сердце — Франции.

Фудзита вернулся в Японию спустя 30 лет. Его встречали как триумфатора, покорившего мир. Военно-морское министерство в годы горячего конфликта предложило ему стать батальным художником. Будучи патриотом, он согласился и рисовал театр военных действий с фотографической точностью. Однако после трагедии Хиросимы и поражения милитаристской Японии художник осознал, что больше не может оставаться на родине. Он снова уехал во Францию, получил французское гражданство, а также Орден Почетного легиона, который до Фудзиты вручался исключительно французам за выдающиеся заслуги, а после принял крещение. Католическая вера, шедевры титанов Возрождения — имя Цугухару он поменял на Леонар в честь Леонарда да Винчи — вдохновили его на создание картин евангельской тематики: «Снятие с креста», «Мадонна с младенцем». В честь своего обращения художник возвел часовню в Реймсе и расписал ее. Фудзита покинул этот мир в возрасте 81 года вскоре после освящения часовни, в которой он и обрел свое последнее пристанище. 

 

14.02.2024
Фото || www.commons.wikimedia.org,
www.espace-bienfaiteur-apprentis-auteuil.org
Автор || Татьяна Михальская

Поделиться: