Правила жизни Эрте

Модницам он подарил стиль «спортивный шик» и платье с асимметричным декольте, а модникам — костюмы из шелка и бархата. Образ «унисекс» — тоже его идея. Изысканный, утонченный, при этом весьма прагматичный художник Эрте известен в Европе и Америке как модельер, скульптор, иллюстратор, сценограф, даже писатель. Но за лаконичным псевдонимом Эрте скрывается уроженец Санкт-Петербурга, потомок старинного татарского рода — роман Петрович Тыртов. «Я с отвращением ношу одно и то же платье два дня подряд… — говорил о себе Роман Петрович. — монотонность рождает скуку, а я никогда не скучал в своей жизни». Жизнь Эрте в самом деле была яркой, даже роскошной, и при этом долгой — 97 лет.

 

 

ПРАВИЛО 1
Впитывайте от мира лучшее.

Родился наш герой в северной столице в 1892 году. Основатель рода Тыртовых — татарский хан Тырта — служил еще при Иване Грозном, и с тех пор все мужчины Тыртовы были связаны с военным делом. Отец Эрте — адмирал флота Петр Иванович Тыртов, начальник Морского инженерного училища, не сомневался, что единственный сын продолжит традицию, но мальчика увлекло рисование. Впервые взяв краски в руки в три года, он уже не расставался с ними. Рассказывают, что свой первый эскиз дамы в вечернем платье Эрте создал в шесть лет. Мать отнесла рисунок к портнихе, и та сшила наряд, вызвавший восторг петербургской публики. Юный Эрте брал уроки танцев у Марии Петипа, дочери балетмейстера Мариинского театра, рисование оттачивал у Дмитрия Лосевского, ученика Ильи Репина, зачитывался книгами по искусству, бродил часами по Эрмитажу. Его очаровывали античная культура, произведения Древнего Египта, Индии, Китая, мусульманского Востока. А в 1900 году Роман побывал вместе с матерью и сестрой на Парижской выставке. Город его ошеломил, и он поклялся, что однажды завоюет французскую столицу. «Я мог бы прожить без танцев, но не без живописи», — вспоминал Эрте.

 

Эрте. 23 ноября (4 декабря) 1892, Санкт-Петербург — 21 апреля 1990, Париж

 

ПРАВИЛО 2
Сталкиваясь с критикой, не опускайте рук.

Закончив гимназию, 19-летний Тыртов отбыл во Францию в качестве корреспондента петербургского журнала «Дамский мир», а затем устроился в модный дом «Каролин». Вскоре хозяйка выпроводила его со словами: «Молодой человек, занимайтесь в жизни чем угодно, но никогда больше не пытайтесь стать художником по костюмам. Из этого у вас ничего не получится». Юноша был оскорблен, но руки не опустил. Вместо этого он отправил свои эскизы самому знаменитому кутюрье тех времен — Полю Пуаре и получил предложение о работе. Трудясь на Пуаре, Тыртов довел до совершенства технику рисунка, придумал свой стиль и взял псевдоним Эрте, состоявший из первых букв его имени и фамилии.

 

ПРАВИЛО 3
Будьте благодарны своим учителям.

Научившись всему необходимому у великого кутюрье, Эрте решил основать свой модный бренд. Он отшил коллекцию и разослал пригласительные, подчеркнув, что и модельер, и закройщица связаны с Домом Поля Пуаре. Возмущенный Пуаре подал в суд и выиграл компенсацию, а Эрте навсегда оставил мысль о собственном модном бизнесе, при этом уважение к своему учителю он пронес через всю жизнь. Вскоре в творческий мир художника ворвался театр: Эрте создавал декорации и костюмы, сотрудничал с танцовщицей Матой Хари, а та познакомила его с парижской богемой. Талантливый юноша стал востребованным настолько, что ему предложили контракты сразу Vogue и Harper’s Bazaar. Выбрать что-то одно было сложно, и Эрте бросил жребий — так началась его 20-летняя история с Harper’s Bazaar. Владелец издания Уильям Херст говорил: «Чем бы был наш журнал без обложек Эрте?». К слову, на счету Эрте — более 250 уникальных обложек и несколько тысяч рисунков.

 

 

ПРАВИЛО 4
«Никогда не отказывайтесь от денег».

Оригинальный стиль, соединивший эстетику древнего искусства и изысканность ар-деко, цветовые сочетания, текучесть линий, изящество силуэтов подняли Эрте на вершину популярности. Он и художник, и дизайнер. Шляпы, сумочки, духи, мебель, ткани, проекты интерьеров — кажется, все, к чему бы ни прикоснулась его рука, превращалось в произведение искусства. Аристократия, обожавшая балы-маскарады, превозносила Эрте. Светская львица Луиза Казати, дизайнер Эльза Скиапарелли, балерина Анна Павлова гордились знакомством с ним. Дягилев предложил ему многолетнее сотрудничество. Но едва Эрте приступил к эскизам для «Русских сезонов», из США пришел еще более выгодный контракт. «Никогда не отказывайтесь от денег, — сказал тогда Дягилев, — сам-то я никогда не отказываюсь».

 

Marion Martin, 1928.
Автор костюма: Эрте

 

ПРАВИЛО 5
Творите на полную мощность.

В период между двумя мировыми войнами Эрте трудился в Америке, прослыв с подачи журналистов «королем мюзик-холлов». Он успешно работал на Бродвее — эскизы к мюзиклу «Скандалы» Джорджа Уайта находятся в Ньюйоркском Музее современного искусства. По приглашению Луиса Майера, владельца «Метро Голден Майер», Эрте создал костюмы к знаковым картинам: «Бен Гур», «Богема», «Безумие танца», одевал звезд первой величины. Его способность придавать простому крою дорогую изысканность была уникальна. Писатель Жан-Луи Бори отмечал: «Эрте создает в пространстве фигуры неподвижного балета». Сам художник, всегда элегантный и стройный, напоминал ожившую модную картинку. Он вернулся во Францию на гребне успеха и даже изобрел десерт «Эрте» для одного из парижских кафе: голубую клубнику по-декадентски.

 

ПРАВИЛО 6
Оставайтесь верными себе.

Вторая мировая война смела с трона роскошный ар-деко. Для Эрте наступил период забвения, однако художник остался верным своему стилю. Он еще сотрудничал с театрами как декоратор и сценограф, но главным его увлечением стала скульптура. Теперь эскизы Эрте за сорок лет творчества оживали в бронзе. Экспериментируя с технологиями и материалами, мастер добивался точности воспроизведения ткани, ведь именно пластика ткани, а не тела оставалась главной в его работах. В семидесятые годы публика вдруг снова воспылала любовью к ар-деко, и Эрте как легенду эпохи ждал новый взлет карьеры. Его персональная выставка произвела фурор, музей «Метрополитен» выкупил 170 произведений художника. Эрте создал роскошные украшения «Art to wear», перевыпустил ранние графические серии, для чего существенно модернизировал процесс печатания тиражной графики, компания «Маттел» продала Барби по эскизам его костюмов. Свой последний спектакль — бродвейский мюзикл «Звездная пыль» — Эрте оформил в 97 лет. Художник умер в 1990 году. Приглашение на похороны, список приглашенных и даже эскиз роскошного гроба в стиле ар-деко он продумал заранее. «Я никогда не принимал наркотики, —признавался художник, — я никогда не нуждался в них. Мой наркотик — это искусство».

 

Эскиз Robe d’apre`s-midi для Harper’s Bazaar. Сентябрь, 1922

 

07.06.2024
Автор || Татьяна Михальская

Поделиться: